Надо Знать

добавить знаний



Общество Иисуса



План:


Введение

Печать общества Иисуса. Христограма "IHS" - это первые три буквы "IHΣOYΣ", которые произносятся гречески как "Иисус". В более поздние времена ее истолковали как сокращение от "Iesus Homini Salvator" ("Иисус, Спаситель Человечества") или "Iesum Habemus Socium" ("Есть Иисуса Компаньоном".

Общество Иисуса ( лат. Societas Iesu , Сокращенно SJ или SI) - христианский монашеский орден Римо-Католической Церкви. Члены ордена известны как иезуиты. Их иногда называют "Солдатами Иисуса Христа" или "пехотинцами Папы" из-за того, что основатель Общества Игнатий Лойола был рыцарем, до того как стал священником. Девизом иезуитов есть выражение "Ad maiorem Dei Gloriam" ( лат. Все во славу Божию ).

Общество Иисуса - самый многочисленный монашеский орден в составе католической церкви. Сегодня количество иезуитов составляет 20 170 человек, среди которых 14 147 - священники. Их миссии действуют в 112 государствах на всех континентах. Главными направлениями деятельности иезуитов есть евангелизация, образование и научные исследования.


1. Краткие сведения

Рубенс. Св. Игнатий Лойола

Общество Иисуса было основано 1534 года испанцем Игнатием Лойолой в Париже и утверждено 27 сентября 1540 года римским папой Павлом III. Главной целью иезуитов стало проповедование идей христианства, распространение влияния католической церкви и укрепление власти папы римского. Организационные принципы Общества строились на основе строгой дисциплины, безусловного подчинения только генералу Общества, или римскому папе.

В XVI-XVII веках, пытаясь распространить свое влияние, иезуиты активно действовали во многих странах мира, в частности в Индии1542 г.), Японии1549 г.), Китае1563 г.), на Филиппины1594 г.) и других. В середине XVI века иезуиты продуктивно работали в Украина. В XVIII веке члены Общества создали христианское государство автохтонные Гуран в Парагвае, которая была уничтожена Испанией и Португалией, стремившихся новых земель в Южной Америке.

Через верность идеалам Христа, часто шли вразрез с политикой европейских государств, Общество Иисуса неоднократно запрещали в Португалии, Франции, Испании. Иезуиты формально были ликвидированы папой Климентом XIV в 1773 году.

Гонения против иезуитов в Португалии, начавшиеся в 1759 г. при министре Помбалу, и сопровождались преследованием, насильственным изгнанием, заключением членов Ордена. 1764 г. - начались гонения во Франции, здесь одну из ведущих ролей сыграла маркиза де Помпадур.

Наконец Португалии, Франции, Испании, Неаполь и Парма совместными усилиями (Франция и Неаполь даже захватили часть Папского государства) удалось убедить нового папу Климента XIV окончательно уничтожить орден иезуитов (булла "Dominus ac Redemptor noster", 1773г.). Генерал ордена Лоренцо Риччи был заточен в Ельзенбурзи, где и умер в 1775 г.

Только Фридрих II в Силезии и Екатерина II в Беларуси и Литве не стали запрещать иезуитов. В период 1801-1820 годов Товаристоа Иисуса активно развивалось в Российской империи. Продолжали деятельность школы при коллегиях в Беларуси - в Витебске, Могилеве, Мстиславле, Орше, Полоцке, в Прибалтике - в Даугавпилсе. Открылись новые школы при коллегиях Риге, Ужвальди, Краслава, Санкт-Петербурге, на территории Украины - в Романове у Житомира. Открылись новые миссии иезуитов в Саратове, на Кавказе - в Моздоке, в Сибири - в Иркутске и Томске, в Украине - в Одессе, а также миссия в Астрахани. При миссиях средние школы действовали в Одессе, Астрахани, Саратове, Чечерск.

7 августа 1814 г. Пий VII своим бреве "Sollicitudo omnium ecclesiarum" возобновил Общество Иисуса во всем мире.

С XVI век для проповедования идей христианства и воспитание своих сторонников создавались иезуитские школы, которые отмечались высоким уровнем преподавания. В Украине такие школы были созданы в Львове ( 1608 г.), Луцке ( 1609 г.), Киеве ( 1690 г.) и др.. городах. В 1661 г. грамотой польского короля Яна II Казимира Львовская иезуитская коллегия была преобразована в университет. На украинских землях в составе Российской империи иезуиты были вынуждены прекратить свою деятельность в 1820 г., а в Западной Украине - в 1939 году. В начале 1990-х годов деятельность Общества Иисуса в Украине возобновлено.


2. Иезуиты в Украине

Костел ордена Иезуитов (Львов), построенный в 1610-1630 гг архитектором иезуитского ордена Джакомо Бриано

В 1802 году иезуиты открыли в Одессе миссионерский центр, построили костел, a при нем - приходское училище. В 1804 году ими был основан мужской и женский пансионаты для детей из благородных семей. Эти заведения получили государственное признание.

Среди шляхтичей города Романова, возле Житомира, желание пригласить иезуитов для создания в их городе миссионерского и учебного центров. Один из шляхтичей - господин Ильинский, обратился к заведующему отделом иностранных вероисповеданий в Российской империи князя Голицына, чтобы открыть в Романове иезуитскую школу. B департаменте Голицына и кабинете императора Александра I дали согласие, и в 1818 году иезуиты прибыли в Романово - построили костел, школу и библиотеку.

В XIX веке на Холмщине царское правительство проводило политику насильственного перехода греко-католиков в православие. В 1874 году даже дошло до кровавой схватки: в Пратулини и дрели царские войска расстреляли несколько десятков человек, которые стали в обороне Греко-Католической Церкви. В следующем году часть греко-католиков, которую возглавил Маркел Попель, объявила в городе Холме акт отступничества от Вселенской Церкви и присоединилась к Московской патриархии. Царское правительство истолковал эту акцию как обязательную для всех греко-католиков. За 30 лет - с 1875 до 1905 - продолжалось жестокое преследование унии, в результате которого одни миряне же смирились и перешли в православие, другие - к римо-католиков, но были и такие, тайно и последовательно придерживались греко-католического обряда. Эти факты достаточно известны.

В 1877 году иезуиты получили от Конгрегации чрезвычайных дел полномочия тайно производить пастырство среди греко-католиков Холмщины. В Варшаве и Люблине они открыли продуктовые магазины, которые использовали как подпольные центры для встреч с преследуемыми греко-католиками.


3. Иезуиты в Киеве

Иезуитская резиденция появилась в Киеве 1620 г. по инициативе епископа Богуслава Окше-Радошевского; 1623 г. перемещена в епископский м-ка Фастова, где 1625 г. начала действовать коллегия среднего типа со школами грамматики, поэтики и риторики. После 1633 г. иезуиты вновь возвращаются в Киев, разместившись в доме, купленном для них Янушем Тишкевичем, тогдашним киевским воеводой.

Несмотря на то, что 1646 Кисель Адам и Могила Петр, тогдашний киевский митрополит, поднимали на сейме ходатайство о запрете открытия в Киеве иезуитских учебных заведений, здесь в сентябре 1647 г. была открыта коллегия, аналогичная фастовской. На дворе иезуитов 1646 г. состоялся знаменитый трехдневный публичный диспут католических теологов С. Смялковича и М. Цихоцкого с ректором Киево-Могилянской коллегии И. Гизелем. Иезуиты оставили Киев в начале Освободительной войны 1648-1654 гг; дальнейшая судьба зданий, принадлежавших им неизвестна.


4. Иезуитские коллегиумы

Первая иезуитская коллегия на украинских землях была открыта 1575 в Ярославе (1575-1773; ныне город в Польше, здесь учился в свое время и Б.Хмельницкий). За 16-18 вв. были основаны и действовали также коллегии в городах Львов (1608-1773), Луцк (1608-1773), Острог (1626/27-1773), Бар (1646-66, 1749-73), Фастов (1625; 1647-48 переведена в Киев), Переяслав (1636-48; ныне М. Переяслав-Хмельницкий), Каменец (1610-72, 1700-73; ныне М. Каменец-Подольский), Винница (1630-48, 1732-73), Ксаверов (1647-48; ныне село Малинского района Житомир. обл.), Кросно (1631-1773), Перемышль (1626-27, 1654-1773; ныне Пшемысль, оба города в Польше), Овруч (1685-1773), Красностав (1688-1773; ныне г. Красныстав, Польша), Самбор (1702-73), Кременец (1712-73), Станислав (1716-73; ныне М. Ивано-Франковск), Житомир (1747-73).

В 17-18 вв. при коллегиях возникают конвикту (интернаты) для малоимущей благородной молодежи. Они существовали в Каменке (1614-72, 1714-73), Остроге (1640), Львове (1709), Луцке (1752), Кросно (1766), Виннице (1754), Кременце (1749-50).

20 января 1661 - польский король Ян II в Казимир подписал диплом, который предоставлял Львовской иезуитской коллегии "достоинство академии и титул университета с правом преподавания всех тогдашних университетских дисциплин, присуждения ученых степеней. Обучение в Львовском университете велось по образцу других иезуитских университетов в Европе. 1758 Август III утвердил диплом от 20 января 1661 г., выданный Яном II Казимиром. Однако из-за противодействия Краковского университета и Замойской академии вскоре его лишили права предоставлять выпускникам академические степени, что считалось прерогативой этих высших учебных заведений.

В 1812 г. - Полоцкая коллегия получила статус академии (университета).


5. Иезуиты в ХХ ст.

Начале ХХ в. иезуиты действовали на территории Польши (в состав которой входила Западная Украина) и Румынии (Буковина).

В Черновцах орден организовал миссионерскую работу благодаря поддержке архиепископа Зигмунда Филинский. Иезуиты построили костел Сладчайшего Сердца Иисуса (1891-1894 pp.), A у него - дом для резиденции в готическом стиле. В 1944 году, когда Черновцы аннексировал Советский Союз, иезуитов посадили и увезли в Россию. Иезуитский конвикт в Хирови пережил разрушения во время Первой мировой войны. В 1921 году его отстроили, a с началом Второй мировой войны и приходом советской власти это заведение конфисковали в пользу военных.

В 1920-х гг на территории тогдашней Польши проживало около 4 миллионов православных. В 1923 году, по случаю 300-летнего юбилея мученической смерти Иосафата Кунцевича, Святейший Отец Пий XI в энциклике "Ecclesiam Dei" обратился к православным, поощряя их соединиться с Апостольской Столицей при одновременном сохранении своего церковного обряда, языка и традиций. Осуществлять подготовку к этому процессу Римская курия поручила чина отцов-иезуитов. В 1924 году в Обществе Иисуса официально создали Восточный отдел, в обязанности которого и предстояло практически реализовать, новое унийную концепцию Апостольской Столицы.

Для первой миссионерской станицы Восточный отдел ордена избрал Альбертина, что в Беларуси. В 1925 году там открыли греко-католический приход, a в следующем году - новициат византийско-славянского обряда. За период первого десятилетия в новициат проходили послушание более 80 кандидатов, но только половина из них осталась в ордене для работы в Восточном отделе. Это были белорусы, украинская, русские, поляки и чехи. С началом Второй мировой войны Альбертинський новициат отцов-иезуитов прекратил свое существование.

В конце 20-х годов XX века Луцкий епископ Адольф Шельонжек представил в Варшавской нунциатуре проект распространения вышеуказанной неоунии и добился, чтобы монастырь бернардинцев, находившийся в Дубно, передали Луцкой епархии на произвольный срок. В этом монастыре епископ разместил Духовную семинарию византийско-славянского обряда, которую в 1931 году переименовали в Папскую семинарию и передали в ведение Восточного отдела Общества Иисуса. Основные семинарийни предметы преподавали на латыни, a дополнительные - польском и украинском. В 1939 году этот вуз получил статус папской мижепархиальнои Восточной семинарии и подлежал непосредственно Апостольской Столицы.

Во времена Советского Союза на территории Украины иезуиты из Литвы работали полулегально среди римо-католиков, a среди греко-католиков - нелегально. Результатом таких пастырских стараний является приход св. Анны в городе Хмельницком. Сегодня во многих странах мира (в том числе и в Украине) Орден Иезуитов проводит реколлекции на основе Духовных упражнений Игнатия Лойолы.

Сегодня в Обществе Иисуса насчитывается около 20000 членов в 85 провинциях в 127 странах мира.


6. Канонизированы иезуиты


7. Известны иезуиты


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам