Надо Знать

добавить знаний



Овидий


Latin Poet Ovid.jpg

План:


Введение

Публий Овидий Назон ( лат. Publius Ovidius Naso ), Или Овидий (* 20 марта 43 до н. е., Сульмона, современная Италия - 17 н. е., Томис, современная Констанца, Румыния) - последний из поэтов "золотого века" римской литературы, произведения которого имели существенное влияние на позднюю европейскую средневековую литературу и по наше время.


1. Жизнь

Согласно автобиографическим произведением "Скорбные элегии", Овидий родился в обеспеченной провинциальной семьи всаднического сословия. С братом Луцием, который был на год старше, сначала учился в грамматической школе в Риме, а затем получил обычную для того времени риторическую образование. Обнаружив незаурядные способности к риторики, занимался политикой : был одним из низших городских чиновников в коллегии триумвиров, - а потом членом судебной коллегии децимвирив. Однако тяга к стихосложение взял верх: стал членом кружка Марка Валерия Мессалы, имел возможность встретиться с Вергилием на декламирование Горацием его стихов, поддерживал дружеские связи с Секстом Пропорции и Тибулла. Образование завершил в Афинах, после чего совершил путешествие восточным Средиземноморьем с поэтом Эмилия Макро, а затем до возвращения в Рим побывал на Сицилии.

В декабре 8 года н. н.э. император Октавиан Август неожиданно прислал поэта в Томы - греческую колонию у устья Дуная (ныне современный город Констанца на территории Румынии). Причинами для изгнание были "оскорбление и ошибка": "оскорблением" стала поэма "Искусство любви", которая появилась восемью годами ранее, что сам поэт подчеркивал неоднократно - выход поэмы случайно совпал со скандалом, связанным с супружеской неверностью дочери императора Юлии. Однако намек Овидия, в чем состояла "ошибка", остался неразгаданным. Был какой-то непосредственный повод, то "случайно увиденное", возможно, какой-то факт, что компрометировал Августа или его семью. Исследователи полагают, что Овидий был доверенным лицом в любовной связи Юлии, другие - что он был посвящен в династические интриги, с целью лишить Тиберия, сына императрицы Ливии от предыдущего брака, прав.

Когда это произошло, Овидий находился на острове Эльба. Неизвестно, происходил какой-то суд, возможно, тайный. Однако имущество поэта не конфисковано и его третья жена Фабия, родня императора, осталась в Риме, чтобы добиться помилование. Перед отъездом изгнанник сжигает "Метаморфозы", хотя именно это произведение поэт считал залогом своего бессмертия, своим памятником, к счастью, друзья сохранили копии произведения. В ссылке только вера в преданность жены и надежду на милость императора служили Овидию единственным утешением. После смерти Августа в 14 н. е., появилась надежда на скорое освобождение, однако в Тиберия, которому поэт обращался за его племянника Германика, понимание не нашел. Под конец жизни Овидий, очевидно, смирился с судьбой.


2. Творчество

Публий Овидий Назон, картина Антона ван Вернера

Овидий воспитывался в атмосфере империи Октавиана Августа, когда по окончании гражданских войн чрезвычайно возросла состоятельность итальянских землевладельцев. Поэт отразил в своем творчестве идеологию всаднического сословия, достигшего в то время своего наивысшего экономического развития. Социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего литературного поколения ( Вергилий, Гораций), Овидием чужая. В его творчестве преобладают эротические темы, в которых главным является не глубокие чувства, а остроумная ироническая игра традиционными литературными мотивами, с постоянными перепевами как предшественников, так и самого себя. Произведения Овидия отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиля, которым он владел в совершенстве.

Блистательной поэтический дебют Овидия ("Любовные элегии") связан с эротическим элегией, распространенным жанром в его время. В этом жанре отразились настроения средних слоев общества, которые погружались от общественной деятельности в сферу личной жизни. Поэт вспоминает своих предшественников - Корнелия Галла, Альбия Тибулла и Секста Пропорция, однако он не был лишь подражателем, свои элегии он составляет в совершенно иной тональности, игривого, время легкомысленного трактовка темы любовь. Публичные декламации "Любовных элегий" сразу принесли их автору всеобщее признание.


2.1. Начало

Первыми литературными опытами Овидия, за исключением тех, которые он, по его собственным словам, отдавал огня "для исправления", были "Героиды" (Heroides) и любовные элегии. Яркость поэтического дарования Овидия воплощается и в "Героиды", но наибольшее внимание римского общества он обратил на себя любовными элегиями, вышедшие под заголовком "Amores", сначала в пяти книгах, но впоследствии, по исключению многих произведений самим поэтом, составили три дошли до нас книги из 49 стихотворений. Эти любовные элегии, содержание которых в той или иной степени, возможно, основывается на любовных приключениях, пережитых поэтом лично, связаны с вымышленным именем его подруги, Коринны, которое и прогремело на весь Рим, как об этом заявляет сам поэт (totam cantata per Urbem Corinna).

В этой довольно распространенной в римской литературе форме, которая уже имела своих классиков, Овидию удалось проявить в полной силе яркое дарование. Она сразу сделала его имя громким и популярным. Заканчивая последнюю из этих элегий, он изображает себя столь же прославленным своим народом пелигнив, сколько Мантуя обязана своей славой Виргилия, а Верона - Катулла. Бесспорно, поэтического дарования, свободного, непринужденного, с блестящей остроумием и меткостью выражения, в этих элегиях очень много, как много точных жизненных наблюдений, внимание к деталям и версификаторського таланта, для которого, видимо, не существовало никаких метрических трудностей. Несмотря на это большая часть творческого пути Овидия лежала впереди.


2.2. "Скорбные элегии" и "Понтийские письма"

Овидий в изгнании, картина Иона Теодореску

Ссылка на берега Черного моря дало повод к написанию целого ряда произведений, вызванных исключительно новым положением поэта. Свидетельствуя неисчерпаемую силу таланта Овидия, они носят совсем другой колорит и представляют нам Овидия совсем в другом настроении, чем до того, как его постигла его катастрофа. В ближайшее результатом этой катастрофы были его "Скорбные Элегии" или просто "Скорби" (Tristia), которые он начал писать еще в дороге и продолжал писать на месте ссылки в течение трех лет, изображая свое печальное положение, жалуясь на судьбу и стараясь склонить Августа до помилование. Элегии, которые полностью соответствуют своему заголовку, вышли в пяти книгах и обращены в основном к жене, некоторые - к дочери и друзей, а одна из них, самая, составляющая второй книги - до Августа. Эта последняя книга очень интересна не только отношением, в котором поэт ставит себя к личности императора, выставляя его величие и подвиги и униженно прося прощения своим грехам, но и заявляет, что его обычаи совсем не так плохи, как об этом можно думать, судя по содержанию его стихотворений: напротив, жизнь его целомудренная, а озорная только его муза (такое заявление со делал и Марциал, в оправдание содержания многих своих эпиграмм). В этой же элегии приводится целый ряд поэтов греческих и римских, на которых похотливый содержание их стихотворений не может навлечь никакой казни указывается также на римские мимические представления, крайняя непристойность которых действительно служила школой разврата для всей массы населения.

За "скорбными элегиями" были написаны "Понтийские письма" (Ex Ponto), в четырех книгах. Содержание этих адресованных Альбиновану и другим лицам писем по сути тот же, что и в элегий, с той только разницей, что по сравнению с последним, "Письма" обнаруживают заметное падение таланта поэта. Это чувствовалось и самим Овидием, который откровенно признается, что перечитывая, он стыдится написанного и объясняет слабость своих стихов тем, что муза не хочет идти к грубым гетов; исправлять же написанное - добавляет он - у него не хватает сил, потому что для его больной души тяжело всякое напряжение. Цитата из Писем часто используется авторами как просьба к читателю о снисхождении. Тяжесть положения отразилась, очевидно, на свободе духа поэта; постоянный гнет неблагоприятной обстановки все более и более стеснял полет его фантазии. Отсюда утомительная монотонность, которая в сочетании с минорным тоном составляет в итоге тягостное впечатление - впечатление гибели первостепенного таланта, поставленного в жалкие и неестественные условия и теряет свое могущество даже в языке и стихосложении. Однако, с берегов Черного моря пришли в Рим два произведения Овидия, свидетельствующие о том, что таланта Овидия были под силу и предметы, обработка которых требовала продолжительного и серьезного изучения.


2.3. "Наука любви", "Средства для красоты" и "Лекарство от любви"

Издание "Ars amatoria" ("Наука любви") 1644 года, Франкфурт

Не меньший резонанс вызвал и следующий произведение поэта, о написании которого он сообщал своим читателям еще в 18-й элегии II книги и которое в рукописях и изданиях Овидия носит название "Ars amatoria" ("Любовная наука", "Наука любви"), а в сочинениях самого поэта - просто "Ars". Это дидактическая поэма в трех книгах, написанная, как почти все произведения Овидия, элегическим размером и содержит в себе указания, сначала для мужчин, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой женскую любовь (1 и 2 книги), а затем для женщин, как они могут привлекать к себе мужчин и сохранять их привязанность.

Произведение это отличается в других случаях известной нескромностью содержания, которую автор вынужден был оправдывать перед официальной моралью тем предлогом, что писал свои наставления для вольновидпущениць, живших в Риме, и иностранок, на которых требования о строгости поведения не распространялись (Trist., II, 303). В литературном отношении "Наука любви" прекрасно раскрывает полную зрелость таланта и руку мастера, который умеет обработать каждую деталь и не устает рисовать одну картину за другой, с блеском, твердостью и самообладанием. Добавлено это произведение около 2-1 лет до н. н.э., когда поэту было 41-42 года от роду.

Одновременно с "Наукой любви" появилось произведение Овидия, который принадлежит к тому же разряду от которого до нас дошел лишь отрывок в 100 стихов. В изданиях он носит название "Medicamina faciei". На это произведение, как на готовое, указывает женщинам Овидий в III книге "Науки любви" (ст. 205), называя его "Medicamina formae" ("Средства для красоты") и добавляя, что он хоть и небольшой по объему, но большой за старанием, которым написано (parvus, sed cura grande, libellus, opus). В збеженому отрывке рассматриваются средства, связанные с уходом за лицом. Вскоре после "Науки любви" Овидий издал "Лекарство от любви" ("Remedia amoris") - поэму в одной книге, где он, не отказываясь и на будущее время от своей службы Амуру, хочет облегчить положение тех, кому любовь в тягость и которые желали бы от нее избавиться. В направлении, которого Овидий еще держался, дальше ему идти было некуда, и он стал искать другие сюжеты. Мы видим его вскоре за разработкой мифологических и религиозных преданий, результатом которой были два его капитальных сочинения: "Метаморфозы" и "Фаст".


2.4. "Героиды", "Метаморфозы", "Фаст"

Несподівано елегії отримали політичну забарвленність, коли поет полемізував проти тенденцій Октавіана Авґуста законодавчим шляхом відновити суворість сімейних звичаїв. Нову форму для варіації елегії поет створює в збірці "Героїди", де у вигляді скаржень міфічних героїнь на своїх коханців та чоловіків, з якими вони були в розлуці, майстерно розкривається психологія окремих героїнь. Овідій бере матеріал з трагедій Евріпіда та творів еліністичної літератури й мистецтва, проте міфологічні образи модернізує, зберігаючи лише традиційні імена та ситуації.

Присвятивши любовній елегії майже десять років, Овідій викінчує три книги дидактичної поеми "Наука кохання", що містить практичні поради для закоханих, й "Засоби від кохання". Елегії написані в іронічно-повчальному тоні у витонченій риторичній техніці своєю композицією пародіюють наукові трактати. Поет не приховував свого зверхнього ставлення до офіційного прославляння стародавніх чеснот. Суто практичним твором "Про косметику", Овідій підвів підсумок своїй діяльності як поета любові і звернувся до більш серйозних тем.

"Метаморфози" Овідія. Фрагмент давньоримського рукопису

Овідій береться до здійснення справді величезного задуму: розпочинає поему "Фасти", де, йдучи за календарем, від свята до свята, хоче описати сотні міфів та історичних подій, пов'язаних з історією Риму. Цей твір набував державної ваги, тому що імператор Октавіан Авґуст дбав про відновлення храмів та релігійних свят, відчуваючи себе послідовником Юлія Цезаря. Овідій виступає в ролі охоронця державної ідеології. Одночасно з "Фастами", що мали включати дванадцять книг поет створює ще обширніший епічний твір - поему "Метаморфози", в якій у вигляді зв'язної поеми на матеріалі міфів про різноманітні перевтілення автор задумав пояснити все, що відбувається в мінливому світі природи. В цьому творі Овідій розгортає понад двісті сказань про чудесні метаморфози, починаючи від створення світу як першого "перетворення" хаоса на космос і закінчуючи офіційним міфом про перетворення Юлія Цезаря на зірку.

Через зіслання "Метаморфози" залишились не відшліфованими остаточно, а "Фасти" були завершені тільки наполовину. Сумна метаморфоза спіткала самого поета, на зісланні творчість носила переважно ліричний характер. П'ять книг твору "Скорботні елегії" та чотири книги "Послань з Понту" містять переважно нарікання на долю вигнанця; "Ібіс" - гнівна відповідь проти якогось недоброзичливця; дидактична поема "Наука рибальства", що залишилась незавершеною.

Из произведений Овидия, не дошедшие до нас, в античности высоко ценилась трагедия "Медея", где раскрывается личность неугомонного в своих пристрастиях женщины. Популярность Овидия в античности и в средние века была огромной. "Метаморфозы" воспринимались как языческая Библия, пидлягяла аллегорическому толкованию. Для светской поэзии Овидий был учителем любви, а вокруг жизни складывались легенды. Эпоха Возрождение принесла с собой многочисленные новеллистические переработки Овидиевых мифов, а в XVII-XVIII вв. эти мифы служили неисчерпаемым источником оперных и балетных тем. Цитирование из Овидия подкрепляли свои наставления авторы поэтики, читаемых в Киево-Могилянской академии. В этой среде (свидетельства Б. Коннора, Шерера) считалось, что могила Овидия находится где-то на территории Украины, и это убеждение дожило до эпохи Просвещения. Овидия последовал Г. Сковорода ("Похвала астрономии")

В XIX в. образ поэта-изгнанника обращал внимание А. Пушкина, восторженно отзывался о нем Т. Шевченко, называя "самым совершенным творением всемогущего творца вселенной".


2.5. Утраченные произведения

Хотя сохранились эти два произведения, но до нас не дошла трагедия Овидия, под заглавием "Медея", которая хотя и была произведением юности поэта, но считалась в римской литературе одним из лучших образцов этого литературного вида. На ней с удовольствием останавливается Квинтилиан (X, 1, 98), о ней упоминает и Тацит в "Разговоре об ораторах" (гл. 12). Не дошло до нас и еще нескольких произведений, написанных частью в Риме, частью в Томах и в числе последних - панегирик Августу, писанный на гетской языке, о чем извещает в одном из своих "Понтийских писем" (IV, 13, 19 и сл.) Сам Овидий, все еще ​​не теряя надежды на облегчение своей участи, если не на полное помилование. Однако этим надеждам сбыться не суждено. Не только Август, но и Тиберий, к которому он также обращался с мольбами, не вернул его из ссылки: несчастный поэт скончался в Томах в 17 году и был похоронен в окрестностях города.


3. Список произведений

3.1. Дошедшие до нас

  • (10 до н. Э) Любовные элегии (Amores), пять книг, позже (ок. 1 н. Н.э.) переработанных в три.
  • (5. До н.э.) Героиды (Heroides или Epistulae Heroidum, "Послание героинь"), 21 послание (письмо 16-21 составлены ок. 4-8 гг н. Н.э.).
  • (5. До н.э.) Средство от любви (Remedia amoris).
  • (5. До н.э.) О косметику (О женских косметики или Средство по уходу за женским лицом) (Medicamina faciei femineae), сохранилось 100 строк.
  • (2. До н.э.) Наука любви (Ars amatoria), три книги (частично написаны позже).
  • (8 н. Е.) Метаморфозы (Methamorphoseon), 15 книг.
  • (9 н. Н.э.) Ибис (Ibis), поэма.
  • (10 н. Н.э.) Скорбные элегии (Tristia), одна книга.
  • (10 н. Э) Послание с Понта (Epistulae ex Ponto), четыре книги.
  • (12 н. Э) Фастов, или Римский календарь (Fasti), сохранилось шесть книг, первые шесть месяцев года.

(Дать весьма приблизительны)


3.2. Произведения потерянные или сомнительного происхождения

  • Медея (Medea), потеряна трагедия о Медею.
  • Ореховое дерево (Nux) - считается сомнительным.
  • Утешение, адресованное Ливии или Траурная песня на смерть Друза (Consolatio ad Liviam или Epicedium Drusi) - часто ошибочно приписывается Овидию.
  • Наука рыболовства (Haleutica) - произведение сомнительного происхождения.

4. Украинские переводы

В журнале "Заря" (Львов, 1880-97) было опубликовано несколько переводов из "Метаморфоз"; пер. Елена Петровна и О. Маковей. Д. Николишин в 1920-х годах выполнил перевод первой песни Шумковым стихах, в котором произведение приобретало Украинской народной формы, усиливалось переработкой имен (например "отец Сатурненко", "Дафна Пенеивна" и т.д.). Существенным шагом стали переводы элегий Николая Зерова, гекзаметр под рукой мастера стал мощным выразительным средством, а не только монотонным сочетанием фисташков. Отдельные отрывки из "Метаморфоз" здиснила Ю. Кузьма. Полный и совершенный перевод "Метаморфоз" принадлежит А. Содомора.


5. Афоризмы

  • "Сказано - сделано"
  • "Учиться дозволено и у врага"
  • "Запретный плод сладок"
  • "Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно"
  • "Мы восхищаемся древностью, но живем современностью"
  • "Ничто так не привлекает женщин, как обещания"

6. Наследие

Овидий был последний из известных поэтов Августов суток, со смертью которого закончился золотой век римской поэзии. Злоупотребление талантом в период его наибольшего развития лишило его права стоять рядом с Вергилием и Горацием, но ключом била в нем поэтическое дарование и виртуозность его стихотворной техники делали его любимцем не только между современниками, но и за все время Римской империи. Бесспорно, Овидию как поэту должно быть отведено одно из первых мест в римской литературе. Его " Метаморфозы " и "Фаст" до сих пор читаются в школах, как произведение образцовый с языка и стихосложения латинского писателя.

В честь Овидия назван кратер на Меркурии и поселок городского типа в Одесской области - Овидиополь.


См.. также

Литература

Переводы произведений украинские
Исследование жизни и творчества Овидия
Избранная статья


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам