Надо Знать

добавить знаний



Огюст Конт


Auguste Comte.jpg

План:


Введение

Огюст Конт ( фр. Isidore Marie Auguste Fran?ois Xavier Comte * 19 января 1798, Монпелье - ? 5 сентября 1857, Париж) - французский философ, позитивист.

Изложил свои взгляды в шеститомное "Курсе позитивной философии" (1830-1842) и четырехтомной труда "Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества" (1851-1854). Конт, выпускник парижской Политехнической школы (X1814), был первым в истории философии мыслителем, имел базовое техническое образование. Это дало ему возможность принципиально по-новому подойти к пониманию и толкованию целого ряда проблем, что и нашло свое завершение в его теории позитивизма.


1. Биография

2. Учение Конта

Конт выдвинул идею социологии как науки о законах функционирования и развития общества в целом, отдельных общественных явлений. Он отмечал, что в своей области социология должна решать такие же задачи, которые в других областях знаний решают физика, химия, биология, в отличие от конкретных наук ( минералогия, ботаника, зоология), задачей которых является описание конкретных явлений, а не установления их законов. Конт писал:

"Умная политика не может ставить себе целью заставить развиваться человечество, которое движется благодаря собственным импульсам согласно закону, так же неизменного, как и закон гравитации, хотя и гибкого. Но она ставит своей целью облегчить развитие человечества, обучая его ".

Социология, по мнению Конта, является наукой об общественных явлениях вообще, ее законы одинаково актуальны для всех времен и всех народов.


2.1. Общество в понимании Конта

Обосновывая необходимость новой науки об обществе и его законы, ее значение, Конт, опираясь на реалии XIX века, подчеркивал, что определенный тип общества, который можно описать двумя прилагательными - теологическое и военное, - отмирает. Теологический мировоззрение принадлежит к тому же времени, который характеризовался и доминированием военной деятельности, когда значительное место в обществе занимали военные. На смену ему приходит новое общество - научное и промышленное (индустриальное). Общество, которое зарождается, является научное в таком же смысле, как и общество, отмирающих было теологическим: для современной эпохи характерно научное мировоззрение, так же как для предыдущей эпохи был присущ мировоззрение теологов или жрецов. С того момента, когда люди начинают думать научно, война людей между собой перестает быть основной деятельностью коллективов - такой становится борьба людей с природой, а также рациональная эксплуатация природных ресурсов. Проанализировав тогдашнее общество, Конт пришел к выводу: главным условием общественной реформы реформа интеллектуальная. Случайности революций не обеспечивают переустройства общества, которое переживает кризис. Для этого необходим синтез науки и формирование позитивной политики. Знакомясь с различными науками, Конт формулирует и обосновывает два главных закона: закон трех состояний и закон классификации наук ...


2.2. Человеческий разум за Контом

Согласно закону трех состояний, человеческий ум проходит три последовательные фазы теологическую, метафизическую и позитивную:

  1. На первой он объясняет явления, признавая в них существа или силы, которые можно сравнить с самой человеком;
  2. на второй прибегает к абстрактных сущностей, таких как природа;
  3. на третий человек ограничивается наблюдениям за фактами и выявлением постоянных связей, которые могут существовать между ними или в это время, или во времени.

Она отказывается раскрывать причины фактов и довольствуется выявлением законов, управляющих ими. Переход от теологической фазы к метафизической, а затем - в положительной в различных интеллектуальных дисциплинах осуществляется не одновременно. Поэтому закон трех состояний тесно связан с законом классификации наук. Порядок распределения различных наук раскрывает порядок становления позитивного разума в различных областях. Иными словами, позитивное мышление не могло не сформироваться в математике, физике, химии раньше, чем в биологии. В сложных областях позитивизм оказывается позже. Чем проще материя, тем о ней проще позитивно мыслить. Есть вещи, само наблюдение за которым ведет ум к положительной фазы.


2.3. Распределение богатства, отношения между общественными слоями

Цель сочетание закона трех состояний классификации наук состоит в доказывании того, что способ мышления, который утвердился в математике, физике, химии, биологии должен в конечном итоге победить и в области политики и привести к созданию позитивной науки об обществе. Конт делит эту науку на две основные части: статику, которая изучает условия сосуществования общественных явлений, и динамику, которая изучает последовательное движение общественных явлений и является, по сути, учением о прогресс человеческого общества. В этом учении он рассматривает несколько проблем. Первой из них является понимание индустриального общества, как обязательного этапа в развитии человечества. При этом он не считал существенными противоречия интересов пролетариев и предпринимателей. Между ними может наблюдаться временное и второстепенное по своему значению соперничество в распределении богатств. Но, и здесь Конт согласен с представителями либерального направления, рост производства отвечает интересам всех. И закон индустриального общества - рост богатства, который утверждает или предполагает, наконец, согласование интересов. При этом особое значение он придает частной собственности и ее концентрации, то есть росту богатства.

Конт подчеркивал, что концентрация капитала и средств производства является явлением положительным. Она отвечает главной тенденции, которая наблюдается в истории развития человечества. Материальная культура может развиваться только при условии, если каждое поколение производит более ему нужно для жизни и вследствие этого передает следующему поколению больший запас богатств, чем оно получило. Конт не считал значимыми противоречия между частным и общественной собственностью, поскольку, по его мнению, власть - или политическая или экономическая - всегда носит личный характер. В любом обществе правит небольшое количество людей. Одной из причин, побуждающих (сознательно или подсознательно) требовать обобществления собственности, есть надежда, что смена экономического уклада приведет к изменению структуры управления обществом. Но, подчеркивал Конт, богатые всегда будут иметь столько мощи, сколько необходимо для того, чтобы сохранять определяющее влияние в обществе. Однако владельцы не должны допускать произвола. Частная собственность неизбежна, необходима и полезна, но она терпима только тогда, когда воспринимается не как право на злоупотребления, а как осуществление коллективной функции избранников судьбы или тех, кто благодаря своим способностям достиг экономического процветания. Итак, Конт занимает среднюю позицию между социализмом и либерализмом. Он не добивается социализации средств производства, но и не идеализирует ее, собственность для него - это, скорее, возможность выполнения общественных функций.

В этом аспекте важно отметить, что для Конта социальная иерархия имеет второстепенное значение. Он подчеркивал, что жизнь человека не определяется его местом в экономической или социальной иерархии. Кроме светского порядка, где господствует закон могущества, существует духовный порядок, порядок моральных ценностей. Пролетарий, который находится на низу светской иерархии, может занимать в духовной иерархии высокое положение, если его моральные качества, готовность к самопожертвованию во имя коллектива выше, чем подобные качества тех, кто находится над ним в социальной иерархии. Духовный порядок не является трансцендентный порядок, каким он представляется христианской религии. Это не порядок вечной жизни. Это порядок здесь - на Земле, заменяющий светскую иерархию силы и богатства духовным порядком моральных качеств. Каждый, по мнению мыслителя, должен ставить себе наивысшую цель - стать первым в иерархии нравственности. Из этого вытекают две главные основы общества. Порядок и прогресс - вот две категории, которые являются главными темами социальной философии Конта. Порядок как стабильность общества и прогресс как мирный и постепенный процесс совершенствования и развития общества. А поскольку развитие человеческого духа есть основа и причина развития общества, то именно моральные качества являются определяющими факторами общественного прогресса. Он писал:

"Идеи правят миром и вызывают в нем потрясения. Весь социальный механизм опирается в конечном итоге на мнение людей".

Усиление умственной деятельности и утверждение моральных качеств - главные факторы социальной эволюции. Позитивизм, собственно, и заключается в организации на принципах гармонии и солидарности. С утверждением позитивизма автоматически откроется новая форма организации общества, которую он называет социократиею, есть такое общество, в котором все его части составят единое гармоничное целое и в котором каждый индивид как составная часть целого должен выполнять свою определенную функцию. Конт подчеркивал, что индивид, взятый как отдельное существо, - это абстракция, которая не имеет места в реальной общественной жизни. Вместе с тем он не отрицает существование классов в обществе, но не считает, что между классами существует антагонизм и между ними неизбежна борьба. Напротив, отмечая, что для любого общества характерно наличие общей цели, Конт подчеркивал важность солидарности, выполнении каждым классом своих функций в обществе. Его идеалом и было достижение солидарной деятельности двух главных сил в обществе: концентрированной силы богатства и рассеянной силы масс, богатых патриций и массы пролетариата.


2.4. Международные отношения и международное право в толковании Конта

Интересными и важными для дальнейшего развития были взгляды философа на международные отношения и международное право. Он убедительно отстаивал мысль о единстве человечества и наличие тесных связей между народами. "Ни один народ, - писал мыслитель, - не отделен реально от других. Невозможно существовать изолированно, не теряя своих настоящих моральных, интеллектуальных и даже физических качеств. Прогресс всегда является развитием всего человечества в целом, а не отдельного изолированного народа".


2.5. Значение философии Конта

Всего позитивизм Конта имел влияние и значение для всего обществоведения и философии и, в частности, его философская система сыграла заметную роль в развитии политических и правовых учений во второй половине XIX века.

2.6. Календарь Конта

Конт предлагал позитивиський календарь с 13 месяцев по 28 дней. В каждом месяце 4 недели. Месяц начинается с воскресенья и заканчивается субботой. Один день в году не имеет названия и вставляется после субботы последнего 13-го месяца перед Новым годом как дополнительный день отдыха. В високосный год такой же день вставляется после последней субботы 6-го месяца. Недостаток - при разделении года на кварталы пришлось бы делить и месяцы.

3. Труда

  • "Курс позитивной философии" (1830-1842)
  • "Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества" (1851-1854).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам