Надо Знать

добавить знаний



Оджибве


Anishinabe.svg

План:


Введение


Оджибве - (другие названия: Чиппева, сото, анишнинаабе) народ, группа родственных индейских кланов, проживающих в США и Канаде. В США оджибве является третьей по величине этнической группой индейцев после чероки и навахо. Общее количество, вместе с метисами, 200000 человек. Оджибве известны своими каноэ из березовой коры, священными записями на бересте, использованием дикого риса, меди.


1. Речь анашинаабе

Язык племен оджибве относится к Алгонкинскую языковой группы. Родственными им есть языки черноногих, шиенив. Название сото использовалась французами, оджибве называть в Канаде, тогда как в США используют название Чиппева. Этнонимы Чиппева и оджибве происходит от одного слова с разной произношением, что значит "зморщуваты". Само этой группы племен Anishinaabeg. Слово получило целого ряда упрощений в разных языках, поэтому в украинских источниках можно встретить названия анишинабек, анишшинапе, анишнинаабе. Речь анашинаабе использовалась на северо-востоке Америки, как мижплеменна язык торговли, поскольку оджибве вела интенсивную торговлю с французами в течение длительного времени. Оджибве подарили мировой культуре большое количество заимствований из их языка (вигвам, тотем). В 1855 году Генри Вадсворс Лонгфеллоу написал "Песню о Гайавате", использовав мифы, топонимы и оригинальные слова народа оджибве. Как и во всех произведениях европейцев об индейцах в нем есть казусы. Например, имя героя должно было быть Нанабожо, потому Гайавата - с языка ирокезов.

Делегация оджибве в Вашингтон. 1899

2. История народа оджибве

До прихода европейцев на континент оджибве передавала свою историю преимущественно устно. Есть неподтвержденная информация, что существуют тайные берестяные записи, которые делались шаманами для заметок своих знаний. С эпических историй известно, что оджибве пришли с острова Черепахи. Их путешествие было спровоцировано появлением семи демиургов, что приказали племени двигаться на запад вдоль реки Св. Лаврентия до реки Оттава и далее до Великих Озер. Поскольку оджибве ведет оседлый образ жизни, дорогой они делали остановки, пока не разделились на многочисленные группы, которые затем европейцы воспримут за отдельные племена. Одна из них пересекла Большие Прерии - и дошла почти до Тихого Океана. Во время миграции анишинаабе вытеснила враждебные племена с их территорий. На время прибытия европейцев оджибве находились в длительном союзе с племенами Оттава и патаватоми, который назывался Совет Трех Очагов, и которая воевала против Конфедерации ирокезов и сиу. После своих завоеваний они контролировали наибольшую территорию и очевидно были мощным индейским народом Северной Америки. Поскольку их территория была размещена северу от основного потока поселенцев, а их земля была малопригодна для земледелия - оджибве долгое время почти никто не беспокоил. Они самостоятельно вели войны по захвату новых территорий.

Французы, прибывшие в Канаду, использовали оджибве, как своих союзников в войнах. Они вели интенсивную торговлю с племенем Оттава, которые были в союзе с оджибве, а затем и с ними самими, что обеспечило индейцев огнестрельным оружием. Благодаря ружьям, оджибве окончательно выгнали сиу (в частности племя дакота) со своих территорий в прерии. Отдельные стычки с дакота происходили в начале 20-го века. Есть свидетельства, что оджиба были на очень примитивном уровне до встречи с европейцами, не имели почти никакой социальной организации. И только благодаря торговле с французами и последующими войнами они развили свои социальные институты, обустроили общие религиозные праздники и т.д..

США пыталось переселить анишинаабе с их земель, что привело к ряду вооруженных конфликтов. Затем правительства США и Канады подписывали договоры с индейцами, в которых они передавали землю. Оджибве подписали наибольшее количество таких договоров сравнению со всеми другими племенами Америки. Однако эти домовлення имеют сомнительную ценность из-за разницы в мировоззрении: для европейцев земля была товаром, который можно было легко купить и продать, по определенной цене на нее, а для оджибве земля не могла принадлежать никому, ее можно было только использовать наряду с огнем, воздухом и водой. Современный анализ этих договоров, с учетом мировоззрения оджибве, показывает совершенно иной смысл обязанностей сторон. Время от времени народ анишинаабе выступал в совместных индейских мятежах против американцев и британцев.

Вождь Небакваом

3. Культура

Оджибве проживают группами по 20-50 человек (на момент встречи с европейцами 200-300 человек), в английской традиции называют бандами (bands). Большинство этноса, за исключением той части, которая пошла в прерии, жила оседлым жизнью. Занимались рыболовством, охотой, выращиванием кукурузы и овощей, сбором дикого риса, который играет важную роль в их мифологии. Типовое жилье оджибве - вигвам (wiigiwaam), состоящий из коры березы, можжевельника и веток вербы. Название прижилось в некоторых языках, в частности в украинском, вместо традиционного для мира названия этого типа жилья - типи. Вигвамы разрисовывали сакральными рисунками, содержащие астрономические, математические и тотемные знаки. Такие знаки оджибве также рисовали на камнях.

Летом проходят основные праздники джинготамог (jiingotamog) для общения с духами и ниимиьидимаа (niimi'idimaa) для социальной коммуникации. Последнее праздник является аналогом праздника пау-вау, который празднуется другими индейцами.

Оджибве хоронят своих мертвецов в погребальных курганах. На каждом из них строится духовный домик (jiibegamig). Вместо надписи на могилах рисуют тотемный знак человека, что там похоронена. Могилы оджибве периодически грабили, что привело к появлению специальной полиции по охране курганов.

Оджибве разделяют мир на живой и неживой. Разделение на женский и мужской род в них неважный. Роли женщины и мужчины не определены, как в других этносов. Член общества приносит пользу относительно его возможностей, а не статуса. Некоторые оджибве были трансвеститами. Например, воин Желтая Голова, абоОзаавиндиб, известный в 19 веке тем, что вел переговоры с властями, носил женскую одежду и был замужем за несколькими мужчинами. Среди оджибве был распространен каннибализм.


4. Верования оджибве

По легендам, когда оджибве жили на острове Черепахи, к ним с моря поднялись семь сверкающих ракушек миигис. Одна из них была очень сильная и смертельная для людей, поэтому она погрузилась обратно под воду. Шесть ракушек, которые остались, основали додемы (слово, от которого происходит современный термин тотемизм). Это были Бикоголови (Wawaazisii), Ехоробы (Baswenaazhi), Утка Шилохвостка (Aan'aawenh), Медведь (Nooke) and Хвост лося (Moozwaanowe). Если седьмой раковина осталась, она должна учредить додем Громовой птицы. Они направили народ в путешествие на запад. Интересно, что эти демиурги появлялись потом все время в снах и медитациях шаманов оджибве. В одном из таких видений, раковина сообщила, что чем дальше на запад они пройдут, тем дольше они смогут следовать традициям, поскольку с востока идут новые люди, которые поселятся здесь. Это видение могло быть пророчеством прихода европейцев. В устном бытования существуют несколько эпических комплексов, в которых рассказывается изобретение различных ремесел, табака и другие полезные для народа вещи. Самые известные из них о каннибала Виндиго и о трикстера Нанабожо (Кролика).

Вождь ПиЧеКир. 1843

5. Мидевивин

Мидевивин - это организация шаманов оджибве. По легенде верховный бог Маниту послал своего гонца к народу оджибве с целью научить их лечиться от болезней. Он выбрал одного парня и передал ему знания, которые тот передавал дальше. Впоследствии была основана организация шаманов, сохранивших тайные знания. При поступлении кандидата в Мидевивин его символически убивали раковину воскресали уже в статусе другого человека. Мидевивин имеет ступенчатую структуру. Например, шаман первой степени имел право носить линию на лице и обслуживать погребальные процессии. Шаман на третьей ступени, что называется Сообщество Восходящего Солнца, обладает силами стихий и разрисовывал верх лицо зеленым, а низ красным. На этом уровне он становился полноценным шаманом. Именно на третьей ступени шаманы систематически попадают в психиатрические больницы США. Четвертый уровень был вершиной шаманской мастерства. Так, могучего шамана, который достиг этой степени, по имени Яасакиид (Жонглер) совместно выследили и убили правительства США и Канады как "лицо, опасное для общества". Однако есть свидетельства и о шести уровней организации. Для перехода от одной ступени к другой происходят сложные процессы инициации. Кроме лечебных функций шаманы также были основными пропагандистами верного пути жизни, комплекса религиозных и этических правил оджибве. Они понимали, что здоровье человека зависит не от лекарств, а от образа жизни. Они пропагандировали благодарить Маниту всего, быть честными, дружными, храбрыми, сдержанными и добрыми.


6. Клановая система

В оджибве понятие семьи гораздо шире аналогичные понятия у нашего народа. Это прослеживается в языке. Например, для братьев и кузенов в языке анишинаабе существует одно название. Для оджибве родными считаются все предки и все рожденные племени. Эту общность мертвых, живых и нерожденных называют словом aanikoobijigan.

Народ оджибве делится на тотемные группы, которые были назначены демиургами. Это Wawaazisii (Бикоголови), Baswenaazhi (Ехоробы), Aan'aawenh (Утка Шилохвостка), Nooke (Медведь) and Moozwaanowe (Хвост лося). Каждый из этих групп имеет какую-то специфику, Ехоробы певучая, Медведи - самый клан, настолько велик, что делится на пидкланы по названию части медведя - Председатель, Ребро или нога. При встрече оджибве говорят Aaniin odoodemaayan?, Что означает: "Какой у тебя тотем ? "Это позволяет сразу идентифицировать родственные и иные связи между собой. Сейчас поздравления сократилось до Aaniin!


7. Источники информации

История


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам