Октава

Чистая октава

Октава - в музыке и акустике - интервал между двумя тонами, частоты которых соотносятся как 1: 2. (Т.е. \ F_1/f_2 = 2 ).

В музыкальной практике октава определяется также, как восьмой степень диатонического звукоряда, а также музыкальный интервал, охватывающий 8 ступеней диатонического звукоряда, откуда и происходит название. Таким образом октава охватывает все семь ступеней диатонического звукоряда, или 12 полутонов хроматического звукоряда.

Кроме того октавой называется также участок звукоряда, в которую входят все 7 ступеней - к, ре, ми, фа, соль, ля, си. Весь музыкальный диапазон таким образом делится на 7 полных и 2 неполные октавы:

Звуки.png


1. Разновидности октавы

В теории музыки различают следующие разновидности интервала октавы:

Notenbeispiel Oktavintervalle.gif
  • (А) Чистую октаву ( Loudspeaker.png восходящая, Loudspeaker.png нисходящая)
  • (B) Увеличенную октаву (энгармонически равна малой нони)
  • (С) Уменьшенную октаву (энгармонически равна большой Септима)

2. Обозначение октав

Диапазон применяемых в музыке звуков разбит на 9 октав, каждая из которых имеет свое название. Кроме того существуют различные способы обозначения принадлежности звука той или иной октаве, из которых наиболее распространены два - нотация Гельмгольца и американская нотация.

2.1. Наименование октав

Октава, лежащий посередине диапазона, называется "Первая октава", следующая вверх - "Друга", затем "Третья", "Четвертая" и "Пятая". Октавы ниже 1-й имеют собственные названия "Малая октава" - это октава ниже 1-й, "Большая" - ниже малой, "контроктавы" - ниже большой, и наконец "субконтроктавы" - ниже контроктавы - самая низкая из используемых октав. Октавы ниже субконтроктавы и выше 5-й октавы выходят за диапазон применяемых в музыке звуков и поэтому не имеют собственных названий и обозначений звуков.


2.2. Нотация Гельмгольца

Была предложена немецким математиком Германом Гельмгольцем в работе Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage f?r die Theorie der Musik (1863) [1]. Эта нотация основана на комбинации способа записи названия ступени - с большой или маленькой буквы, в частности штрихов рядом с названием ступени - от одного до пяти (вместо штрихов также используются арабские цифры) и места постановки штрихов - снизу или сверху. Нотация Гельмгольца может быть применена как с составной системой наименования ступеней, так и с буквенным.


2.3. Американская нотация

Другой способ обозначения октав был предложен Американским акустическим обществом в 1939 году и в США получил название "научной нотации" ( англ. Scientific pitch notation ). В американской нотации номер октавы записывается сразу после определения ступени, при этом октавы нумеруются начиная с самой низкой (субконтроктавы), которому присваивается номер 0-й. Эта нотация применяется только с буквенной системой наименования ступеней.


3. Полный список октав

3.1. Субконтроктавы

Охватывает звуки с частотами от 16,352 Гц (включительно) до 32,703 Гц [2]. Низкая из слышимых октав, как правило нижние ступени этой октавы в музыке не используются. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0-й

Номер ступени Частота, Гц [2] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 16,352 До 2 C 2 C0 Субконтроктавы
2 18,354 Ре 2 D 2 D0
3 20,602 Мы 2 E 2 E0
4 21,827 Фа 2 F 2 F0
5 24,500 Соль 2 G 2 G0
6 27,500 Ля 2 A 2 A0
7 30,868 Си 2 H 2 B0

3.2. Контроктавы

Охватывает звуки с частотами от Гц 32,703 (включительно) до Гц 65,406. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1.

Номер степени Частота, Гц [2] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 32,703 До 1 C 1 C1 Контроктавы
2 36,708 Ре 1 D 1 D1
3 41,203 Ми 1 E 1 E1
4 43,654 Фа 1 F 1 F1
5 48,999 Соль 1 G 1 G1
6 55,000 Ля 1 A 1 A1
7 61,735 Си 1 H 1 B1

3.3. Большая октава

Охватывает звуки с частотами от Гц 65406 (включительно) до Гц 130,81. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2

Номер степени Частота, Гц [2] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 65,406 К C C2 Большая октава
2 73,416 Ре D D2
3 82,406 Ми E E2
4 87,307 Фа F F2
5 97,999 Соль G G2
6 110,00 Ля A A2
7 123,47 Си H B2

3.4. Малая октава

Охватывает звуки с частотами от Гц 130,81 (включительно) до Гц 261,63. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3.

Номер степени Частота, Гц [2] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 130,81 к c C3 Малая октава
2 146,83 ре d D3
3 164,81 ми e E3
4 174,61 фа f F3
5 196,00 соль g G3
6 220,00 ля a A3
7 246,94 си h B3

3.5. Первая октава

Включает звуки с частотами от Гц 261,63 (включительно) до Гц 523,25. Средняя октава звукоряда музыкальной системы. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4

Номер степени Частота, Гц [2] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 261,63 до 1 c 1 C4 Первая октава
2 293,67 ре 1 d 1 D4
3 329,63 ми 1 e 1 E4
4 349,23 фа 1 f 1 F4
5 392,00 соль 1 g 1 G4
6 440,00 Ля 1 a 1 A4
7 493,88 си 1 h 1 B4

3.6. Вторая октава

Включает звуки с частотами от Гц 523,25 (включительно) до Гц 1046,5. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5

Номер степени Частота, Гц [2] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 523,25 до 2 c 2 C5 Вторая октава
2 587,33 ре 2 d 2 D5
3 659,26 мы 2 e 2 E5
4 698,46 фа 2 f 2 F5
5 783,99 соль 2 g 2 G5
6 880,00 ля 2 a 2 A5
7 987,77 си 2 h 2 B5

3.7. Третья октава

Включает звуки с частотами от Гц 1046,5 (включительно) до Гц 2093,0. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6

Номер степени Частота, Гц [2] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 1046,5 до 3 c 3 C6 Третья октава
2 1174,7 ре 3 d 3 D6
3 1318,5 мы 3 e 3 E6
4 1396,9 фа 3 f 3 F6
5 1568,0 соль 3 g 3 G6
6 1760,0 ля 3 a 3 A6
7 1975,5 си 3 h 3 B6

3.8. Четвертая октава

Включает звуки с частотами от Гц 2093,0 (включительно) до Гц 4186,0. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7

Номер степени Частота, Гц [2] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 2093,0 до 4 c 4 C7 Четвертая октава
2 2349,3 ре 4 d 4 D7
3 2637,0 мы 4 e 4 E7
4 2793,8 фа 4 f 4 F7
5 3136,0 соль 4 g 4 G7
6 3520,0 ля 4 a 4 A7
7 3951,1 си 4 h 4 B7

3.9. Пятая октава

Включает звуки с частотами от Гц 4186,0 (включительно) до Гц 8372,0. Самая высокая из используемых в музыке октав, преимущественно используется только ее нижний степень. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8

Номер степени Частота, Гц [2] Составляющее обозначения по Гельмгольцем Буквенное обозначение по Гельмгольцем Американская нотация Современная музыкальная нотация
1 4186,0 до 5 c 5 C8 Пятая октава
2 4698,6 ре 5 d 5 D8
3 5274,0 мы 5 e 5 E8
4 5587,7 фа 5 f 5 F8
5 6271,9 соль 5 g 5 G8
6 7040,0 ля 5 a 5 A8
7 7902,1 си 5 h 5 B8

Примечания

  1. Hermann von Helmholtz. (Nd). A Dictionary of Scientists. Retrieved April 15, 2008, from Answers.com Web site: http://www.answers.com/topic/hermann-von-helmholtz
  2. а б в г д е ж и к л Значения частот рассчитаны исходя из стандартной частоты камертона ля 1 = 440 Гц

Литература

  • Шип С. В. Музыкальная форма от звука к стилю [Текст]: учеб. пособие. / С. В. шипы. - М.: Завет, 1998. - 368 с. - ISBN 966-7272-21-4 : Б. Ц.
  • Прибрежная Г. И., Щерица Т. В. Общая теория музыки. К: Высшая школа, 2004-303 с.
  • Смаглий Г. А. Маловик Л.В. Основы теории музики.-Харьков, 2004.
  • Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник. - СПб.: Композитор, 2006. - 720 с., Ил. ISBN 5-7379-0298-6

Примечания