Надо Знать

добавить знаний



Олимпия


Руины храма Зевса

План:


Введение

Олимпия ( дав.-гр. Olympĭa , греч. Ολυμπία ) - древнегреческое поселение в Элиде, северо-западной области Пелопоннеса, которое никогда не служило собственно городом [1]. Здесь располагались лишь постоянные жилища жрецов Храм Зевса и проводились Олимпийские игры.

Ныне Олимпия - муниципалитет в номе Элида. Население по состоянию на 2001 год составляло 11 069 человек [2].


1. История

Изначально Олимпия представляла собой территорию, принадлежавшей храму перед воротами Писы в том месте, где река Кладеос вливается в Алфей. После разрушения Писы в 641 до н.е., элейцы не позволили возникнуть здесь новому городу и, таким образом, навсегда удержали за собой право заведования святилищем, которое располагалось в Олимпии. Этой цветущей местности был подарен вечный мир, вооруженное войско не могло перейти его границ, потому что вся Элида стала посвященной верховному олимпийском богу Зевсу.

Олимпия лежала у подножия южного склона горы Кронос (в древних источниках Κρονίον), на расстоянии 300 стадий от Элиды и 1485 - от Афины [3]. Она состояла из двух резко обособленных друг от друга частей по обе стороны от Священного Гая, или Альтис (Άλτις). В самом Альтис размещались исключительно предметы, связанные с культом Зевса. На западе, где Олимпия простиралась до берегов Кладеона, построили гимназию, палестру и монкадеон. В восточной части Олимпии, также за стенами Священного Гая, был обустроен стадион и ипподром.

Зарождение спортивных соревнований достигает доисторической эпохи, когда древними жителями пеласгичного племени, царя которых Эномая предание называет обладателем Писы, соединились ахейские племена. Последние пришли в Элиду под руководством Пелопса. В память о Пелопса позже основаны погребальные игры, которые проводились на берегах Алфея и сочетались с ритуалами почитания пеласгичного Зевса. Игры и культ Зевса сохранились и после того, как сюда пришел легендарный Геракл (его имя служит мифическим выражением дорического влияния). Теперь Геракл считался основателем Олимпийских праздников, восстановителем игр Пелопса и основателем тех учреждений, благодаря которым Олимпия стала центром не только Пелопоннеса, но и всей Греции.

Историческое время игры начинается с того времени, когда Ликург Спартанский и Ифит элидским заключили священный союз, которым устанавливался порядок Олимпийских игр и текст которого, кругообразно написан на металлическом диске, который, по свидетельству Плиния Старшего, можно было увидеть по крайней мере в 200 году до н. е. После этого 776 до н.е. стали считать годом отсчета первого олимпиады - периодом игр, повторяющихся через каждые 4 года на 5-й.

С времени 15 олимпиады участие в играх стала более общей, с 30 олимпиады Олимпийские игры распространились на всю Грецию, а с 40-й - участниками игр стали малоазийские греки, греки Великой Греции и Сицилии. Период расцвета Олимпийских игр продолжался до 90 олимпиады и дольше. С времени 80 олимпиады вошло в обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения (ἐπιδείξεις) и произносить стихи. Так, Геродот читал в Олимпии отрывки из истории персидских войн. Волнения Ахейского союза не прерывали их, так же, как и господства римлян, наоборот частности римские императоры Тиберий и Нерон сами принимали участие в Олимпийских играх.

Город начал падать, когда на 10-м году царствования Феодосия Великого, в 394 году нашей эры, после 293 олимпиад, Олимпийские игры объявлялись запрещенными, поскольку рассматривались как рудимент язычества. Вскоре 406 до н.е. император Феодосий II приказал разрушить все храмы и сооружения в Олимпии.


2. Архитектурный ансамбль

Архитектурная модель ансамбля древней Олимпии

Архитектурный ансамбль города сложился в основном в VII - IV веках до н. н.э. Его центром был Храм Зевса. Священный лес Олимпии - Альтис (Άλτις) - представлял собой обнесенный стенами четырехугольник, около 200 метров длиной и 100 метров шириной. С северной стороны Альтис граничил с рядом холмов, один из которых южный Кронос в древности был украшен святилищем Кроноса. С южной стороны роща простиралась до реки Алфей, которая в этом месте была очень глубокая, а русло достигало около 60 метров шириной.

1: Юго-восточные ворота - 2: Пританейон - 3: Филиппейона - 4: ​​Храм Геры - 5: Пелопион - 6: Нимфеум Ирода Аттика - 7: Метроон - 8: Сокровищницы - 9: крипт - арочная аллея, ведущая к стадиону - 10: Стадион - 11: Стоа Эхо - 12: Здание Птолемея II Филадельфа - 13: Стоа Гестии - 14: эллинистические здания - 15: Храм Зевса - 16: Алтарь Зевса - 17: Древнее капище ахейцев - 18: Древнее капище Микитоса - 19: Ника Пеония - 20: гимнасион - 21: Палестра - 22: Теоколеон - 23: герооны - 24: Мастерская Фидий и раннехристианский храм - 25: Ванны на Кладеоси - 26: Греческие ванны - 27 и 28: Приезжие дворы - 29: леонидайоне - 30: Южные ванны - 31: Булетрион - 32: Южная Стоя - 33: Усадьба Нерона
Сокровищницы следующих городов:
I: Сикион - II: Сиракузы - III: Эпидамн? - IV: Византий ? - V: Сибарис ? - VI: Кирена ? - VII: не установлен - VIII: алтарь? - IX: Селинунт - X: Метапонт - XI: Мегара - XII: Гела

С высоты холма Кроноса посетитель мог видеть внизу бесчисленные жертвы Храма Зевса и статуи - памятники всех важнейших событий, а также Священный лес, который благодаря особому мирному статуса Олимпии служил архивом греческой истории, в котором также хранились медные и мраморные документы. Поскольку место для демонстрации принесенных храма предметов было слишком мало, их ставили на стену. На территории, которая уже не считалась священной, между Альтис и Алфеем, находились незначительные здания, а также располагалась мастерская Фидия.

Олимпия имела несколько ворот, из которых только одни были входными. Пестрый портик этих ворот обозначал фронтальный сторону Альтис и только через эти ворота процессии могли поступать на священные земли Гаю. Внутри стены направо, недалеко от входа, находилось священное дикое оливковое дерево (ἐλαία καλλιστέφανος), из которого мальчик, родители которого должны быть живыми, срезал золотым ножом ветки для венков победителей.

В ограде, которой окружалось это дерево (некоторые ошибочно называют ее пантеоном), возвышался алтарь Даря росу нимф, а за деревом располагался величественный Храм Олимпийского Зевса, начатый около 52 олимпиады элейцы Либоном, но закончен лишь в 85-86 олимпиады Фидием. Внутри храма стояла Статуя Зевса также работы Фидия - одно из Семи чудес античного мира. Фундамент, колонны и росписи этого храма были открыты и восстановлены в прежнем виде, благодаря раскопкам, проведенным в 1875 году под руководством немецкого археолога Эрнста Курциуса.

Филиппейона - храм Филиппа II Македонского, единственная известная греческая ротонда неримськои суток

Кроме того здесь найдена статуя Гермеса ("Олимпийского") работы Праксителя - один из самых изящных образцов древнегреческой скульптуры. На расстоянии 15 метров западнее Храма Геры в направлении реки Кладеос стоял Филиппейона (Φιλιππειον) - храм, основанный Филиппом II в Македонским после победы в Херонейской битве, открытый археологами в 1878 году. Далее на северо-восток находились пританей, храм Гестии, дочери Кроноса, и праздничная зал, фундаменты которой найдены во время раскопок также 1878 года.

К востоку от Храма Зевса располагался большой алтарь Зевса, который служил центром Альтис не только относительно занимаемого им пространства, но и за своим религиозным значением. Алтарь был составлен из золы сжигаемых костей жертвенных животных, смешанной с водой Алфея, и стоял на каменном основании, длина окружности которого составляет почти 4 метра (так называемый Профисис, на котором убивали жертвенных животных). Между алтарем и храмом Зевса находилась крытая галерея на четырех колоннах, которая укрывала деревянные столбы, - остаток дома Эномая.

В южной части Альтис действовала городская управа - булетрион элейцы (βουλευτήριον), открытый археологами в 1879 году. Он состоял из главного здания и двух флигелей. У подножия выступающей части холма Кроноса располагались 14 сокровищниц разных городов. Наибольшей пышностью отличалась казна Мегары, она имела форму дорийского храма, а группа на фронтоне древнего стиля изображала сцену гигантомахии. Напротив сокровищниц стояли медные статуи Зевса (эта аллея именовалась Ζανες), построенные на деньги, собранные за штрафы с атлетов. На востоке от них находился митроон (Μητρωον) - периптер в дорическом стиле. Между ним и храмом Геры существовала Экседра [Ирод Аттик | Ирода аттического], украшена многочисленными статуями, а между двумя балдахинами, каждый по 8 коринфских колонн, был обустроен бассейн, в который выливалась вода мраморного быка. К востоку от казны и Ζανες лежали параллельно друг с другом, в направлении с востока на запад, стадион и ипподром.

Ипподром был вдвое длиннее стадиона и тянулся дальше на восток. В северной стороны стадиона примыкал храм Деметры, жрица которого единственная замужняя женщина, имела почетное преимущество смотреть Олимпийские игры, имел право также занимать место напротив судей соревнования. У самого склона Кроноса действовал театр, а чуть выше - храм, посвященный двум божествам: Ейлейфии и ее сыну Сосиполису, гению Олимпии, покровителю мира и благополучия. За стеной, окружавшей Альтис, построили гимназион с помещениями для атлетов - палестрам, окруженный открытыми солнцу площадками для борьбы и с тенистыми аллеями для прогулок.


См.. также

Примечания

  1. Олимпия, место проведения Олимпийский игр / / Большой энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/074/74251.htm
  2. Δείτε τη Διοικητική Διαίρεση" - www.ypes.gr/UserFiles/f0ff9297-f516-40ff-a70e-eca84e2ec9b9/D_diairesi.xls (in Greek). Hellenic Interior Ministry. www.ypes.gr. Retrieved 2009-09-09.
  3. Геродот 2, 7

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам