Надо Знать

добавить знаний



Ольга (княгиня)


Ольга

План:


Введение

Ольга (Вольга, сканд. Хельга [ ], Алогия [1]; крещен имя Елена; ок. 890, нов. ст. - 24 июля 969) - жена князя Игоря I, киевская княгиня, канонизирована Православной Церковью. Отомстила за гибель мужа жестокой расправой ок. 945 г. над древлянами, которые его убили. Правила Русью в годы несовершеннолетия своего сына Святослава (до конца 50-х годов X в.). Упорядочила сбор дани, организовала опорные пункты киевской власти ( погосты). Около 955 приняла христианство, но не смогла сделать его государственной религией. 957 года посетила Константинополь, где заключила соглашение с императором Константином VII Багрянородным.


1. Происхождение

  • Псковская версия. Происхождение княгини Ольги неизвестно, как и хронология его жизни, где бесспорным датой можно считать лишь дату смерти, зафиксированную церковным летописцем. Повесть временных лет относит брак Ольги и Игоря к 903 года. При этом летописец колеблется, описывая ее происхождение: "вот Плескова", "... Нецы же глаголють, яко Ольгови дщы бе Ольга". По позднейшим Иоакимовим летописи Ольга была родом из Изборска из рода Гостомысла. "Кроник Псковский", сохранившийся в списке 1689 г., представляет Ольгу не уроженкой, а лишь основателем Пскова [2]
  • Олеговская версия. Поскольку имя Ольга напрямую связано с Олегом, существует версия, что она была его дочерью. Летопись: "... яко Ольгови дщы бе Ольга".
  • Болгарский версия. Положение Ольги при киевском дворе было исключительным: летопись зафиксировала дату ее брака, у нее был отдельный двор в Вышгороде, ее посол на уровне послов "светлых" князей из местных династий участвовал в переговорах с Византией в 944 г., полководцы Игоря единодушно признали ее регентшей, а юного сына Святослава преемником. Так Ольга вряд ли могла быть дочерью посадника Пскова или другого боярина. Состояние отношений с Болгарией и источники также не дают возможности считать ее дочерью болгарского кагана Симеона, рожденным ок. 896 г. в Плисце. Другая, более детально аргументированная версия - что Ольга, которую князь Олег привез из Болгарии, была внучкой болгарского князя Бориса, дочерью его сына Владимира, предшественника на болгарском престоле и брата Симеона. [3]
  • Киевская версия. Происхождение Ольги остается загадочным, существует даже версия, что она была последним потомком Аскольда, чья семья могла быть вывезена в Псков. Также есть версия о происхождении княгини с Плискова, который лежал на грани Полянских, древлянских и уличських земель на притоке р Роси [4] (ныне - с. Плисков Погребищенского р-н., Винницкой обл., примерно 170 км от Киева).
  • Галицкая версия. За ней, будущая правительница Руси родилась в Плиснеске (ныне с. Подгорцы, Бродовского р-на, Львовской обл.). Ее родителями были Олег / Хельги, внук датского правителя Хельги, и дочь восточнославянского князя Будимира. [5]

(Ь) - под ударением, ранее, читалась как е.


2. Этимология имени

2.1. Норманская версия

По версии имя Ольга - это славянизированные ужиночнена форма скандинавского имени Хельги ( норв. Hailaga , Helgi).

2.2. Славянская версия

  • Известны славянские слова "льгк", "ольгчиты", "ольгчатися", "льгота", "вольгота", в "ольготний".
  • В славянских языках зафиксированы имена Oleg (Oley) (чешск. в 1088 г.), Olek (Welek), топонимы Ologast, Wolegast, Wolgast и др.. [6].
  • Скандинавские саги называют Ольгу "матерью" (а не бабушкой) "Вальдамара"-Владимира (как и "Вартилафа"-Брячислава называли сыном Владимира, а не внуком) и не Хельги, а бессмысленным звукоподражанием "Аллогья", которое нигде за пределами этой саги не встречалось и никакого смысла в скандинавских языках не было.

2.3. Балтская версия

В Литве есть река Олег и некоторые имена, похожие на тот же корень: Ольгерд, Ольгимунт. Известно Балтский слово "algas" - вознаграждение.

3. Семья

Мужчина:

Игорь (до 880 - 945):

Дети:

4. Княжение

Икона Ольги

Повесть временных лет содержит эпическое сказание о мести Ольги древлянам за убийство мужа ( Игоря I). По этому сказанию древляне отправили в Киев послов, которые предложили княгине стать женой древлянской князя Малая. Первое посольство княгиня живьем похоронила в лодке, второе - сожгла в бане; многом исследователи усматривают отражение реальных погребальных обрядов тех времен. Третьей местью стал поход в землю древлян, где под предлогом тризны над могилой Игоря киевские дружинники "полетели пяти тысяч" пьяных древлян, после чего состоялась летняя осада города Искоростень, которая завершилась сожжением города.

Существует интересная легенда, которая прославляет острый разум княгини Ольги. Когда она приехала в Царьград ( Константинополь), то ее долго, где-то около полугода, продержали не допуская встречи с императором (за церемониалом того времени). Наконец после встречи с княгиней император заметил ее красоту и решил жениться на ней. Княгиня Ольга была против этого, но открыто не выступила. Она поставила условие, что перед женитьбой он должен креститься и крестным отцом должен быть сам император Константин. После крещения император вновь заговорил о женитьбе, но в ответ услышал вопрос: "Может дочь жениться с отцом?". Поняв, что его перехитрили, император отпустил Ольгу домой много одарив. Однако эта легенда красивая, но очень сомнительно. Тем более, что когда послы императора прибыли в Киев, то их тоже продержали на реке Почайне с полгода прежде чем допустить к княгине Ольге.

После посещения Константинополя в 957 году по свидетельствам западноевропейских источников (Гильдесгаймськи анналы) 959 года Ольга отправила посольство к германскому королю Оттона I, с приглашением на Русь епископа и священников, на что король согласился и прислал епископа Адальберта. С пребыванием миссии Оттона в Киеве связывают ротонду Х в., Остатки которой обнаружены археологами в пределах наз "города Кия" [7]. Посольство 962 года потерпело неудачу, и сам епископ едва спасся на обратном пути. В этом событии исследователи видят как колебания между Римом и Константинополем в выборе веры, так и дальновидную политику давления на Константинополь, которую перед тем проводили Моравия и Болгария, чтобы добиться выгодного вхождения в церковной организации восточной церкви.

К 964 года летопись относит начало самостоятельного княжения Святослава I, что может свидетельствовать о уход Ольги от государственных дел. Когда 968 года печенеги пришли впервые на Русскую землю, а Святослав находился в Переяславце на Дунае, Ольге с малолетними внуками пришлось организовывать оборону Киев. В следующем году, уважая волю матери, Святослав разрешил похоронить ее по христианскому обычаю.


5. Памяти

  • Житие называет Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.
  • Государственная награда Украины с 1997 года - Орден княгини Ольги". В Священного Синода Русской Православной Церкви существует "Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги". В царской России была учреждена Награда Святой Равноапостольной Княгини Ольги.
  • В Киеве и Пскове поставлены памятники княгине Ольге.
Памятник княгине Ольге, Св. Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию в Киеве
Памятник княгине Ольге в Пскове. Работа Зураба Церетели, 2003 год
Гипотетическая реконструкция Плиснеска на время рождения княгини Ольги из фондов Львовской галереи искусств. Автор Качор И. В.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам