Надо Знать

добавить знаний



Оммаж



План:


Введение

Английский король Эдуард И приносит оммаж Филиппу Красивому, королю Франции. Жан Фуке, Большие французские хроники, 1455-1460

Оммаж ( фр. hommage , От фр. homme - Человек, иногда лат. commendatio - Передача (себя)) - в Западной Европе периода средних веков, акт заключения соглашения, а иногда и сама сделка, которая сопровождалась соответствующим символическим церемониалом. Отношения, исходили из принесения оммаж не обязательно были вассально-сеньориальными, но оммаж практически всегда приносился только лично свободной личностью. После принесения оммаж его лицо принесла становилась "человеком" своего сеньора, откуда и происходит французское название этого акта.


1. Характеристика и формы оммаж

Оммаж имел характер публично-правового акта. Формы принесения оммаж отличались в зависимости от отношений, которым закреплялись. Во время принесения оммаж вассал обязывался служить сеньору "советом и оружием", признавал свою зависимость от него и добровольность этой зависимости. В свою очередь сеньор, которому он приносил оммаж обязывался заступаться за своего вассала и заниматься им. Обязательства, что устанавливались принесением оммаж были двусторонними и взаимными. Это выражалось в классическом жесте протянутых сложенных рук, что вкладывались в руки сеньора [1]. Иногда жест протянутых рук заменялся или сопровождался объятиями в которые заключал своего вассала сеньор: такой жест должен был символизировать принятия вассала в свою семью ( лат. familia ) И одновременно смягчить утверждение неравенства при установлении вассальных отношений. Постепенно с развитием рыцарских отношений классический военный оммаж испытывает на себе все большее их влияние. В церемонии принесения оммаж появляются новые элементы, имеющие подчеркнуть рыцарское братство. Кроме классического рыцарского оммаж существовали и другие его формы. Среди них так называемый hommage servile [2], основой которого был фактор подчиненности своему сеньору, вытесняя фактор службы на второй план. Тем самым он напоминал раннесредневековую мендации. Форме своего заключения он напоминал классический оммаж. Но начиная с конца XI века развивается форма оммаж, приносимый homo de corpore. Спецификой такого оммаж является то, что он приносился не в сфере несения военной службы. Лицо, его приносила и становилась homo de corpore. Такой оммаж приносился представителями разных социальных слоев: его приносили лично зависимые крестьяне, переходили через его посредство из жестких форм зависимости в зависимость, устанавливалась добровольно, повышая свой социальный статус и наоборот - крестьяне, были лично свободны должны были приносить такую ​​форму оммаж теряя часть своего статуса. Часто эта форма оммаж сопровождала вступление на различные должности. Например, homo de corpore становились мэры городков, приносивших такой оммаж получали и доверие сеньора этих городков [3]. Часто принесения оммаж в таких случаях сопровождалось вложением только одной руки в руку сеньора или рукопожатием.
Отношения, состоящие из принесением оммаж имели ненаследственными характер.


1.1. Тесная оммаж

С развитием феодальных отношений и субинфеодализациею все чаще вассалы приносили оммаж различным сеньорам за различные феоды. Такое положение приводило к неясности относительно того, кому из своих сеньоров должен был служить вассал. Для того, чтобы решить этот вопрос с XI века распространяется понятие иерархии оммаж. Устанавливается, что вассал обязан верности в первую очередь потому своему сеньору, которому он обязан владением главным (или первым) своим феодом. Вместе с тем королевская власть, например, в Франции или Иерусалимском королевстве, требует, чтобы все бароны приносили тесная оммаж именно королю. Тесная оммаж мог приноситься или простой устной форме, но позже он стал практически ничем не отличаться от обычного оммаж по форме.


2. Церемония принесения оммаж

Церемония принесения оммаж в большинстве случаев состояла из следующих частей:

  • Auxilum manuum: вассал вкладывал свои сложенные руки в руки сеньора, что должно было символизировать взаимность их отношений и приносил клятву верности - фуа, что приносилась на священных реликвиях или Евангелия;
  • Osculum: в знак взаимной лояльности и равенства сеньор и вассал обменивались поцелуями;
  • Инвеститура, во время которой сеньор передавал предмет, должен был символизировать лен, который получал вассал. Она появляется ок. в XI веке.

Но кроме такой стандартной церемонии существовали и другие, которые зависели от формы принесенного оммаж. Оммаж мог приноситься и без вложенных или сложенных рук, сопровождаться объятиями или другими символическими действиями. Церемонии, сопровождавшие принесения оммаж должны были символизировать его функцию и, следовательно, должны были подчеркивать тот или иной аспект заключенного договора.


3. Сноски

  1. С. Б. Кулаева: Формы средневекового оммажа. М., 1997
  2. Petot P.: L'Hommage servile: essai sur la nature juridique de l'hommage / / Revue historique de droit franqais, 1927
  3. С. Б. Кулаева: Op. cit.

Литература

  • С.Б. Кулаева: Формы средневекового оммажа. М., 1997
  • Pierre Petot: L'Hommage servile: essai sur la nature juridique de l'hommage / / Revue historique de droit franqais, 1927

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам