Надо Знать

добавить знаний



Омнибус



План:


Введение

Первый петербургский омнибус, 1832 г.

Омнибус (от лат. Omnibus - "Для всех") - вид городского общественного транспорта, привычный для второй половины XIX века. Многоместный (15-20 мест) повозка на лошадиной тяге, предшественник автобуса. Постепенно был вытеснен конкой и трамваем.

Часто пассажирские места располагались на только внутри омнибуса, но и на крыше (так называемый "Империал").


1. История

1.1. Европа

Считается, что первый в мире омнибус начал действовать Нанте ( Франция) в 1826. Однако, правильнее будет говорить, что в Нанте в 1826 впервые стали использовать слово "омнибус". Известно, что баготомисни пассажирские экипажи применялись в Париже еще в 1662 за Людовика XIV. Позднее многоместные экипажи различных конструкций использовались в других городах. Однако повсеместное использование омнибусов началось лишь в XIX веке.

В начале XIX века в Нанте парень по имени Этьен Бюро (tienne Bureau) создал транспортное средство для перевозки служащих своего деда, судовладельца, между его конторой и таможней. Транспортное средство обычно розташовувся на Площади Коммерции, рядом с капелюшковим магазином омнео (Omns). На вывеске было написано "Omnes Omnibus (игра слов - omnes латынью "все", omnibus - "всем" или "для всех"). Так среди пользователей линии вошел в оборот выражение "пойти к омнибуса", "сесть в омнибус".

Организатором публичного омнибусного обслуживания в Нанте в 1826 был бывший офицер Станислас Бодри (Stanislas Baudry). По выходе в отставку, он открыл на окраине Нанта мельница для муки, а чтобы утилизуваты с умом ее тепло, - и баню рядом с ней. Для привлечения клиентов в бане, была организована омнибусные линия. Вскоре Бордо обнаружил, что многие из пассажиров ездят на омнибусе не только в баню, а восходят, не доехав до конечной остановки, на промежуточных пунктах. Это навело его на мысль о самостоятельную ценность транспортного средства (при создании оно проектировалось как дополнение к бане). Бодри назвал свой транспортное средство voiture omnibus, что значило "тележку для всех". Омнибус объединял функции извозчика и дилижанса : как извозчик, омнибус перевозил пассажиров в городе (но возница работал в режиме такси), как дилижанс, омнибус был маршрутным транспортным средством, перевозивший большое количество пассажиров (но дилижанс использовался для междугородных перевозок). Скамьи в омнибусе Бодри шли вдоль бортов; вход розташовувся позади.

Также известны данные о том, что на два года раньше, чем в Нанте, Омнибусное сообщение было открыто Джоном Гринвуд между Манчестером (Маркет-стрит) и его пригородам Салфорд (Пенделтона). Омнибус начал ходить по этому маршруту 1 января 1824. [1]

В 1832 омнибусы появились в Бордо и Лионе. Возможно, концепция была Возможно, концепциия была заимствована в Нанте, хочет не вылючен, что идея родилась сама собой.

Появились омнибуса и за пределами Франции. Лондонская газета писала 4 июля 1829: "Новое транспортное средство, называемое омнибусом, сочетал Паддингтон и Сити". Эта линия считается началом истории лондонского автобуса. Организатором лондонского омнибусного движения был Джордж Шилибир (George Shillibeer), который накануне, в 1827, находясь в Париже, разработал свой тип омнибуса. Сначала в лондоне использовались 22-местные омнибусы, но они были слишком неповортки, и их заменили на омнибусы на двенадцать посадочных мест. Первый маршрут лондонского омнибуса имел протяженность в пять миль, на преодоление этого расстояния шла час.


1.2. Америка

В Нью-Йорке омнибусы появились, как и в Лондоне в 1829. Организатором омнибусного движения в Ньй-Йорке был предприниматель Абрахам Брауэр (Abraham Brower), который также известен как организатор добровольных пожарных команд. Первая омнибусная линия Нью-Йорка проходила Бродвеем. Вскоре примеру Нью-Йорка последовали другие американские города: Филадельфия в 1830, Бостон в 1835 и Балтимор в 1844.

Зачастую городские власти давали разрешение на организацию омнибусное перевозок по определенному маршруту небольшим компаниям, которые до этого занимались грузовыми перевозками. Взамен компания брала на себя обязанность поддерживать определенный уровень качества услуги. Нью-Йоркский омнибус очень быстро стал частью городского самосознания.


1.3. Конкуренты

Монополизм омнибуса продлился недолго: уже в тридцатых годах XIX века в городах появились первые конки. Однако, Ппопулярнимы конки стали только пился того, как в 1852 году французский инженер Альфонс Луба изобрел рельсы с желобом для реборды колеса, которые утоплювались в полотно дороги. До этого использовались рельсы, выступающие на 15 см над уровнем улицы, что значительно мешало уличному движению. Поездка конкой, вагон которой ехал равными рельсами было значительно удобнее поездкой омнибусом, который трясло на неровностях дороги.

В 1903 в Лондоне начали действовать городские автобусы (первоначально их называли автомобиль -омнибуса). В течение следующих десяти-пятнадцати лет моторные автобусы полностью вытеснили своих предшественников.


2. Значение омнибуса

Современный туристический омнибус

Омнибус значительно повлиял на общество, в частности он способствовал урбанизации. В социальном плане омнибус в прямом смысле слова сблизив горожан. Только бедные не могли себе позволить использовать омнибус. Благодаря омнибуса жителям ближайших пригородов стало проще добираться центра города.


3. Омнибус в XXI веке

На сегодня омнибусы используются как городской транспорт в городе Санта-Клара на Кубе. Во многих европейских городах омнибусы используются как транспорт для туристов.

Интересно, что в некоторых языках, например в немецкой, слово "омнибус" сейчас используется для обозначения моторных автобусов.

Примечания

  1. Краткая история общественного транспорта Манчестера - www.gmts.co.uk / explore / history / history.html, официальный сайт манчестерского музея общественного транспорта

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам