Онтология

Онтология - ( лат. ontologia от дав.-гр. ών род. п. греч. όντος - Сущее, то, что существует и греч. λόγος - Учение, наука) - это учение о бытия, раздел философии, в котором выясняются фундаментальные проблемы существования, развития сущностного, важного. Понятие "онтология" не имеет однозначного толкования в философии.


1. Философское осознание мира, его сущность и проблемы

Материя является причиной всех причин, не будучи сама обусловлена ​​никакой причиной
Ф. Бэкон

Сущность онтологии. Онтология - это учение о бытии, раздел философии, в котором выясняются фундаментальные проблемы существования, развития сущностного, важного. Понятие "онтология" не имеет однозначного толкования в философии. И это не случайно. Оно сложное, содержательное, многогранное. Существует, по крайней мере, три значения этого понятия:

  • Во-первых, под онтологией понимают ту часть философии, которая выясняет основные, фундаментальные принципы бытия, первоначала всего сущего. Само понятие "онтология" в переводе с греческого языка означает учение о сущем, сущностное, важное (онто - сущее, сущностное, логия - учение). Это учение о первоосновы бытия, о субстанцию ​​, материю, пространство, время, движение, причинность и т.п..
  • Во-вторых, в марксистской философии понятие "онтология" употребляется для выяснения сущности явлений, существующих независимо от человека, его сознания (та же материя, движение, развитие, его объективные законы и т.п.).
  • В-третьих, в западной философии в понятие "онтология" тоже включают общие принципы бытия, но они рассматриваются на уровне сверхчувственного, надрациональнои интуиции. Это так называемая "трансцендентальная онтология" Гуссерля, "Критическая онтология" Гартмана, "фундаментальная онтология" Хайдеггера и т.д.. То есть, общие принципы бытия в таком понимании выясняются лишь интуитивно, а не в процессе практической, познавательной деятельности человека, взаимодействия субъекта и объекта.

Подытоживая изложенное, можно сделать вывод, что содержание понятия "онтология" составляют основы, истоки, первоначала всего существующего, общие принципы бытия мира, человека, общества. В понятии "онтология" находит отражение и особенность этих основ, истоков и первоначала, что они существуют объективно, т.е. независимо от человека и его сознания. Все это составляет сущность такого понятия, как "онтология".

Что означает понятие "бытия"? Как известно, особенностью философии как науки является то, что она дает наиболее обобщенное знание о том, что существует. Поэтому и философское осознание мира основывается на общем, абстрактном, теоретическом отражении действительности. Такое отображение осуществляется с помощью общих понятий, категорий. Самой категории философии (притом любой по направлению) является древнее понятие "бытия".

Бытие - философская категория, обозначающая:

  1. все то, что мы видим, что реально существует;
  2. все то, что мы не видим, но оно у действительности (например, радиоволны, ионизирующего излучения, электрическое поле, внутреннее изменение и т.п.);
  3. все то, что является мнимым, нереальным (например, представление об идеальном, мифологические образы);
  4. реальность, которая существует объективно, независимо от сознания человека (природа, объективные законы);
  5. общий способ существования человека, общества.

Исходя из вышеизложенного, основными формами бытия есть: бытие вещественного, материального; бытия субъективного идеального; бытия биологического (живого) бытия социального (общественного).


1.1. Материальное и идеальное

Самым общим, абстрактным отражением действительности в историко-философском аспекте также представление о материальном и идеальном, о "мире вещей" и "мир идей". По сути, речь идет об основном вопросе философии, о соотношении материального и идеального, о том, что первично, а что производным, вторичным. Не может быть сомнения, что эта проблема в философии существует. Даже Иоганн Готлиб Фихте (немецкий философ, субъективный идеалист) утверждал, что философия может развиваться только двумя путями: первый - от вещей к идеям, второй - от идей к вещам. Первый путь Фихте называл "догматизмом". Второй - "идеализмом". Себя философ относил, конечно, до последнего. Это не что иное как постановка фундаментального вопроса любой философии, а именно: как идти в философии - от вещей к идеям (сознания), или от идей (сознания) к вещам.

Материальное - философская категория, которая дает представление о фундаментальной признак бытия, а именно о его объективное существование, независимое от сознания человека, его жизнедеятельности (например, природа, космос, вещество, законы развития и т.п.).

Идеальное - это философская категория для обозначения субъективного, образного нематериального отражения действительности в сознании. Идеальное дает представление о существенной различие между образом и объектом, который отображается. Это отличие состоит в том, что образ, который отражает реально ощутимые свойства объекта, сам этих свойств не имеет, поскольку лишен всякой телесности, материальности. Например, обычная вишня. Она имеет вкус, цвет, форму, вес, размер (величину) и т.д.. Однако образ вишни мы представляем, этих свойств не имеет. Образ вишни не имеет вкуса, цвета, веса, формы и т.д.. Он не имеет ни грамма телесности.

Итак, образное, отображаемое, идеальное есть субъективной, духовной реальностью; образное, идеальное существует только в актах сознания. Категория "идеальное" имеет, по крайней мере, четыре значения в философии:

  1. идеальное, что существует как результат интеллектуальной деятельности человека (литературные, музыкальные, научные произведения и т.п.);
  2. идеальное как совершенное, как идеал (идеал красоты, общественный идеал, идеальная форма);
  3. идеальное как результат идеализации объекта в человеческой познавательной деятельности. Например, "Точка", "Абсолютно твердое тело", "идеальный раствор" и т.д. Таких объектов в природе не существует. Ведь что такое "точка"? "Точка" - это идеальный объект, созданный в результате абстрагирования от принципиальной невозможности построить данный объект практически, потому что она не имеет ни высоты, ни ширины, ни длины. В природе не существует "идеального раствора", который не имел бы определенного объема и определенной температуры. "Идеальный раствор" - это идеальная модель создана мысленно, когда не учитывают именно эти конкретные признаки - объем и температуру, чтобы найти общие, существенные признаки, присущие всем растворам. Это осуществляется в интересах познания;
  4. Идеальное как объективный феномен, независимый от человека, его сознания ("абсолютный разум?, "Абсолютная идея" у Гегеля, "вечные идеи" у Платона и др.).

Теперь остановимся на выяснении особенностей материального как реального, объективного, которое не зависит от человека и его сознания. Для обозначения того, что является объективным, независимым от сознания в философии произведено представления о материи. Понятие материи. Понятие "материя", его формирование имеет свою историю. В древнейший философов античного мира уже была мысль о первооснове всего существующего. Ею, как известно, они считали воду, воздух, огонь, атом и т.п.. Рассуждения об этом мы находим, в частности, в философии Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Демокрита. Однако такое представление о различных первоосновы всего существующего не имело той универсальности, всеобщности охвата объективной действительности, которое характерно для категориального, философского понимания материи.

Упоминается рассуждения английского философа XVII века Фрэнсиса Бэкона о том, что "... древние представляли себе первую материю как имеющую форму и качество, а не как абстрактную, только возможную и бесформенную ...", потому что "... в то время еще не наступило царство "категорий", где бы абстрактное начало могло укрыться под защитой категорий субстанции, и поэтому никто не осмелился придумать вполне воображаемую материю, а за начало принималось только то, что могло бы быть воспринято чувством ... ". [1]

Только ученик и последователь Фалеса - Анаксимандр первым пришел к выводу, что во всех этих вещей - воды, воздуха, огня - должна быть единая, общая первооснова. Она должна быть всеобъемлющей, безграничной, вечной. Такой первоосновой он считал "апейрон" (апейрон - с греческого - бесконечное, беспредельное). Фактически это была первая попытка дать обобщенное представление о первооснове всего существующего, попытка категориального определения понятия материи.

Позже, у Аристотеля, мы уже находим понимание понятия материи как философской категории, которая не имеет каких-либо конкретных признаков и является результатом абстрактного мышления человека. Аристотель утверждал, что "материя ... чувственно не воспринимается. Однако до признания его существования мы приходим на основе обобщения наших наблюдений". [2]

Подобное мнение относительно понятия материи разделял также, уже известный нам, Фрэнсис Бэкон. "Материя, - писал он, - лишена любых (конкретных - В.Б.) качеств ... Она есть, очевидно, самой совершенной фикцией человеческого ума ...". [3]

Итак, понятие материи вышеупомянутые философы связывали не с конкретными ее свойствами, а с чем-то общим, абстрактным, всеобъемлющим, безграничным. Такой подход стал важным шагом на пути определения понятия материи как философской категории.

Однако не все философы разделяли подобное представление о понятии материи. Прежде всего, такой подход отвергали те, кто считал первоосновой всего сущего дух, идею, "абсолютный разум", сознательное начало. К таким относился английский философ, епископ Джордж Беркли ( 1684 - 1753). Он выступил с резкой критикой представления о материи как о абстрактное понятие. Отрицанию этого Беркли посвятил "Трактат о начала человеческого познания" ( 1710). В нем он не скрывает, что главной его целью является борьба против материализма во всех его проявлениях. Почему? Потому что Беркли был философом-идеалистом, епископом. Его специальность требовал опровержения материализма, основного его понятия материи, поскольку признание последней не оставляло места для Бога как творца всего сущего.

Аргументация Беркли против понятия материи как абстракции была несложной. Она сводилась к провозглашенной им тезисы: "существовать значит быть воспринимаемым". Что это значит? Проследим за логикой Джорджа Беркли. Все то, что реально существует, считал Беркли, я воспринимаю с помощью органов чувств. Материи, как понятие, я не воспринимаю ни с помощью зрения, а также с помощью прикосновения, а поскольку это так, то она не существует, а значит лишена смысла. Вот его суждение на сей счет: "В том, что вещи, которые я вижу моими глазами, испытываю моими руками, действительно существуют - я вовсе не сомневаюсь. Единственное, существование которой я возражаю, это то, что философы называют материей" . [4]

Однако это ошибочное утверждение. Человек многое не воспринимает с помощью ощущений, но это не означает, что такие вещи не существуют. Мы не воспринимаем чувством магнитное поле, ультразвук, радиоволны и т.п., но они есть. Об их существовании мы узнаем при помощи соответствующих приборов. Законы природы тоже не воспринимаются на уровне ощущений, однако никто не отрицает их существования. Понятие материи тоже не воспринимается с помощью осязания, зрения, вкуса и т.д. потому что это абстракция, обобщенное представление, в нем на уровне мышления фиксируется самая, всеобъемлющая признак действительности, которая заключается в том, что вещи, предметы, природа существуют реально, объективно, независимо от человека, его сознания. "Материя, - писал Ф. Энгельс, - есть чистое творение мысли и абстракция. Мы отклоняемся от качественных различий вещей, когда объединяем их под понятием материи. Материя, как таковая, не является чем-то чувственно существующим". [5]

Таким образом, понятие материи произведено в философии для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в ощущениях. Эта объективная реальность и является содержанием такой философской категории, как материя. Хотя здесь возникает парадокс: не логичнее принять факт причины сущности всех вещей, как результат деятельности Абсолютного Разума или Бога вводом идеальное понятие материи, является "чистым творением мысли и абстракции"?


1.2. Виды материи

В каких видах встречается материя как конкретная объективная реальность? Существует следующая классификация конкретных видов материи:

  1. вещественные виды ( вещество). Вещество - материальное образование, которое состоит из элементарных частиц, которые имеют массу покоя;
  2. невещественного вида материи ( поле) - магнитное поле, поле ядерных сил; гравитационное; электрическое; радиоволны; ультразвук; рентгеновские лучи; ионизирующего излучения и т.д.. Невещественного вида материи не имеют массы покоя и обладают бесконечным числом степеней свободы;
  3. антивещественного виды материи ( антивещество). Антивещество - материя, состоящая из античастиц. Ядра атомов антивещества имеют в себе антипротоны и антинейтроны. В вещества ядро ​​со знаком плюс (+), в антивещества ядро ​​со знаком минус (-) - антиядра. В вещества электрон со знаком минус (-), в антивещества электрон со знаком плюс (+) - антиэлектрон. Экспериментально на ускорителях заряженных частиц получены антиядра гелия, антипротон, антинейтрон т.п..

1.3. Структурные уровни материи

В философии рассматриваются структурные уровни видов материи. Картина выглядит так:

И наконец следует подчеркнуть, что материю как понятие нельзя отождествлять с конкретными ее видами, как это было, скажем, в античной философии, когда первооснову всего существующего определяли через конкретные виды материи - воду, воздух, огонь и т.д.. Почему?

Во-первых, потому, что материя как понятие - это общее, а конкретный вид материи - это отдельное; Во-вторых, материя как понятие, и об этом уже шла речь, не воспринимается органами чувств человека. Конкретные виды материи (вещество) на уровне ощущений воспринимаются; В-третьих, материя как понятие в философии определяется не относительно ее конкретных видов, а в отношении чувств человека, его сознания. Потому определение материи как понятия через ее конкретные виды являются логической ошибкой.

В логике такая ошибка носит название "тоже через тоже" ( лат. idem per idem ). Это когда говорят: "материя есть вода", то есть "материя есть материя", "человек есть человек". Такое определение является ошибочным. Это - тавтология (тавтология - определение, которое повторяет ранее высказанное). Потому человека, скажем, можно определить только по сравнению с ниже нее живыми существами. В словаре мы находим следующее определение человека: "Человек - общественное существо, высшая ступень развития животных на Земле. Они отличается от высших животных сознанием и членораздельной речью". [6]

Итак, логическое определение понятия материи можно дать только в отношении человека, его сознания, чувств, а именно: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от человека и его сознания и отражается с помощью его чувств.


2. Движение - способ существования материи

С точки зрения философии, материя не возникает и не исчезает. Она существует вечно. Материя не может превращаться в ничто. Какие бы изменения в мире не происходили количество и качество материи остаются стабильными. Этот процесс детерминируется объективными законами природы. Так, из закона сохранения массы и энергии следует, что: какие бы изменения в природе не происходили, общий баланс субстанциональной материи остается неизменным (субстанция - это то, из чего состоит мир).

Все существующее находится в движении. Это известно. И ни у кого такое представление не вызывает сомнений. Еще в античную древность говорили, что "жизнь - это движение. Где нет движения, там нет жизни". Движение - это фактически абсолютная величина. Спокойствие, стабильность вещей - относительная. В движении предмет, вещь возникает, становится. В покое закрепляется, фиксируется. Нет ни одного вида материи, которая не находилась в движении. Нигде и никогда не было и не может быть материи вне движения. Движение - это сам способ существования материи. Известно, что при нагревании, например, воды последняя интенсивно испаряется. При охлаждении - интенсивность испарения уменьшается. При температуре минус 273 ? (абсолютная температура) движение молекул фактически прекращается.

Но на атомном уровне движение не прекращается - электрон продолжает вращаться вокруг своего ядра, так же как Земля, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Стабильность, устойчивость, солнечной системы достигается именно благодаря движению. Если бы этого не было, то все планеты Солнечной системы упали бы на Солнце, поскольку масса его и притяжения сверхбольшие. Этого не происходит, потому что есть движение, действие центробежных и центростремительных сил, равны по величине и противоположны по своей направленности.

Движение - противоречивое явление. Что-то движется только тогда, когда оно находится в данном месте и одновременно в нем не находится. По сути, движение - это самая существующая противоречие (Гегель). Движение не только перемещения, которое можно наблюдать визуально, но и внутренняя, невидимая изменение.


2.1. Основные формы движения материи

В философии различают пять основных форм движения материи:

  1. механическая форма движения (действие - противодействие; притяжение - отталкивание и т.п.);
  2. физическая форма движения (например, положительная - отрицательное электричество, симметрия - антисимметрия)
  3. химическая форма движения (разложение - соединение; ассоциация - диссоциация);
  4. биологическая форма движения (ассимиляция - диссимиляция; наследственность - изменчивость);
  5. социальная форма движения (социальные противоречия, социальные конфликты, антагонизмы, борьба интересов различных социальных групп и т.д.).

3. Пространство и время как формы существования материи

Движение материи происходит в определенном пространстве и времени. Что собой представляют понятия "пространство" и "время"?

Пространство - форма существования (бытия) материи, которая характеризуется по крайней мере, двумя существенными моментами, а именно: протяженностью материальных объектов и их взаимодействием. То есть, пространство существует лишь тогда и в той связи, когда есть материальные объекты. Без них это понятие беспредметным. Особенностью пространства как философской категории является его трьохмирнисть, поскольку такие измерения имеют материальные объекты (ширина, высота, длина).

Время - тоже форма существования материи. Категория "время" отражает длительность существования материальных объектов и последовательность их изменения. Так же, как и пространство, время, без материальных объектов не существует. Особенностью времени является то, что он необратим. Пора вернуть назад невозможно.

Итак, содержанием пространства и времени как общих форм существования материи являются материальные объекты. Пространство и время - формы бытия материи, содержанием же есть сама материя, ее конкретные виды.

Общими моментами для пространства и времени, как философских категорий, является то, что они:

  • объективные (существуют независимо от человека, его сознания);
  • познавательные (являются объектами изучения).

Пространство и время по своему содержанию противоречивые понятия. Эта противоречивость заключается в том, что бесконечность пространства и бесконечность времени во Вселенной состоит из конечных длительностей и конечных длительностей. Поскольку, с одной стороны, конкретные объекты являются конечных как вещи Земли, а с другой, бесконечными, как объекты Вселенной.

Пространство и время как философские категории и пространство и время как естественнонаучные понятия - это не одно и тоже. Первые - общие, стабильные, абстрактные понятия. Вторые - переменные, относительные, нестабильны. Пространство и время как естественнонаучные понятия меняются с развитием научных представлений о материальных объектах. Например, Исаак Ньютон (1643 - 1687) считал пространство неизменным, абсолютным. [7] По его мнению, пространство - это что-то вроде пустой комнаты, в которую можно внести мебель, вынести их, а пространство при этом останется без изменений.

Однако со временем это утверждение Ньютона о неизменности пространства как естественнонаучного понятия было опровергнуто немецким математиком Бернгардом Римана (1826 - 1866).

Суть дела состояла в следующем: сумма углов треугольника, как материального объекта, на плоскости всегда равна 180 ?. Это известно. Однако Риман доказал, что когда геометрическую фигуру треугольника представить на сферической поверхности, то сумма углов такого треугольника будет не 180 ?, а больше. Следовательно, и пространство, таким образом будет больше, то есть переменным, нестабильным.

Далее, в свою очередь, известный российский математик Николай Лобачевский (1792 - 1856) доказал, что сумма углов треугольника может быть, наоборот, меньше 180 ?. Это зависит от того, с какой стороны сферической поверхности представить треугольник. Данное открытие, которое не получило признания современников, совершило переворот в представлении о природе пространства, его изменчивость.

Таким образом, неопровержимо было доказано, что представление о пространстве как конкретное естественнонаучное понятие меняется в связи с развитием науки.

Таким же переменным, нестабильным является естественнонаучное понятие время. Такая изменчивость, нестабильность времени следует из теории относительности известного физика-теоретика Альберта Эйнштейна (1879 - 1955). Два вывода из его теории имеют, по крайней мере, философское значение. Первый вывод: если тело движется со скоростью света (300 тыс. км / сек), то это тело меняется в своих размерах. Итак, меняются и его пространственные характеристики. Второй вывод: если тело движется со скоростью света, то время для такого тела протекает медленнее.

Основываясь на исследовании Эйнштейна, современный швейцарский физик-теоретик Клаус Лейшнер в 1994 году рассчитал, что если тело будет лететь со скоростью 800 тыс.км / ч, то время в таком полете иметь следующие характеристики:

 Полет тела продолжительностью: 15 лет - на Земле за это время пройдет 35 лет, 20 лет - на Земле пройдет 80 лет, 30 лет - на Земле пройдет 1200, 50 лет - на Земле пройдет 4700. 

То есть, время на Земле истекает быстрее. В полете - медленнее. Можно предположить, что тот, кто проведет в таком полете 50 лет и вернется на Землю - не застанет никого из своих близких и знакомых - так на Земле за это время пройдет 4700.


3.1. Иллюзии пространства и времени

Пространство и время, как известно, существуют независимо от человека, его сознания. Они объективны по своей природе. Вместе с тем, их восприятие не лишено и субъективных моментов. Это проявляется в том, что: а) протяженность материальных объектов отражается в сознании не всегда адекватно - расстояние между этими объектами может складываться. Особенно это наблюдается в горах, пустыне б) время может протекать по-разному - или быстрее, или медленнее. Все зависит от субъективных ощущений человека, его увлеченности, внимания, интереса.

Рассказывают, что когда известный русский художник Илья Репин (1844 - 1930) рисовал свои картины, то так этим увлекался, что целые сутки мог не выходить из мастерской. Ему даже еду ставили на окно, которое было сделано специально в дверях его мастерской.

Автора теории относительности - Альберта Эйнштейна корреспонденты как-то спросили, как понимать его утверждение о том, что время - понятие относительное, может замедляться, когда известно, что время всегда в земных условиях протекает одинаково. На этот вопрос маэстро ответил в шутливой форме:

" Одно дело, когда вы держите на коленях красивую девушку, другая - когда вы стоите голыми пятками на горячей сковороде. Время для вас будет протекать по-разному. В первом случае время будет для вас протекать быстро. Во втором - слишком медленно. "

Даже в зависимости от возраста люди воспринимают время не одинаково. Американский исследователь Петер марганец провел такой эксперимент. Он отобрал три группы людей разного возраста: тем, кому 19 - 24 года, 45 - 50 лет, 60 - 70 лет. И попросил их, сосредоточившись, сообщить, когда для них пройдут три минуты времени. Оказалась такая картина: для группы лиц 19 - 24-летних оценка трех минут равнялась 3,01 минуты, для группы лиц 45 - 50-летних три минуты составили 3,25 минуты, для группы лиц 60 - 70-летних три минуты составляли 4,07 минуты. То есть, для пожилых людей время проходит быстрее, хотя объективно время в земных условиях всегда протекает одинаково, стабильно.

Такие, общие характеристики пространства и времени как философских категорий и как естественнонаучных понятий.


4. Диалектика и ее альтернативы

Диалектика есть постижение противоречий в их единстве

Георг Гегель

Основные понятия, характеризующие диалектику как общую теорию развития. Диалектика есть современной общей теорией развития всего сущего, которая адекватно отражает его эволюцию в своих законах, категориях и принципах. И это касается не только развития "абсолютной идеи", как у Гегеля, но и материального мира. Есть диалектика распространяется на всю окружающую действительность и является теоретическим отображением развития как "духа", так и материи, сознания, познания. Ее основным предметом является само развитие, его общие законы, действующие и проявляются в развитии природы, общества и мышления. Что же такое развитие? Как это понятие трактуется в философии?

Развитие - это необратимое, направленное, необходимое изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качество, является следствием движения противоречий, их решения. Развитие - общее свойство материи, ее важнейший признак. Развитие - это прежде всего изменение, движение, но не любое изменение, движение является развитием. В процессе движения как развития создается новое, необходимое, способное к самодвижения, самовоспроизводства.

Самодвижение в таких организованных и целостных системах, как общество, организм, биосфера и т.п., осуществляется как саморазвитие, т.е. как самоперехид на более высокий уровень организации. Самодвижение и саморазвитие - важные моменты диалектики как теории развития. Саморазвитие "генетически" вырастает из самодвижения как неотъемлемого атрибута материи. Самодвижение отражает изменение явления, вещи под действием внутренних противоречий, им присущих. Внешние факторы не детерминируют движение, а лишь его модифицируют.

Что же такое движение, изменение? Движение, изменение - это внутренне связана единство бытия и небытия, тождества и различия, стабильности и текучести, того, что исчезает, с тем, что появляется. Движение, изменение можно достичь лишь в том случае, если рассматривать его противоречивые стороны в единстве и взаимодействии. Следует принять во внимание только одну его сторону и проигнорировать другую, как движение, изменение станут непонятными. Такой же результат будет тогда, когда мы станем рассматривать их во взаимодействии, а отдельно. Потому движение - это противоречие, свидетельство того, что тело может двигаться только тогда, когда оно находится в данном месте и одновременно в нем не находится. Это единство противоположностей, которые взаимно предполагают друг друга. По Гегелю, "принцип всякого самодвижения раз и заключается ... в изображении противоречий. Что-то движется не потому, что оно ... в этом ... находится здесь, а в другом ... там, а лишь ... потому, что оно находится здесь и не здесь ..., одновременно и находится, и не находится ... Движение является самой противоречием ". Постоянное возникновение и одновременное решение данного противоречия и является движением. Он, как известно, является абсолютным, неотъемлемым атрибутом всего сущего. Поэтому развитие можно считать высшей формой движения и изменения, точнее, сущностью движения, а движение можно определить как любое изменение явления или предмета.

Диалектика как философская теория развития опирается на такие фундаментальные понятия, как связь, взаимодействие, отношения. Понятие связи является одним из важнейших в диалектике. Процесс познания всегда начинается с выявления связей. И любая научная теория основывается на выяснении существенных связей. Понятие связи является исходным для понимания универсальных (глобальных) связей объективной действительности. Что такое связь?

Понятие связи отражает взаимообусловленность вещей и явлений, разделенных в пространстве и времени. Существуют разнообразные связи. Они классифицируются в зависимости от признаков, которые кладутся в основу той или иной классификации. Например, в зависимости от уровня организации и форм движения материи, связи могут быть механические, физические, химические, общественные. Общественные связи в свою очередь могут быть производственные, классовые, национальные, семейные, групповые, личные и т.д.. Связи могут быть также объективными и субъективными, внутренними и внешними, существенными и несущественными, простыми и сложными.