Надо Знать

добавить знаний



Опера



План:


Введение

Фойе Парижской оперы, открытой 1875

Опера ( итал. opera - "Действие", "труд", "произведение") - музыкально-драматический жанр, основанный на синтезе музыки, слова, действия. В опере сценическое действие органично сочетается с вокальной (солисты, ансамбли, хор) и инструментальной ( оркестр) музыкой, часто - с балетом и пантомимой, изобразительным искусством (гримом, костюмами, декорациями, световыми эффектами, пиротехникой и т.д.). В большинстве случаев оперы пишутся по литературным сюжетам. Основой вокальных номеров есть текст, который называется либретто.

Опера может состоять из нескольких действий, действия могут делиться на сцене. Оперы могут строиться из отдельных вокальных форм, таких как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера ( увертюра, антракты), или отличаться сквозным развитием, не предусматривает разделения на такого рода формы.

Оперы рассчитаны на выполнение оперными певцами в сопровождении оркестра. Во многих странах мира существуют специально оборудованные здания для выполнения опер - оперные театры.



1. История

1.1. Возникновение жанра

Якопо Пери (1561-1633), автор первой оперы
Оперный театр при Королевском дворце в Варшаве, рисунок 1701

Опера возникла в конце XVI столетия в Италии, как попытка группы ученых-гуманистов, литераторов и музыкантов возродить древнегреческую трагедию в виде dramma per musica. Первым операм предшествовали с одной стороны, формы ренессансного театра, в которых музыка играла постепенно все большее значение, с другой - развитием сольного пения с инструментальным сопровождением. По мнению Асафьева предвестником оперы стал "глубокий в истории музыки переворот, изменивший качество интонации, то есть выявление человеческим голосом и говором внутреннего содержания, душевности, эмоциональной настроенности" [1].

Первой оперой как правило считают написанную 1597 оперу "Дафна" Якопо Пери, представителя художественного объединения Флорентийская камерата. Подобными произведениями, также впервые поставленные во Флоренции, стали "Эвридика" Пери (пост. 1600), "Эвридика" Каччини (пост. 1602). До фигурирует в репертуаре современных оперных театров опера "Орфей" Клаудио Монтеверди, написана и впервые исполнена в Мантуе 1607 года. В течение последующих десятилетий оперные спектакли распространились по всей Италии и за ее пределами. В частности, в Речи Посполитой оперы ставились при дворе Владислава IV Ваза в Варшаве начиная с 1628 года, среди первых поставленных в Варшаве опер - "Освобождение Ружери" Франчески Каччини, первая опера, автором которой является женщина.

Во второй половине XVII веке жанр оперы появляется и в творчестве композиторов других кран. В частности одной из первых английских опер есть "Дидона и Эней" Генри Перселла (впервые поставлена ​​1688), а первой французской оперой считается "Кадмус и Гермиона" Ж.-Б. Люлли, поставлена ​​1673 в парижской опере, открытой Людовиком XIV 4 годами ранее. Основоположником немецкой оперы считается Генрих Шютц - его опера "Дафна", либретто которой является немецкоязычным переводом либретто одноименной оперы Пери была выполнена в Торгау в 1627 году, однако музыка была потеряна. В Испании параллельно формировался жанр народной оперы - сарсуэлы, первый образец этого жанра обычно считают El Laurel de Apolo Хуана Идальго де Поланко (1657).


1.2. Опера в эпоху классицизма

Пьетро Метастазио (1698-1782), популярный либреттист в жанре оперы-сериа
Вольфганг Амадей Моцарт, автор популярных опер классической эпохи

В течение 18 веке опера испытывает жанровых разветвлений. Так, в Италии конца XVII - начала XVIII веков доминирует жанр серьезной оперы - "Опера сериа" (opera seria). Классические образцы оперного либретто в жанре оперы-сериа принадлежат итальянскому поэту Пьетро Метастазио, автора 27 оперных либретто, воплощенных в музыке рядом композиторов, в частности А. Скарлатти, Дж. Б. Перголези (опера "Гордый узник", 1733). В традициях оперы сериа написаны и первые оперы Д. Бортнянского - "Креонт", "Алкид", "Квинт Фабий" (1776-79). С развитием оперы сериа связано стиль вокального исполнения бельканто.

Параллельно во Франции сформировался особый тип оперы - лирическая трагедия (trag?die en musique или trag?die lyrique), отличавшийся от итальянской серии выразительными речитативами, большим вниманием к хореографии и рядом структурных особенностей. В творчестве Жан-Филипп Рамо выделяется новая разновидность французской оперы - опера-балет, а также первые комические оперы.

В начале XVIII века в истории оперы выделяются комические оперы, национальными видами которой были балладная опера в Англии, оперы-буффа в Италии, оперы-комик во Франции, зингшпиль Германии и др.. Итальянский опера-буффа, с одной стороны являясь преемницей оперы-сериа, с другой стороны впитала традиции народного театра комедия дель арте и, в отличие от серьезной оперы, рассчитанной на аристократическую аудитории, предназначалась для демократичной аудитории. Среди первых образцов этого жанра - "Служанка-госпожа" Дж. Перголези, постановка которой 1752 года в Париже вызвала длительный спор сторонников разных оперных жанров, известную как "войну Буффон".

Стремление приблизить оперу к идеям просветителей, (особенно Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо) стали основой оперной реформы К.-В.Глюка, что вместе с либреттистом Р. Кальцабиджи пытались преодолеть схематизма оперных форм и достичь выражение "сильные страсти", правдивости художественных образов, подчинение музыки литературном содержания. Идейная борьба между сторонниками оперы как зрелища и оперы как драматического действа в 1770-е годы получила название "войны глюкистов и пиччиннистив" и завершилась победой Глюка.

Вершиной развития оперы в конце 18 веке стало творчество В. А. Моцарта, автора 20 опер. Его работы в жанре оперы-сериа ( "Идоменей", "Милосердие Тита"), однако, не смогли вернуть жизнеспособность оперы-сериа [2], вместо комические оперы - "Так поступают все", "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта", "Дон Жуан" остаются в числе самых популярных опер мира.


1.3. Опера в эпоху романтизма

Джузеппе Верди, итальянский композитор, автор 27 опер, 1886
Жорж Бизе, автор известной французской оперы - "Кармен"
Рихард Вагнер, влиятельный оперный композитор конца XIX века

В 19 в. происходит четкая дифференциация национальных оперных школ. Становление и рост этих школ были связаны с общим процессом формирования наций, с борьбой народов за политическую и духовную независимость. Новое направление в искусстве - романтизм, в противоположность космополитическим тенденциям эпохи Просвещения, отличался повышенным интересом к национальным формам жизни, предсказавший активное использование сюжетов сюжеты из народных сказок, легенд и преданий или исторического прошлого страны. Способствовала развитию оперы и романтическая идея синтеза искусств, призвана обеспечить сильное влияние искусства на человека.

Одно из ведущих мест сохраняла за собой итальянская оперная школа, хотя она уже не имела такого исключительного значения, как в 18 веке. Вершиной в развитии оперы-буффа считается "Севильский цирюльник" Дж. Россини, в которой комедия ситуаций превратилась в реальную комедию характеров. Национально-освободительные идеи получили яркое воплощение в опере "Вильгельм Телль", предусмотрев некоторые черты большой французской оперы. В 1830-е-40-е годы патриотические идеи воплотились в творчестве В. Беллини и Г. Доницетти, что было вызвано периодом борьбы за политическое объединение Италии ( Рисорджименто), Горячий были восприняты итальянскими патриотами и первые оперы Верди на исторические сюжеты - "Набукко", "Ломабрдци". Наибольшую известность получили зрелые оперы Верди - "Риголетто" (1851), "Травиата" (1853), ставшие шагом к реалистического направления, также поздние монументальные "Дон Карлос", "Аида" и оперы на шекспировские сюжеты - "Отелло" и "Фальстаф". Реалистическое направление получил свое продолжение в веризма, представленном такими операми как "Сельская честь" П.Масканьи (1890) и "Паяцы" Р.Леонкавалло (1892), черты веризма присущи также ранним операм Дж. Пуччини - "Богема" (1895), "Тоска" (1899).

Во Франции большие оперы на романтичных исторические сюжеты писал Мейербер (известная опера - "Гугеноты", 1835), однако уже в 1860-е годы этот жанр теряет актуальность. Зато в 1850-е-60-е годы появляется французский лирическая опера, меньше по масштабам, более обращена к внутреннему миру человека. Среди создателей лирических опер - Ш. Гуно ( "Фауст", 1859; "Ромео и Джульетта", 1965), Ж. Делиб, Ж. Массне. Самой популярной среди французских опер конца XIX века стала "Кармен" Ж.Бизе, объединяющий испанский колорит с реалистичными чертами, полной ярко и многогранно выписанных образов. Комическая французская опера благодаря Жак Оффенбах | Ж. Оффенбахе трансформировалась в жанр оперетты, который в конце 1870-х годов развиваться также в Австрии, Англии и других странах.

В Германии в начале 19 века великих опер не существовало, зато были популярны зингшпили. Первой оперой на национальный сюжет стала "Волшебный стрелок" К. М. Вебера, она послужила источником новых образных элементов и колористических приемов не только для оперного творчества многих композиторов, но и для романтического программного симфонизма. С 1840-х годов выдающейся фигурой в немецком оперном искусстве становится Рихард Вагнер. Вагнер рассматривал музыкальную драму как высшую форму искусства, благодаря ее органического единства слова и звука. Вагнер окончательно отказался от номерной структуры опер, заменив ее сквозным, непрерывным развитие музыкальной ткани. Ведущую роль в операх Вагнера играет оркестр, тогда как вокальные партии достаточно затруднены, и в основном речетативни. Выдающимся формообразующей особенностью опер Вагнера есть сложная система лейтмотивов, где каждый лейтмотив характеризует того или иного героя, предметов, которые выступают часто как персонажи-символы, или даже абстрактной идеи.


1.3.1. Опера в Восточной Европе

Эскиз афиши первой русской оперы - "Жизнь за царя"

Во второй половине 19 века жанр оперы начинается в музыкальных культурах народов Восточной Европы. В 1836 на мировую арену выходит русская опера, основоположником которой считается Глинка, автор исторической оперы "Жизнь за царя" и сказочной - "Руслан и Людмила". Его последователем стал Даргомизький ("Русалка" (1855),. "Каменный гость" 1866-69), а в 1870-е годы - такие композиторы как П. Чайковский (автор 10 опер), Н. Римский-Корсаков (автор 15 статей) и М. Мусоргский. Эти оперы объединяет тяга к реализма, присущи и русской литературе этого периода. В то же время жанровая палитра русских опер многообразна: Римский-Корсаков основном обращался к сказочным сюжетам, его операм свойственна колористических, красочность, использование народно-песенной мелодики; вместо М. Мусоргскому удалось изобразить острые социально-исторические конфликты, описать динамические массовые народные сцены и яркие глубоко психологические индивидуальные характеристики героев. Тонкий психологизм свойственен и операм Чайковского.

В середине XIX века опера появляется и в других национальных культурах. Так, в 1848 году появляется первые польские оперы - "Галька" С. Монюшко (1847) и "Очарованный замок" (1865), однако в дальнейшем польские композиторы к оперному жанру обращались редко. В это же время появляются первые хорватские оперы В. Лисинский - романтическая опера "Любовь и злоба", 1846 и историческая драма "Окунитесь", 1851. В Чехии оперы связано с творчеством Б. Сметаны, который является автором опер на легендарно-исторические сюжеты ("Бранденбуржцы в Богемии", 1863; "Далибор", 1867; "Либуше", 1872) а также комические ("Проданная невеста", 1866). 1863 также годом появления первой украинской оперы - "Запорожец за Дунаем" Гулака-Артемовского [3]


1.4. XX века

Многообразие стилей, свойственное музыке первой половины XX века, сказалось и на оперному жанру этого периода. Тенденция к отказу от тональности и притяжения к речетативности, наметившаяся в поздних операх Вагнера, нашла свое продолжение в творчестве композиторов экспрессионистических направлении - Рихарда Штрауса, и, прежде всего, композиторов нововенской школы - А. Шенберга и А. Берга. В их сочинениях изменение тональности приходит додекафония, а речитатив переходит в декламации, что определяется авторами как "шпрехштиме" (Sprechstimme) или "шпрехгезанг" (Sprechgesang). Первой полностью атональной и "безтемною" [4] стала моноопера Шенберга "Ожидание" ("Erwartung", 1909), вместо А. Берг стал первым и фактически единственным композитором, которому удалось стать автором масштабной додекафоничнои оперы - "Воццек", 1925. Черты экспрессионизма, хотя и без использования додекафонии, характерны также операм Б. Бартока ("Замок Герцога Синяя Борода", 1918) и Д.Шостаковича ( "Нос", 1928; "Катерина Измайлова", 1934) и

Экспрессионистическим направлении противостоял неоклассический, представителями которой в оперном жанре стали И. Стравинский, П. Хиндемит, композиторы Французской шестерки и, частично, С. Прокофьев. В этих операх сохраняется номерная структура, каноны классической оперы могут сознательно воспроизводиться (например, "Царь Эдип" И. Стравинского) или пародироваться (например, "Любовь к трем апельсинам" С. Прокофьева).

Уникальным явлением остается импрессионистическая опера К. Дебюсси "Пелеас и Мелизанда". С экспрессионистических направлением ее объединяет символизм, преобладание речетативности и сквозная структура, зато опера выдержана в полутонах, преобладает созерцательное, статическое развертывания. Другим уникальным явлением является джазовые оперы Дж. Гершвина - одноактная "135-я улица" (1922) и трехактная "Порги и Бесс" (1935).

В СССР, начиная с 1932, официальный художественный метод соцреалізм проникає і до оперного жанру. Першою оперою на радянський сюжет вважається опера "Тихий Дон" І.Дзержинського (1932). В руслі соцреалізму, послідовники І. Дзержинського обирають сюжетами для своїх опер твори з вітчизняної літературної класики ("Війна і мир" С. Прокоф'єва, "Золотий обруч" Б. Лятошинського, "Назар Стодоля" К. Данкевича, "Украдене щастя" Юлія Мейтуса, "Лісова пісня" Віталія Кирейка та інші), або твори радянських письменників, що оспівують становлення радянської влади, зокрема це опери композиторів з України - Б.Лятошинського ("Щорс", 1937), Г. І. Майбороди ("Милана", 1957; "Арсенал", 1960) та ін.


1.5. Опера в популярній музиці

З увиразненням поділу музики на академічну і популярну в XX століття, жанр опери цілковито підпадає в русло академічної традиції, тоді як в популярній музиці слід за оперетою, з'являються такі жанри як мюзикл (Дж. Келлі, Е. Л. Веббер), і нарешті, рок-опери ("Ісус Христос - суперзірка", 1971). Принципи класичної оперної структури з лейтмотивами і наскрізним розвитком у поєднанні з виразовими засобами популярної музики властиві сучасним операм - Les Mis?rables (1980), Rent (1996) і Spring Awakening (2006). В СРСР жанр мюзиклу представлений у творчості О. Рибникова ("Зірка і смерть Хоакіна Мурьєти", 1976; "Юнона і Авось", 1980).


2. Оперні театри

Театральні будівлі, призначені для виконання оперних постанов, називаються оперними театрами. За кількістю місць у глядачевих фзалах, найбільшими оперними театрами світу є Метрополітен Опера, (Нью-Йорк, 3800 місць), Опера Сан-Франциско (3146 місць) і Ла Скала, (Мілан, 2800 місць).

Здебільшого оперні театри отримують субсидії від держави або приватних меценатів. [5]

Например, ежегодный бюджет Ла Скала, который составлял по состоянию на 2010 год ? 115 мильйоив, на 40% обеспечивается дотацией от государства и на 60% - от продажи билетов и частных пожертвований. [6] 2005 Ла скала получил 25% от ? 464 миллионов - суммы, которая была заложена в бюджете Италии для развития зрелищных искусств. [7] Естонаська национальная опера в 2001 году получили 112 миллионов крон (порядка 7000000 ?), что составляло 5,4% всех министерских средств [8].


3. Оперные голоса

Техника оперного пения во времена, когда электрическое усиление звука не было известно, развивалось ориентируясь на задачу воспроизведения достаточно громкого звука, который мог бы быть слышен этаж звука оркестра. Мощность оперного голоса благодаря слаженной работе трех компонентов - дыхание, гортани и резонаторов - достигает 120 дБ на расстоянии 1 метр [9] [10].

Певцы, а также роли, которые они выполняют, классифицируют по типу голоса согласно теституры, тембра и характера. Среди мужских оперных голосов различают бас, баритон и тенор, среди женских - контральто и меццо-сопрано и сопрано. В свою очередь существует и подробный раздел, например розрязняють сопрано колоратурное, лирическое, драматическое подобное. Иногда мужчины тоже поют женскими голосами, особенно такая практика была распространена в прошлые эпохи, когда молодых певцов ради сохранения высокого голоса подвергали кастрации.


См.. также

Источники

  1. Асафьев Б. В., Избр. труды, т. V, М., 1957, с. 63
  2. Man and Music: the Classical Era, ed. Neal Zaslaw (Macmillan, 1989); entries on Gluck and Mozart in The Viking Opera Guide
  3. Хоча українські композитори писали опери й раніше, зокрема Дмитро Бортнянський, "Запорожець за Дунаєм" стала першою оперою на лібрето українською мовою, і першою на сюжет з української історії
  4. Buchanan Herbert H. A Key to Schoenberg's Erwartung (Op. 17) // Journal of the American Musicological Society. - 20. - (Autumn 1967) (3): 434?449. DOI : 10.1525/jams.1967.20.3.03a00040.
  5. "Special report: Private money for the arts," The Economist, 6 August 2001
  6. Owen, Richard, " Is it curtains for Italys opera houses ", The Times, 26 May 2010.
  7. Willey, David, " Italy facing opera funding crisis ", BBC News, 27 October 2005.
  8. Звіт Міністерства культури Республіки Естонія Комісії з питань культури Європейського парламенту, березень 2002 р.
  9. Введение в технику резонансного пения
  10. Ульева И. Е. Если вы любите петь

Литература

Монографії:

  • Архимович Л., Українська класична опера, К., 1957;
  • Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959;
  • Ферман В. Э., Оперный театр, М., 1961;
  • Бернандт Г., Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР (1736-1959), М., 1962; Хохловкина A., Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века. Очерки, М., 1962;
  • Акулов, Евгений Алексеевич. Оперная музыка и сценическое действие. - М. : Всероссийское театральное общество, 1978. - 453 с.: ил.
  • Бутенко, Леонід Михайлович. Функція хору в драматургії сучасного оперного спектаклю: дис... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Бутенко Леонід Михайлович ; Одеська держ. консерваторія ім. А.В.Нежданової. - О., 2001. - 230 арк.
  • Осипова, Виктория Александровна. Христианско-мистериальный континуум оперного искусства: генезис, эволюция, перспективы: дис... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Осипова Виктория Александровна ; Одесская гос. музыкальная академия им. А.В.Неждановой. - О., 2003. - 181 л.
  • Іваницька, Яна Анатоліївна. Оперна вистава як семіотичний об'єкт: дис... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Іваницька Яна Анатоліївна ; Національна музична академія України ім. П.И.Чайковского. - К., 2007. - 212 арк.
  • Присталов, Ігор Костянтинович. Ліризм як жанрова основа українського оперного співу: дис... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Присталов Ігор Костянтинович ; Одеська держ. музична академія ім. А.В.Нежданової. - О., 2008. - 175 арк.
  • Rolland R., Les origines du th?tre lyrique moderne. Histoire de l'op?ra en Europe avant Lully et Scarlatti, P., 1895, 1931

Довідники:

  • Гозенпуд А. А.. Оперный словарь. - М. : Музыка ; Л. : [б.в.], 1965. - 479 с.
  • Гозенпуд А. А. Краткий оперный словарь. - Киев: Музична Україна, 1986.
  • Житарь, Николай Степанович. Оперная энциклопедия (четыре века мировой оперы: 1600-2000) [Текст] / Н. С. Житарь. - Хмельницький : НВП "Евріка" ТОВ, 2001. - 398 с.
  • Jacek Marczyński. Przewodnik operowy. Świat Książki, 2011, 600 c. ISBN 978-83-247-1715-6
  • Kański J?zef. Przewodnik Operowy, PWM, Krak?w 2001;
  • Stromenger Karol: Iskier przewodnik operowy, Warszawa, Państwowe Wydawnictwo Iskry, 1976
  • The New Grove Dictionary of Opera, edited by Stanley Sadie (1992), 5448 pages, ISBN 0-333-73432-7 and ISBN 1-56159-228-5
  • The New Penguin Opera Guide, ed. Amanda Holden (2001), 1142 pages, ISBN 0-140-51475-9
  • The Viking Opera Guide (1994), 1,328 pages, ISBN 0-670-81292-7
  • The Oxford Illustrated History of Opera, ed. Roger Parker (1994)
  • The Oxford Dictionary of Opera, by John Warrack and Ewan West (1992), 782 pages, ISBN 0-19-869164-5
  • Opera, the Rough Guide, by Matthew Boyden et al. (1997), 672 pages, ISBN 1-85828-138-5


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам