Надо Знать

добавить знаний



Операция "Айсштосс"



План:


Введение

Операция "Айсштосс" ( нем. Eisstoss - Ледовый удар) - операция ВВС Германии, проведенная в апреле 1942 года с целью уничтожения советского флота, скованного льдом Неве в Ленинграде и Кронштадте.

Планом предусматривалось до начала таяния льда в Финском заливе провести серию массированных авиационных налетов. Первый налет, в котором участвовало более 100 бомбардировщиков, был осуществлен 4 апреля, второй - в ночь на 5 апреля, следующие - 24, 25, 27 и 30 апреля. Всего в этих налетах участвовало 325 бомбардировщиков и штурмовиков, которые прикрывались истребителями. Однако через активные действия ПВО и ВВС Ленинградского фронта расчет на легкий успех не оправдался. К целям прорвалось не более одной трети из самолетов, участвовавших в операции; более 90 из них были уничтожены.


1. План операции и силы сторон

Планируя боевые действия в летней кампании 1942 года, немецкое командование рассчитывало при благоприятных условиях повторить попытку захвата блокированного Ленинграда. Одним из главных препятствий к реализации этой цели были корабли советского Балтийского флота. Располагал большим количеством мощной корабельной артиллерии флот уже сыграл большую роль в отражении сентябрьского натиска противника на Ленинград в 1941 году. Поэтому было решено до начала нового наступления сухопутных войск на Ленинград уничтожить советские корабли, которые дислоцировались на Неве. Кроме того, на уничтожении советского флота настаивали лично Адольф Гитлер и Герман Геринг, которые и стали инициаторами операции. Операцию планировалось осуществить до вскрытия Невы, пока корабли оставались скованными льдом и не могли маневрировать, уклоняться от ударов. Приказ о начале операции был отдан 28 марта 1942 а. Цель операции была сформулирована так: "Перед самым раскрытием льда в Финском заливе уничтожить массированным налетом бомбардировщик ей под прикрытием истребителей главные боевые силы русского флота ". Операция проводилась силами 1-го авиационного корпуса (командир - генерал авиации Гельмут Ферстер) 1-го воздушного флота (командующий генерал авиации Альфред Келлер).

Основными целями немецкой авиации были выбраны стояли на Неве линкор "Октябрьская революция", крейсер и "Киров", "Максим Горький", эсминцы "Сильный", "Страшный" "грозит", "Февраль", "Строгий", "Стройный", "Стойкий", "Славный", лидер эскадренных миноносцев "Ленинград", надводные минные заградители "Марти", "Урал" "Ристна".

26 марта силы 1-го воздушного флота начали подготовку к операции "Айсштосс". На льду одного из озер были построены контуры советских военных кораблей в натуральную величину и в том положении, в котором они стояли на Неве. Была установлена ​​следующая очередность действий при подходе авиации целям немецкий артиллерия наносила массированные удары по кораблям и позициям советской зенитной артиллерии в Ленинграде, сразу после прекращения артогнем самолеты заходили на цели, в первую очередь удары наносились по линейному кораблю "Октябрьская революция", затем по крейсерам и надводной заградитель "Марти". Задачи операции решалась массированными налетами бомбардировщиков при поддержке истребителей. За два дня до начала операции тяжелая артиллерия восемнадцатого немецкой армии должна была приступить к подавлению противовоздушной обороны кораблей. Корректировка артиллерийского огня возлагалась на летчиков-наблюдателей, к операции привлекались крупные силы истребительной авиации. Для уничтожения кораблей были доставлены 1-тонные бомбы.

Противовоздушную оборону Ленинграда, в том числе вмерзших в невский лед кораблей, осуществлял Ленинградский корпусной район ПВО (командир - генерал-майор артиллерии. Г С. Зашихин), который 5 апреля был переформирован в Ленинградскую армию ПВО под его же руководством. В составе этого района на конец марта находились 7 зенитно-артиллерийских полков и 1 зенитно пулеметный полк, 2 отдельных зенитных артиллерийских Чемпионат а, 1 зенитный прожекторный полк, подразделения ВНЕСЕНИИ). Воздушное прикрытие обороны города осуществлял 7-й истребительный авиационный корпус ПВО в составе 5 истребительных авиаполков (командир генерал-майор авиации. Е Е. Ерликин) и два истребительных авиаполка ВВС Балтийского флота.

Большинство советских кораблей в то время были усилены зенитной артиллерией и зенитными пулеметами, они были включены в общую систему ПВО Ленинграда. Советское командование прогнозировало попытки немецкой авиации уничтожить корабли, а вскоре один из самолетов разведывательной авиации обнаружил немецкий учебный ледовый полигон. В районе дислокации кораблей срочно дополнительно развернуто зенитно-артиллерийский полк, ближе к кораблям перемещены некоторые другие батареи ПВО, с Кронштадт а на усиление ПВО Ленинграда переброшены еще 5 зенитных батарей. С 31 марта 1942 а все части ПВО и ВВС в Ленинграде находились в состоянии полной боевой готовности.


2. Ход операции "Айсштосс"

Операция началась 4 апреля. Около 19 часов после артиллерийского налета по стоянкам кораблей они подверглись атаке 191 самолета противника (132 бомбардировщика и 59 истребителей), атаковавших тремя большими группами. Их подход был своевременно замечен, все силы противовоздушной обороны Ленинградского фронта и Балтийского флота были подняты по тревоге, но к истребительной авиации приказ дошел с опозданием. Мощный зенитный огонь не позволил немецким летчикам прицельно отбомбиться по кораблям: из 230 сброшенных авиабомб вблизи кораблей разорвались только 70, прямое попадание было только одно: бомба пробила палубу крейсера "Киров", затем пробила борт и разорвалась в воде у борта. От детонации повреждены две пушки крейсера. Легкие повреждения и вмятины от осколков получили еще 6 кораблей, плавкран и плавучий док. Имелось прямое попадание бомбы в одну из зенитных батарей, погибли 8 и ранены 7 зенитчиков. Основная масса бомбардировщиков отбомбились по жилым кварталам Ленинграда, при этом погибло 116 и ранено 311 мирных жителей. В воздух поднялась вся истребительная авиация, но со значительным опозданием и ее действия были неудачными. Заявленное число сбитых немецких самолетов было большое - в разных источниках от 18 до 24 сбитых, фактически все немецкие самолеты вернулись на аэродромы, около десятка имели повреждения. Советские потери - 4 истребителя.

В ночь на 5 апреля был осуществлен повторный авианалет силами 31 бомбардировщика по линкору "Октябрьская революция", который закончился безуспешно: все бомбы легли со значительным удалением. При этом опять большие разрушения были в Ленинграде, 50 погибли до и ранено около 100 мирных жителей. Сразу два госпиталя оказались разрушены прямыми попаданиями.

Днем 5 апреля состоялся третий налет, снова закончился неудачно: только минный заградитель "Марти" получил две пробоины от близких разрывов авиабомб, повреждения корабля оказались незначительными. Изучив данные контрольной фотосъемки, командование 1-го авиационного корпуса пришло к решению об отказе от продолжения операции: мощность зенитного огня была настолько высокой, что отсутствие потерь казалось только чудом и впредь потери ожидались неизбежными. При этом налицо практически полное отсутствие результатов. Мотивируя свое решение просьбой командующего немецкой группой армий "Север" Георга фон Кюхлер о помощи сухопутным войскам в Демянском битве, командующий флотом доложил Гитлеру о прекращении операции.


3. Итоги операции

Ни одна из целей операции не была достигнута: боевые корабли Балтийского флота остались в строю (только крейсер "Киров" можно было считать сильно поврежденным, но и он летом 1942 года полностью были возвращены в строй). Легкие повреждения линкора "Октябрьская революция", крейсера "Максим Горький", двух эсминцев, 2 тральщиков, 1 подлодки, минного заградителя и 5 катеров не отразились на их боеспособности. Флот потерял только три вспомогательных корабля, что никак не отразилось на его мощи. Эти результаты не соответствовали затраченным усилиям немецкого командования: 596 боевых вылетов, сброшено более 500 тонн авиабомб.

Впрочем, операция выявила серьезные недостатки в организации ПВО Ленинграда и прежде слабое взаимодействие зенитных и истребительных частей. Неоперативной оказалась система оповещения о приближении вражеской авиации (информация к командирам полков истребительной авиации доходила с большим опозданием, хотя приближение авиации противника как правило, замечалось вовремя). Система связи ПВО, основанная на проводной связи, оказалась уязвимой и часто выходила из строя, поэтому многочисленная зенитная артиллерия вместо прицельного огня в направлении прорываются бомбардировщиков на высоте их расположения вела обычный малоэффективен заградительный огонь.

В советской литературе указывается на большие потери немецкой авиации, но цифры потерь весьма различны (в диапазоне от 60 до "более 90" сбитых самолетов противника). По немецким данным, было сбито только два их бомбардировщика (24 апреля горящий бомбардировщик упал за линией фронта, 30 апреля сбит бомбардировщик упал в пределах Ленинграда), еще до 10 самолетов получили повреждения. Поскольку сведения о упали в черте города немецких самолетах (кроме сбитого 30 апреля) отсутствуют, видимо немецкие данные более близки к действительности.

Но этого нельзя сказать о заявленных немецким командованием успехи. Так, из доклада командования 1-го авиационного корпуса, который приводится в статье историка Г. Хюмельхена (ФРГ), утверждается о следующем количестве достигнутых прямых попаданий: в линкор "Октябрьская революция" - 4 (фактически 0), в крейсер "Максим Горький" - 7 (фактически 0), в крейсер "Киров" - 1 (фактически 3), в крейсер "Петропавловск" - 1 (фактически 0), примерно 3 попадания в минный крейсер "Марти" (в действительности минный заградитель, попаданий 0), в один из эсминцев - 1 (фактически один эсминец попаданий не было), о повреждении учебного корабля "Свирь" (фактически потоплен), о потоплении недостроенного корпуса судна (возможно, за него взяли один из потопленных вспомогательных кораблей флота)


Источники

п о р War Ensign of Germany 1938-1945.svg Кодовые названия стратегических планов и военных операций Германии во Второй мировой войне Reichsadler der Deutsches Reich (1933-1945). Svg
Стратегические планы
Военные операции

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам