Опрос - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного ( анкетирование) общения социолога с респондентом. Также используется для измерения общественного мнения по различным вопросам.


1. Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах - респонденты опроса. Опроса состоит в задания людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются.

Опросы делятся на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опроса менее строгие по сравнению с стандартизированными, в них отсутствуют жесткие рамки. Они позволяют левитировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.


2. Виды опросов

3. Вопрос

3.1. Правила составления вопросов

  • Каждый вопрос должен быть логическим, отдельным и совмещать отдельные под вопрос.
  • Запрещено употребление малораспространенные, малопонятные слова и специальные термины.
  • Вопросы должны быть короткими.
  • При необходимости вопрос может сопровождаться объяснением, но именно формулировка должна оставаться лаконичным.
  • Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нем упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
  • Формулировка вопроса должно предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Вопрос не должен заставлять респондентов к неприятно для них ответов.
  • Язык вопросам не должно вызывать отвращение (например, быть очень экспрессивным).
  • Недопустимы суггестимни вопрос [1].

3.2. Последовательность вопросов

  • Скрининговые (или фильтрационные) вопросы.
  • Легкие (прогревочного, мотивационные) вопросы.
  • Вопрос возраста и пола.
  • Логический порядок - от общего к специфическому.
  • Остальные демографических и персональные вопросы - в конце [2].

Литература

  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. - СПб.: Речь, 2002. ISBN 5-9268-0140-0

Примечания

  1. В. Никандров Вербально-коммуникативные методы в психологии
  2. Д. Губенко. Методология медиа-исследований