Надо Знать

добавить знаний



Орган (музыкальный инструмент)


KN DFK Orgelmanual.JPG

План:


Введение

Buffet.orgue.cathedrale.Perpignan.png
KN DFK Orgelmanual.JPG

Орган (от греч. "Органон" - "Инструмент" или "орудие") - музыкальный инструмент группы клавишно-духовых инструментов, которому неофициально и любезно предоставлено название "короля музыкальных инструментов": за звуковой палитрой и богатством средств музыкальной выразительности занимает первое место среди музыкальных инструментов.

Звук в органе создается благодаря нагнетанию воздуха в трубы различного диаметра, длины, материала (металл или дерево). Управление органом осуществляется с шпильтишу (т.е. игрового стола, пульта управления, где содержатся игровые механизмы (клавиши, педали и т.д.) и механизмы включения и выключения регистров, вспомогательных средств.

Игра на органе осуществляется при участии обеих рук и ног органиста, с помощью (или без) ассистента. В распоряжении органиста есть один или несколько мануалов (клавиатур для рук) и педаль (клавиатура для ног).

Подавляющее большинство органов расположена в церквях (христианских - римского обряда, протестантских, но церквях византийского обряда), концертных залах, музыкальных учебных заведениях (академиях, консерваториях, училищах).


1. История

Считают, что исторические корни органа - в конструкции флейты Пана. Ряд трубок разной длины, связанные в один ряд, предоставили возможность музыкантам издавать звуки разной высоты путем предоставления воздушного потока поочередно в разные трубочки. Этот принцип был в дальнейшем использован для создания гидравлос (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis - "водяной орган"), изобретения греческого механика Ктесибия, живший в Александрии ( Египет) в 3 ст. до н.э. Более-менее крупные органы появились в IV в. н. В течение долгого времени техническое несовершенство этих инструментов значительно ограничивала звуковые и исполнительские возможности. В VII-VIII вв. появились несколько усовершенствованные инструменты, которые позволили органиста сопровождать певцов, играя с ними в унисон мелодии хоралов. Это позволяло значительно улучшить качество пения церковных хоров.

В 666 году Папа Римский Виталиана ввел орган в христианской церкви. К X в. органы располагали в церквях как римского, так и византийского обряда. Византия вообще славилась своими органами, многие из которых местные правители дарили и продавали в европейские государства.

После раскола христианской церкви в 1054 году орган был удален из церквей, оставшихся под влиянием Византии. В церквях, которые остались под влиянием Рима, орган продолжал сопровождать мессы, но в течение ближайших столетий органу выдвигалось все больше претензий. Только Тридентский собор 1545 - 1563 формально определил роль органа в церкви и указал на роль этого инструмента во время богослужений.

С тех пор история развития органа непременно связана с церковью - как католической, так и протестантской, где орган сразу нашел поддержку как среди прихожан, так и среди служителей церкви. Первые публичные органные концерты прошли в Амстердаме в конце XVII ст., и в Любеке в первой половине XVIII в. Кроме религиозного значения орган приобрел еще и значение концертного.


1.1. Орган в XVIII в.

Вершины своего эстетического и звукового развития органы получили в XVII-XVIII веке в Германии (мастера Арп Шнитгер, Готфрид и Андреас Зильберман, Цахариус Хильдебрандт, Тобиас Трост и др.) и во Франции (династии органостроителей Тьерри и Клико). Именно в то время приобретают славе первых органистов своего времени такие мастера как Дитрих Букстегуде, Иоганн Пахельбель, Иоганн Себастьян Бах, Луи Маршан. В то время не было отдельной специальности "исполнитель", поэтому все органисты-виртуозы того времени должны быть одновременно и композиторами. Органист выполнял преимущественно свои произведения и импровизировал.


1.2. Орган в XIX в.

В XIX веке развитие органа было обусловлено техническим прогрессом, изобретением новых технологий в строительстве инструментов. В авангарде органного строительства шли Аристид Кавайе-Колль в Франции (органы французского симфонического стиля) и Эберхардт Валькер в Германии (органы немецкого романтического стиля).

В конце XIX ст. орган приобрел целый ряд революционных изменений:

  • электромотор, который должен вместо людей (кальканта) нагнетать воздух в трубы органа,
  • Баркер-машина, что значительно облегчало игру на клавиатурах больших по размерам инструментов,
  • система заранее подготовленных рег комбинаций, значительно упрощала действия органиста при потребности в мгновенной смене звуковой палитры

1.3. Орган в XX в.

Начало XX в. ознаменовался новыми техническими достижениями, в частности в электричестве, которые позволили строить органы в несколько сотен регистров, до 6-7 мануалов. Яркими результатами отличились некоторые американские фирмы, которые построили огромные по размерам органы в Филадельфии, Атланте подобное. Рекордные показатели этих органов (количество труб, количество мануалов, количество регистров) не удалось превзойти до сих пор.

Но вместе с тем все крепче были голоса тех, кто призывал к возвращению в эстетических и звуковых идеалов XVII-XVIII вв. Возглавил этот процесс движение "Orgelbewegung" (с немецкого - "Органный движение"), одним из самых громких голосов которого был выдающийся органист и философ Альберт Швейцер.

Значительный вред органам нанесли обе мировые войны. Во время Второй Мировой войны в бомбардировках, битвах, пожарах было уничтожено огромное количество бесценных исторических инструментов XIV-XIX веков, нанесен непоправимый ущерб истории развития органа.



1.4. Орган в Украине

Стремительное послевоенное технический прогресс привел к всплеску интереса к органам как в Западной Европе, США, Японии, так и в Советском Союзе. В конце 50-х годов в СССР начинается активное строительство органов, как исключительно светских музыкальных инструментов, в залах филармоний, специализированных вновь органных концертных залах. Пик этого процесса пришелся на 70-80 годы XX века. В частности, на момент обретения Украиной независимости, работали специализированные Органные концертные залы в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Львове, Сумах, Ровно, Виннице, Черновцах, Ялте и т.д., работали органы в залах филармоний Донецке, Хмельницкого, Луганская, оперных театрах Киев и Одессы.

Учитывая постоянные финансовые проблемы сферы культуры и искусства Украины, строительство органов в Украине фактически прекратилось с начала 90-х годов. За годы независимости в Украине было построено лишь небольшой орган для Национальной филармонии (фактически не используется как сольный инструмент), и значительный по размерам любительский инструмент в Ливадии (Ялта, Крым) мастером В.Хромченком. Владимир Хромченко, также автор-создатель нового органа для концертного зала Дома органной музыки в городе Львов, а количество действующих органов города, таким образом, перевищила десятку.

Согласно Указу Президента Украины, который предусматривает передачу зданий культового назначения в собственность соответствующих церковных конфессий, некоторые филармонические органы, которые были расположены в помещении церквей, изменили свое местонахождение.


2. Звук органа

Звук органа отличается от большинства клавишных инструментов. В частности, он является непрерывным, не затихая.

3. Трубы органа

Трубный орган металлические и деревянные трубы. Металлические трубы - это сплав олова и свинца в различных пропорциях, очень редко используется медь. Деревянные трубы обычно производятся из черного, красного, хвойного или лиственного дерева. Очень редко используется бамбук. Трубы органа разделяются на 2 типа:

  • Лабиальные (от "лабиум" - губы; происхождение названия - от принципа звукообразования: воздух направляется непосредственно в трубу и звук создает сам воздушный столб)
  • язычковые (от наименования "язычок", получившая металлическая пластинка, которая крепится на органной трубе и под действием тока воздуха колеблется и дает звук).

Лабиальные трубы подразделяются на 3 категории:

  • Принципал (основные регистры, которые держат строй органа)
  • флейты (тихие регистры)
  • Штрайхер (streich - струна; звук этих регистров подобный струнных)

Среди лабиальних труб являются трубы основного тона (32 ', 16', 8 ', 4', 2 ', 1'), обертоновый тонов (10 2/3 ', 5 1/3', 2 2/3 ", 1 1 / 3 '- квинты, 1 3/5' - терция, 1 1/7 '- септима и т.д.) и микстур (ансамбль высоких по звуку труб создают так называемую "корону" звучание, как правило состоит из 3-7 рядов труб на каждую ноту, настроенных по принципу обертонов. Язычковые трубы подразделяются на 2 категории (подобно инструментов оркестра):

  • деревянные духовые (гобой, кларинет, регалий, круммхорн, фагот)
  • металлические духовые (тромбон, труба, валторна)

4. Типы органов

Основной вид органа является трубный орган, производящий звуки с помощью воздуха, который направляется в трубы. В конце 20-го века распространение получили электронные органы, имеющие принцип синтеза звука или цифрового воспроизведения. Ведущие мировые фирмы по производству трубных органов создают только эксклюзивные инструменты, рассчитанные лишь на то помещение, где орган будет установлено. При производстве электронных органов размеры помещения не имеют значения.

Трубные органы можно разделить на четыре категории:

  • концертные органы
  • учебные органы
  • церковные органы
  • театральные или кинематографические органы

Электронные органы лишь первые два типа, на которые распределяются по качеству звуковоспроизведения.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам