Надо Знать

добавить знаний



Оркестр



План:


Введение

Оркестр (от греч. ορχηστρα - Площадка античного театра, от ορχηομαι - танцую), в современном смысле - коллектив музыкантов, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений.


1. Происхождение термина

В Древней Греции оркестром (точнее "орхестрой") называли круглый, или позже, полукруглый площадка театра, на котором играли актеры, хор и статистики, в то время, как зрители размещались вокруг орхестры - в Театрон (θέατρον), а реквизиты, бутафория и место для переодевания актеров размещалось в отдельном шатре - Скене (σκηνή). Термин "оркестр", в значении местоположения для музыкантов понимали до середины XVIII в. (Walther, Lexikon, 1732), и даже значительно позже (см. напр. Большой энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А., где оркестром называется помещение для музыкантов между зрительным залом и сценой театра, есть оркестровая яма ). В современном понимании слово "оркестр" впервые было употреблено в работе И.Матетезона "заново открыт оркестр" (1713) и, позднее Ж. Ж. Руссо в Музыкальном словаре (1767).


2. Исторический очерк

2.1. Оркестры к эпохе классицизма

Большие инструментальные коллективы существовали со времен древней Греции, в 15-16 на торжественных событиях собирались коллективы, включавшие в себя инструменты из разных семейств - духовые, щипковые, смычковые. Появление постоянных коллективов связано с возникновением в 16-17 вв. новых жанров музыки, таких, как опера и оратория, в которых оркестр исполнял роль сопровождения вокальных голосов.

От эпохи Возрождение оркестр наследует богатый по тембровой разнообразием набор инструментов, включающий струнные (виолы, скрипки, лиры, лютни, арфы, клавикорды, чембало и др.)., духовые (в том числе продольные флейты, шалмеи, цинки) и ударные (литавры, колокольчики и др.).. Дальнейшее развитие оркестра определялся несколькими факторами - совершенствовались же инструменты, совершенствовалась техника игры на инструментах, и менялось мышление самих композиторов.

Первым известным произведением, написанным для оркестра можно считать оперу "Орфей" итальянского композитора Монтеверди (1607 г.). Ведущую роль в оркестре начинают играть скрипки, которая продержится за этой группой вплоть до конца 19 века. Другая характерная особенность тогдашних оркестров - группа continuo, которая выполняла бас, и многоголосное сопроводительную гармонию. В эпоху барокко склады оркестров еще не были постоянными. Так в партитурах Баха встречаем виолу да гамба, виолы д'амур, violino piccolo и другие, которые в в современной музыкальной практике приходится заменять современными инструментами.

В начале 18 века различают церковный, оперный и концертный оркестры. Церковному оркестра в обязательном порядке входит орган. Наряду со струнными широко используют флейты, гобое, реже - фаготы, трубы, валторны, литавры.


2.2. Классический оркестр и его дальнейшее развитие

Филармонический оркестр

К концу 18 - нач. 19 века вместе с обновлением инструментального состава кристаллизуется современная структура симфонического оркестра. В 1880-х годах к группе деревянных духовых входит кларнет. В поздних произведениях Моцарт и, позже, творчества Л.Бетховена окончательно выкристаллизовывается современный т.н. малый симфонический оркестр - с четным составом духовых инструментов. В 9-й симфонии Л. Бетховен положил начало большому (в современном понимании) симфоническому оркестру - с видовыми деревянными духовыми и тромбонами.

Новый толчок развитию симфонического оркестра дает романтизм. С расцветом программной музыки, пейзажной и фантастического элементов в опере выдвигают на первый план поиски новых оркестрового колорита. Радикальное совершенствование механики деревянных духовых, а также изобретение вентильного механизма медных духовых инструментов открыло новые горизонты для использования этих инструментов. Наблюдается тенденция к расширению составов оркестров в четверного (см. напр. "Кольцо Нибелунгов Вагнер Рихард | Р.Вагнера), а в отдельных случаях - до пятерной (см. напр." Весна Священная И.Стравинского).


2.3. Оркестры в XX веке

Эстрадный духовой оркестр
Оркестр украинских народных инструментов

Вместе с тем, разрастание симфонического оркестра вызывает реакцию со стороны ряда композиторов, прежде неоклассического (П.Хиндемит) и авангардистского (Ч.Айвз, А.Веберн) направление, что приводит то появления т.н. камерных оркестров ненормированных складов. Как правило, такие оркестры состоят из традиционных инструментов симфонического оркестра, однако в некоторых случаях (особенно во второй половине 20 в.) К ним присоединяются или старинные инструменты (напр. клавесин в concerto grosso Шнитке), или народные.

Рост разнообразия стилей, жанров, и, наконец, типов музыки, наблюдается со второй трети XX в. привела к появлению новых типов оркестров. Так в СССР с 1930-х - 1940-х годов широкое распространение получают т.н. оркестры народных инструментов. Эти оркестры состоят из народных инструментов, характерных той или иной национальности (иногда с привлечением оркестровых инструментов) почти во всех республиках СССР, в том числе и тех, музыкальной традиции которых до вхождения в СССР многоголосие и ансамблевое музицирование не было характерно. Репертуар подобных оркестров составляют преимущественно специально написанные советскими композиторами обработки народных песен, танцев, произведений композиторов-классиков и т.д.. В Украине широкое распространение получают оркестры украинских народных инструментов.

Следует отметить, что как украинские, так и русскому фольклору с древних времен присуще ансамблевое музицирование (напр. тройственные музыки, роговые оркестры). Однако как в отношении исполнительского состава, так и в отношении репертуара, а также формы выполнения, оркестры народных инструментов нельзя рассматривать ни как продолжение народной традиции, ни как продолжение классической традиции. Как правило, народные оркестры представляют собой искусственное сочетание традиций классического исполнительства с унифицированным народным инструментарием, и соответственно подстроено репертуарным спектром.

Другим типом оркестра, получил широкую известность в СССР стал эстрадный (эстрадно-симфонический) оркестр. Наряду с традиционными инструментами симфонического оркестра в эстрадно-симфонических приобщается синтезатор, бас-гитара и электро-гитара, иногда также группа саксофонов. Свои особенности имеет также группа ударных инструментов.


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам