Надо Знать

добавить знаний



Осетины


Osetia woman working.jpg

План:


Введение

Осетины ( осет. иртт, аланы) - древний иранский народ Северного Кавказа.


1. Территория проживания и численность

Осетины живут в исторической области Осетия (Алания). В настоящее время территориально это 2 национальных автономии - Республика Северная Осетия - Алания в составе РФ и самопровозглашенное государство Южная Осетия. Как и диаспоры многих кавказских народов, сложившиеся в конце XIX в. после российско-кавказских войн, значительная осетинский община проживает на территории Турции.

Численность осетин в России составляет 515 тыс. человек ( перепись 2002 [1]), в Грузии - в Южной Осетии более 65 тыс. человек ( 1989 [2]), на остальной территории Грузии - 38 028 человек (перепись 2002 года), в Турции - свыше 100 тыс. человек (оценка, 1990 -е годы)

Таким образом, общая численность осетин составляет более 700 тыс. человек (оценка, 1990 -е).


2. Этническая история и основные субэтносы

Современные осетины произошли от аланов, одного из сарматских племен. У 200 г. н. е., аланы остались единственным сарматским племенем, которые сохранили свою культуру, перед лицом готского нашествия - им удалось создать государственное образование в междуречье Дону и Волги.

Между 350 и 374 гг н. е. гунны уничтожили аланские царство, но в VIII в. централизованная Алания возникла в северной территории Кавказа, на землях нынешней Черкесии и Северной Осетии. Выгодное положение Алании на Великому Шелковому пути способствовали пиднсенню государства, в период расцвета Х - ХИ веков представляла собой централизованную монархию и составила значительную региональную мощь. По современности наследие Алании является вопросом споров между адыгских народов и осетинами.

В XIII в. Алания пала под натиском монгольского нашествия. Аланов оттеснили с плодородных долин на юг, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных отрогах образовались 4 крупных сообщества, которые отвечали племенном распределения (Дигорське, Алагирське, Куртатинське, Тагаурське), на южных - множество более мелких удельных территорий, находившихся под влиянием грузинских феодалов.

Именно тогда, в позднем Средние началось формирование основных современных субэтносов осетин:

  • Дигорци (дигорон) - западные осетины, находились под влиянием адыгов ( кабардинцев), от которых, в частности, приняли ислам. Сейчас основными местами обитания дигорцив есть 2 района в Северной Осетии (Дигорський и Ирафского). Мусульманами являются частично дигорци Ирафского района.

В XVIII - XIX вв началось переселение части осетин в долины.

Южные осетины имеют историческое противостояние с грузинами ( 1918 - 20), которое приобрело особое обострение в конце 1980 -х - начале 1990 -х гг и с распадом СССР привело к самопровозглашения самостоятельности Южной Осетии. Поддержка сепаратизма осетин также спровоцировала Российско-грузинскую войну в начале августа 2008 года.

Северные осетины принимали участие в Осетино-ингушском конфликте ( 1991 - 92).


3. Язык

Осетинская азбука

Осетинский язык относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. Современная язык осетин представлена ​​2 основными группами диалектов - иронська (Ирон) на Пивниочи и Юге Осетии и дигорська (Дигурон) на западе Северной Осетии, имеют дальнейшее членение на субдиалектов (туальський, ксанський и др.)..

В основу литературной нормы положен иронський диалект, а не более архаический дигорський.

Письменность осетинского языка - на основе кириллицыXIX в.)


4. Религия

Большинство верующих осетин считаются православными, принявшие христианство с Византии в период с IV по IX ст. Небольшая часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринят в XVII - XVIII веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически являются сторонниками традиционных осетинских верований, которые имеют христианские корни. Это произошло из-за того, что после нападения Тамерлана осетины ушли в горы, и практически не осталось христианского духовенства, тех, кто проповедовал Евангелие, совершал таинства и сохранял правильность вероисповедания.


4.1. История становления традиционных верований

Система религиозного мировоззрения осетин была унаследованная от далеких предков и в своей основе имеет арийские корни. Но в условиях отсутствия духовенства, религиозной организации и письменности, она с время претерпевала значительные изменения [3].

Процесс этногенеза осетин на основе кавказских аланов с участием местного кавказомовного субстрата ( племен кобанской культуры), очевидно, стал основной составляющей для становления их религиозно- культовых представлений [4].

Духовная культура южных осетин непрерывно обогащалась за счет соседства с христианской Грузией и длительных, непрерывных контактов с ее населением. Наиболее интенсивными эти процессы были во времена царствования в Грузии Царицы Тамары.

Христианские элементы в народной религии осетин частью наследству и от самих аланов, которые в период политического расцвета Алании в X - XI веках активно распространяли на своей территории православия. Эта политика также активно поддерживалась союзной Византией [5].

В результате монгольского нашествия в XIII веке, эти процессы были прерваны. В следующий после краха Алании период и вплоть до вступления в состав Российской империи, осетины изолированно жили в условиях труднодоступных горных ущелий уже без участия в духовной жизни мировой цивилизации. В этих условиях происходил процесс окончательного становления современной религиозной культуры осетин, ныне характеризуется как универсальный монотеистическая религия православного христианства [6].


4.2. Современная форма

На нынешнем этапе народная религия осетин имеет вид сложной системы мировоззрения и культов, которая базируется на древней осетинской мифологии (в частности, отраженной в осетинском Нартивскому эпохе), которая характеризуется наличием единого Бога, который имеет эпитеты Большой и Единственный.

Он создал Вселенная и все, что в нем есть, в том числе и ниже небесные силы, что покровителями различных стихий, материального мира и сфер человеческой деятельности, и которые вместе составляют подвластный ему пантеон : святые покровители, небесные ангелы и земные духи [7].

В народном календари осетин есть праздники, которые отмечаются в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пирами и жертвоприношениями, часто устраиваются в посвященным для них святилищах.

Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, купи камни, руины древних часовен и церквей [8]. Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими [9].


5. Сноски

  1. Перепись населения РФ
  2. грузино-осетино-российский конфликт и самопровозглашение самостоятельности Южной Осетии кроме значительной эмиграции, в первую очередь, грузин, также невозможным проведение здесь переписей населения. Последний такой произошел еще в СССР в 1989 году - тогда была зафиксирована именно такое количество осетин в республике
  3. Джанайты С. Х. Три слезы Бога. - Владикавказ, 2007
  4. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. - М.-Л., 1949
  5. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших вреМЕН до конца XIX века. - Владикавказ, 2000
  6. Камболов Т.Т. Языковая ситуация и языковая политика в Северной Осетии: история, современность, перспективы. Глава IV. - Владикавказ, 2007
  7. Дзадзиев А. Б., Дзуцев Х. В., Караев С. М. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. - Владикавказ, 1994
  8. Агънаты Г. Ирон гъдутт. - Дзуджыхъу, 1999
  9. Агнаев Г. Осетинские обычаи. - Владикавказ, 1999


Этнология Это незавершенная статья этнологии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам