Надо Знать

добавить знаний



Остров Пасхи



План:


Введение

-27.117 0-109.35 Координаты : 27 07ь00 "ю. ш. 109 21ь00 "з. д. / 27.116667 ю. ш. 109.35 з. д. (G) -27.116667 , -109.35

Остров Пасхи ( исп. Isla de Pascua ) - вулканический остров в южной части Тихого океана, территория Чили. Местное название острова - Рапа-Нуи ( рап. Rapa Nui ).

Вместе с архипелагом Тристан-да-Кунья является самым населенным островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3703 км, до острова Питкерн, ближайшего населенного места, - 1819 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Паскальну воскресенье 1722 года. Столица острова и его единственный город - Ханга-Роа. Всего на острове проживает 3 791 жителей.

Остров Пасхи во многом известен благодаря моаи, или каменным статуям из спрессованного вулканического пепла, в которых, по поверьям местных жителей, содержится сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи - Хоту-Мату'а. В 1888 году остров был аннексирован Чили. В 1935 году на острове был создан Национальный парк Рапа-Нуи, который в 1995 году стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. [2]


1. Название острова

У острова Пасхи существует множество названий:

  • Хититеаираги ( рап. Hititeairagi ) Или Хити-аи-ранга ( рап. Hiti-ai-rangi )
  • Текаоухангоару ( рап. Tekaouhangoaru )
  • Мата-Китераге ( рап. Mata-Kiterage ) - В переводе с рапануйськои "глаза, смотрящие в небо";
  • Те-Пито-те-Хенуа ( рап. Te-Pito-te-henua - "Пуп земли");
  • Рапа-Нуи ( рап. Rapa Nui - "Великий Рапа), название в основном использовалась китобоями;
  • остров Сан-Карлос ( англ. San Carlos Island ), Названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании;
  • Теапи ( рап. Teapi ) - Так называл остров Джеймс Кук;
  • Ваиху ( рап. Vaihu ) Или Ваихоу ( рап. Vaihou ) - Еще одно название которую использовал Джеймс Кук, а позже Иоганн Георг Фостер и Жан Франсуа де Гало Лаперуз (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);
  • остров Пасхи ( англ. Easter Island ), Названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года.

Чаще используют названия "остров Пасхи" и "Рапа-Нуи". Название Рапа-Нуи (в переводе "Великий Рапа") в действительности не рапануйського, а полинезийского происхождения. Такое название остров получил от таитянских мореплавателей, которые использовали уточнения Нуи (большой), чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, расположенный в 650 км к югу от Таити. Само название "Рапа-Нуи" вызвала множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди англоязычных специалистов слово "Rapa Nui" (2 слова) используется для наименования острова, слово "Rapanui" (1 слово) - когда речь идет о народе или местную культуру [3]. В украинском языке устоявшимся является написание через дефис для названия острова и вместе для производных слов.


2. Геология

Остров Пасхи вулканического происхождения. Почва образовалась в результате эрозии склонов вулканов. Часто горные породы на острове - базальт, обсидиан, риолит, трахит. Отвесные скалы в бухте Лаперуза (местное название - Ханга-Хоону) состоят из ряды красного цвета.

3. География

Карта острова Пасхи

Остров Пасхи - уникальная территория в юго-восточной части Тихого океана, который является одним из самых удаленных от суши населенных островов в мире. Расположен в 3703 км от побережья ближайшего материка на востоке ( Южной Америки) и удален от ближайших населенных островов на западе (остров Питкерн) на 1819 км [4]. Координаты острова: -27.117 0-109.35 27 07 'ю. ш. 109 21 'з. д. / 27.116667 ю. ш. 109.35 з. д. (G) -27.116667 , -109.35 . Площадь острова - 163,6 км [4], протяженность с запада на восток 24 км., с севера на юг - 12 км. Ближайшая необитаема земля - ​​архипелаг Сала-и-Гомес, не считая нескольких скал недалеко от острова.

Остров имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого - юго-восточный берег. Стороны этого треугольника имеют длину в 16, 18 и 24 км. По углам острова возвышаются потухшие вулканы : Рано-Као ( рап. Rano Kao ) (324 м) рядом с поселением Матавери; Фуа-Катикы ( рап. Puakatike ) (377 м) и Теревака ( рап. Terevaka ) (539 м - высшая точка острова) [5]. Плодородный грунт расположен на севере острова, где местные жители выращивают батат, или сладкий картофель, и ямс.

Высокий кратер вулкана Теревака носит название Рано Арои ( рап. Rano Aroi ) (Около 200 м над уровнем моря). Собственно "Рано Арои" - это название озера, заполняющего потухший кратер. Другой кратер Теревака - Рано Рараку ( рап. Rano Raraku ) (160 м) также содержит озеро с большим запасом пресной воды, окруженное кустарниками тростника. Диаметр этого кратера - около 650 метров. Диаметр кратера Рано-Као - около 1500 метров, глубина - 800 метров. Вулкан имеет симметричную форму и окружен холмистой местностью. Южный склон обрывается в океан. На внутренних склонах вулканов растительность обильная. Это объясняется плодородной почвой и отсутствием сильного ветра.

Остров окружен маленькими островками: у юго-восточного края - Моту-Нуи ( рап. Motu Nui ) (Крупнейший остров, на котором в далеком прошлом избирались военные предводители жителей Рапа-Нуи), Моту-Ити ( рап. Motu Iti ), Моту-Као-Као ( рап. Motu Kao Kao ) (В этого острова наблюдается магнитная аномалия), у западного края - Моту-Таутира ( рап. Motu Tautira ) И в восточной оконечности - Моту-Маротири ( рап. Motu Marotiri ).


Панорама кратера Рано-Као
Панорама кратера Рано-Као

3.1. Климат

Климатограма острова Пасхи
С Л Б К Т М Л С В Ж Л Г
74.5
26
19
83.7
27
19
98.9
26
20
130.4
24
18
141.1
24
17
115.8
20
16
108.1
20
15
90
20
15
92.1
20
15
85
22
15
72.2
23
17
75.7
25
18
Температура в C Сумма осадков в мм

Климат острова Пасхи теплый, субтропический. Среднегодовая температура - 21,8 C, самый холодный месяц - Август (19,2 C), самый теплый - Январь (24,6 C).

Остров лежит вблизи южной границы зоны летних юго-восточных ветров. Зимой преобладают северо-западные ветры, но встречаются также юго-западные и юго-восточные. Несмотря на близость к тропикам, климат на острове сравнительно умеренный. Жара случается редко. Это связано с близостью холодного течения Гумбольдта и отсутствием какой-либо земли между островом и Антарктидой. Ветры из Антарктики в июле-августе часто снижают дневную температуру воздуха до 20 C.

Основной источник пресной воды на острове - озера, образовавшиеся в кратерах местных вулканов. На Рапа-Нуи отсутствуют реки, а дождевая вода легко просачивается сквозь почву, в результате чего образуются подземные потоки, текущие в сторону океана. Поскольку воды на острове не так много, то местные жители в прошлом повсеместно сооружали колодцы и маленькие водохранилища.


3.2. Таблица среднемесячных температур, осадков и влажности [6]

Луна t max t min Количество осадков Дождливых дней Влажность (%)
C F C F мм дюйм
Январь 26 79 19 67 74,5 2,9 15 79
Февраль 27 81 19 67 83,7 3,2 7 77
Март 26 79 20 68 98,9 3,8 16 80
Апрель 24 76 18 65 130,4 5,0 15 80
Май 24 76 17 63 141,1 5,4 12 80
Июнь 20 70 16 61 115,8 4,4 16 82
Июль 20 70 15 59 108,1 4,3 12 82
Август 20 70 15 59 90,0 3,5 9 82
Сентябрь 20 70 15 59 92,1 3,6 14 81
Октябрь 22 72 15 59 85,0 3,4 6 76
Ноябрь 23 74 17 63 72,2 2,8 9 81
Декабрь 25 77 18 65 75,7 2,9 15 79

3.3. Флора

Остров Пасхи весной

Флора острова очень бедная: специалисты насчитывают не более 30 видов растений. Большинство из них было завезено с других островов Океании, Америки, Европы. Многие ранее распространенных на Рапа-Нуи растений истреблены. В IX - XVII веках леса на острове активно вырубались и наконец были полностью уничтожены. К тому предположительно на Рапа-Нуи росли пальмы вида Paschalococos disperta [7]). Другой причиной было поедание семян деревьев крысами. В связи с нерациональной хозяйственной деятельностью человека и другими факторами возникла ускоренная эрозия почвы, нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, в результате чего население Рапа-Нуи значительно сократилось.

Торомиро

Одна из вымерших растений - Sophora toromiro, местное название которой торомиро ( рап. toromiro ). Это дерево когда-то играла важную роль в культуре рапануйцев: из нее делались "таблички, гласящие" с местными пиктограммами.

Древесина торомиро, стволы которого достигали толщины в человеческое бедро, широко использовалась для строительства, также из нее делали оружие - копья. В XIX - XX веках это торомиро было истреблено - одной из причин стало то, что молодые побеги уничтожали завезенные на остров овцы).

Другое растение острова - тутовое дерево, местное название которого Маха ( рап. mahute ). В прошлом это растение играла также важную роль в быту островитян: из коконов шелкопряда изготавливалась белая женская одежда, называемый Маха вроде полинезийской тапы. После появления первых европейцев на острове - китобоев и миссионеров - значение Маха в быту рапануйцев уменьшилось.

Корни растения ти ( рап. ti ) Или Dracaena terminalis, использовались для изготовления сахара. Также это растение применялось для изготовления порошка темно-синего и зеленого цвета, с помощью которого потом делали татуировки.

Древесина растение мако ( рап. makoi ) (Thespesia populnea) использовалась для резьбы.

Одна из уцелевших растений острова - Scirpus californicus растет на склонах кратеров Рано-Као и Рано-Рараку используется в строительстве. В последние десятилетия на острове стали появляться небольшие заросли эвкалипта.

В XVIII - XIX веках на остров были завезены виноград, банан, дыня, сахарный тростник.


3.4. Фауна

До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена ​​морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. К XIX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, ранее населявших Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans, которого в прошлом местные жители употребляли в пищу. Вместо него на остров с европейских кораблей попали крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus, которые стали переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцев.

Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц [8].


4. Население

Предполагается, что во время расцвета в XVI - XVII веках население Рапа-Нуи составляло около 10 тысяч человек. Из-за экологической катастрофы, произошедшей вследствие уничтожения людьми экосистемы острова (вырубка лесов, эрозия почв и т.д.), а также междоусобных войн численность населения ко времени прибытия первых европейцев сократилось до 2-3 тысяч человек. К 1877 года в результате вывоза местных жителей в Перу для каторжных работ, эпидемий, дальнейшего разрушения экосистемы острова экстенсивным овцеводством численность населения еще более сократилась и составила 111 жителей. К 1888 года, когда остров аннексировали Чили, на Рапануи проживало лишь 178 человек.

В начале XX века значительная часть населения острова, преимущественно молодые рапануйцы, переселилась в материковой части Чили. Только в 1950-х годах, когда повысился уровень жизни, произошли некоторые улучшения в демографической ситуации острова. К 1960 года на Рапа-Нуи насчитывалось уже более тысячи жителей.

По переписи 2002 года на острове проживало 3791 человек (например, в 1988 году - 1938) из которых около 2200-2300 были коренными рапануйцев. При этом по 200-300 рапануйцев жили в материковой части Чили, Таити и в США [9]. Рост произошел в наполовину благодаря большому природному приросту, а наполовину благодаря переселению чилийцев с материковой части страны на остров Пасхи. Изменилось соотношение коренного и приезжего населения. Если в 1982 году число рапануйцев на острове составил 70%, то в 2002 году - только 60%. Остальные 39% были чилийцами, 1% представители других народов.

Плотность населения на острове невелика и составляет 29,88 чел / км (для сравнения, в Германии - 230, в России - 8,4).

В середине XIX века на Рапа-Нуи существовало 6 постоянных поселений: Анакена, Тонгарики, Ваиху, Винапу, Матавери и Ханга-Роа. В настоящее время [ Когда? ] практически все население проживает в Ханга-Роа, административном центре острова Пасхи. Матавери и Моероа на юго-западе часто рассматриваются как одно поселение.

Официальные языки на острове - испанский и рапануйська.

Жители преимущественно католики.


5. Административное управление

Остров Пасхи - провинция в составе чилийской области Вальпараисо, которую возглавляет губернатор, аккредитованный при чилийском правительстве и назначаемым президентом. С 1984 года губернатором острова может стать только местный житель (первым стал Серхио Рапу Хаоа, бывший археолог и музейный хранитель). Административно провинция Остров Пасхи включает необитаемые острова Сала-и-Гомес. С 1966 года в поселении Ханга-Роа каждые четыре года избирается местный совет из 6 членов, возглавляемая мэром [10].

На территории острова действует около двух дюжин полицейских, в основном отвечающих за безопасность в местном аэропорта.

Присутствуют также вооруженные силы Чили (преимущественно ВМС). Действующее валюта на острове - чилийский песо (на острове также в обороте доллары США). Остров Пасхи - беспошлинная зона, поэтому поступления в бюджет острова от уплаты налогов сравнительно незначительные. В значительной степени бюджет состоит из дотаций правительства.


6. Инфраструктура

Самолет LAN Airlines в аэропорту острова

В 1966 году единственный аэропорт острова Матавери стал базой американских военно-воздушных сил, а в 1986 году он был реконструирован НАСА для возможных аварийных посадок американских " Шаттлов" [10], поэтому это один из самых аэропортов мира, способен принимать самолеты большой вместимости. В связи с резким притоком туристов на острове ведется активное строительство, а сам туризм стал основным источником доходов для местных жителей (однако общая численность туристов не так велика).

На острове действует централизованная система водоснабжения, хотя еще недавно местные жители пользовались пресной водой из озер потухших вулканов. Электроэнергия на острове производится дизель-генераторами, которые есть в каждом доме. Дороги с твердым покрытием находятся вблизи административного центра острова - поселения Ханга-Роа, а также Матавери, где расположен аэропорт. В то же время дороги от Ханга-Роа к бухты Анакена на севере и до полуострова поик на юге гудронированный. В школе Ханга-Роа после выпуска можно получить аттестат об окончании среднего учебного заведения, дающего право на поступление в высшего учебного заведения. Однако высших учебных заведений на острове нет, поэтому для продолжения обучения местным жителям приходится отправляться на материковую часть Чили. В начальной школе острова Пасхи под эгидой ЮНЕСКО проводятся занятия на двух языках: рапануйський и испанской. На Рапа-Нуи также действует Антропологический музей имени Отца Себастьяна Энглерт, а также большое библиотека с собранием книг, посвященных истории, культуре и изучению острова Пасхи.

Здравоохранение на острове организована значительно лучше, чем в других отдаленных уголках Чили. Действует одна маленькая больница, а также амбулатория.

Другие объекты инфраструктуры ( церковь, почта, банк, аптека, небольшие магазины, один супермаркет, кафе и рестораны) преимущественно появились в 1960-х годах. На острове есть спутниковый телефон, Интернет и даже небольшая дискотека для местных жителей. Чтобы позвонить на остров Пасхи, необходимо набрать код Чили 56, код острова Пасхи 32 и с 5 августа 2006 года цифру 2. После этого осуществляется набор телефонного номера, состоящий из 6 цифр (причем первые три будут 100 или 551 - это единственные действующие префиксы на острове) [11].


7. Туризм

Анакена - самый известный пляж острова

Туризм - основной источник доходов. Единственное регулярное авиасообщение с островом Пасхи осуществляется чилийской авиакомпанией "LAN Airlines", самолеты которой отправляются Сантьяго на Таити, делая промежуточную посадку на острове Пасхи. Внутренние перелеты осуществляются по схеме "Сантьяго - Остров Пасхи - Сантьяго" [12]. В зависимости от того, какой билет вы заказали, международный или внутренний, вылет происходит с двух разных терминалов аэропорта города Сантьяго. Расписание авиарейсов зависит от времени года. В декабре-марте перелеты осуществляются несколько раз в неделю. В остальное время года - раз-два в неделю. Перелет длится около 5 часов. Все самолеты приземляются в едином аэропорта острова Пасхи - Матавери. [13]. На Рапа-Нуи имеется всего одна пристань для небольших кораблей. Нет регулярного судоходного сообщения с другими уголками планеты.

На острове действуют несколько отелей, в том числе четырех-и трехзвездочного уровня. Цены на Рапа-Нуи очень высокие: связано это с тем, что большинство продукции импортируется. К достопримечательностям острова можно добраться на такси, арендованных машинах, велосипедах, лошадях или пешком.

Начиная с 1975 года, на острове ежегодно в конце января - начале февраля проводится фестиваль "Тапати" ( англ. Tapati Rapa Nui ), Что сопровождается танцами, песнями и различными традиционными соревнованиями рапануйцев. [14]


8. Достопримечательности

Агу Тонгарики вблизи Рано-Рараку, 15 Моаи выстроены в ряд, 1990
  • Моаи - каменные статуи на побережье острова Пасхи в виде человеческой головы высотой до 20 метров. Вопреки распространенному мнению, они "смотрят" не в сторону океана, а вглубь острова. Некоторые моаи имеют "шапки" из красного камня. Изготавливались моаи в каменоломне в центре острова. Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно. По легенде они "шли" сами. В последнее время добровольцы-энтузиасты нашли несколько способов транспортировки каменных блоков. Но каким именно пользовались древние жители (или каким-то своим), пока не определено. Множество недоделанных истуканов сих пор лежат в каменоломни. При детальном изучении острова создается впечатление, что работы над статуями прекратили внезапно бросив на пол пути.
  • Рано Рараку - одно из интереснейших мест для туристов. У подножия этого вулкана расположено около 300 моаи, различной высоты и на разной стадии готовности. Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики, самый ритуальный площадка с 15 установленными на нем статуями различной величины.
  • На берегу бухты Анакена располагается один из красивейших пляжей острова с кристально белым коралловым песком. В бухте разрешено плавать. В пальмовых рощах для туристов устраиваются пикники. Также недалеко от бухты Анакена располагаются аху Атуро-хуки и аху Наунау. Согласно давньорапануйською легенде, именно в этой бухте высадился Хоту-Мату'а, первый король Рапа-Нуи, с первыми поселенцами острова.
  • Те-Пито-те-Хенуа ( рап. Te-Pito-te-henua ) - Церемониальная площадка на острове из круглых камней. Довольно спорный место на Рапа-Нуи. Антрополог Кристиан Вальтер утверждает, что Ти-Пито-те-Хенуа был установлен в 1960-х годах, чтобы привлечь на остров доверчивых туристов.
  • На вулкане Рано-Као есть смотровая площадка. Поблизости находится церемониальная площадка Оронго.
  • Пуна-Пау - небольшой вулкан рядом с Рано-Као. В далеком прошлом здесь добывали камень красного цвета, из которого делали "головные уборы" для местных моаи.

9. История

9.1. Заселение и ранняя история острова

По сопоставлением глоттохронологичних и радиоуглеродных оценок, остров был заселен в 300 - 400 годах, по другим данным около 900 года переселенцами из Восточной Полинезии, предположительно с острова Мангарева [15]. Крайней оценке времени заселения острова есть 1200 год - момент исчезновения лесов, определен радиоуглеродным методом. По легендами, первые поселенцы прибыли на остров на двух огромных пирогах большими семьями.

Есть свидетельства о пребывании в 80-х годах XV века на острове флота инков под командованием десятого Сапа Инки Тупака Инки Юпанки. По словам испанца Педро Сармьенто де Гамбоа, в эпоху правления Тупак Юпанки у инков существовал флот из бальсовый плотов, на которых они (возможно даже Тупак Юпанки лично) достигли острова Пасхи. Есть и косвенные подтверждения пребывания инков на острове: легенды местных жителей о могущественного вождя по имени Тупая прибывший с востока; руины Аху Винапу построены в классическом стиле полигональной архитектуры инков из тщательно подогнанных друг к другу базальтовых блоков неправильной формы, а также тот факт, что Тоторо, произрастающего в вулканических озерах Рано Рараку и Рано-Кау, появилась там не ранее XIV века, а за пределами острова Пасхи она растет только в озере Титикака [16].

До появления европейцев на острове проживали два разных народа - "длинноухие", которые доминировали и обладали своеобразной культурой, письменностью, строили моаи, и "коротковухи", которые занимали подчиненное положение. Во время восстания коротковухих, что произошло примерно в XVI веке, все длинноухие были истреблены, и их культура утрачена. В дальнейшем восстановить информацию о прежнюю культуру острова Пасхи оказалось крайне трудно, остались лишь отрывочные сведения.


9.1.1. Занятия древних рапануйцев

Остров Пасхи сегодня - это остров без леса с неплодородным вулканической почвой. Однако ко времени заселения полинезийцами в IX - X веках по данным Палинологические исследований кернов из почвы [17] остров был покрыт густым лесным покровом.

Согласно легендам Рапа-Нуи, растения хау (Triumfeta semitriloba), марикуру (Sapindus saponaria), Мако (Thespesia populnea) и сандаловое дерево были завезены королем Хоту-Мату'а, который приплыл на остров с таинственной родины Мараье Ренге ( англ. Mara'e Renga ). Это действительно могло произойти, поскольку полинезийцы, заселяя новые земли, приносили с собой семена растений, которые имели важное практическое значение. Древние рапануйцы очень хорошо знали сельском хозяйстве, растениях, особенностях их выращивания. Поэтому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек.

Поселенцы вырубали лес как для хозяйственных нужд (кораблестроение, строительство жилья, транспортировки моаи т.д.), так и для освобождения мест под посевы сельскохозяйственных культур. В результате интенсивной вырубки, продолжавшейся на протяжении веков, лес был уничтожен полностью примерно до 1600 года. Следствием этого стала ветряная эрозия почв, уничтожившего плодородный слой, резкое сокращение вылова рыбы из-за отсутствия леса для строительства лодок, падение производства продовольствия, массовый голод, каннибализм и сокращение населения в несколько раз за несколько десятилетий. [15]

Одной из проблем острова всегда был дефицит пресной воды. На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей легко просачивается сквозь почву и течет в сторону океана. Рапануйцы сооружали небольшие колодцы, смешивали пресную воду с соленой, а иногда просто пили соленую воду.

В прошлом полинезийцы, отправляясь на поиски новых островов, всегда брали с собой трех животных: свинью, собаку и курицу. На остров Пасхи была завезена только курица - впоследствии символ благополучия у древних рапануйцев.

Крыса не является домашним животным, но и он был завезен первыми поселенцами острова Пасхи, которые считали его деликатесом. После черных крыс, завезенных Хоту-Мату'а и его последователями, на острове появились уже серые крысы, завезенные европейцами.

Воды, окружающие остров Пасхи, богатые рыбой, особенно у скал острова Моту-Нуи, где в большом количестве гнездятся морские птицы. Рыба была излюбленной пищей древних рапануйцев, а в зимние месяцы даже устанавливалось табу на ее вылов. На острове Пасхи в прошлом использовали огромное количество рыболовных крючков. Некоторые из них делались из человеческих костей, их называли мангал-Иви ( рап. mangai ivi ), Другие - из камня, их называли мангал-кахи ( рап. mangai kahi ) И в основном использовали для вылова тунца. Крючки из полированного камня были лишь у привилегированных жителей, которых звали тангата-ману ( рап. tangata manu ). После смерти владельца клали в его могилу. Само существование рыболовных крючков говорит о развитости давньорапануйськои цивилизации, поскольку техника полировки камня довольно сложна, как и достижение таких гладких форм. Часто рыболовные крючки делались из кости врага. По верованиям рапануйцев, так рыбаку передавалась мана ( рап. mana )) Погибшего человека, то есть его сила.

Рапануйцы охотились на черепах, которые часто упоминаются в местных легендах. Они так сильно ценились рапануйцы, что даже на берегу сооружались тупы ( рап. tupa ), Которые служили дозорными башнями.

В древних рапануйцев было не так много каноэ (рапануйська название - вака ( рап. vaka ), Как, например, у полинезийцев. К тому же, явный дефицит высоких и крупных деревьев отразился на технике его производства. В рапануйцев было два типа каноэ: без балансира, который использовался во время плавания у берега, и с балансиром, который использовался для путешествий на дальние расстояния.


9.1.2. Общественные отношения древних рапануйцев

О структуре давньорапануйського общества, которое существовало до XIX века, известно очень мало. В связи с вывозом местного населения в рабство к Перу, вымиранием от эпидемий завезенных на остров европейцами болезней и принятием христианства старый рапануйське общество было фактически уничтожено, а сами рапануйцы забыли существовавшие до этого иерархические отношения, связи семьи и племени.

В начале XIX века на Рапа-Нуи существовало десять племен, или мата ( рап. mata ), Члены которых считали себя потомками епонимичних предков, которые, в свою очередь были потомками первого короля острова Хоту-Мату'а. Согласно рапануйською легенде, после смерти Хоту-Мату'а остров был поделен между его сыновьями, которые дали названия всем рапануйським племенам. Постепенно от существующих племен выделялись новые. Так рапануйська легенда рассказывает о появлении племен раа и хам, которые проживали на территории племени меру.

Сложность политической географии острова также заключается в том, что ко времени открытия Рапа-Нуи племена не проживали исключительно на своей территории. Объяснялось это, прежде всего, межплеменных браками, в результате которых дети могли претендовать на земли своего отца из другого племени или унаследовать владения матери.

Территория племени часто делилась между потомками членов мата-ити ( рап. mata iti ), Или небольших кланов, формировавшихся внутри племени. Принадлежащие им земли представляли собой полоски земли, которые тянулись от берега к центру острова. Аху на берегу, который был кладбищем и святилищем, указывал на принадлежность территории одном из племен.

В древности соплеменники жили в огромных домах. Это было подобие родовой общины, которую называли Иви ( рап. ivi ). Роль такой расширенной семьи неизвестна. Но если говорить о полинезийскую общество в целом, то можно предположить, что в ней все члены совместно владели землей (то есть это была общественная, общая земля) и совместно занимались сельским хозяйством.

Кроме племен и родовых общин, которые составляли основу общественной организации рапануйського общества, существовали большие объединения, политические по своей сути. Десять племен, или мата ( рап. mata ), Были разделены на два враждующих союзы. Племена запада и северо-запада острова обычно назывались люди Туьу - это название вулканического пика недалеко от Ханга-Роа. Их также называли мата-Нуи. Племена восточной части острова в исторических легендах называются люди Хоту-ити".

Система иерархии, существовавшей в прошлом на острове, ныне исчезла. Во главе иерархии находился Арика-мау ( рап. ariki mau ), Или верховный вождь, уважаемый местными племенами в качестве божества. Ниже находились жрецы, или Иви-атуа ( рап. ivi atua ), И местная знать, или Арика-пака ( рап. ariki paka ). Причем к знати принадлежало все племя миру. Это крайне противоречило полинезийским обычаям. Необходимо отметить, что в других племенах острова Арика-пака и вовсе отсутствовали.

Аху Те Пито Кура - пуп Земли в фольклоре жителей острова Пасхи

На следующей ступени иерархической лестницы находились воины, или мататоьа ( рап. matatoьа ), Часто претендовали на политическую власть. Ниже положение занимали Кио ( рап. kio ), Или зависимое население (скорее всего, оно формировалось из членов побежденного племени). Точное положение ремесленников на этой лестнице неизвестно, но вероятно, что они занимали высокое место в рапануйському обществе.

Как и на других островах Полинезии, рапануйський король терял свой титул после рождения старшего сына. На деле, король находился у власти в качестве регента до тех пор, пока его сын не становился способным осуществлять свои функции самостоятельно. Совершеннолетие наступало после женитьбы, после чего бывший король терял свои функции. Точные обязанности рапануйського короля неизвестны. Одной из его основных функций было наложение и снятие табу.

Древние рапануйцы были крайне воинственны. Как только начиналась вражда между племенами, их воины красили свое тело в черный цвет и ночью готовили свое оружие к бою. После победы устраивался пир, на котором победители ели мясо побежденных воинов. Самих людоедов на острове называли КАИ-тангата ( рап. kai tangata ). Каннибализм существовал на острове вплоть до христианизации всех жителей острова.


9.2. Европейцы на острове

В 1687 году врач Лионель Вафер находился на борту судна "Batchelor's Delight", которым командовал пират Эдвард Дэвис. Он заметил большую полосу земли, примерно на 20 27 'южной широты. Описания того случая напоминают остров Пасхи. Однако, координаты даны очень неточно. Поэтому приписывать открытие острова Ваферу или Дэвису нельзя.

5 апреля 1722 года экипаж главного корабля "Afrikaanse Galley" голландского путешественника Якоба Роггевена заметил на горизонте сушу - это был Рапа-Нуи. В тот же день адмирал назвал остров в честь христианского праздника Пасхи. На момент открытия острова Роггевеном на нем проживало около двух-трех тысяч местных жителей, однако археологические исследования показали, что сотней лет раньше на острове жило 10-15 тысяч человек. Вследствие перенаселенности, вырубки лесов и эксплуатации ограниченных ресурсов изолированного острова цивилизация поселенцев пережила внезапный для нее кризис. Последствиями кризиса стали деградация культурных традиций аборигенов острова Пасхи и резкое уменьшение численности населения Рапа-Нуи.

На целых 50 лет европейцы забыли о существовании острова. Мореплаватели продолжали искать таинственную Землю Дэвиса, южный континент, найти так и не удавалось. Между тем Испания, опасаясь за свои американские колонии, решила аннексировать территории, лежавшие вблизи них. В 1770 году Мануэль де Амато-и-Хуньент (Manuel de Amat y Junyent), колониальный администратор Перу, направил корабль "San Lorenzo" под командованием Фелипе Гонсалеса де Аедо (Felipe Gonzles de Haedo) к берегам острова Пасхи, чтобы аннексировать ее.

После аннексии Рапа-Нуи остров был назван в честь испанского короля Карла III и получил название Сан-Карлос (на имя Святого Карла, небесного покровителя короля). В присутствии островитян была прочитана декларация о протекторат. На самом деле, попытка аннексировать остров провалилась, и в дальнейшем Испания забыла о его существовании и никогда больше не предъявляла на него своих прав.

В конце XVIII - начала XIX веков на острове побывало множество мореплавателей: Джеймс Кук, Жан Франсуа Лаперуз, русский путешественник Юрий Лисянский.

"Рюрик" на якорной стоянке у острова Пасхи

1816 года к острову подплыл русский корабль "Рюрик" под командованием Отто Евстафьевич Коцебу, который руководил кругосветным морской поездки. На борту корабля находился немецкий поэт-романтик Адельберт фон Шамиссо. Однако высадиться на Рапа-Нуи исследователям не удалось из-за неприязни рапануйцев.

1862 год стал переломным в истории Рапа-Нуи. В настоящее время экономика Перу переживала период расцвета и все больше нуждалась рабочей силы. Одним из ее источников стал остров Пасхи, жители которого во второй половине XIX века стали объектом работорговли.

12 декабря 1862 года в бухте Ханга-Роа причалили 8 перуанских рабовладельческих кораблей. Было схвачено от 1000 до 2000 рапануйцев, среди пленных был король Рапа-Нуи Камакои (Kamakoi) и его сын Маурата (Maurata). В Каяо и на острова Чинча перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Через унизительные условия, голод и болезни с более 1000 островитян в живых осталось около сотни человек. Только благодаря вмешательству правительства Франции, а также губернатора Таити удалось остановить работорговлю рапануйцев. После переговоров с перуанским правительством была достигнута договоренность, согласно которой рапануйцы, оставшиеся в живых, должны были быть репатриированы обратно на родину. Но из-за болезни, в основном туберкулезом и оспу, домой вернулось только 15 островитян. Завезенный с ними вирус оспы, в конце концов, привел к резкому падению численности населения на острове Пасхи, начались гражданские войны, были забыты прежние принципы общественных отношений, начался голод. В результате численность населения сократилась до около 600 жителей.


9.3. Миссионеры на острове и история Рапа-Нуи до начала XX века

Христианство и, прежде всего, миссионер Конгрегации Св. Сердец Иисуса и Марии Е. Эйро сыграли значительную роль в жизни рапануйцев. Сразу же после высадки на острове в 1862 году миссионер приступил к обучению рапануйцев, и уже через несколько месяцев шесть островитян читали катехизис французском языке. Однако оставаться в стороне там, где происходит конфликт между правящими кланами, было невозможно. 11 ноября 1864 года Эйро подобрала направленная за ним на остров шхуна.

Через 17 месяцев Эйро вернулся на Рапа-Нуи с миссионером Ипполитом Руссело (Hippolyte Roussel) и семью мангареванцы. Своим главным центром миссионеры сделали Санта-Мария-де-Рапа-Нуи, объединившую два местечка - Ханга-Роа и Матавери. Земли у них были выкуплены у местных жителей в 1868 году.

Началось активное обращение рапануйцев к христианства, хотя вожди местных племен долгое время сопротивлялись. 14 августа 1868 года Эжен Эйро умер от туберкулеза. Миссионерская миссия просуществовала около 5 лет и положительно повлияла на жителей острова: миссионеры учили письменности (хотя у них уже была своя иероглифическая письменность), грамоты, боролись с кражами, убийствами, многоженством, способствовали развитию сельского хозяйства, разводя не известные ранее на острове культуры.

В 1868 году на острове поселился с разрешения миссионеров агент торгового дома брандеров Дютру-Борнье (Dutroux-Bornier), занявшийся на Рапа-Нуи разведением овец. Расцвет экономической деятельности относится к периоду после смерти последнего законного правителя, сына верховного вождя Маурата, двенадцатилетнего Григория, который умер в 1866 году.

Между тем, численность населения Рапа-Нуи значительно сократилась и в 1877 году составила 111 человек.

В конце XIX века у острова Пасхи причаливало множество кораблей, экипаж которых в основном интересовались объектами искусства рапануйськои культуры. В 1871 году у острова проплыл русский корвет "Витязь", на борту которого находился российский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай. Однако из-за болезни он не смог высадиться на берег.

Первые чилийские корабли были замечены у Рапа-Нуи еще в 1830-х годах, однако тесные торговые связи были налажены только в 1870-х годах. Победив Боливию и Перу в Тихоокеанской войне 1879-1883 годов, Чили приступила к активной колонизации земель. 9 сентября 1888 года капитан Поликарп Торо Уртадо ( исп. Policarpo Toro Hurtado ) Высадился на острове и объявил об аннексии Рапа-Нуи Чили. Местная церковь перешла под юрисдикцию архиепископа города Сантьяго-де-Чили. В 1898 году вождь Риророко отправился в Чили с жалобой на злоупотребления чилийских властей, однако через несколько дней умер в Вальпараисо. С тех пор на острове Пасхи верховных вождей уже не было.


9.4. XX века

С первой четверти XX века начались многочисленные научно-исследовательские экспедиции на остров Пасхи. С марта 1914 по Август 1915 года на острове работала экспедиция английского исследователя К. С. Раутледж, которая уделила особое внимание изучению каменных погребальных площадок аху и каменных статуй моаи. В 1934 - 1935 годах остров посетила франко-бельгийская экспедиция, в составе которой были такие выдающиеся ученые, как А. Метро ( фр. Alfred Mtraux ) И А. Лавашерри ( фр. Henri Lavacherry ).

В 50-х годах XX века известный норвежский путешественник Тур Хейердал заново открыл миру остров Пасхи, в том числе экспериментально воспроизвел силами местных жителей и без применения современной техники вырубку статуи с горы, транспортировки статуи по острову и установки статуи на пьедестал [18]. По мнению Хейердала остров Пасхи был заселен переселенцами Древнего Перу. Несмотря на то, что рапануйська язык принадлежит к семейству полинезийских, многое указывает на посещение инками острова. Каменные изваяния напоминают найденные в Андах статуэтки. Кроме того, на острове выращивают батат. Именно Тур Хейердал открыл новейшую историю острова. Теория перуанского происхождения древнего населения, однако, также не находит убедительного подтверждения. Генетический анализ населения указывает скорее на полинезийское происхождение, однако точность эксперимента не исключает и возможность перуанского.

С 1914 году чилийское правительство стало назначать на острове губернаторов. Сначала это были преимущественно офицеры как действующие, так и отставные. С 1953 года остров Пасхи подчинялся командованию чилийских ВМС. Жителям острова в это время было запрещено покидать пределы Ханга-Роа или только с письменного разрешения, что значительно ограничивало права рапануйцев. Только в 1956 году условия жизни на острове стали более благоприятными, а местным школьникам было разрешено учиться на материковой части Чили. С 1966 года на острове стали проводиться свободные выборы.

Остров Пасхи трижды посещал военный диктатор Чили Аугусто Пиночет.


10. Культ "людей-птиц" ( XVI / XVII - XIX века)

Петроглиф с изображением божества Маке-маке у бывшего поселения Оронго
Остров Моту-Нуи, вид из Оронго

Примерно в 1680 году мататоьа, воины острова Пасхи, основали новый культ бога Маке-маке, который, согласно рапануйською мифологией, создал человека. Так появился культ человека-птицы, или тангата-ману ( рап. tangata manu ). Одной из причин его возникновения стал упадок рапануйськои цивилизации, во многом связан с исчезновением лесного покрова острова.

Недалеко от вулкана Рано-Као существовало церемониальное поселок Оронго, построенное для поклонения богу Маке-маке, который был также богом плодородия. Это поселение стало местом культа. Ежегодно между представителями всех кланов Рапа-Нуи проводилось соревнование, в котором участники должны были доплыть до островка Моту-Нуи, и найти первое яйцо, отложенное черной крачки, или манутара ( рап. manutara ). Причем участники подвергались большой опасности, потому что воды кишели акулами. Победитель становился "человеком-птицей года" и наделялся сроком на год правом контроля над раздачей ресурсов, предназначенных для его клана. Эта традиция продолжала существовать вплоть до 1867 года.

Одной из достопримечательностей села Оронго являются многочисленные петроглифы с изображениями "человека-птицы" и бога Маке-маке (их около 480).


11. Ронго-ронго

Стела с надписями языке ронго-ронго.

Остров Пасхи - единственный остров в Тихом океане, на котором была разработана собственная система письменности - ронго-ронго. Запись текстов осуществлялась пиктограммами, способ письма - бустрофедон. Значки имеют размер в один сантиметр и представлены различными графическими символами, изображениями людей, частей тела, животных, астрономических символов, домов, лодок и т.д.

Письменность ронго-ронго до сих пор не расшифрована, несмотря на то, что этой проблемой занимались многие лингвисты. В 1995 году лингвист Стивен Фишер объявил о расшифровке текстов ронго-ронго, но его интерпретация оспаривается другими учеными [19].

Первым о существовании на острове Пасхи дощечек с древними письменами сообщил французский миссионер Эжен Эйро в 1864 году.

В настоящее время существует множество научных гипотез, касающихся происхождения и смысла рапануйськои письменности. М. Хорнбостеля, В. Хевеши, Р. Гейне-Гельдерн полагали, что письменность острова Пасхи пришла с Индии через Китай, а затем с острова Пасхи письменность попала в Мексику и Панаму. Р. Кэмпбелл утверждал, что эта письменность пришла с Дальнего Востока через Новую Зеландию. Имбеллони и позже Тур Хейердал попытались доказать южноамериканское индейское происхождение как письменности Рапа-Нуи, так и всей культуры.

Многие специалисты с острова Пасхи, в том числе и сам Фишер, считают, что все 25 табличек с письменами ронго-ронго появились на свет уже после знакомства туземцев с европейской письменностью во время высадки на острове испанцев в 1770 году. [15]


12. Остров Пасхи и затерянный континент

Остров Пасхи на карте мира

В 1687 году пират Эдвард Дэвис, корабль которого был отнесен далеко на запад от Копьяпо, административного центра района Атакама ( Чили), морскими ветрами и тихоокеанской течению, заметил на горизонте сушу, где вырисовывались силуэты высоких гор. Однако, даже не попытавшись узнать, был ли это мираж или еще не открытый европейцами остров, Дэвис развернул корабль и взял курс в сторону Перуанского течения.

Это "Земля Дэвиса", значительно позже стала отождествляться с островом Пасхи, подкрепила убежденность космографии того времени в том, что в этом регионе существовал континент, который был как бы противовесом Азии и Европе. Это привело к тому, что отважные мореплаватели стали искать затерянный континент. Однако найти его так и не удалось: вместо этого были открыты сотни островов Тихого океана.

С открытием острова Пасхи стала распространено мнение, что это и есть тот затерянный континент, на котором существовала на протяжении тысячелетий высокоразвитая цивилизация, которая в дальнейшем исчезла в пучине океана, а от континента сохранились лишь высокие горные пики (в действительности, это потухшие вулканы). Существование на острове огромных статуй, моаи, необычные рапануйськи таблички только подкрепляли это мнение.

Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно.

Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие, на литосферные плиты Наска [4]. Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы. Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотя некоторые ученые предполагают, что оно произошло 4,5-5 миллионов лет назад.

Согласно местным преданиям, в далеком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена, когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам