Надо Знать

добавить знаний



Островский Александр Николаевич



Портрет Островского

Александр Николаевич Островский ( 12 апреля 1823 - 14 февраля 1886) - русский драматург.

Александр Островский оставил заметный след в истории искусства. Исследователи его литературного наследия отмечают, что он не только развил традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, но и обогатил разножанровость национальную драматургию. Сатирическая комедия, трагедия, социально-психологическая драма, историческая хроника - вот диапазон его творчества. К лучшим достижениям мировой драматургии можно отнести такие его пьесы, как "Гроза", "Таланты и поклонники", "Бесприданница", "Волки и овцы", "Снегурочка" и другие. Перу Александра Островского относятся блестящие переводы драм Шекспира, Гольдони, Сервантеса, Теренция и других европейских классиков.

Детство будущего драматурга прошло в среде, потом долго питала его творческое воображение. Родился он 12 апреля 1823 года в Москве. Предки его и по отцовской, и по материнской линии принадлежали к духовенству. Блестяще закончил духовную семинарию отец, но священником не стал, а сделал успешную карьеру чиновника, получив дворянский титул. Куда бы ни переезжала семья Островских, она всегда оказывалась в том купеческо-мещанской среде, которое затем с такой глубиной и сарказмом описывал драматург.

Став студентом юридического факультета Московского университета, уязвим и темпераментный юноша вскоре теряет всякую интерес к будущей профессии, а серьезно увлекается театром. Поэтому уже с третьего курса оставляет учебу: "Я с молодых лет бросил все и весь отдался театру". Правда, лет семь все же пришлось поработать в судах, изрядно обогатило его и жизненными впечатлениями и опытом, дав реальную почву для многих пьес.

14 февраля 1847 года в тесном кругу друзей прочитал Островский свое первое произведение под скромным названием "Картина семейного счастья". "С этого дня я стал считать себя русским писателем и без сомнений и колебаний поверил в свое призвание", вспоминал Александр Николаевич. Как правило, он писал свои пьесы по два-три месяца, а то и несколько недель, хотя были исключения: например, над пьесой "Свои люди - сочтемся" драматург работал почти четыре года.

В русскую литературу Александр Островский вошел по образному выражению критика М.Добролюбова, как ниспровергатели "темного царства" - низкого мещанско-купеческой среды, где царили "бессилие и внутренняя ничтожество самодурства". Ярким представителем этого "царства" стал Тит Титович брусков из пьесы "В чужом банкете похмелье" (1855), ставшую первым серьезным успехом драматурга. А дальше было "Доходное место" ( 1857) - пьеса, которую современники ставили в один ряд с комедией Грибоедова "Горе от ума", и о которой восторженно отзывался Лев Толстой: "Это огромная вещь по глубине, силе, верности современного значения ..." Однако "Доходное место" не было допущено цензурой на сцену из-за того, что Островский безжалостно разоблачал чиновников как взяточников и казнокрадов.

Вершиной драматургии Островского есть "Гроза" - пьеса, ставшая хрестоматийной благодаря своим высоким художественно-образным качествам, глубиной и точностью психологических характеристик ее персонажей. Николай Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" отмечал: "Гроза" - это, несомненно, решительный произведение Островского; взаимные отношения самодурства и беззащитности доведены в ней до трагических последствий ... ". И одновременно, отмечает критик, в" Грозе " ... есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы, которое обнаруживает зыбкость и близкий конец самодурству. Затем сам характер Екатерины, изображенный на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели ... "По мнению Добролюбова, Катерина - это" шаг вперед не только в драматургической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе "!

"Гроза" прочно вошла в репертуар национальных театров. В частности, в Украине запомнилась постановка этой пьесы М.Крушельницкий в Харькове. Вообще, пьесы Островского пользовались широкой популярностью на украинской сцене. Горячим пропагандистом его творчества был М. Садовский, который сыграл около трех десятков ролей из пьес Островского. Его высоко ценили Иван Франко и Панас Мирный, а для классика украинской драматургии Иван Карпенко-Карого творчество Островского была образцом и школой. Да и сам Александр Николаевич проявлял пристальный интерес к украинскому театру. Он, в частности, перевел на русский язык комедию Г. Квитка-Основьяненко "Искренняя любовь".

Пьесы Островского с успехом выдержали испытание временем. Они и сейчас не сходят со сцены ведущих театров мира, многие из них экранизированы.


Источники

  • Островская Р.П. Николай Островский. 4-е изд. - 1984. - 184 с.
  • Лобанов М.П. Островский. - 1979. - 382 с. - (Жизнь замечательных людей), (Вып.587).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам