Надо Знать

добавить знаний



Отношения Украина - НАТО



План:


Введение

Отношения Украина - НАТО

NATO E-3 AWACS 25th anniversary paint job, NATO Air Base Geilenkirchen.jpg
Флаги членов НАТО, София, Болгария, 2005 г.

1. Хронология событий

  • 1991 год - Вступление Украины в Совет североатлантического сотрудничества;
  • 1994 год - Присоединение к программе "Партнерство ради мира" (ПРМ);
  • 1996 год - Развертывание украинских миротворцев в Боснии и Герцеговине;
  • 9 июля 1997 года, Мадрид, подписания Хартии об особом партнерстве, основания Комиссии Украина - НАТО, открытие миссии Украины при НАТО, открытие Центра информации и документации НАТО в Украине;
  • 1998 год - Основание Совместной рабочей группы по вопросам военной реформы;
  • 1999 год - Открытие Офиса связи НАТО в Киеве, развертывания украинских-польского батальона в Косово;
  • 2000 год - Ратификация Соглашения о статусе сил, участвующих в мероприятиях ПРМ, которая способствовала участия Украины в военных учениях
  • 22 ноября 2002 года, Прага, принятие Плана действий Украина - НАТО;
  • 2004 год - Ратификация соглашения о поддержке операций НАТО со стороны Украины;
  • 2005 год - Начало интенсифицированного диалога с НАТО по вопросам получения членства и соответствующих реформ как предпосылки перехода к плану членства как последнего шага по вступлению в НАТО;
  • с 18 до 20 октября 2005 году посещение североатлантической советом НАТО (ЮАР) Украины. Постоянные представители 26 стран-членов НАТО и Генеральный секретарь Яап де Хооп Схеффер приняли участие в заседании Комиссии Украина - НАТО (КУН)
  • с 23 по 24 октября 2005 года - Саммит НАТО - Украина в Вильнюсе, Литва. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявляет, что Альянс готов оказать Украине помощь в осуществлении политических и военных реформ, необходимых для членства Киева в НАТО. Министр обороны США Дональд Рамсфельд обещает Киеву всестороннюю поддержку Вашингтона;
  • 2006 - 2008 года - НАТО оголушуе политику открытых дверей относительно вступления Украины.
  • 15 января 2008 - представление официального заявления о возможности присоединения Украины к Плану действий по членству (ПДЧ) в НАТО (так называемый "Письмо трех", который был подписан Президентом Украины Виктором Ющенко, премьер-министром Юлией Тимошенко и председателем Верховной Рады Арсением Яценюком).
  • 3 апреля 2008 на Бухарестском саммите на уровне глав государств и правительств стран-членов Североатлантического Совета единогласно согласовано Декаларацию, в которой Украина (наряду с Грузией) было верно в будущем получении членства в НАТО.
" НАТО приветствует евроатлантические стремления относительно членства в НАТО Украины и Грузии. Сегодня мы договорились, что эти страны станут членами НАТО. Оба государства внесли ценный вклад в операции НАТО. Мы приветствуем демократические реформы в Украине и Грузии ... ПДЧ будет следующим шагом для Украины и Грузии на их пути к членству. Сегодня мы четко заявляем, что мы поддерживаем кандидатуры этих стран к ПДЧ ... Мы обратились к министрам иностранных дел дать первую оценку прогресса на их встрече в декабре 2008 г. Министры иностранных дел уполномочены принимать решения по ПДЧ для Украины и Грузии [1] "

4 апреля 2008 на итоговой пресс-конференции по результатам саммита в Бухаресте генеральный секретарь Яап де Хооп Схеффер объявил, что вне всяких сомнений Украина и Грузия присоединятся к НАТО [2] Также в рамках рабочей Комиссии Украина-НАТО украинские руководители были заверены, что НАТО хочет пригласить Украину присоединиться к альянсу.


2. Анализ событий

NATO countries.png
Страны-члены НАТО
Страны в процессе присоединения
Страны, которым пообещали приглашение
Усиленный диалог
Членство не является целью
Страны не объявляли свои намерения относительно членства

22 - 23 февраля 1992 года состоялся визит генерального секретаря НАТО М. Вернера в Киев, который официально пригласил Украину к участию в ССАС (членом этой организации наше государство стала 10 марта 1992 года), а 8 июля 1992 года Президент Украины Кравчук посетил штаб-квартиру альянса в Брюсселе [5]. Важным событием в развитии отношений между Украиной и НАТО стало открытие в сентябре 1992 года Посольства Украины в Брюсселе, которое было связующим звеном в контактах между нашим государством и НАТО.

Присоединение Украины к ССАС (Совет североатлантического сотрудничества) в 1992 году однозначно не может подтверждать тезис о тогдашней стремление нашего государства вступить в НАТО, потому что в этот же день в нее вступили все члены СНГ.

Сторонники вступления в НАТО отстаивают мнение, что в 1993 году была заложена политико-правовая база отношений Украина-НАТО. При этом они ссылаются на документ "Основные направления внешней политики Украины", принятый постановлением Верховной Рады Украины 2 июля 1993 года. В документе, в частности, указано:

" "В условиях исчезновения блокового противостояния в Европе приоритетное значение приобретает проблема создания общеевропейской структуры безопасности на базе существующих международных институтов, таких как СБСЕ, ССАС, НАТО, ЗЕС. Непосредственное и полное членство Украины в такой структуре будет создавать необходимые внешние гарантии ее национальной безопасности ... Учитывая кардинальные изменения, произошедшие после распада СССР и которые определили современное геополитическое положение Украины, провозглашенное ею намерение своего времени стать в будущем нейтральным и внеблоковым государством должно быть адаптировано к новым условиям и не может считаться препятствием ее полномасштабного участия в общеевропейской структуре безопасности ". "

Стоит отметить, что до сегодняшнего времени этот документ не перерабатывался и не совершенствовался и остается в силе. Ссылка на него сторонников вступления в НАТО, на наш взгляд, не совсем корректно, так как в нем идет речь не конкретно о Североатлантическом альянсе, а о будущей структуре общеевропейской безопасности. Действительно, сегодня НАТО является такой структурой, но намерение нашего государства быть нейтральным или внеблоковым надо еще "адаптировать к новым условиям".

Среди первых непосредственных контактов Украины с НАТО следует отметить семинар Североатлантической ассамблеи "Украина и европейская безопасность", который состоялся 20 - 23 июня 1993 года в Киеве. Ассамблея осуществляет функцию консультативного органа альянса. Основное направление ее деятельности - создание благоприятных условий европейской безопасности, включая военные, экономические, политические и экологические аспекты этой проблемы. Участники семинара обсуждали вопросы внутренней и внешней политики Украины, проблемы ядерного оружия, размещенного на ее территории, реализации экономических и конверсионных программ [8, с. 1].

9 февраля 1994 министр иностранных дел Украины А. Зленко подписал в штаб-квартире НАТО рамочный документ программы "Партнерство ради мира". А 25 мая того же года Украина передала Североатлантическому альянсу свой презентационный документ для этой программы [5, с. 519, 523].

Согласно рамочным документом ПРМ, сотрудничество нашей страны с альянсом в рамках программы предусматривает достижение следующих целей: содействие транспарентности национального военного планирования и бюджета, обеспечение демократического контроля над вооруженными силами; поддержание способности и готовности участвовать в допустимой конституции, в операциях, осуществляемых под эгидой ООН и / или под ответственностью ОБСЕ; развитие сотрудничества с НАТО в военной сфере с целью совместного планирования и военной подготовки и учебных маневров, призванных повысить их способность к выполнению задач, связанных с миротворческой деятельностью, поиска и спасения, операциями с оказания гуманитарной помощи и другими, о которых впоследствии может быть договоренность формирование в долгосрочной перспективе таких вооруженных сил, которые смогут лучше взаимодействовать с вооруженными силами стран-членов НАТО.

Для участия в программе "Партнерство ради мира" Украина предоставила, согласно ее действующему законодательству, 1291 военнослужащего, 10 самолетов, 6 вертолетов, 2 корабля и военизированные подразделения гражданской обороны и два полигона [9, с. 26].

Важным событием в развитии сотрудничества нашей страны с НАТО стало начало 3 марта 1994 непосредственных консультаций с альянсом в формате "16 +1", как это предусмотрено п.8 рамочного документа программы "Партнерство ради мира", с целью изучения условий налаживания особых отношений и установление "специального партнерства" между Украиной и НАТО. Согласно административной соглашением и соглашением в сфере безопасности между Украиной и НАТО были открыты офисы связи Украины в штаб-квартире НАТО и Координационном центре партнерства (КЦП) и были определены первые офицеры связи в КЦП и штаб-квартиры альянса [10] .

Фактически первая ИПП (индивидуальная программа партнерства) между Украиной и альянсом была принята де-юре в июне - июле 1995 года, когда Генеральный секретарь НАТО и министр иностранных дел Украины обменялись соответствующими письмами. 14 сентября 1995 ИПП Украина - НАТО была официально одобрена на специальном заседании Североатлантического Совета (САС) НАТО. По результатам деятельности 1996 года Украина выполнила программу на 38%, приняв участие в 113 из 268 мероприятий [9, с. 25].

Украина с февраля 1995 года принимала участие в первом двухлетнем цикле процесса планирования и оценки сил (ППОС, англ. PARP - Planning and Review Process), выделяемых странами-партнерами для участия в программе ПРМ. ППА базируется на опыте НАТО в области военного планирования и представляет собой механизм, по которому все страны альянса планируют и оценивают собственные силы, выделяемых для участия в совместных мероприятиях НАТО [11, с. 84].

14 сентября 1995 состоялось специальное заседание Североатлантического совета в формате "16 +1", по результатам которого было принято совместное заявление Украины и альянса для прессы, которая провозгласила начало "расширенных и углубленных" отношений между двумя сторонами "вне ССАС и ПРМ" [ 12]. Вместе с совместным заявлением Украины и НАТО для прессы руководящим органам НАТО украинской стороной было передано документ "Основные параметры соглашения об установлении отношений специального партнерства между Украиной и Организацией Североатлантического договора", который заложил основу для активного диалога между Украиной и НАТО с целью разработки и заключения между ними политически обязывающего соглашения о специальном партнерстве.

В течение января - марта 1996 года между Украиной и НАТО было согласовано совместный документ - "Реализация расширения и углубления отношений между Украиной и НАТО". С апреля 1996 года в рамках реализации этого документа состоялось первое плановое заседание политического комитета НАТО и Украины по вопросам архитектуры европейской безопасности и безопасности Украины как государства, добровольно отказалась от ядерного оружия. Особое партнерство для Украины означало расширение сотрудничества Украины с НАТО на всех уровнях и во всех измерениях - политическом, военном, экономическом, экологическом, научно-техническом, информационном и тому подобное. Украина считала такой тип сотрудничества одним из основных условий обеспечения своих национальных интересов, гарантию избежания нового разделения Европы и предотвращению формирования "сфер влияния" или создание "серых зон" безопасности в Центрально-Восточной Европе. Претендуя на такое особое партнерство, Украина исходила из того, что она, в контексте расширения НАТО, находится в уникальной геополитической ситуации: на ее западных границах были расположены будущие члены расширенного альянса, на восточных и северных границах - Россия и Беларусь, позиция которых по расширению НАТО отличалась от позиций других государств Центрально-Восточной Европы [13, с. 390].

В настоящее время активизировалось сотрудничество Украины с НАТО в военном измерении. Если в 1994 году военные подразделения Вооруженных Сил Украины принимали участие только в двух совместных военных учениях на территории Польши и Нидерландов, то уже в 1995 году представители и подразделения Вооруженных Сил приняли участие в 98 мероприятиях, включая 13 военных учений. В 1996 году представители и подразделения украинского войска приняли участие в 53 мероприятиях, а также провели на своей территории многонациональных военных учениях "Щит мира-96" [9, с. 26].

6 мая 1996 года от имени правительства Украины были подписаны важные соглашения в рамках ПРМ, которыми регулируется статус военнослужащих Вооруженных сил Украины при нахождении на учениях и других мероприятиях и территории государств-членов НАТО или стран-партнеров и, наоборот, военных других государств, участвующих в учениях на территории Украины: Соглашение между государствами, являющимися сторонами Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в партнерстве ради мира, о статусе их сил, а также дополнительный протокол к этому соглашению.

Министр обороны США Дональд Рамсфельд и Президент Украины Леонид Кучма

С целью укрепления функций для координации в сфере партнерства и сотрудничества Украины с НАТО распоряжением Президента Украины 21 мая 1996 года было создана Межведомственная рабочая группа по вопросам участия Украины в программе ПРМ, в 3 апреля 1997 года Президент Украины подписал Указ о создании Государственной межведомственной комиссии по вопросам сотрудничества Украины с НАТО. Комиссия стала совещательным органом для подготовки предложений по вопросам сотрудничества с руководящими и исполнительными структурами НАТО, государствами-членами альянса и государствами-партнерами ПРМ, а также предложений по организации, координации и контроля выполнения принятых по этим вопросам решений министерствами, другими органами исполнительной власти и государственными органами Украины. В августе 1996 года был также создан пост главного координатора в сотрудничестве Украины с НАТО и ЗЕС в военной области - советника-посланника посольства Украины в странах Бенилюкс, на которую назначен первый министра обороны Украины К. Морозова.

В первой половине 1997 года состоялись знаковые события в отношениях Украины с Североатлантическим альянсом. Так, 20 марта в штаб-квартире НАТО в Брюсселе состоялся первый раунд переговоров с альянсом по формализации отношений Украина - НАТО. В апреле 1997 года в Брюсселе прошли два раунда переговоров с НАТО на уровне экспертов по этому вопросу. Очередной раунд переговоров Украина - НАТО по проекту документа состоялся 1 мая во время визита тогдашнего Генерального секретаря НАТО Х. Соланы в Киев, а 29 мая 1997 года на заседании министров иностранных дел стран-членов НАТО в г. Синтре (Португалия) Генеральный секретарь НАТО Х . Солана и министр иностранных дел Украины Г. Удовенко парафировали "Хартию об особом партнерстве между НАТО и Украиной" [5, с. 544].

Константин Морозов - представитель Украины в НАТО (крайний справа) встречается с учеными из Украины, Брюссель, 1997 г.

9 июля 1997 на саммите Североатлантического альянса в Мадриде Президент Украины Л. Кучма и Генеральный секретарь НАТО Х. Солана скрепили подписями "Хартию об особом партнерстве между Украиной и организацией Североатлантического договора". Хартия является основным политическим документом, который регулирует отношения Украины с НАТО. Она зафиксировала политические обязательства сторон на высшем уровне и определила необходимость "развивать отношения особого и эффективного партнерства, которое будет способствовать большей стабильности и продвижению общих демократических ценностей в Центрально-Восточной Европе" [14, с. 1]. На втором заседании совместной комиссии на уровне министров иностранных дел Украины и НАТО, созданной согласно Хартии, 29 мая 1998 года было проанализировано состояние отношений нашего государства с альянсом.

Стоит отметить, что активизация сотрудничества Украины с альянсом совпала с очень важным событием в жизнедеятельности НАТО. 30 мая 1997 на замену Раде североатлантического сотрудничества (ССАС) был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП). СЕАП стала важным элементом европейской архитектуры безопасности. Ее деятельность осуществляется с учетом работы других международных организаций и дополняет их. Совет является органом, который занимается развитием диалога, сотрудничества и консультаций между НАТО и партнерами по сотрудничеству, обеспечивает основу для сотрудничества и консультаций между ее отдельными членами и альянсом.

С целью создания в нашем государстве действующего механизма имплементации Хартии с учетом приоритетов в развитии отношений Украины с НАТО 4 ноября 1998 Указом Президента Украины была утверждена "Государственная программа сотрудничества Украины с НАТО на период до 2001 года". В документе подчеркивалось, что "стратегической целью Украины является полномасштабная интеграция в европейские и евроатлантические структуры и полноправное участие в системе общеевропейской безопасности.

Программа была направлена ​​не только на активизацию сотрудничества в политической и военной сферах, но и на развитие новых направлений сотрудничества, таких как военно-техническое и научно-техническое сотрудничество, гражданское планирования при чрезвычайных ситуациях, совместная борьба с распространением ядерных технологий, международным терроризмом, организованной преступностью и нелегальным оборотом наркотиков, стандартизация, информационные технологии, охрана окружающей среды, управления воздушным движением, совместное использование космического пространства и т.п..

Серьезным испытанием отношений между Украиной и НАТО стали события, которые произошли в марте - июне 1999 года в Союзной Республике Югославии (СРЮ). Движущим фактором этих событий был этнический конфликт в Косово (Южная Сербия). В ходе этой военной операции было осуществлено 9 300 боевых вылетов авиации альянса, которые были направлены на поражение 900 целей, сброшено 24 тыс. бомб, причем использовались и боеприпасы, начиненные обедневшим ураном. Такое отношение Североатлантического альянса в Сербию, чрезмерная жестокость к братскому славянскому народу (ведь не назовешь миротворчеством бомбовые удары с воздуха, разрушение и смерть людей не только в военной форме, но и мирных жителей) произвели удручающее впечатление на широкие слои украинского общества, вызвали резко отрицательное отношение к этому законодательного органа государства - Верховной Рады Украины и расширило круг противников интеграции в НАТО.

23 апреля 1999 года Верховная Рада Украины приняла постановление "об отношениях Украины и Организации Североатлантического договора (НАТО). В постановлении отмечается:" Динамические изменения геополитической ситуации в нынешнем однополюсном мире, сложность и неустойчивость военно-политической ситуации в Европе, длительное внутреннее кризисное положение Украины обусловливают необходимость активизации усилий, направленных на укрепление ее международных позиций, отстаивание национальных интересов, обеспечения надежной безопасности и обороноспособности. Необходимыми предпосылками этого Верховная Рада Украины считает последовательность, взвешенность, предсказуемость внешней политики, ее многовекторности, развитие отношений Украины с другими государствами, международными организациями на основе сбалансированности и взаимопомощи, равноправия и взаимной, открытости и взаимопонимания, неучастия в военных блоках, невмешательстве во внутренние дела - по принципу "Безопасность для себя - через безопасность для всех". Этим должна определяться и позиция относительно участия Украины в системах региональной, общеевропейской и универсальной безопасности "[15, с. 2] Изучение исследований противоречивого восприятия НАТО в общественном мнении Украины мы решили начать с 1996 года, когда страна в основном преодолела внутренние кризисы и ее экономика набрала более или менее устойчивого развития, а это существенно повлияло на восприятие гражданами нашей страны определенных процессов становления и государства независимой Украины. Следует отметить, что эти опросы проходили накануне подписания Хартии об особом партнерстве между Украиной и альянсом, через два года после того, как Украина начала сотрудничество в программе "Партнерство ради мира". В то же время следует учитывать, что, по данным социологических опросов 1996 года, наблюдалась определенная равнодушие украинских граждан относительно информации в сфере политики и международных дел. 30 процентов опрошенных (с 1800 человек) заявили, что политика их не интересует, такое же количество тех, кто и газет вообще не читает [16, с. 79].

По результатам всеукраинского опроса, в декабре 1996 года провели фонд "Демократические инициативы" и фирма Социс-Гэллап, на вопрос "Нужно ли Украине стать членом НАТО?" - Украинский ответили следующим образом: 15% - "да, и как можно быстрее", 21% отреагировали - "да, но позже", 45% - "трудно сказать", 19% - "в любом случае". Больше всего сторонников вступления в НАТО оказалось среди молодежи, граждан с высшим образованием и тех, кто одобрительно относился к развитию частного предприятия (бизнеса). Полностью доверяли НАТО 12% респондентов, "столько доверяю, сколько и нет" - 28%, "совсем не доверяю" - 19%, "трудно сказать, доверяю или нет" - 41%. Таким образом, опрос показал, что большинство граждан Украины на то время не определила своего отношения к НАТО [17, с. 11].

Целенаправленное социологическое исследование в апреле 1996 года, которое осуществлял Украинский центр экономических и политических исследований им. А. Разумкова (УЦПЕД), среди 1003 офицеров Вооруженных сил Украины во всех регионах страны показали, что костяк украинской армии, наиболее образованный и сознательный слой этой силовой структуры, лишь на 12% поддерживает желание военно-политического руководства страны присоединиться к НАТО, а внеблоковый статус Украины поддерживает 41%. Большинство офицеров не желала участвовать в миротворческих операциях под эгидой альянса [18, с. 1].

В январе 1997 года фонд "Демократические инициативы" продолжал опроса 1200 человек, представляющих взрослое население Украины. Опрос проходил в 11 регионах, в которые были сгруппированы все области Украины с учетом региональной однородности факторов формирования массового сознания.

Согласно данным опроса, население Украины оценивало НАТО как международную организацию, и это свидетельствовало, что общественное мнение не рассматривала НАТО как агрессивный блок. Агрессора в НАТО видел лишь каждый шестой гражданин Украины, в противоположность почти половине респондентов, которые считали альянс оборонной или даже миротворческой организацией. Большинство граждан не только не считали НАТО агрессивным военным блоком, но и не видели реальной угрозы со стороны государств-членов альянса. Среди населения Украины было немного поборников самостоятельного вступления в НАТО. Только 15% в будущем видели свою страну в блоке с Западом, тогда как 45% - в какой-либо интеграции со странами СНГ и Россией. В то же время наблюдались весьма существенные региональные различия - от определенной прозападной позиции в Западном регионе Украины в такой же степени определенной "восточной ориентации в Крыму, восточном, юго-восточном, южном и северо-восточном регионах. Следует признать четкую противоречивость позиции значительной части населения к вопросу сближения с НАТО. Менее четверти опрошенных категорически отвергали идею вступления Украины в НАТО. Наряду с неопределенной позицией относительно вступления в НАТО (42%) была довольно распространена и мысль в поддержку скорейшего вступления в НАТО (19%) или же через определенный время (19%).

Намерения Украины по интеграции в структуры Североатлантического альянса подтвердил Закон Украины "Об основах национальной безопасности Украины" от 19 июня 2003 года. В статье 8 Основных направлений государственной политики по вопросам национальной безопасности провозглашено, что во внешнеполитической сфере Украина ведет активную международную политику с целью "... обретение членства в Европейском Союзе и Организации Североатлантического договора при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией, другими странами Содружества Независимых государств, а также другими государствами мира "[23].

Еще более конкретно намерения Украины о присоединении к НАТО в редакции "Военной доктрины Украины", утвержденной Указом Президента 15 июня 2004 года. Во II разделе - "Военно-политические основы Военной доктрины", первый абзац пункта 9-го "Условия обеспечения военной безопасности Украины" изложена так: "Укрепление доверия между государствами, последовательное снижение угрозы использования военной силы, проведение политики евроатлантической интеграции, конечной целью которой является вступление в НАТО как основы общеевропейской системы безопасности ". Второй абзац пункта 16-го отмечает:

" "В условиях современной военно-политической обстановки интересы национальной безопасности Украины обуславливают существенное углубление отношений с НАТО и ЕС. Исходя из того, что НАТО и ЕС являются гарантами безопасности и стабильности в Европе, Украина готовится к полноправному членству в этих организациях". "

А третий абзац того же пункта изложены:

" "Активизация евроатлантической интеграции Украины с ориентацией на вступление в НАТО как основы общеевропейской системы безопасности и связанное с этим глубокое реформирование оборонной сферы государства в соответствии с европейскими стандартами относятся к важнейшим приоритетам как внешней, так и внутренней политики" [24] "

.

28 - 29 июня 2004 года в Стамбуле прошел очередной саммит НАТО. Это был седьмой саммит после окончания "холодной войны". В ходе саммита 29 июня 2004 состоялось заседание Комиссии Украина-НАТО на уровне глав государств и правительств. Но никаких кардинальных изменений в отношения Украина - НАТО или их активизацию вышеупомянутый мероприятие не внес.

Президент Украины своим Указом от 15 июля 2004 ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны "О дальнейшем развитии отношений с НАТО с учетом результатов заседания Комиссии Украина-НАТО на высшем уровне 29 июня 2004 года". Согласно Указу в Военной доктрине Украины было сделано купюры в пунктах, которые определяли вступление в НАТО и ЕС как конечную цель евроатлантической интеграции, т.е. изъято ту часть текста, которую мы обозначили курсивом. Изменения в украинской Военной доктрине были отражением реальных отношений нашей страны с НАТО и ЕС. Она испытала корректировки (усовершенствования, изменения). Дело в том, что Военная доктрина любой страны - один из ключевых элементов архитектуры безопасности государства, учитывающий военные, политические, стратегические, экономические и другие аспекты. Доктрина - это система основных принципов для разработки стратегии, которая состоит из анализа ситуации, прогнозирования различных сценариев развития и адекватного ответа на эти сценарии. Вполне логично, что такой важный документ, как Военная доктрина, должен содержать корректные положения, соответствуют действительности. Новые положения Военной доктрины были четким сигналом о готовности Украины к глубокой интеграции с евроатлантическими структурами. Течение довольно сложного периода с момента, как 23 мая 2002 года Украина впервые открыто заявила о своей цели вступить в НАТО, Киев, преодолевая многие препятствия, шел в евроатлантическом направлении. Пражский саммит, где, несмотря на неблагоприятную политическую атмосферу, было заключено План действий Украина-НАТО, Стамбульский саммит, где, несмотря на ожидания, так и не произошло расширение формата сотрудничества между Украиной и альянсом. Казалось, что процесс евроинтеграции происходил быстрее наперекор, чем благодаря: чиновники, которые были верными реализации курса на альянс, составляли абсолютное меньшинство. Потребовалось три года, чтобы по всем формальным критериям Украина начала путь к полноправному членству в НАТО.

В декабре 2004 года в Украине состоялись президентские выборы на фоне так называемой "Оранжевой революции".

23 января 2005 года, приняв присягу во время инаугурации, новоизбранный Президент и сформированное им правительство страны избрали курс на интенсификацию евроатлантической интеграции государства с целью ускорить вступление Украины в НАТО.

В феврале 2005 года страны-члены альянса пригласили В. Ющенко принять участие в работе саммита в штаб-квартире НАТО. Визит украинской делегации во главе с Президентом Украины В. Ющенко в Брюссель, наверное, как никакая другая событие последних лет, влияние на внешнюю политику Украины.

На заседании саммита Украина-НАТО Ющенко ознакомил альянс с новой стратегией нашего государства относительно интеграции в его структуры. В краткосрочной перспективе это связано со значительными изменениями внутренней и внешней политики Украины. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер отметил, что "НАТО не может управлять этим процессом. Ответственность и тяжкое бремя, связанное с ним, лежит исключительно на украинском руководстве. Но мы можем помочь, и мы помогаем". Он заявил, что альянс остается открытым для любой страны, которая захочет вступить, для этого необходимо выполнить требования, определенные демократическим западным обществом. То есть для нашего государства оставалось окончательно проявить свою решительность интегрироваться в трансатлантической безопасности и придерживаться определенной схемы. Итак, в НАТО ожидали самоопределение нашего государства. Брюссельский саммит согласился начать интенсифицированный диалог относительно стремлений Украины к членству в альянсе.

Свою позицию и преданность интеграции в НАТО политическое руководство нашего государства продемонстрировало таким образом - Указом Президента от 21 апреля 2005 года было восстановлено первую редакцию Военной доктрины, то есть в тексте документа снова шла речь о том, что "Украина готовится к полноправному членству в НАТО и ЕС" и "активизация евроатлантической интеграции Украины с ориентацией на вступление в НАТО ... относится к важнейшим приоритетам как внешней , так и внутренней политики "[25].

Второй барьер препятствий для намерений Украины вступить в альянс заключался в отсутствии общественного и внутриполитического консенсуса в нашем государстве относительно интеграции в НАТО, что обусловливало отсутствие поддержки евроатлантической интеграции со стороны населения, несмотря на то, что государственная программа, которая предусматривала проведение разъяснительной работы , уже существовала с 2003 года. Предположение определенных должностных лиц, Киев может получить от НАТО приглашение присоединиться к Плану действий относительно членства уже в 2006 году и о вступлении Украины в альянс в 2008 году, довольно скептически оценил вышеупомянутый эксперт НАТО Джеймс Шерр:

"Это вполне возможно. Но важным вопросом будет, как каждая из стран-членов альянса оценивает в целом прогресс Украины. И нельзя сказать, что нынешний политический кризис не привлек к себе внимания и не обеспокоила НАТО. Итак, широкий политический и экономический контекст, в котором происходят изменения в оборонной отрасли и в секторах безопасности, - чрезвычайно важны для НАТО. Поэтому результаты выборов в парламент в марте 2006 года и договоренности, которые возникнут, будут представлять интерес. Сейчас непросто дать ответ ... Если политическая ситуация будет развиваться положительно, то, думаю, было бы реалистично рассчитывать на приглашение к Плану действий относительно членства в 2008 году ".

3. Результаты социологических опросов

Вопросу отношения украинского общества к вступлению в НАТО посвящена достаточно большое количество социологических исследований различной степени компетентности - от отдельных фирм, организаций, фондов, редакций газет до солидных научно-исследовательских учреждений Национальной академии наук Украины. Эти исследования отражают мнение украинских граждан на различных этапах государства страны в зависимости от возраста, образования, социальной группы и региона проживания.

Мониторинговые социологические исследования свидетельствуют, что доля сторонников НАТО снизилась с 22% в 1999 году до 19% в 2005-м. Аналитики считают - это обусловлено военными кампаниями НАТО в Югославии, США в Афганистане и Ирака, в результате чего в массовом украинском сознании заметно снизился уровень позитивного восприятия Североатлантического альянса. В то же время доля граждан, не поддерживали вступление Украины в НАТО выросло с 33% 2005-м до 64,4% в 2006-м.


3.1. 2000-2002

Результаты социологических опросов граждан Украины относительно их отношения к НАТО, которые проводились специалистами Украинского центра экономических и политических исследований (УЦЭПИ) в июне 2000 года, в сентябре 2001 года и в апреле 2002 года, показали, что по итогам опросов 2000 - 2001 годов, почти половина респондентов считали НАТО агрессивным блоком (в 2000 году - 46, 2%, в 2001 - 48, 1%). Число тех, кто по разным причинам считал процесс расширения НАТО неблагоприятным заметно возросло - с 46,1% в 2000 году до 50,2% в 2001 году. Большая часть граждан не были знакомы с конкретными направлениями сотрудничества Украины с НАТО, в частности в рамках программы ПРМ. Почти две трети опрошенных (64,4%) не знали или об этой программе вообще, или о том, что Украина принимает в ней участие. Весьма негативно повлияло на отношение украинских к НАТО военная операция альянса на Балканах, большинство граждан Украины (56,6%) считали, что НАТО вообще не имело права вмешиваться во внутренние дела суверенной страны, даже для решения гуманитарных проблем.

Однако, по результатам социологических опросов, в апреле 2002 года отношения наших граждан к НАТО несколько изменилось - стало более доброжелательным. По сравнению с 2001 годом резко (с 48,1% до 32,6%, т.е. на 15,5%) уменьшилось число респондентов, считали НАТО агрессивным блоком. Несколько увеличилось число тех, кто оценивал блок как оборонительный союз (на 3,1%). Сравнению с предыдущими двумя - тремя годами заметно увеличилось и число граждан, которые оценили альянс в целом более позитивно (37,4%), чем отрицательно (32,6%) [22].

Согласно данным опроса, проведенного фирма Социс-Гэллап в июне 2002 года, 38% респондентов подтвердили свое доверие к НАТО, 34% выразили недоверие, 28% не определились. На конкретный вопрос - о вступлении в НАТО (точнее - об отношении к соответствующего решения СНБОУ) - положительно отозвались тех же 38%, отрицательно - 23%, не определились - 39%. Самое интересное, однако, что 54% ​​опрошенных признались, что вообще впервые слышат о решении СНБОУ; более двух третей впервые услышали о программе ПРМ (которая в то время осуществлялась восемь лет) и почти 90% опрошенных узнали наконец (благодаря социологам) о Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО, пятилетие которой в то время отпраздновали в Киеве . 17% опрошенных, как оказалось, вообще не знали, что такое Североатлантический альянс.


3.2. 2005-2006

С целью изучения информационной политики государства в гражданских средствах массовой информации, которая касается альянса, социологом Светланой Липкевич [27] было проведено исследование позиции этого имела ежедневная всеукраинская газета "День" тиражом в 62500 экземпляров в 2005 - 2006 годах. Стоит отметить, что газета основное внимание уделяет интеграции Украины в Европейском Союзе, поэтому практически каждый 2-й - 3-й ее номер обсуждает этот вопрос. В то же время не остается без внимания и вопрос интеграции государства в Североатлантический альянс, причем практически все публикации имеют аналитический характер и освещают мнения как сторонников НАТО, так и их оппонентов.

Результаты исследования показали, что вопросом интеграции Украины в альянс в 2005 году отводилось 18% выпусков газеты, а в 2006 году - 23%. В 2005 году 88% публикаций освещали возможно быстрое вступление Украины в альянс, а в 2006 году, когда страсти вокруг скорого присоединения к НАТО несколько улеглись, вопросам вступления отводилось лишь 25% публикаций. Однако, по мнению исследовательницы, невозможно объяснить негативное отношение определенной части украинского общества относительно НАТО лишь тезисом о ее неосведомленность.

По данным опроса населения в июне 2006 уже 64,4% граждан не поддерживали вступление страны в НАТО. Рост количества противников вступления в альянс происходило за счет тех, кто раньше колебался с выбором. Разница между количеством сторонников и противников вступления в НАТО составляла 52%. При этом антинатовские настроения были не только на востоке Украины и в Крыму. В западном регионе соотношение противников и сторонников составляло соответственно - 38% и 32%, а в центральном регионе выступало против вступления 57% и только 15% дали ответ - "да". Ведь ?оранжевый? электорат, и тот был против альянса. Например, среди сторонников социалистов таких было 61%, а в рядах "Нашей Украины" - 40%, в БЮТ - 41% [26, с. А-5].


См.. также

Литература

  1. Декларация "О государственном суверенитете Укаины" / / Законодательство Украины по вопросам военной сферы. - М.: Азимут-Украина. - 2003. - С. 12 - 15.
  2. Постановление Верховной Рады Украинской ССР "О провозглашении независимости Украины / / Законодательство Украины по вопросам военной сферы. - М.: Азимут-Украина. - 2003. - С. 15 - 16.
  3. Закон Украины "Об обороне Украины" от 6 декабря 1991 г. № 1934-XII / / Законодательные акты Украины по вопросам военной сферы и государственной безопасности. - К.: Верховная Рада Украины. - 1992. - С. 17 - 25.
  4. Заявление Верховной Рады Украины от 20 декабря 1991 года по поводу заключения Украиной Соглашения "О содружество Независимых Государств" / / Ведомости Верховной Рады Украины. - 1992. - № 13. - С. 376 - 377.
  5. Справочник НАТО. - Brussels: Office of Information and Press, 2001 - 608 p.
  6. Военная доктрина Украины / / Законодательные акты Украины по вопросам военной сферы. Сборник № 8. - М.: МО Украины, 1994. - С. 3 - 10.
  7. Основные направления внешней политики Украины / / Ведомости Верховной Рады Украины. - 1993. - № 37. - С. 935 - 948.
  8. Кныш В. Украина и европейская безопасность / / Народная армия. -1993. - 24 июня (№ 117). - С. 1.
  9. Сотрудничество Украины с НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира" (информационная справка) / / Наука и оборона. - 1998. - № 4. - С. 23 - 32.
  10. Partnership for Peace. NATO summit Brussels 10th January 1994. - NATO Graphics studio. - 8 p.
  11. Гудим В. Опыт Украины в миротворческой операции КФОР и участия в программе "Партнерство ради мира" / Миротворческая деятельность Украины: кооперация с НАТО и другими структурами европейской безопасности. - М.: Стилос, 2002. - С. 74 - 85.
  12. Совместное заявление Украины и НАТО для прессы от 14.09.1995 / / Политика и время. - 1995. - № 10. - С. 81 - 83.
  13. Храбан И.А. Система европейской безопасности и направления военно-политической интеграции Украины в ее структур: Монография. - М.: Варта, 2005. - 544 с.
  14. Хартия об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического договора / / Народная армия. - 1997. - 11 июля (№ 118). - С. 1, 3.
  15. Постановление Верховной Рады Украины "Относительно отношений Украины и Организации Североатлантического договора (НАТО)" от 23 апреля 1999 года № 612-XIV / / Голос Украины. - 1999. - 27 апреля (№ 76). - С. 2.
  16. Украинское общество - 1996: мнения, оценки и условия жизни населения Украины / / Политический портрет Украины. Новости фонда "Демократические инициативы". - 1996. - № 17. - С. 73 - 93.
  17. Пресс-служба фонда "Демократические инициативы". Нужно ли Украине стать членом НАТО? / / Правительственный курьер. - 1997. - 30 января (№ 16 - 17). - С. 11.
  18. Николаева А. Военные говорят: кто не был в армии, тот многое потеряли, а кто там был, потеряли в два раза больше / / Зеркало недели. - 1996. - 15 - 21 июня (№ 24). - С. 1 - 2.
  19. Декларация глав государств и правительств стран-участниц саммита Комиссии Украина-НАТО / / Путеводитель к саммиту НАТО в Вашингтоне 23 - 25 апреля 1999 года. - Брюссель: Офис информации и прессы НАТО. - 1999. - С. 89 - 90.
  20. Горбулин В.П. Взаимоотношения Украина - НАТО в контексте евроатлантических интеграционных процессов / / Национальная безопасность и оборона. - 2003. - № 7. - С. 5 - 7.
  21. Стратегический оборонный бюллетень Украины на период до 2015 года. - М.: МО Украины, 2004. - 103 с.
  22. Поляков Л., Пашков М. Украина - НАТО: Тепло ... еще теплее / / Зеркало недели. - 2002. - 11 - 17 мая (№ 17). - С. 1, 3.
  23. Закон Украины "Об основах национальной безопасности Украины" / / Правительственный курьер. - 2003. - 30 июля (№ 139). - Газета в газете Ориентир. - № 28. - С. 1 - 6.
  24. Военная доктрина Украины / / Народная армия. - 2004. - 23 июня (№ 116). - С. 3 - 5.
  25. Указ Президента Украины "Вопросы Военной доктрины Украины / / Стратегическая панорама. - 2005. - № 1. - С. 17.
  26. Социологическая служба ?Дня? / / День. - 2006. - 4 марта (№ 36). - С. 1.
  27. УКРАИНА НА ПУТИ ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ / / СВЕТЛАНА ЛИПКЕВИЧ. Восток (журнал). 2007.
  28. Тодоров И.Я. Украины на пути к европейской и евроатлантической сообщества: Монография / Игорь Ярославович Тодоров. - Донецк: ДонНУ, 2006. - 268 с.

5. Интернет-источники


п ? в ? р Международные отношения Украина
Двусторонние отношения
Австралия ? Австрия ? Азербайджан ? Албания ? Алжир ? Ангола ? Андорра ? Антигуа и Барбуда ? Аргентина ? Афганистан ? Бахрейн ? Бельгия ? Бенин ? Беларусь ? Болгария ? Боливия ? Босния i Герцеговина ? Ботсвана ? Бразилия ? Ватикан ? Великобритании ? Венесуэла ? Вьетнам ? Армения ? Габон ? Гайана ? Гана ? Гватемала ? Гвинея ? Греция ? Грузия ? Дания ? Доминика ? Эквадор ? Эстония ? Эфиопия ? Египет ? Йемен ? Замбия ? Зимбабве ? Израиль ? Индия ? Индонезия ? Ирак ? Иран ? Ирландия ? Исландия ? Испания ? Италия ? Иордания ? Казахстан ? Камбоджа ? Канада ? Катар ? Кения ? Кыргызстан ? Китай ? Кипр ? Корея ? Коста-Рика ? Куба ? Кувейт ? Лаос ? Латвия ? Литва ? Ливан ? Лихтенштейн ? Ливия ? Люксембург ? Мавритания ? Мадагаскар ? Македония ? Малайзия ? Мали ? Мальта ? Марокко ? Мексика ? Молдова ? Мозамбик ? Монголия ? Мьянма ? Намибия ? Нигерия ? Нидерланды ? Германия ? Новая Зеландия ? Норвегия ? ОАЭ ? Оман ? Пакистан ? Палестина ? Панама ? Парагвай ? Перу ? ЮАР ? Польша ? Португалия ? Россия ? Румыния ? Сан Марино ? Саудовская Аравия ? Сербия ? Сьерра-Леоне ? Сирия ? Сингапур ? Словакия ? Словения ? США ? Судан ? Таджикистан ? Таиланд ? Тимор-Лешти ? Тунис ? Турция ? Туркменистан ? Уганда ? Венгрия ? Узбекистан ? Уругвай ? Финляндия ? Франция ? Хорватия ? ЦАР ? Чад ? Чили ? Чехия ? Черногория ? Швейцария ? Швеция ? Япония
Lesser Coat of Arms of Ukraine.svg
Многосторонние отношения

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам