Отче наш

Нагорная проповедь Иисуса Христа (Карл Блох)

Отче Наш ( греч. Πάτερ ημών, Κυριακή προσευχή , лат. Pater Noster ; цер.-слав. Отче нашъ ) - Главная молитва в христианстве. Данная самым Иисусом Христом и записана в Новом Завете Библии. Также известна как Господня молитва.


1. Краткие сведения

Молитва "Отче наш" была предоставлена ​​Иисусом Христом своим ученикам и Церкви. Апостол Лука рассказывает, что "однажды Иисус молился в каком-то месте, и, как закончил, сказал Ему один из учеников:" Господи, научи нас молиться, как и Иван учил своих учеников "( Лк. 11:1). В противоположность этому апостол Матвей приводит "Отче Наш" в контексте Нагорной проповеди. В Евангелия от Луки молитва записана в виде короткого текста из пяти прошений ( Лк. 11:2-4). Евангелие от Матфея имеет более развернутую версию с семи прошений ( Мф. 6:9-13). У Луки отсутствуют третьим и седьмым просьбу. Литургическая традиция Церкви сохраняет текст Матфея.

Очень быстро литургическое употребление "Отче наш" дополнилось конечным славословием (доксологиею). В Дидахе (8, 2) оно звучит как "Яко подобает Тебе сила и слава во веки". В Апостольских Постановлениях добавляют в начале слово "царство" ( Апостольские постановления 7, 24, 1.). Эта формула сохраняется до сих во всемирной молитвенной практике. Византийская традиция добавляет после слова "слава" - "Отцу, и Сыну, и Святому Духу". Римский Мисал развил последнюю просьбу (Римский Мисал, Обряд причастия (эмболизм).) В выразительную перспективу "ожидания блаженной надежды" (Тит. 2,13) ​​и прихода Спасителя Иисуса Христа. Затем идет возглас собрания или повторения славословие Апостольских Постановлений.

Есть свидетельства существования этой молитвы уже в конце 1 век по Р. Х. Возможно, согласно ветхозаветной традиции, один человек говорила текст молитвы, а община отвечала словом "Аминь" и развернутой доксологиею. Невозможно установить читал Иисус эту молитву по-разному или всегда сохранял один и тот же текст. По крайней мере, отклонения в тексте позволяют сделать вывод о том, что молитва "Отче Наш" задумана и дана не как устоявшаяся литургическая формула, а как душерятувальна упражнение в молитве [1].

"Отче Наш" можно назвать молитвой Иисуса о Царство Божие. От всей молитвы излучается ожидания нового мира, в котором царствует только Бог, а власть зла побеждена. Молитва становится понятной, если все ее содержание толковать в духе Царства Божия, приближается. По форме она похожа с традиционными иудейскими молитвами, ей свойственна христианская самобытность. "Отче Наш" - это итог Нагорной проповеди и заповедей блаженства, выраженные в форме молитвы [1].


2. Текст

2.1. Латыни

Pater noster qui es in caelis:
sanctificetur Nomen Tuum;
adveniat Regnum Tuum;
fiat voluntas Tua,
sicut in caelo, et in terra.
Panem nostrum cotidianum da nobis hodie;
et dimitte nobis debita nostra,
sicut et nos dimittimus debitoribus nostris;
et ne nos inducas in tentationem;
sed libera nos a Malo. [2]

- 1992, Катехизис Католической Церкви.

2.2. Украинским

Литургическая традиция Церкви сохраняет текст евангелиста Матфея ( Мф. 6:9-13):

Отче наш, сущий на небесах,

  1. Да святится имя Твое.
  2. да приидет Царствие Твое,
  3. да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле.
  4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
  5. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
  6. и не введи нас в искушение,
  7. но избавь нас от лукавого. [3]



2.2.1. Объяснение у православных христиан

Сущий на небесах - Который находится на небесах, имеется в виду духовное, невидимое небо, а не пространство, находящееся над нами и который мы называем "Небом". святится "- прославляется, славится; насущный - необходимый для существования; дай нам сегодня - в ​​настоящий день; прости нам долги - грехи; должникам нашим - люди которые совершила плохо, плохое против нас, обидели нас; не введи нас в искушение - не допустить чтобы мы вновь совершили грех лукавого - всего хитрого, злого есть дьявола;


Она делится на: призыв, семь просьб и славословие.

Взыскание: Отче наш, сущий на небесах! Этими словами верующие обращаются к Богу и, называя Его Отцом Небесным, и называя его Отцом Небесным просят выслушать их просьбы.

  1. Запросу 1-е: "Да святится имя Твое", то есть помоги жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твое;
  2. просьба второй: "Да приидет Царствие Твое", т.е. удостой и здесь, на земле, Царства Твоего Небесного.
  3. просьба третий: "Да будет воля Твоя", как на небе, так и на земле, то есть пусть будет все не так, как хочется, а как угодно Богу, и помоги подчиниться Твоей воле и исполнять ее на земле так же безоговорочно, без ропота, как ее исполняют, с любовью и радостью, святые ангелы на небе. Потому что только Тебе известно, что людям полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами;
  4. просьба четвёртым: "хлеб наш насущный дай нам сегодня", то есть подай на этот день, на сегодня, хлеб насущный. Под хлебом здесь следует понимать все необходимое для жизни христиан на земле: еду, одежду, жилье, и как верят христиане - пречистое тело и честную кровь в Таинстве святого причастия, без которого нет спасения, нет вечной жизни. Христиане верят что Господь заповедал им просить себе не богатства, не роскоши, а только самого необходимого, и во всем надеяться на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда заботится и беспокоится о них;
  5. просьба пятый: "и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим", Эта просьба у христиан означает чтобы Бог простил нам долги наши как и мы прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели. В этом прошении грехи названы "проступками нашими", потому что христиане знают, что дал им силы, способности и все остальное для того, чтобы творить добро, а часто все это обращают на грех и зло и становятся "виновниками" перед Богом. Поэтому, если они не будут искренне прощать своих "виновников", то есть людей, имеющих грехи по ним, то и Бог их не простит. Об этом сказал Иисус Христос;
  6. просьба шестой: "и не введи нас в искушение", христиане толкуют это так потому что у них соблазном называется такое состояние, когда человека что-то или кто-то тянет на грех, соблазняет сделать что-то беззаконное и плохое. Вот поэтому они просят - не допустить их к соблазну, которую они победить не умеют; помочь им преодолеть искушения, когда они бывают;
  7. просьба седьмой: "но избавь нас от лукавого", то есть избавь от всякого зла в этом мире и от виновника (начальника) зла от дьявола (злого духа), который всегда готов погубить христиан. Избавь их от этой хитрой лукавой силы и ее обманов, которая пред Тобою есть ничто.

В православной традиции добавляют в конце молитвы "Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь." у христиан означает: Тебе, Богу нашему, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, принадлежит Царство, и сила, и вечная слава. Все это истинно [3].


3. В Евангелия

Евангелие Цитата
От Луки
( Лк. 11:2-4)
04 like's bull.jpg
" Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле.

Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день. И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого!

"
От Матфея
( Мф. 6:9-13)
01 mattew's angel.jpg
" Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь.

"



3.1. Церковнославянском

Ѿче нашъ иже еси на н [е] б [е] сѣ [хъ],
да с [вѧ] титсѧ имѧ Твое,
да приидетъ ц [а] рствие Твое,
да будет [тъ] волѧ Твоѧ,
ѧко на н [е] б [е] си и на земли.
Хлѣбъ нашъ насущныы даждь намъ днесь
и остави намъ долл. [ъ] гы наша,
ѧко и мы оставлѧемъ долл. [ъ] жникомъ наши [мъ]
и не в [ъ] веди насъ в напасть
но избавь на [съ] ѿ лоукаваго. [4]

- 1581, Острожская Библия.


Примечания

  1. а б Отче наш / / Библейская энциклопедия Брокгауза - enc-dic.com/enc_bible/Otche-Nash-3107.html
  2. Oratio Dominica: "Pater noster" / / Catechismus Catholicae Ecclesiae. - 1992. - catechismus.org.ua / index.php? option = com_content & task = view & id = 119 & Itemid = 45
  3. а б Прот. Серафим Слободской Закон Божий: Учебник для семьи и школы. - 3. - Киев: УПЦ КП, 2004. - С. 39. - 50000 экз. - ISBN 966-7567-11-7
  4. Острожская Библия. Факсимильное издание. - Москва - Ленинград: Слово-Арт, 1988.

5. Источники и литература