Надо Знать

добавить знаний



Офорт



План:


Введение

Даниэль Хопфер, Солдат с женой

Офорт ( фр. eau-forte , Буквально - прочная вода; азотная кислота) - разновидность гравюры на металле, который позволяет получать оттиски с печатных форм, предварительно обработанные кислотами.


1. Исторические данные

На металлической доске иглой делают рисунок, а углубление элементов изображения усиливают путем травления металла кислотами, вытравлены места наполняют краской и на специальном станке печатают оттиск на увлажненной бумаге. Офорт возник в Западной Европе в 16 веке. Этим средством широко пользовались украинские художники, в частности Т. Шевченко.

По другой версии офорт возник на рубеже 15-16 веков и, возможно, в Германии. Работы мастера из Аугсбурга Даниэля Хопфера этого времени как раз не что иное, как офорты. (Смотрите офорт Хопфера "Солдат и шлюха" справа, подпись монограммой под ногами солдата).

Абрахам Босс. Мастерская офортов, 1642

Дотошные итальянцы почти сразу переняли эту новую технику создания гравюр. Италии 15-16 веков принадлежала художественная инициатива в Западной Европе. Поэтому учиться сюда приезжали мастера отовсюду. Офорт стал достоянием почти всех развитых стран Старого Света. Офорты делали итальянцы, немцы, французы, особенно многие голландские мастера. Именно голландец сделал гравюру-портрет Богдана Хмельницкого в 17 веке.

Сначала пищеварению подлежали доски из железа, именно ими пользовался гениальный Альбрехт Дюрер (1471-1528). Но доски из железа быстро портятся. Большинство мастеров перешла на доски из меди, даже Дюрер. В 19 в. мастера офорта начали использовать доски из цинка. В Париже 19 ст. даже была Союз аквафортистив, к которой принадлежал и Йохан Бартольд Йонкинд (1819-1891), который сам создал 20 офортов.


2. Офорты Рембрандта

офорт "Мельница-мельница" (1641).
Матрица для офорта "Мадонна с младенцем и котом", медь, произведение Рембрандта и оттиск офорта на бумаге. Музей Виктории и Альберта Лондон.

Возникли мастера, в творчестве которых офорт конкурировал с масляной живописью. Творчество великого голландца Рембрандта (1606-1669) невозможно представить без офортов. А его "Три дерева", "Фауст в своем кабинете", "Христос в Эммаусе", "Слепой отец открывает дверь сын Товита" и "Голгофа" - настоящие жемчужины офортной техники.

Удивительно богатую коллекцию офортов Рембрандта был коллекционер Дмитрий Ровинский (1824-1895). Государственный деятель Российской империи в 1897 завещал свое собрание офортов известного голландца Императорском Эрмитаже. Его коллекция насчитывала триста сорок листов (340) и по сей день является самой полной сборкой ОФОТ мастера в России. По полноте считается третьей в мире.


3. Офорты Гойи

Еще большее значение имеет офорт в творческом достоянии Франсиско Гойи (1746-1828), а серия " Тяжелые войны "стала на уровне произведений мирового значения. Киеву повезло. 60 листов серии" Бедствия войны "в 1941г. музея Ханенко подарил господин Михаил Шаронов, сам художник.

Постоянный контакт с агрессивными веществами опасен для мастеров. Поэтому в 20 в. офорт имеет ограничения в использовании.


4. Образцы офортов

  • Пиранези. Храм Кастора и Поллукса, Рим.

  • Франсуа Милле, "собирательница колос", офорт, после 1857

  • Гойя, офорт "Сон разума рождает чудовищ"

  • Ади Гольц. Крещение в Иордане, цветной офорт


5. Открытие литографии

Фото литографского камня и литографии - карты Мюнхен.

Изобретатели пошли путем совершенствования и открытия новых средств гравировки. Интересной и достаточно безопасной является литография (литос-камень, графо-писать). Иоганн Алоиз Зенефельдер из города Мюнхен около 1798р. изобрел эту технику. В Мюнхене 1806. Зенефельдер открыл первую литографскую мастерскую, а в 1818 г. напечатал учебник для литографий. Тираж с печатной формы литографского камня превышал все другие техники гравировки на то время. В 19 в. литография распространилась чрезвычайно. Пользовались литографией выдающиеся художники 19 в. - Оноре Домье, Адольф фон Менцель, Эжен Виктор Делакруа, Теодор Жерико, Эдуар Мане, Анри Тулуз-Лотрек, Камиль Писсарро и другие.

На поверхности камня (мрамора, песчаника или металлической пластины) рисуют жирным карандашом или тушью. Наносят краску, а потом делают оттиски на бумаге. Возникла и цветная литография. Прославленный мастер цветной литографии, Ханс Эрни (родился в 1909г. Швейцария). Он жив, а в 2009г. праздновал 100 лет со дня рождения. Шедеврами Ханса Эрни в литографии стали черно-белый "Вакх на винограднике" 1955, цветные "Девушка с конем" 1972 г, "Земля" 1978 г, " Мелодия" 1984 г, "Художник и женская модель" 1993 г, "Люди и дельфины" 2007 г.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам