Палладианство

Палладио, Вилла Ротонда, чертеж плана и частичный разрез сооружения.

Палладианство ( англ. Palladian architecture , фр. Palladianisme , итал. Palladianesimo ) - Художественное направление в истории архитектуры 17-18 веков, ведет генеза от творчества известного итальянского архитектора 16 ст. Андреа Палладио и получил название в его честь.


1. История

1.1. Скамоцци и творческое наследие Палладио

Арх. В. Скамоцци, вилла Молин южнее города Падуя

Настоящим продолжателем творческого наследия Палладио после его смерти в 1580 г. стал Винченцо Скамоцци. Он достраивал две последние работы мастера, строительство которых тот не успел закончить ( вилла Ротонда, театр Олимпико в городе Виченца). В паладианському стиле строил Скамоцци и виллы на венецианской Террафермы, континентальных владениях венецианской аристократии. Поэтому его иногда называют первым представителем палладианства в архитектуре.


1.2. Палладианство в Европе

В 1570 году Палладио опубликовал свой трактат "Четыре книги об архитектуре" и добавил собственные рисунки античных сооружений и их реконструкции. Издание было обобщением теоретических и практических навыков архитектора, заключением его архитектурного опыта.

После выхода в свет этой книги Палладио стал практически вторым крупнейшим теоретиком архитектуры после известного теоретика 15 в. на имя Альберти Леон-Баттиста (1404-1472).

Издание быстро было переведено на иностранные языки, в том числе на английский. Его часто рассматривали как учебник и широко использовали для обучения и практического использования установок Палладио в строительстве протестантских стран. Неожиданно трактат архитектора-католика стал знаменем противников римского варианта барокко (так называемого стиля иезуитов) в протестантских странах, а классическая (древнеримская) манера его архитектуры противопоставлялась произведениям итальянского барокко.


1.3. Палладианство в Англии

Усадьба Кедлстон-холл, графство Дербишир.
Приор Парк Хаус в городе Бат. Англия

По заключению современников на рубеже 17-18 вв. искусство Англии пережил кризис. Средневековое, путаное планировки крупных городов Англии не отменил ни пример и опыт архитекторов Франции, ни влияние идей самого Палладио. Образцы барочной архитектуры, импортные континента в годы правления голландского принца Вильгельма Оранского (пусть и весьма сдержанные) - вкусам англичан не отвечали. И их использование быстро прекратилось. В Британии очень трудно входила в практику ордерная архитектура. Лучшие представители живописи страны - были иностранцами ( Ганс Гольбейн - немец, Годфри Неллер прошел выучку в Голландии, Ван Дейк - фламандец). О малоприятный состояние дел в искусстве тогдашней Англии писал Энтони Купер, лорд Шефтсбери (1671-1713):

На наших родных почве нет живописи, достойного воспоминаний. Но с тех пор, когда английская публика почувствовала вкус к гравюрам, рисунков, копий и оригиналов художников Италии, таких непохожих на современных французских, надеюсь, и мы получим когда-то подобный высокий уровень.

Распространение палладианских идей в Британии связывают с деятельностью Бойла Ричарда, лорда Барлингтон (1695-1753), который дал деньги на перепечатку трактата Палладио и был меценатом английских архитекторов. Руководство Палладио об уютном семейный дом, об архитектуре, ничем не опирается природе были очень близки английским вкусам с их культом и уютной частного дома, и приверженности садов, и культа частной жизни-существования. Так, Уильям Кент, архитектор из кружка Барлингтон, называл уже Палладио - "мастером и руководителем для всех". Именно Барлингтон выбрал виллу Ротонда как образец для построения собственного загородного дома в усадьбе Чизвик. А пейзажный парк Чизвик стал первым образцом пейзажного парка английского типа в стране. И копию виллы Ротонда, и парк распланировал Уильям Кент, что сделало усадьбу - образцом для знатных англичан, а Уильяма Кента - модным архитектором.

Немного погодя документальное копирования сооружений Палладио в Британии прекратилось. И архитекторы отошли от схем Палладио, а начали развивать только его идеи, брать его формы, но по-своему их использовать. Возникают величественные сооружения со сдержанным архитектурным декором, где архитектурно подчеркнуты только центр сооружений, их боковые объемы (дворец Вобурн Эбби). В этих сооружениях есть даже точно воспроизведены окна Палладио, колонные портики, но это уже творческое продолжение его установок. По-своему их использовал архитектор-англичанин Джон Вуд Старший, провел реконструкцию курортного городка аристократов - Бат (Сомерсет).

Госпиталь Гринвич, Англия, проект в стиле палладианства. 18 века.

Палладианство в Англии поддержала и вновь в 1768 Королевская Академия искусств. Но в Академии идеи Палладио потеряли экспериментальный дух и быстро переродились в застывшие и однообразные рецепты. Палладианство стало помертвевшими схеме.


1.4. Палладианство в США

Конце 18 века, когда Соединенные Штаты отвоевали независимость от Британской империи, палладианских установки в архитектуре получили поддержку и распространение в построении частных усадеб и государственных зданий. Среди них - Белый дом в городе Вашингтон.

  • Внизу - Лейстер-Хаус, город Дублин, образец для построения в Вашингтоне

  • Арх. Хобан, проект Белого дома.

  • План Белого дома как архитектурного объекта


1.5. Палладиансто и Россия

  • В 1699 году попытку познакомить россиян с достоянием авторитетного архитектора сделал князь Долгоруков, стольник царя Петра I. Во время пребывания в Венеции в составе так называемого "великого посольства" князь сделал вольный перевод трактата "Четыре книги об архитектуре" и добавил к переводу - собственные коментрари и копии чертежей Палладио. Большое влияние на московитов перевод Долгорукова не имел, потому аристократическая верхушка общества и царь Петр были в плену архитектуры буржуазной Голландии, а чуть позже - образцов барочного направления других европейских стран, неблизких к стилю Палладио.
  • Новую попытку знакомства с творческим достоянием Палладио сделал архитектор П. Еропкин, который тоже переводил трактат Палладио в конце 1730-х гг. Как пенсионер царя, он находился на учебе в Италии, где играл архитектуру. Но резонанса не было, потому что в Российской империи господствовал стиль барокко, основанный реформами Петра I.
Загородный дом Реньери, Тулуза, Франция.
  • К творческого наследия Палладио архитекторы-иностранцы на русской службе и архитекторы-русские обратились лишь в конце 18 века, когда императрица Екатерина II распространила в стране стиль классицизм. Монотонные формы русского классицизма разнообразили - с одной стороны романтическими формами псевдоготики, с другой - аскетическими, умышленно упрощенными формами палладианства.

Своеобразным штампом российского палладианства стал фасад, украшенный только окнами и закругленной полуротонда. Этот фасад использовали в своих зданиях Чарльз Камерон ( дворец Разумовского, боковые фасады, Батурин, Николай Львов (церковь Св. Екатерины для Воронцова, село Мурино, боковые фасады), Иван Старов (дачный дом Демидова на пути Петергофу) Джакомо Кваренги (бани для Царского Села, проект, парковый павильон там же), главные сторонники палладианства в империи. В первой трети 19 века палладианство исчезает, уступая место романтизма и историческим стилям.


2. Палладианских стилистика Михаила Филиппова

Михаил Филиппов - архитектор-практик слома 20-21 веков. Воспитанный в Петербурге, классические фасады которого с отсылкой к истокам древнеримской архитектуры создали характерную ауру города. По первому образованию - он художник-график и неоднократно обращался к творческому наследию Андреа Палладио, в систему его пропорционування и использование архитектурных элементов. Недолгая работа Филиппова в Финляндии в доме со стеклянными панелями вместо окон будто приблизила природные пейзажи к художнику и запала в воображение. Художественная и архитектурная практика дозолила со временем поселиться в элитном поселке Голицыно-Прозоровский под Москвой. Там и возникла идея создать собственную усадьбу в стилистике палладианства. Культурные влияния Петербурга с его классицизмом побудили автора начать планировку с пропорцирнування будущей постройки, давно игнорируют современные художники-архитекторы. Так он вышел на идею круглого двора, диаметр которого равен 44 г. А это приближенно к диаметру храма Пантеон в Риме, диаметр которого равен 42 г. Круг двора архитектор окружил галереей-перистилем. Лесистая участок оставлена ​​нетронутой, только визуально разбита на секторы, а стволы вековых сосен прошивают крышу галереи прежнему, где для них оставлены широкие отверстия. Все хозяйственные постройки размещены в галерее-перистили, двор которого ничем не застроенный и оставлен просторной лесной поляне. В медленную дугу окружности вписаны и двоповерхоий дом архитектора. Сдержанная колористическая гамма интерьеров создана естественным цветом травертина и дерева. Филиппов широко используют в интерьерах типичные палладианских колонны из дерева, чем удивил всех посетителей собственного дома и придал ему индивидуальности, потому что посетители давно забыли о средство декорирования копиями колонн Палладио современных интерьеров. Широкую перспективу гостиной художника продолжает графическое панно автора размером 5,5 на 2,5 метра, которое экспонировалось когда-то в Венеции и возвращены на родину. На панно - архитектурная перспектива, которая отсылает к чертежей Палладио.


3. Палладианство в Украине

3.1. Образец палладианства под Киевом

По легенде, имение принадлежало семье Браницких. Материалы исследований доказывают, что усадьба не относилась Браницким. Уникальное и необычное для Украины планировка дворца доказывает также, что строили его по образцам вилл Палладио. Ближайший аналог - вилла Пиовене вблизи города Виченца, построенная самим Палладио (здание двухэтажное, треугольный фронтон ценрального части, две боковые лоджии на высоту 2 этажей.) К тому же, Браницкие не отличались вкусом в архитектуре. Все их дома - обычно скромной, неинтересной архитектуры. Одна из Браницких так и говорила - мое призвание не строить, а сажать.

Дворец в Рудом Селе раз отличался интересной архитектурой. Его первый этаж рустованный, рустованными были и углы лоджий. Окна центрального объема полуциркульные и украшены гирляндами. Меньший по размерам, чем упомянутая вилла Пиовене, дворец был приветливее вид, чем Пиовене и был дополнен флигелями, въездными воротами с колоннами и парком. А это уже настоящий дворцово-парковый ансамбль.

Браницкие среди обладателей не значатся. Дворец построен для Станислава Залесского герба h Prawdzic конце 18 в. Отсюда палладианских формы. В середине 19 в. дворец перестроили. Брак Залесского с текла Потоцкой не дал детей и имение перешло к Фелиции Ивановской, племянницы. Она отдала имение дочери Констанции. Последняя владелица - дочь сына Констанции - Адама и Марии Потоцкой - София.

Во времена СССР - в дворце жила колхозная контора. Здание пострадало от пожара и была заброшена. Никак не используется, постепенно разрушается. На 2009 г. парковый фасад рухнул, остался только передний.

С 1980-1990-х не используется и постепенно разрушается. Сохранились руины дворца с флигелем справа, погреб, дикий парк и колонны въездных ворот.


Дворцово-парковый ансамбль гетмана Разумовского в Батурине.



Источники

  • Всеобщая история архитектуры, Т 7, М, 1969 (рус)
  • Wittkower R., Palladio and palladianism, L., 1974.
  • сборник Русское искусство XVIII века, М., 1973 (рус)
  • Frank Ernest Halliday. Cultural History of England. - Лондон: Thames & Hudson, 1967. - ISBN 0-500-45020-X
  • Gervase Jackson-Stops. The English Country House in Perspective. - Нью-Йорк: Grove Weidenfeld, 1990. - ISBN 978-0-8021-1228-6
  • Spiro Kostof. A History of Architecture. - 2-е изд. - Нью-Йорк: Oxford University Press, 1995. - 816 с. - ISBN 978-0-19-508379-8
  • Hilary Lewis, John O'Connor. Philip Johnson: The architect in His Own Words. - 1-е изд. - Нью-Йорк: Rizzoli, 1994. - 208 с. - ISBN 978-0-8478-1823-5
  • Marten Paolo. Palladio. - Кельн: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 1993.
  • Henry Hope Reed, Joseph C. Farber. Palladio's Architecture and Its Influence. - Нью-Йорк: Dover Publications, 1980. - 144 с. - ISBN 978-0-486-23922-4
  • Robert Tavernor. Palladio and Palladianism. - Лондон: Thames & Hudson, 1991. - 216 с. - (World of Art). - ISBN 978-0-500-20242-5
  • David Watkin. English Architecture. - Лондон: Thames & Hudson, 2001. - 224 с. - (World of Art). - ISBN 978-0-500-20338-5

См.. также