Надо Знать

добавить знаний



Память \ 'памятник



Памятник - произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Наиболее распространенные виды памятников - скульптурная группа, статуя, бюст, мемориальная доска, Триумфальная арка, колонна, обелиск подобное. Прототипами памятников были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ - мегалиты и курганы, а также обелиски, пирамиды и т. д. В последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль памятников. Однако обычно под памятником в узком смысле понимают произведения, в которых мемориальная функция отчетливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние и не исключаются).


История

В античные времена созданы основные композиционные типы памятников, которые развивались и в последующие времена: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тирановбивць Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н.е.), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 года установлена ​​на площади Капитолия в Риме), стелы, триумфальные арки, триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска).

Распространение обособленных скульптурных памятников, прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции; в искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Античные памятники помещались первоначально на священных участках, а с 6 века до н. е. - в центрах городской жизни, например, на агоре. Памятники Древнего Рима, особенно триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды памятников в средневековой Европе - кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на западе) скульптурные изображения донаторов в церквах.

Итальянские мастера кватроченто, опираясь на даньоримську наследство, создавали светские монументы, иногда - свободно стоящие (конные статуи кондотьеров : Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447-53, скульптор Донателло; Коллеони в Венеции, бронза, 1479-88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в памятниках маньеризма, усиливаются в эпоху барокко и классицизма, когда памятники, которые, как правило, прославляли монархов или полководцев, нередко играют важнейшую роль в городской застройке (памятник Петру I "Медный всадник" в Петербурге, бронза, 1768-78, открыт в 1782, скульптор Этьен Морис Фальконе).


Памятники в Украине

Первыми памятниками в нашей истории можно считать бронзовую квадригу и статуи привезены князем Владимиром из побежденного Корсуня. Эти античные монументы на площади в киевском ребенку перед Десятинной церковью напоминали о военной победе русского войска. Их дальнейшая судьба не ясна.
Львовяне в конце XVIII ст. отметили памятником гетману Станислава Яблоновского, который 100 лет тому защитил город от татарского нападения. Этот монумент утрачен в середине ХХ в.

Памятник просветителям Руси. Поставь в 1911 г., уничтожен в течение 1919-1936 гг, восстановлен 1996

Как определенная материализация общественной памяти, составляющей сознания народов, памятники играют идеологическую агитационную роль, особенно проявилось в ХХ в. Например, после 1917 года Советском Союзе были уничтожены памятники царской эпохи, вместо установленных Ленин, Сталин, герои войн ( Гражданской, Отечественной) - преимущественно однотипные, малостоящие с точки зрения художественного искусства памятники демонстрировали единство территорий СССР, верность вождям и коммунистическим идеалам. Во времена Хрущевской оттепели состоялась первая волна демонтации памятников наиболее одиозным деятелям СССР. Эта работа возобновилась с получением Украиной независимости и не завершена сегодня. Кроме этого, с 1991 года наметились следующие тенденции в этой области искусства:

  • Появление идеологических монументов связанных с украинской государственностью и восстановленными после замалчивания страницами нашей истории, ее выдающимися людьми. Восстановление достижений утраченных в предыдущую эпоху
  • Современные художники часто аполитичны, им присуще увиковичування событий и персон из городских легенд, литературных произведений, экранизаций. Заказчиками памятников часто выступают частные лица, общественные организации, не государство, как было в прошлом
  • Появляются мемориалы приурочены к современным событиям (Чернобыльская авария, теракт 11 сентября в Нью-Йорке).

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам