Надо Знать

добавить знаний



Память \ Припять



План:


Введение

Память - психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что дает возможность его повторного применения в жизнедеятельности человека.


1. Виды памяти

Выделяют следующие виды памяти по методу запоминания:

  • невольная - информация запоминается без специальных приемов заучивания, во время выполнения деятельности или работы с информацией.
  • произвольная - целенаправленное заучивания с помощью специальных приемов. Эффективность запоминания зависит от приемов и целей запоминания;

По характеру преобладающей психической активности:

  • двигательная - память на движения и их системы;
  • эмоциональная - память на чувства, которые выступают стимулом к деятельности;
  • образная - память на представления: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная;
  • словесно-логическая - специфическая человеческая, запоминается мысль в форме понятий.

По продолжительности сохранения информации:

  • сенсорная память длится 0,2 - 0,5 секунды, позволяет человеку ориентироваться в обстановке.
  • кратковременная память обеспечивает запоминание одноразовой информации на короткий промежуток времени - от нескольких секунд до минуты;
  • долговременная память - сохранение информации в течение длительного времени;
  • оперативная память - проявляется при выполнении определенной деятельности и необходима для ее выполнения в каждый заданный промежуток времени.

Кратковременная память является практически полностью автоматической и работает без всякой сознательной установки на запоминание. Человек может охватить взглядом около семи предметов, запечатлевая в среднем от пяти до девяти единиц информации, которые она способна точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после их предъявления. Поэтому обоснованно считают, что объем кратковременной памяти составляет (7 2) элементы.

Долговременная память обеспечивает человеку длительное сохранение знаний, умений и навыков, которые нужны в жизни. Установлено, что информация лучше запоминается, если к ней возвращаться через определенные промежутки времени. Первый составляет 15-20 мин, что связано с работой кратковременной памяти. Через два часа у человека включаются функции долговременной памяти. Лучше вернуться к изученному через восемь часов и через сутки. Если материал не повторять, он будет восприниматься как новый.

Оказывается, что память не локализована в какой-то конкретной части мозга, она может зависеть от изменения путей, которые проходят нервные импульсы при их распространении в мозга. Память можно тренировать путем постоянного использования так, чтобы между нервными клетками ( нейронами) мозга установились четкие связи. События, которые запоминаются в кратковременной памяти, быстро забываются, в то время как события, оставшиеся в долговременной памяти, запоминаются надолго и могут быть восстановлены через много лет.


2. Физиология

Механизм памяти до сих пор неясен. Исследования только только начали прояснять биохимические и электрические основы ее функционирования.

Одним из критериев разделения памяти на виды есть время закрепления и сохранения материала. Согласно этому критерию память делят на кратковременную (КП) и долговременную (ДП) в зависимости от механизма фиксации следов памяти (энграммы). Следы памяти - это временные связи в коре головного мозга, которые служат физиологической основой запоминания и воспроизведения. Возникновение этих связей определяется реальным связи предметов и явлений, в частности их связями в пространстве и во времени, отношениями сходства и различия между ними и т.д.. Характеристики этих связей (прочность, лабильность и др.) определяются тем, какова степень участия соответствующего материала в деятельности субъекта, их значимость для достижения будущих целей.

КП является первым этапом формирования энграммы. Ее существование во времени ограничено, следует в КП лабильный, нестойкий. Объем информации, который одновременно сохраняется в КП ограничен, поэтому более поздние следы вытесняют прежние. Основной функцией КП является первичное ориентирование в окружающей среде. Функция первичного ориентирования предполагает отражение пространственно-временной структуры среды в конкретный момент времени и анализ степени разнообразия параметров внешнего мира. Эта ориентировка может служить материалом для долговременной памяти, с одной стороны, и активизировать старые мнемонические следы - с другой.

В качестве механизма КП большинство ученых рассматривают многократное циркуляцию импульсов (реверберацию) в замкнутом цепи нейронов. Вместе с тем многие физиологи и молекулярных биологов видят механизмы КП в некоторых изменениях клеточной мембраны [11].

ДП - второй этап формирования следа памяти, который переводит его в устойчивое состояние. Энграмма в ГП в отличие от следа в КП стойка, время ее хранения не ограничен, равно как и объем информации, хранящейся в ДП. Для ДП характерно долговременное хранение материала после многократного повторения и воспроизведения. В качестве механизма ДП рассматривают устойчивые изменения нейронов на клеточном, молекулярном и синаптического уровнях.

В отличие от КП основная функция ГП - предвидение, т.е. направленность на будущие события с высокой вероятностью и перенос положительных реакций на один и тот же стимул из прошлого в будущее. Это свойство позволяет организму осуществлять принцип экономии усилий на основе отбора и длительной фиксации существенных реакций и стимулов, которые вызывают. В данном случае процесс отбора и фиксации предусматривает свойство ГП "сжимать масштаб времени", т.е. воспроизводить последовательность событий, которые развиваются по макроинтервалы времени. Этот вид памяти связан с более-менее сложной и по-разному развернутой переработкой материала.

Для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом усвоен субъектом. Такое усвоение требует определенного времени, который называется консолидацией памяти. Согласно концепции временной организации памяти, след памяти, прошедший консолидацию и попавший на хранение в ДП, не подвергается разрушительному воздействию амнестических агентов, которые обычно стирают КП. Концепция временной организации памяти, которая оперирует понятиями КП, ДП и консолидация в наше время [ Когда? ] подвергается серьезной критике. Не существует единого мнения относительно времени содержания энграммы в КП и ДП. По мнению одних авторов, следует в КП сохраняется в течение нескольких секунд, а в ГП - от нескольких секунд до нескольких лет, по мнению других, следы в КП могут сохраняться до нескольких часов, а в ГП - от нескольких часов - до нескольких дней, после чего информация переходит на вечное хранение. Противоречия, с которыми сталкиваются теории временной организации памяти, снимаются в теории активной памяти, которую развивает Т.М. Греченко, в котором подчеркивается роль функционального состояния в фиксации и воспроизведении энграммы.

По теории активной памяти деление памяти на КП и ДП в общепринятом понимании неприемлем, потому что вся память является постоянной и долговременной. Т.М. Греченко вводит понятие состояния энграммы, которое определяет степень ее готовности к воспроизведению. Только след памяти, находящийся в активном состоянии, доступен для реализации в поведении. Энграммы, которые недоступны для использования, находятся в латентном, или неактивном, состоянии. Активность энграммы представлена ​​в электрической активности нейронов. Текущая память - совокупность активированных старых и новых энграмм. В данной теории формирования энграммы и возможность ее использования в поведении находятся в зависимости от состояния структур мозга, участвующих в фиксации и высвобождении информации.

Положение о решающей роли неспецифической системы мозга в процессах фиксации и воспроизведения следов памяти стало основой гипотезы "одного следа и двух процессов", которая была предложена MgGaugh JL, Gold PE Они обратили внимание на то, что при обучении развивается 2 процесса: формирования собственно энграммы ("чистого следа") и ее неспецифическое обеспечения активирующей системой мозга. Следует памяти приобретает устойчивость только тогда, когда неспецифическая активация достигает оптимальных значений, что и обеспечивает высокую эффективность обучения и сохранения следа. По гипотезе этих авторов следует в КП - это след, который не полностью обеспечен неспецифической модулирующей активацией, так как ее действие или ослаблена, или заблокирована.

Факт зависимости памяти от состояния мозга хорошо известен. Их взаимосвязь отражена в законе Йеркса-Додсона о соотношении между эффективностью фиксации и изъятия следов памяти с одной стороны и функциональным состоянием мозга - с другой. Куполообразная кривая, описывающая их соотношение, указывает на существование оптимального функционального состояния для фиксации и извлечения следа памяти. Сохранение следа памяти в нервной системе еще не гарантирует его воспроизводства и использования в поведении. Для этого необходимо участие модулирующей системы мозга, рективувала бы эти следы памяти. Это правило распространяется как на врожденные формы поведения, так и на приобретенные навыки, двигательные стереотипы, условные рефлексы и т.п.. Поэтому любое нарушение неспецифической системы сопровождается дезорганизацией поведения, или невозможностью его исполнения.

Возникает вопрос, как проходит переход от кратковременного записи следов к долговременному, от кратковременной - к долговременной памяти. Некоторые ученые считают, что в основе этих видов памяти лежит единый механизм (А.Мелтон), другие считают, что существуют два механизма с различными характеристиками (Д. Бродбент, Д. Хебб и другие).

Монистический подход заключается в том, что следам единичных событий предоставляются такие же структурные свойства, такая же "необратимость" и чувствительность к интерференции, как следам ДП. Наиболее принципиальные утверждения сторонников двух механизмов КП и ДП заключаются в следующем:

  1. КП включает "активные" следы, в то время как ГП - "структурные".
  2. КП базируется на автономном распаде следов, а ГП характеризует "необратимые" следы, которые не подлежат распада.
  3. КП теряет свои элементы из-за перегрузки, она характеризуется "ассоциативностью" следов. Неполное восстановление следов в ДП объясняется неполнотой сигнала восстановление или интерференцией.

Еще один подход основан на рассмотрении памяти, как резонансной ловушки для предполагаемого генотипом поглощения значимых сообщений об окружении выделенных способом стохастического резонанса, управляемого изменениями состояния внутренней среды тела. (Ф.А.Гой)


3. Улучшение

Самый эффективный метод улучшения памяти - обогащение мозга кислородом, чему способствуют физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.

4. Моделирование памяти

Для изучения процессов, происходящих в мозгу, широко используются различные модели, в том числе и компьютерное моделирование [3]. Но в целом память человека не редуцируется к электронно-цифровых процессов (операций с сигналами "0" и "1"), а потому не воспроизводится существующими компьютерными моделями.

Система памяти мозга принципиально отличается от бинарной системы памяти компьютера: припоминание нами информации не происходит путем обращения к постоянного адреса хранения. В компьютере каждая единица информации имеет свой адрес - код, необходимый для ее получения. Биологическая память тоже использует адреса, но варьирует их в зависимости от ассоциаций и мнений. Постоянно накапливается все больше доказательств того, что у человека и других высокоразвитых существ память возникает как свойство мозга в целом, а не как свойство отдельных компонентов.


См.. также

Литература

  • Роль интеграции новых наук о человеке для интенсификации инновационных процессов в вузах / / Тарутина С. Е., Научно-методический сборник "Проблемы образования"

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам