Надо Знать

добавить знаний



Парламент Шотландии


Великобритания

План:


Введение

Парламент Шотландии ( англ. Scottish Parliament ; шотл.гел. Prlamaid na h-Alba ;) - Однопалатный законодательный орган Шотландии. Возникновение парламента Шотландского королевства относится к XIII века. В 1707 году после объединения Англии и Шотландии в единое королевство Великобританию парламент прекратил свое существование и возобновил работу только в 1999 году в соответствии с Шотландского акта 1998 года в рамках процесса деволюции законодательной власти Великобритании.


1. Компетенция

К компетенции современного парламента Шотландии входят вопросы, делегированные ему парламентом Великобритании. Сфера ведомства Шотландии как особого региона Соединенного королевства включает в себя вопросы образования, здравоохранения, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, транспорта, туризма, организации местных органов власти и самоуправления, а также юстиции. В этих отраслях парламент имеет право издания законов, обязательных в исполнение на территории Шотландии.

Кроме того, к компетенции шотландского парламента входят также некоторые аспекты налоговой системы, а также контроль за органами исполнительной власти Шотландии. Внешняя политика, вооруженные силы и системы безопасности, экономическая и социальная политика, государственная служба и энергетика относятся к исключительной компетенции парламента Великобритании.

Парламент Шотландии избирает первого министра шотландского правительства, а также право избирать и других членов правительства (ныне состав правительства Шотландии определяет первый министр). Действующим первым министром Шотландии является Алекс Салмонд, представляющий Шотландскую национальную партию.

Независимо от всех политических предпочтений и убеждений, шотландские партии подчеркивают необходимость предоставления больших возможностей в управлении местными органам власти для решения не только текущих дел, например в области образования, но и самостоятельного формирования четкого бюджета и определение путей использования средств, поступающих. [1]


2. Состав

По итогам последних выборов, состоявшихся весной 2011 года, в парламент Шотландии был избран 129 депутатов, представляющих такие партии [2] :

Депутаты парламента избирают главу ( спикера). Сейчас спикером парламента Шотландии является Джордж Рейд.


3. Избирательная система

Парламент Шотландии избирается по смешанной избирательной системе. Из 129 депутатов 73 избираются по одномандатным округам, а 56 по пропорциональной системе в восьми многомандатных избирательных регионах (каждый из многомандатных регионов посылает в парламент по 7 депутатов).

Избирательные регионы Шотландии: Хайленд и острова, Северо-Восточная Шотландия, Средняя Шотландия и Файф, Западная Шотландия, Глазго, Центральная Шотландия, Южная Шотландия, Лотиан. Каждый из избирательных регионов состоит из нескольких избирательных округов.


4. Резиденция

Заседание парламента Шотландии проходят в новом здании парламента в Эдинбурге, построенной 2004 году по проекту каталонского архитектора Энрике Миральеса. Листовидные здания парламента и его флигели с травяными крышами оригинально вписываются в окружающей паркового ансамбля. Огромные затраты на возведение здания парламента вызвали в свое время значительную критику в шотландском обществе. [3]

Зал заседаний в здании парламента Шотландии

5. История

5.1. Возникновение

Первое упоминание о шотландский парламент относится к 1235 года, во времена правления короля Шотландии Александра II. В настоящее время происходила трансформация нарадовои совета епископов и графов при короле в более представительный институт с судебно-административными функциями. После смерти короля Александра III, когда страна оказалась в состоянии неопределенности относительно того, кто станет новым монархом Шотландии, парламент взял на себя функции высшего органа власти, санкционирует назначение регентского совета. По Иоанна Баллиоль парламент начал использоваться для противостояния претензиям короля Англии на верховную власть над Шотландией. Новый импульс развития парламента был предоставлен Робертом Брюсом, который опирался на собрание сословий страны в его борьбе за национальную независимость. К середине XIII века уже сложилась практика участия в парламенте высшего духовенства, шотландских магнатов, лэрд, которые получили свои земли от короля, а также представителей городов. Начиная с конца правления Роберта Брюса и особенно за Давида II парламент присваивает себе функцию предоставления согласия на введение налогов, хотя в средневековой Шотландии практика регулярного налогообложения так и не установилась.


5.2. Состав

Парламент Шотландии, в отличие от Англии, был однопалатным. Он формировался из представителей трех сословий королевства:

  • духовенства ( епископы и аббаты имели право непосредственного участия в парламенте);
  • дворянства ( герцоги, графы, пери парламента (титул, введенный в 1437 году) и лэрд, получившие свои владения непосредственно от короля, участвовавшие в парламенте лично, с XVI века в состав парламента входят также представители графств, которых избирают дворяне каждого графства Шотландии);
  • горожан (королевские ( Эдинбург, Перт, Абердин и др.) и самые частновладельческие ( Глазго) города были представлены делегатами, которых избирали муниципальные органы).

В XVII веке в шотландском парламенте также принимали участие лица, которые занимали высокие государственные посты в королевской администрации.


5.3. Компетенция

Парламент Шотландии вместе с королем был верховным органом законодательной и судебной власти. Важнейшей функцией парламента было утверждение законов, переданных на его рассмотрение королем, которые становились обязательными к выполнению на всей территории Шотландии. Наибольшее значение законодательная компетенция парламента имела для установления налогов: только парламент мог позволить королю взимания налогов с населения страны. Кроме этого парламент мог рассматривать вопросы внешней и внутренней политики и утверждать международные соглашения, заключенные королем. Парламент также был высшей судебной инстанцией государства и имел определенные законодательные полномочия в церковных вопросах. В некоторые периоды своего существования шотландский парламент также присваивал себе функции контроля над различными аспектами государственной администрации, чаще всего - над порядком сбора и расходования налогов (впервые - в 1399 году).


5.4. Комитеты и комиссии

5.4.1. Комитет статей

С середины XV века большая часть законотворческой работы парламента обычно передавалась в специально создаваемого "Комитета статей". Он избирался сразу после открытия парламента из представителей трех сословий и занимался разработкой текстов законопроектов по вопросам, вынесенным на рассмотрение парламента королем. Затем подготовленные Комитетом статей законы выносились на утверждение парламента. Так в средние века в Шотландии парламент не имел права законодательной инициативы (вопрос на рассмотрение мог вносить только король), а практика обсуждения законопроектов палатой, не установилась, Комитет статей приобрел большую роль в законодательной сфере. Возможность королей Шотландии влиять на его состав позволяла проводить через парламент необходимые королевской власти решения. Тем не менее, до начала абсолютистской политики Якова VI и Карла I парламенту Шотландии достаточно часто удавалось блокировать королевские предложения (особенно в области налогообложения).


5.4.2. Судебные комиссии

Будучи высшим органом судебной власти в стране, парламент Шотландии большую часть своей работы посвящал рассмотрению апелляций и исков. Для реализации судебных функций из состава парламента обычно избиралась один или несколько судебных комиссий. Первая постоянно действующая судебная комиссия из представителей трех сословий была избрана Пертскую парламентом 1370 года.

5.5. Эволюция развития парламентаризма

5.5.1. Период становления (XIV-начало XV века)

Уже во второй половине XIV века парламент стал важнейшим институтом системы государственной власти Шотландии после короля. Благодаря сотрудничеству сословий и короля Давида II были проведены важные экономические реформы и упорядочено финансирование королевской администрации, на долгие годы обеспечило финансовую стабильность Шотландии. В то же время именно парламент стал гарантом национальной независимости страны, не позволив Давиду II осуществить его план по передаче прав наследования шотландского престола английскому королевскому дому. За первые Стюартов значение парламента несколько упало, но одновременно и сама королевская власть переживала упадок, оказавшись фактически подчиненной крупной шотландской аристократии. В этот период парламент использовался враждебными группировками знати для политической борьбы с соперниками. Но уже начиная с 1424 года, после возвращения Якова I из английского плена, парламент страны вновь переживает возрождение: на вторую четверть XV века приходится один из пиков законотворчества шотландского парламента, который вместе с королем начал осуществлять широкую программу преобразований, направленную на усиление государственной власти и восстановление финансовой стабильности. В то же время происходит реформирование и самого парламента: в 1428 году был утвержден ордонанс Якова I о порядке участия баронов, прелатов и представителей местного дворянства в парламенте страны.

Во второй половине XV века созыва парламента становятся регулярными. Так во времена правления Якова III парламент собирался практически каждый, а иногда и дважды в год. В настоящее время увеличивается значение комитетов и комиссий парламента, в которых сосредоточивается его текущая работа. Большую роль стал играть Комитет статей, который добивался утверждения собственных редакций законопроектов, часто противоречившие стремлением короля. Вообще, в конце правления Якова III парламент Шотландии вышел из-под контроля короля и стал составлять реальную оппозицию королевской власти: так в 1479 году состояния отказались осудить герцога Олбани, а в 1482 году поддержали Лодерський мятеж баронов против короля. Поэтому когда королем Шотландии стал Яков IV, он начал постепенно снижать роль парламента, ограничивая прямое представительство дворян и передавал основные вопросы на рассмотрение Тайного совета. После 1509 году король прекратил созыва парламента. Однако движение Шотландии в сторону абсолютизма оказался непродолжительным: после смерти Якова IV в 1513 году начался длительный период регентства, что позволило парламенту восстановить свои позиции.


5.5.2. Реформация и абсолютизм (XVI-начало XVII века)

Протестантская революция 1559 - 1560 лет сильно повлияла на развитие парламентской системы Шотландии. С одной стороны, утвердив протестантские реформы, парламент, таким образом, присвоил себе высшую церковную власть в стране. С другой стороны, был создан новый представительный орган церковной власти - Генеральная ассамблея, которая впоследствии стала предъявлять претензии на верховенство не только в религиозных вопросах, но и в определении общих направлений внутренней политики. Реформация ликвидировала монастыри и аббатства, чем сильно подорвала значение духовного состояния в парламенте. Пресвитериане требовали вообще исключить представителей церкви из состава парламента, сосредоточив их исключительно в генеральной ассамблее, тем самым полностью отделив церковь от государства. Однако королю Якову VI удалось отстоять право епископов на участие в парламенте. В то же время ( 1587 года) окончательно сложился механизм выборов представителей графств в парламент страны (по два депутата от каждого графства).

С начала XVII века, после объединения корон Англии и Шотландии, начинается процесс усиления королевской власти и наступления на прерогативы парламента. Яков VI и Карл I пытались добиться полного подчинения парламента своей власти. И это в значительной степени им удалось: среди депутатов епископы, должностные лица и пери, которые недавно получили титул, составляли естественную опору короля; давление на шерифов обеспечивал избрание рекомендованных королем представителей графств в парламенте; существовали также способы влияния на выборы депутатов от городов. Были запрещены раздельные заседания сословий, ограничивалось время на рассмотрение законопроектов, не допускалось их обсуждение. Резко возросла роль представителя короля в парламенте, когда фактически начал осуществлять функции президента парламента. Наибольшее значение имела изменение порядка формирования Комитета статей: с 1621 года епископы выбирали в комитет восемь дворян, которые в свою очередь избирали восемь епископов, а затем все вместе - по восемь представителей от баронов и городов. Этот способ избрания обеспечивал комплектование Комитета исключительно королевскими ставленниками. Законотворческая работа целиком сосредоточилась в Комитете, а сам парламент только утверждал его решения (часто сессия продолжалась лишь один-два дня).

Однако, несмотря на новые механизмы влияния короля на состав и работу парламента, он тем не менее не стал простым инструментом королевской политики. Так утверждении "Пяти Пертскую статей" в 1621 году удалось провести через парламент лишь незначительным большинством голосов. В 1626 году Карл I вообще прекратил созвать парламент и возобновил их только в 1633 году для санкционирования королевских реформ в сфере богослужения. Но в парламенте 1633 король наткнулся на решительное сопротивление своей политике со стороны баронской оппозиции, которая формировалась, которая требовала, в частности, восстановления прав и свобод парламента.


5.5.3. Ковенантський движение и Реставрация (1638-1689)

Начало восстание в Шотландии в 1637 году и подписания "Национального ковенанта" 1638 года означало новый этап в развитии парламента и парламентаризма в стране. Комитет статей был отменен, епископов исключен из состава парламента, ликвидировано всевозможное влияние королевской власти на выборах депутатов парламента. После победы парламентской армии в Епископских войнах с войсками Карла I в 1639 - 1640 вся власть в Шотландии сосредоточилась в руках парламента. Состояния узурпировали право дачи согласия на высшие государственные должности, установили обязательность созыва парламента один раз в три года и лишили короля права на отложение и роспуск парламента. На протяжении десятилетия Шотландия управлялась именем парламента. В 1651 году, однако, войска Оливера Кромвеля оккупировали страну и Шотландия была объединена с Англией в единую Содружество. Шотландский парламент был упразднен, несколько представителей Шотландии стали депутатами английского парламента.

После Реставрации Стюартов в 1660 году парламент Шотландии был восстановлен. Законодательство времен ковенантського движения было аннулировано, епископы и должностные лица вновь вернулись в состав палаты, Комитет статей был восстановлен в том виде, который он приобрел за Карла I. Но полного возврата к королевскому абсолютизму не произошло: парламент получил большую свободу в обсуждении законопроектов и выражении собственного мнения. Новая аристократическая оппозиция вновь стала использовать парламент для выступлений: уже в 1663 году состояния набросились на государственного секретаря Лодердейла, а в 1672 году выступления оппозиции заставили короля Карла II распустить парламент, после чего он не созывался почти десять лет. Возвращение абсолютистских тенденций стало заметным с начала 1680-х годов, когда путем подтасовок и ограничения свободы обсуждения король провел через парламент "Акт о присяге", который указывал на обязательность присяги в безусловном повиновении королю для занятия любых государственных должностей, фактически восстановил королевскую супрематию в стране. Попытки короля Якова II в 1686 году ввести веротерпимость и отменить законы против католиков вызвали решительное сопротивление шотландского парламента. Антагонизм между королем и сословиями нарастал и в 1688 году вылился в "Славную революцию".


5.5.4. Объединение с Англией (1689-1707 годы)

"Славная революция" освободила шотландский парламент от королевского диктата, вновь исключила духовенство из состава депутатов и отменил Комитет статей. В парламенте впервые начали складываться политические партии и был введен свободу обсуждения законопроектов. Значение парламента в шотландской конституции необычайно выросло, и правительства часто приходилось прибегать к подкупу и политического маневрирования для проведения желаемых решений. С начала XVIII века парламент стал центром бурных дебатов по вопросу об объединении Англии и Шотландии в единое государство. Во многом благодаря разногласиям между противниками объединения, а также за определенного влияния краха Дарьенськои программы и финансовых субсидий королевы, в 1707 году парламенты Англии и Шотландии приняли "Акт об унии, согласно которого две британских государства объединялись в одну - Королевство Великобритании. Шотландский парламент прекратил свое существование. Представители шотландских графств и шотландские бароны вошли в состав парламента Великобритании.


5.6. Восстановление парламента

Требования о воссоздании отдельного парламента для Шотландии звучали на протяжении всех трехсот лет существования Великобритании. Они особенно усилились после обнаружения в 1960-х годах близ шотландского побережья Северного моря больших запасов нефти. Национальная партия Шотландии обвиняла правительство страны в том, что средства от продажи шотландской нефти не направляются в необходимом размере на развитие самой Шотландии. Однако референдум 1 марта 1979 года о создании отдельного шотландского парламента провалился: несмотря на то, что 52% тех, кто голосовал, высказались за восстановление парламента, это составило 32,9% зарегистрированных избирателей и явка не достигла положенных по законодательству 40%. На протяжении 1980-х-1990-х годов требования о проведении нового референдума только усиливались, поскольку правительство Великобритании контролировали консерваторы, которые на выборах в Шотландии постоянно терпели тяжелых поражений. Лозунг восстановления шотландского парламента стал одним из основных элементов избирательной программы лейбористов. В мае 1997 года Лейбористская партия во главе с Тони Блэром одержала победу на парламентских выборах в Великобритании и сформировала новое правительство.

11 сентября 1997 года в Шотландии прошел повторный референдум, на котором более 60% граждан высказались в пользу создания отдельного шотландского парламента. Выборы депутатов состоялись весной 1999 года, а 12 мая 1999 года состоялось открытие восстановленного парламента Шотландии.

Шотландский парламент насчитывает 129 членов. 73 из них избираются путем прямого голосования по избирательным округам и 56 - по принципу пропорционального представительства. Парламент избирается на фиксированный четырехлетний срок и выполняет функции, ранее возложенные на Министерство по делам Шотландии. Члены парламента разрабатывают законопроекты по целому ряду вопросов, включая здравоохранение, образование, охрану окружающей среды, местное самоуправление, а также имеют право повышать или понижать ставку налога на прибыль на три пенса с фунта. Специально для шотландского парламента в Эдинбурге было выстроено новое здание. [4]

Создание отдельного парламента для Шотландии не привело к исключению шотландских депутатов из состава парламента Великобритании : в Шотландии все еще ​​проводятся общегосударственные выборы и шотландские депутаты все еще ​​участвуют в работе высшего законодательного органа страны и формировании правительства Великобритании.


Примечания

  1. Н. В. Еремина. Проблема статуса Шотландии в 90-х годах XX века.
  2. Шотландцы выбрали националистов - Правые новости - news.nswap.info - news.nswap.info /? p = 66316
  3. Policy Institute; What Future For Scotland? Policy Options For Devolution. - policyinstitute.info/resource/2007/10/whatfutureforscotland.pdf (Англ.)
  4. Mitchell J., Denver D., Pattie C., Bochel H. The 1997 Devolution referendum in Scotland / / Parliamentary Affairs. 1998. Vol. 51. No. 2. P. 166-181

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам