Надо Знать

добавить знаний



Парменид



Парменид
Западная философия
Античная философия
Parmenides.jpg
Παρμενίδης
Школа / традиция Элеаты
Основные интересы метафизика, онтология
Значительные идеи бытие, вечное повторение, детерминизм, монотеизм
Повлияли на него

Парменид или Парменид Элейский ( греч. Παρμενίδες ; 540 - 480 г. до н. д.) - древнегреческий философ и политический деятель; считается создателем онтологии в философии, впервые четко развел два разных понятия - истину и субьектиивни взгляд и мысли.

Для Парменида важнейшее определение бытия - постижения его умом : то, что можно познать только разумом, и есть бытие. Чувством бытие недоступно. Поэтому "одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует". В таком утверждении Парменида подчеркивается тождество бытия и мышления. Бытие - это то,, что есть всегда, что единое и неделимое, что незыблемо и непротиворечивое, "как мнение о нем". Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знания (episteme). Чувственное восприятие имеет дело с множеством разнообразных вещей и единичных предметов, окружающих человека. Человек может иметь голову, взгляд (doxa)-обычное, повседневное представление, противостоящее знанию как следствия постижение единого. Стремясь найти глубокую основу всего существующего, Парменид замечает: ничто из непосредственно данного в чувственном опыте не может удовлетворить его из-за явно преходящий и конечный характер. Все вещи, в чем смертные видят истину, веря в нее, все это - лишь имя пустое: быть, но также и не быть, рождаться, но и погибать, место на место менять, менять цвет и окраска - так яркими выражениями Парменид опровергает чувственно воспринимаемые вещи и явления как нечто совершенно не достойно внимания философа через "неистинности" их существования, то есть через их ^ преходящи, подвластную изменениям и преобразованиям, бренную природу. Его интересует то, что остается непреходящим в вечном потоке общих изменений. От непосредственной данности бытия как множественного Парменид идет к признанию существования, справедливо полагая, что без существования мира как единого не было бы и его чувственной множественности. Но потом концентрирует внимание на грани единого в бытии, открывшейся ему. Абсолютный, нетленный и непреходящий характер единого бытия омрачает множественное и чувственное. Теперь бытием философ называет только единственный и недвижимое, а множественное и чувственное - небытием, вопреки суждениям людей. Отсюда все парадоксы учения Парменида.

Парменид, деталь картины Афинская школа Рафаэля.

Что же понимает Парменид под единственным в бытии? Через отрыв единого от множественного, единственное выступает не как одна сторона бытия, а как само бытие. Множественное объявляется просто не существующим. Разрыв многочисленного и единого и гипертрофия единственного возникла в ущерб и за счет множественного, может вызвать нежелательные последствия. Бытие Пармениду представляется по форме вполне совершенной шара с правильным центром посередине. Чуть больше или меньше немногочисленного. "Небытие совсем нет, что целостность его нарушалась бы. Нет и бытия, что было бы в одном месте больше, чем в другом. Бытие, как целое, неуязвимым. Ровно со всех сторон, бытие имеет определенные границы". Использование чувственного образа - пули - для иллюстрации мира как единого целого, и еще в устах такого сторонника логического познания, как Парменид, сначала удивляет. Между тем всеединого Ксенофана также шаровидные.

Уподобление бытия шара объясняется представлением древних философов о шар как о самом, прекрасное и самая совершенная из всех тел, одновременно конечное и бесконечное, движимое и неподвижное. Шар древние определяли как тело, замкнутый в самом себе, самодостаточное, что имеет в самом себе свою определенность, а не определяется внешними условиями. Поэтому шар казалась им наиболее подходящим образцом для иллюстрации той реальности, с которой возникает как основа самой себя, чужой движению и изменениям, вечная, ни от чего не зависит и непреходящая. В совершенстве шара видели образец совершенства бытия. Определение единого Парменид получает путем опровержения множественного, различий, дифференцировки. Понимание единого, вместе с тем, имеет субстанциальный характер, что свидетельствует о непоследовательности, но не чужие мысли об общей закономерности в природе, следует из свойств мира как единого.

Сравнение картин мира, за Гераклитом и за Парменидом, ведет к искушению противопоставить их друг другу, а также назвать Парменида анти-диалектиком: ведь парменидовское бытия неизменное, непреложное и непротиворечивое. Существует даже мнение, что система Парменида легко представить как реакцию на учения Гераклита об общих изменениях и противоречия существу. Но, во-первых, Гераклит рассуждал о движении той же системы онтологизма (бытие Космоса есть и не зависит от человека, который пытается познать его), во-вторых, Гераклит интуитивно, а Парменид - сознательно ориентируются на рациональное познание человеком мира (логос у Гераклита пронизывает всю Вселенную, объективный логос в макрокосме и субъективный логос в душе человека, в микрокосме - это одно и то же, ибо следуя Логосом, человек может познать мир - именно в "разумных понятиях", а не через чувства). О Парменида, наверное, не будет преувеличением сказать - это самый явный предшественник европейского рационализма (бытие постигается разумом), в-третьих, прислушаемся к Аристотелю и вслед за ним - до Секста Эмпирика: "Наверное, Парменид не был необразованные в диалектике, если Аристотель считал его ученика Зенона за родоначальника диалектики ". В современных условиях Парменид представляется таким, каким его видел Платон: "Парменид всегда казался мне и достойным уважения, и опасным, говоря словами Гомера:" В его речах заметна удивительная глубина. Я боюсь, что мы не понимаем его слов и еще меньше понимаем его мысли ".

Парменид стал известным благодаря высказыванию: "Бытие есть, а небытия нет", - фактически заложил основы онтологизма как осознаваемого, отчетливого образца философского мышления.


Источники и ссылки


Философы / Античные философы / Досократики
Предфилософских традиция

Орфей Лин Ферекида Эпименид Акусилай Семь мудрецов

Милетская школа

Фалес Милетский Анаксимандр Анаксимен

Пифагорейцы

Пифагор Алкмеон Филолай Архит Гиппон

Элеаты

Ксенофан Парменид Зенон Элейский Мелисс

Атомисты

Левкипп Демокрит

Софисты

Протагор Продик Горгий Гиппий Критий

Вне школами

Гераклит Анаксагор Эмпедокл Диоген Аполлонийский

п о р Древняя Греция в темах - Портал: Греция
История
География
Экономика
Деньги и монеты Сельское хозяйство Рабство Вина
Культура
Древние греки
Происхождение
и племена
Полководцы,
ученые
Архитектура
Искусство
Наука
Календари Астрономия Математика Медицина Технологии
Язык и письмо
Протогреческие Микенская Гомеровская Диалекты (эолийский аркадокиприотський аттический дорийский ионийский локридський давньомакедонська язык Памфилии) койне Линейное письмо А Линейное письмо Б Греческий алфавит


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам