Надо Знать

добавить знаний



Пастернак Борис Леонидович


Boris Pasternak cropped.jpg

План:


Введение

Nobel prize medal.svg

Борис Леонидович Пастернак (* 10 февраля 1890, Москва - 30 мая 1960, Переделкино) - русский поэт, прозаик, переводчик, лауреат Нобелевской премии 1958 года. Мастер философской и пейзажной лирики, Пастернак сделал значительный вклад в развитие поэзии в 20 веке.


1. Биография

Родился 10 февраля 1890 года в Москве. Родители Бориса Пастернака - одесские евреи [1]. Отец - известный художник, академик Петербургской академии художеств Леонид Осипович Пастернак, мать - пианистка Розалия Изидоривна Пастернак - переехали из Одессы в Петербург 1889 года.

Детские годы прошли в атмосфере искусства и литературы, встреч с выдающимися творческими личностями. В помещении Пастернаков устраивались домашние концерты, в которых принимали участие музыканты, писатели и художники, среди которых бывали Александр Скрябин, Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов [2].

В 1903 - 1909 годах занимался музыкой, под руководством выдающихся авторитетов изучал теорию композиции.

1909 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. 1912 года изучал философию в Марбургском университете ( Германия).

1913 Пастернак оставил занятия философией и сосредоточился на литературной работе. Присоединился к футуристического группировки "Центрифуга". В это время вышли в свет первые его поэтические сборники: "Близнец в тучах" ( 1914), "Поверх барьеров" ( 1917).

Родители Пастернака 1921 года по личному ходатайству Анатолия Луначарского оставляют советскую Россию. В 1920-е годы у Бориса Пастернака начался период зрелого творчества. Тогда он опубликовал сборник "Сестра моя - жизнь" ( 1922), принесшей ему широкую известность, работал над историко-революционными поэмами "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт", романом в стихах "Спекторский". Примкнул к деятельности творческого объединения "ЛЕФ".

На рубеже 1920-х - 1930-х годов были созданы сборник стихов "Второе рождение" и прозаические произведения "Охранная грамота" и "Повесть". На это время приходится короткий период официального признания творчества Пастернака в СССР. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР, выступает на ее первом съезде.

1935 года Пастернак заступается за мужа и сына Ахматовой, которые были уволены из тюрьмы только после писем Сталину. В январе 1936 года он публикует два стихотворения со словами восхищения Сталиным, но уже в середине 1936 года отношение властей к нему меняется - его упрекают мировоззрением, не соответствует эпохе, требуют безусловной тематической и идейной перестройки. 1937 года Пастернак проявляет незаурядное гражданское мужество и отказывается подписать письмо с одобрением розcтрилу Тухачевского и других, не таясь посещает дом репрессированного Бориса Пильняка. Это приводит к длительному периоду отстранения от официальной литературы. Стихи приобретают более личного и трагический оттенок.

В конце 1930-х годов Пастернак обращается к прозе и видео, которые в 1940-х годах становятся основным источником его заработка. Именно в этот период создано песни, которые стали классикой: Шекспировские трагедии "Фауст" Гете, "Мария Стюарт" Шиллера, произведения Рильке, Верлена, Клейста, грузинских поэтов и других авторов.

1943 году вышла его поэтический сборник "На ранних поездах".


2. "Доктор Живаго"

В течение десяти лет (с 1946 в 1955 года) Борис Пастернак работал над романом "Доктор Живаго". По оценке самого автора роман является вершиной его творчества как прозаика. В нем отражено широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала ХХ века до Гражданской войны. Роман очень поэтический, сюжет сопровождается стихами главного героя - Юрия Андреевича Живаго. В нем освещаются существенные вопросы человеческого существования - жизнь и смерть, взгляд на историю, христианство, еврейство. Неоднозначным было отношение автора (в лице главного героя) в октябрьского переворота и последующих изменений в жизни страны.

" Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция - недоразумение и лучше было Ее не делать "

- Эммануил Казакевич

Официальные советские литературные деятели встретили роман очень негативно, в печати было отказано.

" нельзя давать трибуну Пастернаку! "

- Константин Симонов, главный редактор журнала "Новый мир"

Публикация романа состоялась на Западе - сначала в Италии ( 1957), в прокоммунистически настроенной издательстве Фильтринелли, затем в Великобритании. Это привело к настоящей травле Пастернака в советских изданиях, его исключили из рядов Союза писателей СССР, на страницах советских газет печатались откровенные оскорбления.


3. Нобелевская премия

1958 года прошлогодний нобелевский лауреат Альбер Камю выдвинул кандидатуру Пастернака для награждения литературной Нобелевской премией, и Пастернак стал вторым русским писателем (после Бунина), которому была присуждена эта почетная награда.

Несмотря на то, что премия была присуждена "За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа" усилиями официальной советской власти она была надолго запомниться связанной с романом "Доктор Живаго", антисоветская сущность которого постоянно освещалась. Для советской пропаганды это стало лишь поводом, чтобы усилить травлю Пастернака.

" Пастернак получили "тридцать сребреников", для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавый крючке антисоветское пропаганды ... Бесславные конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделим которого будет народное презрение. "

- Литературная газета 25 октября 1958 года

Московская организация Союза писателей СССР требовали выслать Пастернака с СССР и лишить его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Сергей Смирнов, Лев Ошанин, Борис Слуцкий, Сергей Баруздин, Борис Полевой [3].

Под давлением общественного травли Пастернак был вынужден отказаться от награды.

" В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежа, я должен от нее отказаться. НЕ сочтите за оскорбление мой добровольный отказ "

- Борис Пастернак, телеграмма в адрес Шведской академии


4. Дальнейшая судьба

Джавахарлал Неру и Альбер Камю ходатайствовали за нобелевского лауреата перед Никитой Сергеевичем Хрущевым, но все было напрасно. Хотя писателя не были расстреляны или осуждены, как это происходило в сталинские времена.

Борис Пастернак умер 30 мая 1960 в Переделкино под Москвой от рака легких. Сотни людей (среди которых были Наум Коржавин, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский) пришли на его похороны 2 июня несмотря на опалу. Александр Галич посвятил его смерти одну из песен.


5. Творчество

Творчество Бориса Пастернака была предметом исследования ученых Кононовой Ж. А., Маркович Я. С., Радионовой А. В., Кондратьевой И. Ю. и других ученых.

Начальный период творчества Пастернака был отмечен перекрестным влиянием символизма [4] и футуризма.

Основными особенностями поэзии Пастеранка есть [5] :

  • плотное переплетение тем природы, любви, искусства и их философское осмысление
  • настроения удивление бытием, радостного восприятия мира, духовной открытости природе, выражения состояния эмоционального потрясения, "захват", "экстаза"
  • воспроизведения непрерывного движения, динамики жизни, стремление охватить мир в целом.

5.1. Издание

  • Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений и писем. В 11 т. М.: Слово / Slovo, 2004 (издание будет завершено в 2006 г.).
  • Пастернак Б. Л. Собрание сочинений. В 5 т. М.: Худож. лит., 1989-1992.
  • "Гамлет" Бориса Пастернака. М.; СПб.: Летний сад, 2002.
  • Пастернак Б. Л. Письма к родителям и сестрам. 1907-1960. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
  • Борис Пастернак, Марина Цветаева. "Души начинают видеть". Письма 1922-1936 гг. М.: Вагриус, 2004.
  • Пастернак Б. Л. "Существованья ткань Сквозная". Письма к Евгении Пастернак. М.: Новое литературное обозрение, 1998.
  • Пастернак Б. Л. "Пожизненная привязанность". Переписка с Ольгой Фрейденберг. М.: Арт-Флекс, 2000.
  • Пастернак Б. Л. "Чтоб не скучали расстоянья". Биография в письмах. М.: Арт-Флекс, 2000.
  • Пастернак Б. Л. Второе рождение. Письма к 3.Н.Пастернак.

5.2. Украинские переводы

На украинский язык переведены поэзии Б. Пастернака: Стихотворения / Б. Л. Пастернак; сост. М. Ю. Рябчук. - М.:, 1990. - 179 с. - Парал. сохр. и текст укр., рус. языках. - ISBN 5-308-00704-7 сдох.

Злые дни

Примечания

  1. Boris Leonidovich Pasternak на Jewish virtual library - www.jewishvirtuallibrary.org / jsource / biography / Pasternak.html
  2. Пастернак в фондах ДЗ "НПБ Украины" - www.nplu.org/ua/events/calendar/2010/text/pasternak.htm
  3. Стенограмма ОБЩЕМОСКОВСКОГО СОБРАНИЕ Писатель - antology.igrunov.ru/50-s/esse/1084533076.html 31 октября 1958 года (Рус.)
  4. О. Клинг. Борис Пастернак и символизм / / Вопросы литературы, № 2, 2002 - noblit.ru/content/view/119/33 /
  5. Евгения Волощук. Зарубежная литература: Хрестоматия-пособие для 11-го кл. загальноосв. уч. закл. - М.: Генезис, 2003. - С. 157-158.

Литература

  • Вильмонт Н. Н. О Бориса Пастернака: воспоминания и мысли / Н. Н. Вильмонт. - М.: Сов. писатель, 1989. - 222 с.: 8 л. ил. - ISBN 5-265-00925-6.
  • Ивинская О. В. Годы с Борисом Пастернаком. В плену времени / В. Ивинская. - М.: Либрис, 1992. - 461 с.: 8 л. ил. - ISBN 5-86568-028-5.
  • Емельянова И.И. Легенды Потаповского переулке: Б. Пастернак, А. Эфрон, В. Шаламов: воспоминания и письма / И. И. Емельянова; ред.-изд. совет: А. М. Смирнова (пред.) и др. - М.: Эллис Лак, 1997. - 394 с.: Ил., Портр. - ISBN 5-7195-0067-7.
  • Масленникова С. А. Борис Пастернак: встречи / С. А. Масленникова. - М.: Захаров, 2001. - 334 с.: 4л. фотоил.
  • Масленникова С. А. Портрет Бориса Пастернака / С. А. Масленникова. - М.: Присцельс: Русслит, 1995. - 383 с.: Фот.
  • Альфонсова Н. Поэзия Бориса Пастернака / Н. Альфонсова. - Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1990. - 366 с.: Портр. - ISBN 5-265-01422-6.
  • Смирнов И. П. Роман тайн "Доктор Живаго" / И. П. Смирнов. - М.: Новое лит. обозрение, 1996. - 204 с. - (Научная библиотека). - ISBN 5-86793-016-5.
  • Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: материалы для биогр. / Е. Б. Пастернак. - М.: Сов. писатель, 1989. - 685 с.: Ил. - ISBN 5-265-01066-1.
  • Скороспелова Е. Б. Русская проза ХХ века: от А. Белого ("Петербург") до Б. Пастернака ("Доктор Живаго") / Е. Б. Скороспелова. - М.: ТЕИС, 2003. - 358 с.
  • "А за мною шум погони ...": Борис Пастернак и власть: документы 1956-1972 / Федер. архив. служба России, Рос. гос. архив новейший истории; под ред. В. Ю. Афианы, Н. Г. Томилиной. - М.: РОССПЭН, 2001. - 431 с.: 8 л. ил.
  • "... И то же выписки из книг. И то же эр сопоставленье ...": беседы с библиотекарей в поэзии и прозе Б. Л. Пастернака / сост. Т. Б. Всехсвятская. - М.: Гос. публ. ист. б-ка, 1990. - 56 с.
  • Пастернак Борис / / Лауреаты Нобелевской премии: энциклопедия: М-Я / пер. с англ. - М., 1992. - С. 192-196.
  • Пастернак Борис Леонидович (10.02.1890 - 30.05.1960) / / Зарубежные писатели: энциклопедий. довод.: в 2 т. / Под ред. Н. Михальский и Б. Щавурського. - Т., 2006. - Т. 2: Л - Я. - С. 317-322.
п о р Лауреаты Нобелевской премии по литературе
1901-1925
1926-1950
1951-1975
1976-2000

Беллоу (1976) Алейксандре (1977) Зингер (1978) Элитис (1979) Милош (1980) Канетти (1981) Маркес (1982) Голдинг (1983) Сейферт (1984) Симон (1985) Шойинка (1986) Бродский (1987) Махфуз (1988) Села (1989) Пас (1990) Гордимер (1991) Уолкотт (1992) Моррисон (1993) Оэ (1994) Гини (1995) Шимборска (1996) Фо (1997) Сарамаго (1998) Грасс (1999) Гао (2000)

2001-2025

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам