Надо Знать

добавить знаний



Патриарх (христианство)



Icon 02044 Patriarh Ioakim Moskovskij 1620-1690. Neizv. hud. XVII v. Rossiya.jpg

Патриарх - высший титул главы самостоятельной (автокефальной) церкви в православии и поместной (самоуправной) в восточных церквях, соединенных с Римским престолом.

В Ветхом Завете П. называются вожди племен. В Новом Завете это имя относится ко всем сыновьям Иакова, Давида и Авраама. В иудаизме в 1-5 вв., После падения Иерусалима, так именовались председателя иудейских общин в Иранской и Римской государствах, двор которых был соответственно в Вавилоне и Тибериади. В христианстве в 4 в. титул П. употреблялся как почетное имя уважаемых епископов и митрополитов. В 5 в. П. получил статус высшей должности в церковной иерархии. Решающее значение в и х формировании и определении границ церквей было разделение Римской империи на округа (епархии) и провинции ( епархии), что в определенной мере совпадал с национальными границами. Соответственно в границах диецезий формировались крупные объединения общин. Права больших митрополитов - Рима, Александрии, Антиохии и др.. закрепил Первый Вселенский Собор (325), а Второй Вселенский Собор (381) предоставил Константинопольскому престолу преимущество чести перед другими, но после Рима. Впервые П. именован Епископом Рима, и Константинополя, Олексадрии, Анатолии, Иерусалима в канонах Четвертого Вселенского Собора (451). Другие экзархи Востока - Кесарии Кападокийской (Понта) Ефезу (Азии), Гераклеи (Фракии) тогда же были подчинены Константинопольскому престолу, а примас Запада - Медиолане, Аквилеи, равен, Карфагена и др.. - Со временем попали под власть Рима и потеряли свой надепископський статус. Сегодня П. являются главы Русской, Сербской, Румынской, Болгарской, Грузинской православных автокефальных церквей, главы древневосточных дохалкидонскими (монофизитских и нестерианських) церквей, главы восточных церквей (Коптийськои, Сирийской, Халдейской, Армянской), соединенных с Римским престолом.

Глава Украинской Православной Церкви имел права и привилегии надепископськои достоинства (экзарха, примаса), но традиционно именовался митрополитом. В конце 16 в. дебатировалась возможность переезда Константинопольского Патриарха в Украину, а в 17 в. за митрополитов Петра Могилы и Велямина Рутского обсуждался проект постановки Патриархата в Киеве.

В 19 в. Ватикан и правительство Австро-Венгрии дважды (1843, 1888) дискутировали об образовании П. для всех грекокатоликов империи, что вызвало сопротивление правительства Венгрии и Венгерского епископата. Митрополит А. Шептицкий с идеей подчинения греко-католиков Киевском патриарху связывал восстановления церковного единства в Украине. 11.11.1963 митрополит Иосиф Слепой в выступлении на Втором Ватиканском Соборе (1963-65) задекларировал патриаршую достоинство главы УГКЦ. 23.12.1963 Восточная Конгрегация подтвердила, что митрополит Львова является Верховным архиепископом, а декрет о Восточные Католические Церкви, принятый на втором Ватиканском Соборе, уравнял в правах и почестях верховного архиепископа с Патриархом.

12.7.1975 в Риме во время литургии в базилике Св. Петра митрополита И. Слепого именуемой "Патриархом Иосифом", не было подтверждено Римским престолом. Львовский синод УГКЦ (16-31.5.1992) обратился к Папы Иоанна-Павла II с просьбой, чтобы он "совершил постановления Второго Ватиканского собора и создал Киево-Галицкий Патриархат для Украинской Греко-Католической Церкви".

Первый Всеукаинський Православный Церковный Собор (14-30.10.1921) Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) установил титул "Митрополит Киевский и всей Украины". Председатель Директории УНР С. Петлюра 19.12.1921 высказался за необходимость патриаршего престола в Киеве как завершение иерархической структуры УАПЦ. Всеукраинский Собор УАПЦ 5-6.6.1990 избрал первым Патриархом Киевским и Всея Украины Мстислава Скрипника, интронизация которого состоялась в Софийском соборе 18.11.1990. После смерти Патриарха Мстислава, Собор УАПЦ 7.9.1993 избрал Патриархом Киевским и всей Украины Дмитрия Ярему, а Собор УПЦ Киевского Патриархата - П. Киевским и всея Руси-Украины Владимира (Василия) Романюка, а после его смерти в 1995 году - Филарета (Михаила) Денисенко. Указанные избрания не получили признания Вселенской православной церкви из-за банальной боязнь перед Москвой, не подходит православным иерархам, и благодаря хорошей работе РПЦ в плодотворном сотрудничестве с КГБ (ФСБ).


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам