Надо Знать

добавить знаний



Педагогика



План:


Введение

Ambox style.png
Этой необходимо предоставить энциклопедического стиля.
Помогите переписать ее по правилам Википедии !
.
Unbalanced scales.svg
Нейтральность и беспристрастность этой статьи является под вопросом.
Пожалуйста, ознакомьтесь с соответствующим обсуждением и по возможности исправьте недостатки.
Nuvola apps important yellow.svg
Статья содержит речевые ошибки.
Вы можете помочь улучшить эту статью, исправив их.
Памятник Песталоцци в г. Ивердон ( Швейцария)

Педагогика ( греч. παιδαγωγική - Мастерство воспитания) - наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека - о содержании, формах и методах воспитания, образование и обучения.


1. Категории педагогики

Основными категориями педагогики являются: формирование особиcтости, воспитания, образование, обучения. Под формированием личности подразумевают процесс развития человека как в зависимости от целенаправленных воздействий, так и различных воздействий окружающей среды. В современной зарубежной педагогике первая воздействий на человека часто обозначается термином "интенциональное воспитание", вторая - "функциональное воспитание".

Педагогическая технология - совокупность форм, методов, способов, приемов учебных и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых педагогических для психолого-педагогических установок.


2. Образование

Образованием называется процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают общую и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умение и навыки, которые необходимы ей для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования, имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним или выше. Неотъемлемой частью общего образования является политехническое образование.


3. Обучение

Важнейшим средством образования и воспитания является обучение - процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является двусторонним, таким, включающий как связанные части целого: преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся и деятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков - обучение. Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования ( философия, этика, эстетика, психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.)., и использует их теоретические положения, исследовательские методы (в частности математической статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований.


4. Структура педагогики и система педагогических дисциплин

В педагогике существует ряд относительно самостоятельных разделов, связанных с исследованием отдельных сторон учебно-воспитательного процесса. Разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организации образования и обучения занимается дидактика (теория образования и обучения); вопросы формирования нравственных качеств личности, политических убеждений, эстетических вкусов, организации разнообразной деятельности учащихся составляют предмет теории и методики воспитания. Исследованием совокупности всех организационно-педагогических проблем, связанных с управлением народным образованием, сетью и структурой учебно-воспитательных учреждений и руководством их деятельностью, занимается школознавство.

В целях конкретизации научно-исследовательской работы в области педагогики и углубленного профессионального изучения педагогики как учебного предмета возникает потребность в выделении специфических особенностей воспитания и обучения отдельных возрастных или профессионально ориентированных групп населения (дети дошкольного возраста, учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных или высших учебных заведений, военнослужащие и т. д.). В этом случае условно говорят о П. дошкольное, школьное, вузовское и т.д. и рассматривают вопросы организации и методов воспитания и обучения данного контингента учащихся с учетом специфики проявления в этих условиях педагогических закономерностей.

К собственно педагогики примыкают методики преподавания отдельных учебных дисциплин, изучаемых в учебных заведениях различного типа; дефектология, исследующая психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения (с выделением узкоспециализированных отраслей: теория и методика воспитания, образования и обучения глухих и слабослышащих детей - сурдопедагогика; слепых и слабобачучих - тифлопедагогика, с недостатками умственного развития - олигофренопедагогика, с нарушениями речи - логопедия), история педагогики, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи.


5. Основные этапы развития педагогики как науки

Первые попытки осмысления практики воспитания с учетом потребностей общества относятся к эпохе расцвета рабовладельческих государств в средиземноморских странах. Высказывания о цели, задачи, содержание и средства воспитания (конечно, только для свободнорожденных) занимали видное место в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля и др.. древнегреческих философов. Эти высказывания не были самостоятельными педагогическими теориями, а были компонентами философских систем или проектов организации общества. Для дальнейшего развития педагогической мысли большое значение имели идеи древнегреческих философов об опоре воспитания на принципы этики и психологии, о единстве умственного, нравственного и физического воспитания, о возрастной периодизации развития человека и др.. В Древнем Риме возник особый интерес к проблемам организации, содержания и методов обучения в риторских школах. Книга Квинтилиана ?О воспитании оратора" появилась по сути первым специальным трудом, где был обобщен опыт обучения, сформулированы требования к учителю и воспитателю, содержались указания на необходимость учета индивидуальных особенностей детей.

Педагогические воззрения европейских народов в эпоху Средневековья испытали сильное влияние христианства, стало господствующей религией феодального общества в Европе: все взгляды на воспитание развивались исключительно в рамках христианского богословия. Аналогичное положение было и в других регионах земного шара, где господствовали иные религиозные идеологии (ислам, буддизм).

Стремление к освобождению человеческой мысли от религиозных догматов, возрождение интереса к самому человеку в его повседневной деятельности, характерное для эпохи разложения феодального общества и зарождения капиталистических общественных отношений (14-16 века), отразились и на педагогических убеждениях. В разных по жанру произведениях гуманистов эпохи Возрождения ( Т. Мор, Т. Кампанелла, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и других) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, светского образования на базе усвоения культурного наследия античного мира и достижений научных знаний, бурно развивались в тот период.

История педагогики как целостной теории воспитания человека начинается с эпохи первых буржуазных революций в Европе и связана с именем чешского мыслителя Я. А. Каменского, который, обобщив и теоретически осмыслив практику европейского воспитания, создал стройную педагогическую систему. В "Великой дидактике" Каменского рассмотрены основные проблемы обучения и воспитания. Каменский оказался основоположником классно-урочной системы обучения. Педагогическая теория Коменского была органичной частью его широкой социально-политической концепции, изложенной в капитальном труде "Общий совет об исправлении дел человеческих", одна из частей которого ("Пампедией") полностью посвящена педагогическим вопросам. В частности, в ней впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке книг как главного инструмента образования и т. д.

Начиная с эпохи Английской буржуазной революции 17 века в развитии педагогической мысли можно выделить два основных течения: с одной стороны, продолжала сохранять господствующее положение феодальная клерикально концепция воспитания, с другой - начинает складываться новое, буржуазное трактовка воспитания как средства формирования деятельного человека, подготовки ее к жизненной борьбе за собственное благополучие . Яркое выражение новые идеалы воспитания получили в трудах английского философа-просветителя Джона Локка, выдвинувшего на первый план проблемы нравственного и физического воспитания и утилитаристского подхода, явившийся родоначальником, к образованию и обучению. Важное значение имела борьба Локка против теории врожденных идей.

В 18 веке теоретическая разработка вопросов воспитания осуществлялась, главным образом, в рамках Просвещения. Опираясь на учение Локка о природном равенстве людей, передовые французские мыслители (К. А. Гельвецiй, Д. Дидро, Руссо и др.) развивали положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности. Дидро, в частности, одной из основных задач воспитания считал развитие индивидуальности человека. Французскими материалистами обосновывалась и популяризировалась идея реального образования, которая должна была вытеснить так называемую схоластическую образованность. Наибольший вклад в развитие педагогической мысли в 18 веке внес Ж.. Ж. Руссо, что явился основоположником концепции естественного, свободного воспитания. Руссо предпринял попытку наметить задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей, исходя из особенностей их физического и духовного развития на разных возрастных этапах, выдвинул требование активизировать методы обучения. Влияние идей Руссо прослеживается в демократических проектах реформы народного образования во Франции в период революции 1789-1793, в деятельности немецких филантропистив (И. Б. Базедов, Х. Р. Зальцман, И. Г. Кампе и др..), Создавших оригинальные педагогические учреждения интернатного типа и положивших по существу начало теоретической разработке Педагогике.

Педагогическая мысль 18-19 веке испытала воздействие ряда положений немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель). В разработке же собственно педагогической проблематики важным этапом была деятельность швейцарского педагога-демократа И. Г. Песталоццi, который попытался построить теорию воспитания и обучения на базе данных психологии. Опыт и мнения Песталоццi, касающиеся развития ребенка в процессе обучения и воспитания, вопросам трудового обучения, методов первоначального обучения чтению, письму, счету, географии и др.., Явились стимулом для развития науки о воспитании в 1-й половине 19 века Песталоццi был первым теоретиком народной школы.

В 1-й половине 19 века немецкий педагог, психолог и философ И. Ф. Гербарт сделал попытку представить педагогику в виде научной обоснованной теории, опирающейся на философию и психологию (первая обосновывает цели воспитания, вторая позволяет отыскать правильные пути достижения цели). Ряд положений Гербарта (роль интереса в обучении, воспитывающий характер обучения, структура учебного процесса и др.). Были использованы в дальнейшем развитии педагогики. Однако вместе с этим буржуазными педагогами были усвоены и консервативные стороны учения Гербарта, нашедшие выражение в его теории управления детьми, по сути приводила к подавлению личности ребенка с помощью детальной разработанной системы ограничений и наказаний.

Значительный вклад в разработку педагогики вообще и дидактики особенно внес немецкий педагог-демократ 19 века Ф. А. В. Дистервег, который как один из важнейших принципов воспитания выдвинул принцип культуросообразности - учета в процессе воспитания всей совокупности данных культуры, истории, экономики, характерных для страны и народа. Этот принцип вместе с идеей природовидповидности воспитания (которую обосновывали, трактуя ее, правда, по-разному, Каменский, Руссо, Песталоццi) значительно обогатил педагогику.

В конце 19 века возникло движение так называемой реформаторской педагогики. Ее сторонники выражали интересы различных слоев буржуазии (боровшихся между собой, но единодушно выступали против пролетариата и его идеологии), но вместе с тем они критиковали схоластическое содержание и догматические методы обучения в школе, подавляла личность учащихся. Представители различных течений реформаторской педагогики ("нового воспитания", "трудовой школы", "движения за художественное воспитание", "педагогики личности" и других) выступали за свободное развитие индивидуальности каждого ребенка, разработку новых организационных форм и методов обучения, изменение содержания школьного образования , усиление воспитательного аспекта деятельности школы. Идеи и концепции таких деятелей реформаторской педагогики, как Дж. Дьюи, Р. Кершенштейнер, Л. Гурлитт, Р. Шаррельман, О. Декроли, М. Монтессори, А. Ферьер и др.. господствовали в буржуазной П. до середины 20 века, но сохранили в той или иной степени свое влияние и до настоящего времени.


6. Марксистско-ленинская педагогика

Собственно воспитание в марксистской педагогике является центральным понятием, обозначающим целенаправленную деятельность общества и семьи по формированию всесторонне развитого человека (преимущественно в специально созданных обществом учреждениях и организациях). В понятии "воспитание" обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание (такое расчленение имеет в значительной степени условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным процессом).

Основные положения марксистского учения о воспитании были развиты и конкретизированы В. И. Лениным: в социалистическом обществе у подрастающего поколения должно быть сформировано материалистическое мировоззрение, выработаны коммунистические убеждения и высокие нравственные качества. Средствами для достижения этой цели является широкая научная образование на политехнической основе, связь обучения с производительным трудом, активное участие молодежи в практике строительства нового общества. Учение Ленина о социалистической культуре, образовании и коммунистическом воспитании стало основой советской педагогики.


7. Педагогическая наука в СССР

Октябрьская социалистическая революция создала необходимые предпосылки для воплощения в жизнь марксистско-ленинской концепции воспитания. Советская педагогическая наука, руководствуясь учением марксизма-ленинизма о человеке и обществе, главное внимание уделила разработке принципов построения единой трудовой политехнической школы, определению содержания обучения и воспитания в ней, отысканию путей и методов активизации учебно-воспитательной работы, проблемам воспитывающего коллектива ( Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П.П.Блонский, С. Т. Шацкий, П. Н. Лепешинский, А. С. Макаренко и др..).

Разработка теоретических проблем советской педагогики, связанных с выяснением взаимоотношений с другими науками, с определением ее предмета, задач и методов и т.п., вызвала необходимость критического пересмотра педагогических концепций и теорий прошлого.

Уже в 20-е годы Наркомпросом РСФСР были созданы в Москве научно-исследовательские институты методов школьной работы (1922), методов внешкольной работы (1923), научной педагогики при 2-м МГУ (1926), в Ленинграде - Институт научной педагогики (1924). В 1931 в Москве основан Институт политехнического образования (в 1937 преобразован в Институт средней школы). В 1938 все научно-исследовательские институты педагогического профиля были объединены в Институт школ Наркомпроса РСФСР. Во 2-й половине 20-х годов педагогические научно-исследовательские учреждения были открыты в Украине (1926), Белоруссии (1928), Грузии (1929), Азербайджане (1931), в 40-50-е годы - в др.. союзных республиках. В 1943 с целью консолидации научно-исследовательские работы в области педагогики установлена Академия педагогических наук РСФСР, преобразованный в 1966 в Академию педагогических наук СССР.

Становление и развитие советской педагогики связано с именами таких известных педагогов, как П. П. Блонский, А. П. Пинкевич, Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Ш. И. Ганелин, Л. В. Занков , М. Н. Скаткин, И. Т. Огородников, С. Г. Шаповаленко (дидактика), В. А. Сухомлинский, И. Ф. Свадковский, И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Е. И. Моносзон, Н. И. Болдырев (теория и методика воспитания), Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, В. З. Смирнов, Ф. Ф. Королев. Д. О. Лордкипанидзе, И. К. Кадыров, М. М. Мехты-заде, А. А. Курбанов, С. Х. Чавдаров, А. Е. Измайлов, С. Р. Раджабов (история педагогики) и др.. За годы Советской власти подготовлены научные издания педагогических сочинений многих выдающихся мыслителей прошлого, внесших вклад в создание фундамента педагогической науки ( Коменского, Дистервега, Локка, Песталоцци, Гербарта, Фурье, Оуэна, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Ушинского, Лесгафта и др..). Вместе с тем критическому анализу были подвергнуты основные течения в П. эпохи империализма (новое воспитание, трудовая школа, прагматизм, экспериментальная педагогика и др..).

Обобщению и систематизации достижений советской педагогики способствовала подготовка учебников и учебных пособий по педагогике и истории, а также подготовка справочно-энциклопедических изданий ("Педагогическая энциклопедия", т. 1-3, 1927-29, "Педагогический словарь", т. 1-2 , 1960; "Педагогическая энциклопедия", т. 1-4, 1964-68).

Отыскания оптимальных путей формирования всесторонне и гармонично развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главное направление современных исследований в марксистской педагогической науке. Педагогика обосновывает пути развития содержания образования, приведение его в соответствие с потребностями социалистической экономики, культуры и науки. Для эпохи научно-технической революции характерно быстрое приращение знаний во всех областях науки, вызывает расширение объема научного образования, которую должна давать школа при случае, почти не меняется, ее самой и учащихся (продолжительность срока обучения, длительность учебного дня, физические силы и утомляемость учащихся и т.д.). Педагогика разрабатывает новые принципы и критерии отбора содержания общего образования: проблемы укрупнения единиц усвоения, генерализации знаний относительно потребностей общего образования, усиление его системности и теоретической, последовательное проведение принципа политехнизации как одного из ведущих критериев отбора научного материала, подлежащего изучению в школе и т.д..

Направление исследований в области организации учебной работы связан с поисками путей активизации учащихся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим ведутся исследования, имеющие целью модернизацию классической формы урока посредством введения в его структуру различных видов групповой и индивидуальной работы учащихся при сохранении руководящей роли учителя, а также исследования, направленные на совершенствование средств и методов обучения для максимального развития у учащихся познавательных интересов и способностей, выработки у них умений рациональной организации труда. Важнейшим направлением исследований в педагогике является разработка вопросов, связанных с идейно-политическим и нравственным воспитанием молодежи, с формированием у нее коммунистического мировоззрения (содержание и закономерности процесса формирования коммунистических взглядов и убеждений, действенные педагогические средства, обеспечивающие выработку у молодежи единства коммунистического сознания и поведения). Дальнейший прогресс педагогике как науки в значительной степени зависит от разработки теоретических проблем, связанных с уточнением ее предмета, категорий, терминологического аппарата, с совершенствованием методов исследования и укреплением связей с др.. науками.

Большую актуальность имеют также педагогические исследования, посвященные истории отдельных педагогических проблем и их решений, генезису различных педагогических концепций, теорий, методов, понятий и т. д. Такой подход превращает историю педагогики на настоящую историю науки о воспитании, добавляет историко-педагогическим исследованием прогностическую значимость .

В других социалистических странах разработке проблем педагогики также уделяется большое внимание; созданы педагогические научно-исследовательские институты (в ГДР - Академия педагогических наук). В европейских социалистических странах сформировалось поколение педагогов-марксистов, которые вносят существенный вклад в разработку теории и практики коммунистического воспитания (Р. Нойнер, К. Х. Гюнтер, Е. Дрефенштедт, Х. Штольц, Г. Франкевич и др.. - ГДР; М. Ципро, Б. Куял, С. Маржан, Э. Страчар, Р. Павлович, О. Павлик, Л. Бакош и др. - Чехословакия; В. Оконь, И. Куписевич, К. Сосницкий и др. - Польша; Н. Чакаров, Д. Цветков, Ж. Атанасов и другие - Болгария, И. Сарка, Ш. Надь, Е. Фельд и др. - Венгрия и т. д.). (Рус.)


8. Попытки реконструкции праславянских педагогических представлений

В начале 21 века появился ряд публикаций, исследующих праславянские педагогические представления. Учитывая закрытость данной тематике во времена СССР, эти работы пока немногочисленные и требуют дальнейших глубоких исследований. О.Лук Лукьяненко ввел понятие Родоцентричнои педагогики как педагогической системы древней (ведической) Руси.

См.. также

Литература

  • Словарь иностранных слов / Под ред. А. С. Мельничука. - М.: Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии АН УССР, 1974.
  • Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. / С. Н. Курлянд, Г. И. Хмелюк, А. В. Семенова и др.. Под ред. С. Н. Курлянд. - 2-е изд., Перераб. и доп .. - М.:, 2005 - 399 c.
  • Кравец В. История классической и зарубежной педагогики и школ. Тернополь, 1996
  • Кравец В. Зарубежная школа и педагогика XX в. Тернополь, 1996
  • Левковский М. История педагогики. Житомир, 2007;
  • Любар А. Стельмахович М., Федоренко Д. История украинской педагогики. К. 1998;
  • Ступарик Б. Национальная школа: истоки, становление. К, 1996.
  • Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981.
  • Краевский В. В. Сколько у нас педагогика? / / "Педагогика". - 1997. - № 4.
  • Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.
  • Макаренко А. С. Методика воспитательной работы. К., 1990.
  • Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1968.
  • Подласый И. Идеалы украинских воспитания / / Начальная школа. 1999. № 12. 2000. № 2, 4.
  • Подласый И. П. Как подготовить эффективный урок. К., 1989.
  • Стельмахович М. Г. Народная педагогика. К., 1995.
  • Ващенко Г. Воспитательный идеал: Учебник для педагогов, воспитателей, молодежи и родителей. Полтава, 1994.
  • Кузнецов А., Лебедев В. И. Психология и психология одиночества. М., 1972.



Пед Это незавершенная статья по педагогике.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам