Надо Знать

добавить знаний



Пейзаж



План:


Введение

Екатерина Юнге. Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве, 1892. Третьяковская галерея, Москва

Пейзаж ( фр. Paysage , От страна, местность) - жанр в изобразительном искусстве, в котором объектом изображения является природа. Пейзажем называют также отдельное произведение этого жанра. Как самостоятельный вид изобразительного искусства пейзаж возник в китайском искусстве, китайской живописи.

Разновидностью пейзажа является изображение моря и событий, происходящих на море (баталии, природные катастрофы, спортивные соревнования и т.д.). Пейзаж за морской темой называется марина.


1. Разновидности

  • Пейзаж в рельефе
  • Пейзаж разными красками
  • Пейзаж в графике
  • Пейзаж в фото
    • по технике исполнения
  • Акварель
  • Темпера
  • Пастель
  • Гуашь
  • Масляные, синтетические, минеральные краски и т.п..

2. Пейзаж в рельефе

Rolzegel.JPG
Ассирийские воины гонят пленных иудеев в пейзаже

Схематические изображения пейзажей в рельефах создали в Ассирии и Месопотамии. Обычно это холмы, немного деревьев, почти того по размеру, что и люди, животные или сцены сбора урожая. Первичные пейзажи это смесь жанров, их зародыш, где в одном изображении и бытовой жанр, и пастораль или баталия, и пейзаж. Разветвление на чистые жанры придется довольно поздно, но смесь жанров в одном изображении существовать и в дальнейшем (пейзажи со сценами охоты, рисовал Лукас Кранах Старший, героические пейзажи Пуссена, пейзаи с фигурами Франсуа Милле, Курбе, Клода Моне и т.д.).


3. Пейзажи в стенописи Древнего Рима

  • № 1 фреска виллы Ливия

  • № 2 фреска виллы Ливия.

  • № 3 фреска виллы Ливия

Фреска времен Древнего Рима

Постоянные культурные заимствования из восточных стран Азии в древнем Риме побудили появление стенописей с изображенным садов и пейзажей. Сады, виллы в садах и приятное времяпрепровождение были главными мотивами подобных стенописей. Лучшие образцы подобных изображений сохранились в городах Помпеи, Геркуланум и Стабии, погибших от извержения вулкана Везувий.

На фреске из Стаб сохранилось изображение побережья с лодкой, приморской виллы среди деревьев на фоне невысоких гир.Не исключено, что это обобщенная зарисовка реальной местности без детального воспроизведения деталей. Но в стенописи чаще были мнимые пейзажные изображения, набранные из "кусков" реальности - деревья с искривленными стволами, вазы на колоннах, кусты, алтари, небольшие храмы. В этих изображениях люди не играют главной роли и служат для оживления изображения (стаффаж). Деревья невозможно распознать по ботаническим характеристиками. Это схема дерева.Иноди характер кроны подсказывает, что в изображении есть кипарис, но это скорее исключение. Примером подобного стенописи является сакрально идилличний пейзаж из Помпей.

Современному представлению о пейзажная живопись соответствует фреска Сратодавнього Рим на тему аргонавтов - из поэмы Гомера "Одиссей". Между двумя красными пилястрами открывается приморский пейзаж со скалами, холмами с деревьями и животными, лодками на воде. Зритель словно посмотрел вдаль и увидел сцену, изображенную Гомером. Следует помнить, что и в китайской, и в Европейский традиции пейзажной живописи - сам пейзаж имел условный характер, только с использованием вполне реалистических деталей и явлений - деревьев, холмов, изображений тогдашней архитектуры или ее отдельных элементов, водоемов, лодок, животных и птиц.

Были и свои существенные отличия. Пейзаж в китайский традиции занял престижное место с глубокой древности. В отличие от китайской живописи в европейской традиции пейзаж занял низкие ступени, должен покоренную, вспомогательную функцию в изображениях с фигурами и стал престижным лишь в 19 веке.


4. Пейзажи средневекового Китая и Японии

Япония. Худ. Садахиде Гюнта. Пейзаж. Музей Гиме, Париж

Как самостоятельный жанр живописи пейзаж возник в средневековых Китае в 6-м веке нашей эры. Природа, по представлениям китайцев, была воплощением свитопобудовы, мирового закона дао.В живописи это отразилось созданием картин типа "шань-шуй" ("горы-водоемы"). Панорамные картины наполнены скалами и горами, окутанными облаками, туманами, сквозь которые едва заметны леса, человеческие дома, лодки и т.п.. Подобные изображения свободно текли свитком. И их ограничивала только длина свитка. Символические значения получили и некоторые растения, особенно бамбук, дикий банан, сосна, местная дикая слива "мэйхуа". Изображения этих растений было таким частым, что стало каноническим и дожило до 21 столитття. Своеобразно воспроизводили пейзажисты и перспективу - угасанием краски на дальних участках планов, будто утопали в тумане, влажном воздухе. Изображение дополняли стихи и каллиграфия.

Появились и выдающиеся мастера пейзажного жанра - художники Го Си (11 век), Ся Гуй, Ма Юань (на рубеже 12-13 веков). Уникальные картины создал Цуй Бо, зафиксировав состояние природы в периоды тайфунов и непогоды (Бамбук и белая цапля в тайфун, конец 11 века). Европейский живопись достигнет подобного уровня лишь через восемь веков.

Пейзажная живопись Японии сформировался лишь к началу 13 века и многое заимствовал из находок пейзажных художников Китая. Были у него и свои особенности - он более графический, строже в подборка мотивов, менее декоративный. Своеобразный минимализм художественных средств не лишил японский пейзаж выразительности, своеобразия, различного настроения.



5. Экспериментальные пейзажи Момпера

Венцель Холлар. Голова-ландшафт.
  • Худ. Момпер. Пейзаж с пещерой

  • Худ. Момпер. Пейзаж со скалами и всадниками

  • Худ. Момпер. Пейзаж с воинами кайзера Максимилиана И.


К известным пейзажистов эпохи маньеризма в искусстве Нидерландов 16 века принадлежал Йоос где Момпер. Он охотно создавал вымышленные пейзажи, хотя и с учетом реальных зарисовок пещер, скал, рек, гор, поваленных деревьев. Свои пейзажи часто рисовал в мастерской, а не на природе. Как почти все маньеристы (в том числе и Арчимбольдо, Джулио Романо, Джованни да Болонья, Челлини) имел хорошее образование, хотя и уступал предшественникам в даровании и виртуозности исполнения своих работ. Знал Момпер и причудливые портреты Арчимбольдо, созданные из цветов, птиц или тварин.Це и натолкнуло художника на создание пейзажей по рецептам Арчмбольдо, когда одно изображается с деталей другого, непохожего, необычного по формою.Так возникла серия "Времена года" или "Сезоны" , где художник представил аллегорические изображения сезонов через странные пейзажи.Це время пейзажи и мужские лица, созданные из холмов, скал, хижин, мостов, ручьев и деревьев. В аллегории зимы присутствует даже небольшое часовня. Это был пример игры интеллекта, игры со смыслами, намеками через изображение одного на совсем другое, любование аллегориями, которые любили маньеризм и барокко.

Об успехе серии необычных пейзажей Момпера служат и гравюры Венцеля Холлара - например, лист Голова-ландшафт.


6. Известные пейзажисты

Среди известных пезажистив имена художников разных стран и веков:


Источники

  • Краткий энциклопедический словарь по культуре. - К.: Украина, 2003. ISBN 966-524-105-2
  • Kenneth Clark, Sir Kenneth, "Landscape into Art", 1949, page refs to Penguin edn of 1961
  • Hugh Honour and John Fleming, "A World History of Art", 1st edn. 1982 & later editions, Macmillan, London, page refs to 1984 Macmillan 1st edn. paperback. ISBN 0-333-37185-2
  • Christopher S Wood, Albrecht Altdorfer and the Origins of Landscape, 1993, Reaktion Books, London, ISBN 0-948462-46-9

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам