Пейзажный парк

Пейзажный парк возле Воронцовского дворца, город Алупка, Крым

Пейзажный парк, также Английский, Ландшафтный, иррегулярных парк - направление в паркостроительства конца 18-19 веков в Западной и Восточной Европе, в Соединенных Штатах.


1. Английские корни пейзажного парка

Неравномерность развития различных государств в 17-18 веках привела к упадку Испании, повышению Голландии и Франции. В тени этих процессов вызревала мощная государственность Британии, в конце 18 и в 19 веке станет доминировать в Европе и мире.

Поиски своего незаимствованные с континента Европа, которого англичане относились весьма подозрительно, всего отразились в паркостроительства и привели к появлению сада английского типа.

Первыми мастерами пейзажных парков Британии станут Уильям Кент (1684-1748), Чарльз Бриджмен. В 18 веке их дело продолжили Ланселот Браун (1715-1783) и знаменитый Хамфри Рептон (1752-1818).


2. Кое-что о название

Английский дворец Екатерины Второй в Петергофе в пейзажном парке 18ст. (Разрушен во 2-ю мировую войну)

Название "Английский парк" также довольно не точная, как и название "Французский парк" в свою очередь. Пейзажный парк спокойно существовал еще рядом с регулярными садами Италии и Голландии 16 века, но никак не назывался и не входил тогда в круг культуры, в круг доминирующей эстетики. В книге "Поэзия садов" покойного академика Лихачева Дмитрия Сергеевича (1906 - 1999) он записал: "Пейзажные сады существовали, как конечно, еще в эпоху Возрождение. Иррегулярная и естественная часть усадьбы землевладельца веками наступала на регулярный сад и соответственно использовалась под влиянием новых или модных требований ... Чисто пейзажный парк впервые возник именно в английской литературе, то есть раньше, чем в сознании его потребителей и в художественной практике. Природный садовый пейзаж как прообраз всех садов - Райский сад - обрисовал в 4-й книге "Потерянного Рая" англичанин Джон Мильтон (1608-1674) ".

В Британии в 1770 году вышла из печати книга государственного деятеля Томаса Вейтли "Очерки о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями". Трактат англичанина (Thomas Whately, 1726 - 1772) наделал шума среди знатных богачей с деньгами и временем для досуга - модных последователей и сторонников садоводства. Томас Вейтли не давал установок, как создать газоны, пруды или павильоны в саду. Он потребовал дать новую теорию "психологического" сада. Вейтли разделял пейзажные сады на сады-картины и сады - "характеры" (реальные сады, созданные талантливым садоводом, которые одобрял). Вейтлы декларативно провозгласил "Садоводство ... столь же выше пейзажная живопись, насколько реальность выше (и богаче) за ее изображение". Читатели восприняли это за "метафизику" современного садоводства, за новую ее теорию. "Очерки о современном садоводстве" Томаса Вейтли были довольно быстро переведены на французский и немецкий. Так, императрица Екатерина II, увлеченная в 1770-е гг садоводство - "плантоманиею", собственноручно скопировала книгу Вейтли и готовила ее перевод, чтобы дать образец "метафизики" современного садоводства "обладателям приморских дач, расположенных вдоль Петергофского пути". Это был район аристократических дворцов с садами богачей и вельмож на пути к императорской резиденции в Петергофе. А "пожелания" императрицы рассматривали как очередной приказ быстрого выполнения.

Ландшафтные архитекторы Российской империи конца 18 столитття (Николай Львов, Андрей Болотов и др.). избегали названия "Английский парк", которую как престижную и модную использовал царский двор. Болотов Андрей Тимофеевич (1738-1833) и Львов Николай Александрович предложили свое название - "Натуральный сад (парк)" как более точную и соответствующую реальности. К тому же название "Английский парк" не учитывала национальных разновидностей пейзажного парка - того же русской пейзажной, немецкого, оссианивського парка т.п..

Но с выводами Томаса Вейтли прислушивались даже они, о чем свидетельствуют ландшафтные проекты М. Львова и его же садоводческая практика (пейзажный сад у Слободского дворца патрона Безбородко в Москве, собственный "натуральный сад" Львов в усадьбе Знаменское-Раек, оба уничтожены).

  • Пейзажный парк Ерменонвиль.Франция

  • Чугунный мост в пейзажном парке Павловска (дворцовое пригород Петербурга)

  • Газон английского парка в городе Женева.

  • Осень в пейзажном парке Павловска (дворцовое пригород Петербурга).


3. Софиевка (дендропарк). Украины, 19 в ..

  • Большой водопад

  • "Семейное дерево"

  • Фонтан "Семиструйка"

  • Нижняя часть скалы Бельбедер

  • Остров любви

  • Водопад "Три слезы"

  • Грот Венеры

  • Грот Аполлона


4. Особенности садоводства в Англии

Усадьба Четсворт Хаус и выпас овец в парке
Олени в парке

Садоводство в Англии прошло долгий путь развития к середине 18 века. Островная обособленность Англии способствовала появлению собственных законов в планировании садов, несмотря на заимствованные образцы садов Голландии или Франции, существовали параллельно. Большие сады барокко вроде Версаля имели место лишь у королевских замков. Большие примеси культуры средневековья оказались и в английском садивицтви. Так, в планировки садов Англии часто вводили различные лабиринты, распространены со времен готики. Геометрические формы регулярных садов здесь быстро надоели. Теоретические поиски привели к признанию принципа, что "Вся земля - ​​сад". Но этот сад вовсе не геометрических, регулярных форм, а пейзажный.

Поэтому в Британии начали рано отказываться от регулярных садов. Возник английский, пейзажный сад. Он был значительно дешевишим за парк французского образца, не нуждался армии садоводов и копировал формы окружающих пейзажей. По его формы повлияли пейзажная живопись Пуссена, Сальватора Розы и, особенно, Клода Лоррена. Поэтому в пейзажных садах Британии не отказывались от строительства отдельных павильонов, мостов, искусственных прудов и т.д..

Невозможно представить выпас скота в регулярном саду, потому скот этот сад испортит. Но этот сад и не предназначен для скота, у него другая функция и второе идейную нагрузку. Выпас скота в пейзажном саду Англии - обычное дело, причем практическая в мещанской и умеренной стране. Внешне это были остатки больших вольеров садов барокко и игра в деревенскую простоту. Монотонные лужайки английских пейзажных парков домашние и дикие животные (а также птицы) делали живыми и похожими на пейзажи за парковыми ограждениями. Дикие олени и птицы до сих пор украшение и характерная "деталь" многих пейзажных парков страны, как и "английский скука".


5. Тематичность пейзажных парков

Интересной особенностью пейзажных парков стала их тематичность. Конечно, не все они имели четко определенную тему, но тематичности была желанной. Расцвет и модность пейзажных парков пришлась на войны в Европе, поэтому военная тематика стала преобладать в парках чиновников.

  • (Россия). Пейзажная часть Царского Села при Екатерине ИИ изобилует парковыми сооружениями, прославляют-увековечивают военные победы Российской империи в русско-турецких войнах конца 18 в. (Чесменская колонна, Крымская колонна, Турецкая баня). Несколько обелисков в честь военных побед была установлена ​​по приказу императрицы и в Пели, (второй парадной резиденции Екатерины II), которую позже разрушили.
  • (Франция). Дворец Мезон-Лафит. Замечательную усадьбу с регулярным парком еще 17 века в 1804 приобрел маршал Наполеона Жан Лан. Он разрушает регулярный парк, а на его месте высаживает итальянские тополя, имитирующие расположения полков в битве при Монтебелло. Это радует напыщенного маршала, которому Наполеон даровал вымышленный титул герцога Монтебелло. Заново распланированной аллеям новоиспеченный герцог дает названия в честь наполеоновских генералов и военных побед того времени. Была в пейзажном парке и площадь патрона - Наполеона.
  • (Россия). Усадьба Студенец - теперь в пределах Москвы. Герой войны с Наполеоном Арсений Закревский приобрел усадьбу у князей Гагариных. Закревский делает пейзажный парк усадьбы памятником войны 1812 года. По его приказу в парке делают каналы, а прямоугольные участки-острова посвящают начальникам, под руководством которых служил солдат-помещик. На каждом из островков было установлено бюст соответствующего военачальника. Конечно же, никто после смерти помещика не берег а ни парк, ни бюст, которые исчезли. Остатки парка используют для отдыха Парк культуры и отдыха "Красная Пресня".

6. Агрессивные вмешательства обладателей

Качановка, Украина. Павильон Глинки
Белая Церковь, Александрия. Павильон-Руина с водопадам в парке.


С появлением моды на пейзажные сады, чрезвычайно возросло агрессивное вмешательство обладателей в планировки садов. Если в эпоху барокко обладатель только давал приказ мастерам и садовнику о создании сада, в сутки классицизма обладатели агрессивно вмешивались в замысел, в проект и в реализацию проекта. Значение садовника как автора проекта значительно снизили надменные властители. И часто садовник становился слугой, надзирателем за растениями парка.

Императрица Екатерина II приказала перекопать берега регулярного ставка в Царском Селе, чтобы стал производил впечатление натурального водоема. Поэтому барочный Грот на берегах автомобильные ставка до сих пор выглядит чужеродным элементом в неподходящем окружении.

Маршал Лан приказал разрушить регулярный сад у дворца Мезон-Лафит ради новой планировки по собственному проекту. Мнение, что "не все новое лучше древний" в голову солдата не приходить и его поведением не управляло.

Планирование, если сад не имел определенной тематических, перестало играть значительную роль, как это было в садах барокко. Архитектурность, геометричность, что преобладала в садах барокко, повсеместно искоренялся ради картинности, соответствия пейзаж пейзажным картинам. В Германии пейзажные садоводы пришли к созданию парков по виду какой-то картины. Поэтому такой парк имел только одну выигрышную позицию обзора. И если холм или куча деревьев мешали картинности, холм сравнивали, а деревья безжалостно вырубили. И наоборот, если холма не было, его искусственно создавали, а необходимые дерева заново сажали. Заново прокладывали новые тропы, новые просеки ради раскрытия на виды и дальние перспективы.

Создание и существование пейзажных садов пришлось на довольно быструю смену трех идейных течений - классицизма, сентиментализма, романтизма. Ни одна из этих направлений не ценила, не жаловали шутки, веселье или смех, как это было в эпоху барокко. Веселье, смех повсеместно изгонялись из пейзажных парков ради меланхолии, невеселых воспоминаний, грустных мечтаний, сожаления по молодости или личным потерям.

Воспоминания о каких-то событиях в прошлом были важнейшей частью образов пейзажных парков. Поэтому в пейзажных парках еще, 200-250 лет спустя, гордо рассказывают об известных людях ( поэтов, композиторов, историков, актеров...) которые сюда наведались и хотя бы какое-то время находились здесь. Примерами являются могила Руссо в парке Эрменонвиле (Франция), павильон Глинки в саду Качановки (Украина), бюст поэта Пушкина в саду усадьбы Архангельское, кенотаф-обелиск в честь погибших братьев Брольи в парке Монрепо (Выборг, Россия), посмертный памятник-ваза любовнику императрицы Екатерины Второй Ланскому в пейзажной части парка Царского Села и др..

Распространенной достопримечательностью пейзажных парков стала притворная, искусственная Руина. Она отсылала память посетителя парка в историческом прошлом. Было совсем необязательным, чтобы разрушение принадлежала бывший сооружении дворца или храма. Было достаточно самой руины как намека на жизнь, будто проводил здесь и исчезло (Руина в парке Царицыно, (Москва), Руина-башня в парке Царского Села, руинным мостик в парке Павловска, разрушение на островку руинным ставка в Луговом парке (в пригороде Петербурга Петергофе) и т.д..)

Когда в пейзажном парке Павловска частично обвалилась колоннада, ее не стали восстанавливать - и из-за нехватки средств, и из-за нехватки желания восстанавливать, и из-за чрезвычайной соответствие руин паркам пейзажного типа.

  • Павловск, Санкт-Петербург. Руина-колоннада в парке.

  • Царицыно, Москва. Башня-руина в парке

  • Царское Село, Башня-руина.


7. Парк Монрепо. Город Выборг

  • Остров Людвигштайн.Парк Монрепо.

  • Деревянный дворец владельца парка Монрепо - фон Николаи, арх.Жозеф Мартинелли, 1830 г.

  • Обладатель пейзажного парка Монрепо Людвиг фон Николаи.


8. Усадьба Приютино близ Петербурга

Усадьба Приютино принадлежит к образцам небольших усадеб суток классицизма с почти типичным уличной сеткой и характерными для эпохи павильонами в пейзажном парке. Она принадлежала Оленину Алексею Николаевичу (1763-1843), директора Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Все главные сооружения усадьбы были расположены поблизу ставка. Все они построены из красного кирпича в очень спрошено формах позднего классицизма без использования колонного портика и без штукатурки стен. На фоне зелени парка и зеркала пруда это неожиданно дало значительный картинный эффект и обогатило образ усадьбы, не имела архитектурных шедевров. Среди зданий наиболее классический выглядела молочный с колонным портиком и фронтоном. Как и положено, вокруг пруда шла волнистая тропа, объединила большинство сооружений и открывала зрителю несколько картинных пейзажей. В пейзажном парке нашли свое место Солнечные часы, флигеле, две оранжереи, кирпичная кузница, кирпичная человеческая дом, зерновой состав (магазин по терминологии той эпохи), всего 26 служебных помещений. Было в пейзажном парке и городок для печали, горьких раздумий и воспоминаний. В войне 1812 года под Бородино погиб сын владельца - молодой Николай Оленин. В честь сына обладатель поставил в парке пирамидку-кенотаф на память.

И как водится, украшением памяти о прошлом усадьбы стали воспоминания об известных людях, что наведывались сюда. Усадьбе чрезвычайно повезло, потому что в Приютино гостили поэты Крылов Иван Андреевич, Адам Мицкевич и А. Пушкин, художники Александр Брюллов и Карл Брюллов, композиторы Глинка, Алябьев Александр Александрович, Верстовский Алексей Николаевич, писатель Александр Тургенев, декабристы и т.д..

За последующие 200 лет усадьба потеряла только поля и большую часть парка. Но ядро ​​усадьбы сохранилось и после (недостаточно удачной) реставрации музеефицированы.


9. Усадьба Марфино, Россия

Усадьба Марфино - одна из древнейших в Подмосковье. В 1-й половине 19 века классическая по всем признакам усадьба подверглась существенной перестройки и в образном, и в формальном плане. Когда-то это была барочная усадьба с четкой осевой и симметричной построением. Разрушения во время войны с Наполеоном, а затем перестройки придали ей характер позднего классицизма. Классицизм тогда быстро терял позиции привлекательности. И новая обладательница усадьбы (Софья Владимировна Панина) начала очередную перестройку. Проект в стилистике романтизма создал архитектор Михаил Быковский.

Российские Панин считали себя наследниками рода Панини с Италии. Архитектор знал об этом и перестройку реализовал в псевдоготических формах.Так в Марфино повсюду воцарилась память о прошлом, об истории, о готику, как намек на древность рода Панин. Осевое построение была уничтожена, а вместо нее сделали асиметричне планировки с длинным боковым путем к парадному двору.Цей путь и декорировали псевдоготическими мостиками, готическими воротами, которые вели к псевдоготического по формам дворца. Строительные работы завершились к 1846 года. А готические декорации усадьбы стали чрезвычайно удачной украшением и пейзажного парка, и всего ансамбля, получил неповторимости, уникальности даже среди неповторимых соседних усадеб.

Усадьба и пейзажный парк Марфино не претерпели других перестроек в 19 веке и не были разрушены, как тысячи других, при СССР. Сейчас используются как санаторий для российских военных и является режимным объектом.


10. Неправедный осуждение садов барокко

Теоретики пейзажного садоводства позже много говорили о антифеодальную, НЕ монархическую сущность пейзажного парка. Активная, часто агрессивная геометрия планирования и активное вмешательство в развитие и силуэт кустов и деревьев относились в вину садам барокко. Было полностью забыто, что сад барокко был монополизирован королевской властью во Франции только в 17 веке. Именно из Франции пошла мода на покорение природы в саду - королю, вельможи, человеку вообще. Но сад барокко возник в Италии 16 века, во времена, когда был сложившимся иститут абсолютизма, олицетворенный в должности короля. Поэтому сад барокко не нес вины за преступления королевской (абсолютной) власти.

Частично спасителем небольших садов с регулярной планировкой был даже Хамфри Рептон (1752 - 1818), известный как теоретик и практик пейзажного садоводства Англии. На припалацовий территории Хамфри Рептон оставлял и террасу, и балюстрады, и цветники, и регулярная планировка - признаки барокко в пейзажном среде английского парка. Элементы регулярной планировки без гигантомании Версаля заняли почетное место в новейшие времена в роздудови парков у спортивных площадей в 20 веке.

Дух антифеодальной свободы английских садов был распространен только на планирование садов и отказ от вистригання деревьев. Английский сад с первых лет существования стал также активно обслуживать абсолютную власть в той же Британии 18 века, как и французский парк в Версале 17-го. Порочный круг замкнулся.

Но это старательно не замечали ни в либеральной Британии, ни в королевской Франции, ни в Российской империи, ни в немецких княжествах т.п..


11. См.также


Источники

  • Использованные материалы английского, русского википедий
  • Лихачев Д. С. "Поезия садов", Л, 1982.
  • Горохов В. П. Лунц Л.Б. "Парки мира", М, Стройиздат, 1985 (рус)
  • Вергунов А.П. Горохов В. А. "Русские сады и парки", М, "Наука", 1988 (рус)