Первобытная культура

Первобытная культура - культура первобытных суток, наибольшего периода в истории человечества - от возникновения человека (около миллиона лет назад) и до появления государственности.

У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже теперь живут в условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру - существовавшая до возникновения первых цивилизаций на Земли (конец IV - начало III тысячелетия до н.е.), и традиционную первобытную культуру.


1. Первобытная эпоха и ее место в истории человечества

Течение первобытной эпохи происходили следующие процессы:

  • антропогенез - биологическая эволюция человека, завершившейся примерно 40 тысяч лет назад возникновением вида "человек разумный" (Homo sapiens), а также основных человеческих рас;
  • формирования мышления (или интеллекта) человека, его языка;
  • расселение человечества по всем континентах; в

Среди этих важнейших процессов, которые заложили фундамент истории человечества, свое место занимает формирование культуры как особой сферы человеческой общества. Причем для ранних этапов истории разных народов характерно единство закономерностей, общность проявлений становления культуры.

Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности включал в себя другие. Например, в охоте были соединены: технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания о привычках животных, социальные связи, которые выражались в организации охоты (индивидуальное, коллективное), религиозные представления - магические действия по обеспечению успеха, которые, в свою очередь, включали элементы художественной культуры - песни, танцы, живопись. Именно вследствие такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого деления.


2. Периодизация

Первоначальную историю человечества традиционно разделяют на палеолит, мезолит и неолит - 2 млн. лет назад - предел III тысячелетия до н.е.; эпоху бронзы - II тысячелетия до н.е.; ранней железный век - I тысячелетия до н.е. Используя эту периодизацию, дадим общую характеристику эволюции материальной культуры и искусства первобытного общества.


3. Развитие материальной культуры и эволюция искусства в каменном веке

3.1. Палеолит

Эпоха палеолита (древний каменный век) начинается с началом антропогенеза, а заканчивается в Х тысячелетии до н. е.

Ранняя человек был медленнее и слабее, чем крупные хищники, не имела такой естественной оружия, как клыки и когти. Люди научились компенсировать эти недостатки, используя камень, кость, дерево. Мастера раннего палеолита создавали острые орудия, сильно ударяя камнем о камень. Выбирались твердые горные породы, чаще всего кремень. Древнейшая из известных на Земле - это стоянка ранних людей, который найден Льюисом Лики в знаменитой Олдувайський ущелье в Танзании. Она имеет вид скопления камней и костей животных. Возраст стоянки датируют двумя миллионами лет.

Предки современного человека все больше отделялись и удалялись от животного мира. Изготовление орудий труда, выпрямления осанки, изменение походки, общие согласованные действия, требовали сигнальной системы, мясная пища совершенствовали наших предков. Около 1,5 млн. лет назад появилось ручное рубило - своеобразный тип универсального по назначению каменного орудия листовидной формы. Примерно 300-200 тысяч лет назад люди овладели огнем. Одним из его источников, вероятно, были дерева, что загорелись от молний. Неслучайно у многих народов сохранились легенды о герое, который похитил небесный огонь и подарил его людям (например, греческий миф о Прометея). Сначала огонь только поддерживали. На одной из палеолитических стоянок в Китае археологи нашли слой пепла толщиной 6 м.

Около 200 тысяч лет назад началась ледниковая эпоха. Люди оказались в очень жестких природных условиях, однако проявили себя достойными им противостоять. Существенные изменения относятся к последней стадии палеолита - так называемого верхнего палеолита (XXXV-X тысячелетия до н. н.э.). В настоящее время сформировалась человек современного антропологического типа - "человек разумный" - кроманьонец (по названию грота Кро-Маньон в Франции - места первых находок ископаемых останков людей). Люди в этот период заселили все континенты, по некоторым скелетами уже можно проследить ту или иную современную расу ( европеоиды, монголоиды, негроиды).

В изготовлении каменных орудий появилась новая техника : от каменного ядрища-заготовки ( нуклеус) откалывали узкие каменные отщепы. Возникла специализация орудий - ножи, скребки, пилы, наконечники. От мастера требовалось виртуозное точность обработки камня: чтобы изготовить каменный нож, например, надо было ударить более 250 раз.

Люди уже жили не только в созданных природой тайниках ( пещерах, гротах), появились различные виды искусственного жилья: вырытые в земле и накрыты сверху костями Мамута; полностью построены из бивней, с очагом в центре; длинные, овальные, с несколькими очагами. Исследование жилья позволяют делать выводы о социальный строй верхнего палеолита. Основной ячейкой, очевидно, была родовая община, насчитывавшая около сотни людей. Сплоченность родового коллектива доказывает сложное охоты на бизонов, пещерных медведей, быков, мамутив, вовнистих носорогов. Охотники загоняли животных в ямы-ловушки, ущелья, пропасти. Под скалой у Солютре во Франции найдены скелеты 10 000 диких лошадей. Похоже кистковище бизонов найдено в Украине около Амвросиевки в Донецкой области.


3.2. Возникновение искусства

Верхний палеолит - это время рождения искусства. Его появление было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего мира. Искусство укрепляло социальные связи, помогало формированию первобытной общины, становилось средством передачи опыта. Виды изобразительного искусства палеолита достаточно разнообразны: петроглифы (изображения животных и людей, выполненные на камне), гравюры на костях и рогах, рельефы, рисунки, глиняные и каменные скульптуры.

Большинство ученых связывает появление у человека потребности передать окружающий мир художественными средствами с религиозными магическими представлениями, возникновение которых относится к тому же времени. Этнография знает множество примеров, когда заклинания, пляски вокруг изображений считались средством влияния на реальных животных. Так, австралийские аборигены и сегодня верят: если мужчины нарисуют или "освежат" новым раскраской изображения животных или растений на стенах священной пещеры, то настоящие животные и растения будут хорошо размножаться. Среди рисунков палеолита редко, но встречаются изображения людей в масках. Широко известен так называемый ?Колдун" из пещеры Трех братьев во Франции - полуоленей-получеловек. Искусство танца, вероятно, также развивается по имитации поведения животных, охотничьих и военных упражнений.

Вопрос о путях становления изобразительного искусства является сложной научной проблемой. Одни исследователи Первое стремление изобразить что-то считают полосы на наносной слое глины на стенах пещер (их называют "маскароны") и "отпечатки" рук. Другие же доказывают, что древнейшим было "натуральное" искусство - изготовление чучел животных, на этой основе возникла скульптура, а уже потом - рельеф, гравюра, рисунок.

Работали древние художники при свете факелов или светильников со мхом. Рукой или примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) наносились сажа, минеральные краски. Широко применяли охру - естественную красную краску разных оттенков - от желтоватого до пурпурного, ее компонентами являются глина и соединения железа или марганца. Охру сначала находили в натуральном виде, а позже стали изготавливать, пережигая железняк.

Художники палеолита изображали преимущественно животных: зубров, лошадей, оленей, мамутив. Первые рисунки несовершенны, но впоследствии мастерство достигло впечатляющего уровня. Фигуры животных стали рисовать уверенной линией, придерживались пропорции. Появилась штриховка, сплошное раскраска, применения различных цветов, что помогало отражению объема. Шедевры пещерной живописи из пещер Альтамира ( Испания), Ласко, Фон-де-Гом ( Франция) передают животных почти в натуральную величину с большой жизненной убедительностью. Особенностью этих росписей является то, что между реалистично изображенными фигурами отдельных животных нет композиционного связи, иногда даже "находят" друг на друга.


3.2.1. Первобытные "Венеры"

Характерными для палеолита также небольшие по размеру женские статуэтки. Они выполнены всегда по одному общему принципу: конечности едва намечены, черты лицо не обозначены, однако резко подчеркнуты признаки женщины-матери. Такие статуэтки образно называют "палеолитические Венеры". Очевидно, что основная идея этих изображений - идея плодородия, продолжения рода. Ученые связывают их с культом женщины-прародительницы в родовой общине, где родство велась по материнской линии.

В Украине исследованы количество палеолитических памятников. Одна из них - стоянка у села Мизин на Десне, близ Чернигова. Там найдены фигурки, изображающие птиц, интересный костный браслет, покрыт сложным геометрическим орнаментом, женские статуэтки.


3.3. Мезолит

Средний каменный век - мезолит (X-VI тысячелетия до н. Э) является ярким доказательством сильного влияния среды на жизнь и эволюцию человечества. Завершился ледниковый период, потеплел климат, обновились флора и фауна. К тому времени относится важный технический изобретение - лук и стрелы. Соответственно большие общинные объединения изменились на небольшие коллективы охотников. После таяния ледников появились большие водные пространства, распространилось рыболовство. Изменился характер собирательства - его основой стал сбор диких злаков. Как материал для изготовления орудий широко использовалась кость. Эффективной была новая так называемая микролитична техника обработки кремня: изготовление пластин-вкладышей совсем небольшого размера - микролитов. Например, основу серпа делали из кости, а лезвие составляли микролиты. В мезолите люди освоили плавание на бревнах и плотах. Началось приручение животных, первым прирученным был собака.

Общий характер изобразительного искусства по сравнению с предыдущим этапом сохранился, однако, в отличие от палеолита, в мезолитических росписях ведущее место принадлежит человеку, его действиям. Появляются сюжетные композиции: охоты, танец и т.д.. Художник уже стремится передать внутреннее содержание, динамику происходящего. Это свидетельствует о новых задачах, которые решало искусство.


3.4. Неолит

Последний этап каменного века - неолит ( новый каменный век) - охватывает ориентировочно VI - IV тысячелетия до н. е. Состоялось коренное преобразование жизни человечества, связано с переходом от присваивая форм хозяйствования ( охоты, рыболовства и собирательства) к воспроизводящим ( земледелия и скотоводства). Этот процесс в науке получил название неолитическая революция.

Для неолита характерно появление многих технических и технологических новинок: сверления, пиления и шлифования камня, ткацкий станок, гончарство и гончарный круг, сооружения лодок, зарождения монументальной архитектуры. Новыми чертами обозначено общественную жизнь - материнскую изменила родительская родовая община, возникла парная семья.

На этом этапе исчезли хронологическая, культурная однообразие, в разных географических зонах Земли развитие пошло разными темпами и разными путями. В так называемом "плодородного полумесяца" ( Египет, Юго-Западная Азия, побережье Персидского залива) изменения происходили ускоренно. На Севере же, наоборот, племена долго оставались на том же уровне развития. Уже заметны очень яркие местные особенности, позволяющие отличить неолит Египта от неолита Междуречье, неолит Европы от неолита Сибири. Творчество людей с развитым земледелием отличалась от творчества племен с преимущественным развитием скотоводства и, в свою очередь, была иной, чем в северных лесных областях, где основным продолжало оставаться охоты.


3.5. Абстрактное искусство

Переход в эпоху неолита к воспроизводящим формам хозяйствования способствовал углублению знаний об окружающей природу, что вело к возникновению обобщающих понятий, представлений о мироздании. Жизнь людей неолита зависело от хорошего или плохого урожая, от хорошей или плохой погоды. Люди начали задумываться о явлениях природы, возникла необходимость воплотить в искусстве небо, солнце, воду, огонь, землю. Появились такие символы, как крест, спираль, треугольник, ромб, свастика. Фигуры животных, птиц, людей также превратились в символические знаки, разгадать значение которых бывает нелегко. В неолите реалистичные изображения почти полностью сменились абстрактные мотивы, воплощенные в орнаменте.

Люди неолита стремились украсить почти все, что их окружало: керамика покрывалась орнаментом, деревянные изделия украшались резьбой, за раскрашенными глиняными статуэтками можно судить, какими были ткани. Многочисленными были личные украшения: бусы, браслеты, кольца, тело раскрашивали или татуювалы. Декоративно-прикладное искусство составляет основную примету искусства неолита.


3.6. Энеолит

Примерно в IV-III тысячелетиях до н. е. люди начали использовать для изготовления украшений и орудий первой металл - медь. Сначала ковали чистую медь холодной, а затем научились извлекать медь из руды путем плавления. Появлению плавильной печи, вероятно, предшествовало строительство гончарных печей. Но медь уступает камня в прочности и поэтому вытеснить его не могла. Выделяют переходный период - энеолит (медно-каменный век). По формам жизни, типом хозяйства он похож на неолит. Энеолита очень яркая трипольская археологическая культура на территории современной Украины.


3.6.1. Мегалиты

Важным и принципиально новым явлением, характеризующим почти повсеместно поздний неолит и сохраняется затем в эпоху бронзы, является мегалитическое архитектура (мегалит - от греческого - "большой камень"). Это свидетельствует и о технических возможностях, которые выросли, и о новых эстетические и идеологические потребности людей.

Раньше люди уже приобрели некоторый опыт строительства жилья: полуземлянки палеолита, глиняные дома трипольской культуры. Но те сооружения носили сугубо утилитарный, практический характер, мегалиты же связаны с религиозным культом. Мегалитические сооружения были нескольких видов:

  • менгир - вертикальный камень, высотой иногда до 20 м; в Франции встречаются поля таких столбов, тянутся на 2-3 км, они были или объектом поклонения, или обозначали место церемоний:;
  • дольмен - каменный ящик, самый его вариант - два вертикально поставленные плоские камни, перекрыты третьим; дольмены, как правило, служили местом захоронения членов рода;
  • кромлех - каменные плиты или столбы, расположенные по кругу; в Украине найдены курганы, окруженные кромлехи.

Самая известная и сложная мегалитическое сооружение находится в Англии, у Стоунхенджа. Каменные столбы разного размера расположены несколькими концентрическими кругами. Внешнее кольцо составленное из небольших камней, а внутреннее - с очень большим менгиров, которые попарно перекрыты плитами. В центре сооружения лежит квадратная плита. Некоторые ученые считают, что это сооружение могло использоваться для астрономических наблюдений, поскольку через вертикально поставленные пары камней удобно следить за движением Солнца, Месяца. Поэтому в литературе Стоунгенджський кромлех иногда называют обсерваторией.


4. Культура эпохи бронзы и железа

Эпоха бронзы (II тыс. до н. Н.э.) ознаменована открытием бронзы ( сплава олова и меди) и ее распространение вызвали принципиальные изменения в жизни общества. Улучшилась обработка земли, что способствовало дальнейшему совершенствованию производства. Люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в распоряжении которой оставались все излишки произведенного. Зарождалась частная собственность, имущественная дифференциация. Значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались войны за овладение скотом, пахотной землей, металлом. Появились военные руководители, возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к героя сохранялось после его смерти. Именно в эпоху металла входят в обычай большие погребальные сооружения - курганы. Размеры курганов, количество и качество вещей, которыми их заполняли, свидетельствуют о статус умершего в обществе. Много курганов эпохи бронзы изучены на территории Украина.

Обработка металла требовала большого мастерства и специализации, поэтому литейное дело, как и гончарная, а позже ткацкая, становится самостоятельной отраслью. Одним из основных видов творчества стала художественная обработка металлов. Довольно быстро человек овладел различными ее видами: ковка, литье, чеканки, гравировка по металлу. Изготавливались самые металлические украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески, бляшки, которые нашивались на одежда, пояса, пряжки. Особое внимание уделялось оружия. Появляются мелкие литые скульптурные изображения. Изменения в общественном строе подчеркивает это обстоятельство: женские изображения исчезают, главным становится мужской образ. Дальнейшего развития набрала мегалитическое архитектура.


4.1. Железный век

Для многих народов последний этап развития первобытного строя связан с появлением железа в начале I тысячелетия до н. е. Новый металл был прочным и значительно распространенным. Это позволило внедрять его во все области производства, в отличие от бронзы, которую при изготовлении орудий труда почти не использовали. Там, где раньше не возникла государственность, железный век в общественном строе связан с ?военной демократией". Появляется патриархальное рабство, крепче связи между племенами (племенные союзы). Для этого времени характерны грабительские войны. Они способствовали развитию военной техники, военной организации, повышению военных руководителей. Новым в развитии искусства можно считать появление специализации, выделяются художники, певцы, рассказчики. Ведущим видом творчества дальнейшем остается прикладное искусство.


4.2. Скифская культура

Из европейских культур железного века одна из самых ярких и интересных для нас - скифская культура (VII в. До н. Н.э. - III в. Н. Н.э.). Скифская культура - это культура многих кочевых, полукочевых и земледельческих племен, живших на широком пространстве Евразии - в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Сохранилось большое количество скифских могильников и городищ. Многие сведения о скифах оставили античные авторы, особенно Геродот. Описание скифских племен есть в одном из произведений Гиппократа.

Скифы-земледельцы получали хорошие урожаи пшеницы, которая конкурировала на греческом рынке с египетской. Высоко ценились скифские лошади. В свою очередь, греки ввозили в Скифии вино, керамику, ювелирные изделия. Торговля шла через греческие колонии Ольвию (близ современного Николаева), Херсонес ( Севастополь), Пантикапей ( Керчь) и другие.

По свидетельству Геродота, у скифов был обычай за пределами своего поселения выкладывать большие холмы с хвороста, а на их верхушку ставить меч. Таком сооружении поклонялись, а затем сжигали. Скифы возводили курганные насыпи значительных размеров, иногда завершая их каменными скульптурами мужчин-воинов. На Полтавщине несколько десятков лет ведутся раскопки так называемого Бельского городища, которое, по мнению некоторых авторитетных специалистов, являются остатками столицы Скифии - легендарного города Гелон.

В захоронениях скифов находят прекрасные изделия прикладного искусства: украшения, парадное оружие, конскую сбрую, посуда. Всемирную известность получила золотая пектораль из кургана Толстая могила на Днепропетровской. В орнаментах, мелкой пластике, украшениях бытовых вещей одно из главных мест занимает животный мир, а именно: декоративные изображения животных или отдельных частей их тела ( коготь, клюв, председатель). Такое направление в прикладном искусстве получил название "Звериный стиль". Существовали определенные закономерности, например, рыба изображалась только на лошадиных налобник. Это доказывает, что изображение играли не только эстетическую, но и магическую роль. Скифский звериный стиль имеет свои особенности, одна из которых - объединение реализма с декоративными мотивами. Например, на золотом украшении для щита из Костромского кургана на Кубани тело оленя изображенное реалистично, а рога - абсолютно неправдоподобной формы. Но композиционно возникает единый образ: завитки рогов, расположенные вдоль всей спины животного, подчеркивают легкость и стремительность оленя.

Уникальные памятники культуры скифского времени найдены на Алтае, в Пазирикських курганах. Благодаря климатическим и геологическим особенностям вода, попавшая в внутришньокурганний сруб, замерзла, и таким образом сохранились изделия из дерева, кожи, меха, ткани. Археологи смогли даже изучить татуировки на теле погребенного вождя.

С появлением сарматских племен скифы были вытеснены в Крым, где сложилось государственное образование во главе с царем СКИЛУР. Столицей стал Неаполь Скифский, который располагался на месте современного Симферополя. Погибло город в II веке н.е., когда участились столкновения с сарматами, а затем с готами.


5. Древнейшие религиозные представления

Происхождение и развитие человеческого духовности является одной из самых сложных и интересных научных проблем, в решении которой участвуют все науки о человеке. Десятки тысячелетий биологической эволюции были также временем кристаллизации человеческой разумности и эмоциональности. Человек обживали мир не только в прямом смысле слова, она обживали его и своим мнением, обогащая себя впечатлениями и знаниями, формируя то, что называется духовной традиции. Эта традиция формировалась очень медленно, на малейшее сдвиги тратились тысячелетия, но именно в первоначальное мышления, в первоначальную духовность проникает своими корнями весь интеллектуальный мир, вся неисчерпаемая духовная существо современного человека.


5.1. Тотемизм

Первые религиозные представления возникают уже в палеолите в связи с особым отношением к животному миру. Чрезвычайно распространенным был на территории Европы своеобразный культ медведя (исследователи считают, что речь шла о пещерного медведя). Археологам известны многочисленные культовые хранилища черепов этого ископаемого хищника - в Франции, Швейцарии, Австрии, а также в Украина ( Ильинка Одесской области). С этого момента можно уверенно говорить о возникновении тотемизма.

Тотемизм - вера в животное или растение, которое древние считали предком рода, с которой связывали свое существование и благосостояние. Чаще тотем был животным, реже - растением. Тотему приписывались сверхъестественные возможности, ему поклонялись. Тотемизм широко распространен, он существовал у всех народов на первоначальной стадии. Племена индейцев Северной Америки во время появления там европейцев носили имена своих тотемов. В мире тотемов используются следующие самоназвания, как "люди-леопарды", "люди-антилопы". Отношение к тотемных животных бывает разным. У одних народов строго запрещена охота на тотемное животное и употребление ее мяса, в других - особый ритуал поедания мяса тотема.

Остатки тотемизма мы видим в мире фольклора. В волшебных сказках животные имеют удивительные способности, часто сильнее человека, становятся ее другом, защитником. С тотемизмом связаны, очевидно, и предания о "Оборотней".


5.2. Магия

На очень ранних этапах истории возникают и различные магические представления и соответствующие действия. Некоторые исследователи именно в этом видят специфическую и коренное отличие первобытного мышления от современного. Магия - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающей среды, животных или человека. Основой магии является представление о всеобщей связи всех вещей и явлений природы, о возможности влиять на целое через его часть, на человека или животное - через изображение, направлять ход развития событий, заранее имитируя их. Например, практически все племена тропической Африки, Австралии верят, что владение ногтями, волосами, частями одежды дает власть над человеком. Поэтому, если волосы и ногти срезают, то их тщательно собирают и хоронят. Особо охраняемой вождь, поскольку считается, что от его самочувствия зависит судьба всего племени.

Магия по своим целям бывает многих видов: лечебная (одна из составляющих народной медицины - заговоры, шепот), шкидливоносна (насилання "причины", "сглаз"), любовная ("привороты"), промышленная (успешной охоты), аграрная ("стимулирование" сил плодородия) и т.д..

Одна из распространенных теорий связывает происхождение искусства именно с магическими ритуалами, которые осуществлялись над изображениями животных и должны обеспечить удачную охоту. Типичным является этнографическое описание, принадлежащее исследователю Африки Лео Фробениус. Его экспедиция встретила группу охотников- пигмеев, которая состояла из трех мужчин и женщины. Из-за недостатка провизии он обратился с просьбой убить антилопу, но был удивлен, когда, в принципе согласившись, пигмеи ответили, что сегодня без необходимых приготовлений на охоту они не пойдут.

"Слишком заинтересован узнать, в чем же заключаются приготовления этих людей, - пишет Фробениус, - я встал задолго до восхода солнца и прокрался в кусты ... Уже с началом рассвета мужчины пришли сюда, но не сами, а вместе с женщиной. Они сели на землю , повыдергивали траву на небольшой поверхности и разровняли ее руками. Затем один из мужчин сел на корточки и нарисовал что-то пальцем на песка. В течение всего этого времени мужчины и женщина бормотали какое-то заклинание. Дальше - тишина ожидания. Наконец солнце появилось на горизонте, и один из мужчин с натянутым луком приблизился к расчищенного клочка земли и направил на него лук. Прошло несколько минут, и лучи солнца коснулись сделанного на земле рисунка. В тот же миг с быстротой молнии произошла такая сцена: женщина подвела руки, словно для того, чтобы схватить солнце, произнося непонятные звуки, человек спустил стрелу, женщина закричала еще громче, потом мужчины с их оружием прыгнули в гущу кустарника. Женщина пошла в лагерь. Я, подождав, подошел и увидел, что на выровненном месте была нарисована антилопа, в шею которого вонзилась только выпущена стрела. Когда охотники вернулись с антилопой, убитой в шейную вену, они, отдав добычу, немедленно отнесли к рисунку клочок шерсти убитой антилопы и сосуд, наполненный ее кровью, а потом забрали стрелу и уничтожили изображения ".

Система магических действий включает особую обрядность и особые предметы - фетиши ( фетиш - слово французского происхождения, оно означает талисман, амулет). Фетишизм - вера в сверхъестественную силу материальных предметов. В древнего человека объектами поклонения были камни (особенно необычных размеров и форм), дерева (или целые священные рощи). Формы поклонения были разными: от принесение жертв к причинению вреда. В наше время фетишизм является составной частью всех развитых религий - поклонение кресту и ношение нательного креста христианстве, священный камень (метеоритного происхождения) в мечети Кааба в мусульман и т.д.

Исполнителями магических обрядов постепенно становятся особые люди - знахари, колдуны, шаманы, т.е. возникает шаманизм. Таким людям приписывалась способность общаться со сверхъестественными силами, влиять на них по своему желанию, путешествовать в потусторонний мир. Как показывают этнографические наблюдения, шаманы бывают умелыми гипнотизерами, иллюзионистами, а также и певцами, поэтами, рассказчиками. Можно вспомнить относительно недавнюю газетную сенсацию, связанную с публикацией материалов о "бескровные операции" филиппинских целителей. На русском севере, где сильно развит был шаманизм, находилось немало ?свидетелей? того, как шаманы летали, оживляли мертвых, видели за сотни верст, создавали своих и чужих двойников.


5.3. Анимистические представления

Первые захоронения относятся неандертальцам. Одна из наиболее интересных для науки находок - погребение двух мальчиков на реке Сунгир (север России) 23 тысяч лет назад. Одежда похороненных был богато украшен бусинами, копья и кинжалы из бивня Мамута красиво украшенные резьбой. Изучая захоронения в горах Загра ( Ирак), ученые по анализу пыльцы установили, что останки покоились на ложе из цветов. Если смерть сопровождалась ритуалом, это означает, что она была связана с рядом соответствующих представлений. Этот комплекс представлений получил название - анимизм (от латинского - "душа").

Анимизм - вера в существование душ и духов. Анимистические образы - это, во-первых, души живых людей, во-вторых, духи умерших предков (так анимизм неразрывно связан с культом предков), в-третьих, олицетворение сил природы (души озер, рощ, ветров и т.п.).

Обряд погребения у древних людей был достаточно сложен. Умерших хоронили в углублениях и ямах, клали на спину, или на бок в согнутом положении, иногда головы огораживали каменными плитами. Мертвых наряжали и клали рядом с ними посуду, орудия труда, еду и различные ценные предметы. Наличие погребального инвентаря объясняется по-разному: либо люди пытались таким образом отогнать смерть от себя, предотвратить мести умершего, или хотели обеспечить всем необходимым для жизни в загробном мире, или давали вещи в дорогу, чтобы умерший добрался до мира предков и нашел там спокойствие. В большинстве захоронений находят красную охру - своим цветом она напоминает кровь - символ жизни. Исчерпывающего объяснения этого ритуала пока не существует.


5.4. Эсхатология

Этнографы собрали большой материал, характеризующий первобытные представления о душу и потусторонний мир. Ведь анимизм присущ всем народам. Эти представления содержат картины "отлет" души умерших человека из мира живых, ее странствий в далекую страну мертвых (в украинской это - юг), а также описания жизни, что ждет душу в потустороннем мире. Как писал известный исследователь первобытности Э.Тайлор, "немного предметов пробуждают в умах поэтов-дикарей такие смелые и живые представления, как мысль о будущей жизни".

Расположение страны духов могло быть разным - под землей, на земле, на Луне, на звездах. Но они четко делятся на две большие категории: по мнению одних - жизнь души в царстве мертвых будет счастливым, а по мнению других - часть душ в загробном мире наслаждается, а часть - страдает. Большинство народов считала, что души умерших могут приходить из царства теней, посещать живых во сне, покровительствовать им в земных делах или, наоборот, мешать.

Можно проследить, как вместе с развитием самого человека, усложнением ее деятельности, общественного строя развивались представления об окружающем мире. Вероятно, что первые магические, тотемические, анимистические верования преобладают течение всего верхнего палеолита. В конце этого периода они переросли в определенные культы. Таким был, вероятно, культ женщины-прародительницы ("палеолитические Венеры"). С возникновением земледелия и скотоводства в неолите связано появление земледельческих культов, поклонения Солнцу, стихиям, возникновения определенной картины мира. Постепенно утвердилась трехуровневая система мироздания: подземный мир - ремонт божеств, змеев, чудовищ, земной мир - мир людей, живой природы, небесный мир - ремонт большинства божеств и душ умерших. Три этих мира воплощали в орнаментах на неолитической керамике, представление о них остаются и потом. Возникли устойчивые мифологические образы, позже сложились в цельную мифологию.

Течение первобытной эпохи результате очень длительного биологического развития самого человека, совершенствование ее материальной культуры, развития видов деятельности (от охоты и собирательства к земледелия и скотоводства), эволюции искусства (от первых примитивных изображений через расцвет первоначального реалистического искусства до сложных абстрактных образов, выраженных в орнаменте), осложнения и расслоение общества, углубление представлений об окружающем мире были заложены фундаментальные основы всей современной человеческой культуры.


См.. также

Литература

  • Adam Kuper, The Reinvention of Primitive Society. Transformations of a Myth, Taylor & Francis Ltd. 2005, ISBN 0-415-35761-6
  • Joseph Campbell, The Masks of God: Primitive Mythology, Viking, 1959; reissued by Penguin, 1991 ISBN 978-0-14-019443-2