Надо Знать

добавить знаний



Перемышляны



План:


Введение

ул. Галицкая
Храм св. Николая

Перемышляны - город, районный центр в юго-восточной части Львовской области. Перемышляны - расположены на реке Гнилая Липа, в 45 км юго-восточнее Львова на автодороге Львов - Ивано-Франковск. Первое письменное упоминание о Перемышляны датируется 1437 годом. Герб города: соломенный улей - сапетки, а вокруг него несколько пчел.


1. Население

7 565 жителей. Общая численность населения Перемышлянского района по состоянию на 30.01.2002 г. составляла 47,7 тыс. человек. Из них сельского населения - 36,2 тыс. человек, городского - 11,5 тыс. человек.

2. Название

Название Перемышляны созвучна с такими названиями, как Перемышль, Перемиль, которые были известны как древнерусские города. В польских источниках дается свой ​​вариант происхождения названия Перемышляны - Przemyślany. Происходит от сочетания "słava" и "promysl / przemysł", в переводе что-то типа "слава промысла". Вполне вероятно, что поселение действительно закладывал кто-то из литовско-польских панов. Да и собственно первое письменное упоминание о Перемышляны найдена именно в польских источниках (в состав Польши эти земли входят с 1375 года). В "Актах городских и земельных" за 1437 год поселок Перемышляны упоминаются в связи с разграничением земель между местными селами.


3. История города

3.1. Древние времена

Советское издание "История городов и сел Львовской области" отмечает Перемышляны следующее:

"... Установлено, что на этой территории уже в эпоху неолита (III тысячелетие до н.э.) существовали достаточно большие по размеру земледельческие поселения трипольской культуры. Обнаруженные на территории самого города и в его окрестностях глиняный посуда и орудия труда периода бронзы (II тысячелетие до н.э.) и раннежелезного времени (I тысячелетия до н.э.), а также могильник первых веков н.э. свидетельствуют не только о постоянном заселения этого района, но и о стабильности основных видов занятий населения, которым были земледелие и скотоводство. Можно лишь предположить, что здесь существовало поселение уже в первой четверти II тысячелетия н.э. В источниках конца XVI - начала XVII века Перемышляны упоминаются как большое село, часто подвергался нападениям татар. В 1515 году татары существенно разрушили Перемышляны со всеми его укреплениями. В 1620 и 1626 годах, происходили также очень опустошительные набеги татар. В те времена оно принадлежало дворянам Уляницкий, Поляновскому, Куропатницкого и другим польским землевладельцам. Последнее фамилия очень напоминает фамилию обладателей Надворной на Прикарпатье - Куропатка, семьи совсем не бедной. Возможно, советские историки, чуть подправили его. Для созвучия, так сказать. В 1623 году Перемышляны получили Магдебургское право и начинается активное заселение города ремесленниками и мелкими торговцами. В конце XVII веке Перемышляны уже были укрепленным городом с земляными валами и рвами, о чем свидетельствует Ульрих Вердум в 1671 году: "город с двумя церквами, обведенный земляными валами, на которых стоят деревянные стены, сложенные из бревен ...".

В то время Перемышляны принадлежали коронному хорунжему Сенявскому. В городе действовал доминиканский монастырь и костел свв. апостолов Петра и Павла, который возвели в 1645 г. Костел сохранился до нашего времени.

В 1675 г. город был в очередной раз разрушен татарским ние было настолько сильное, что польское правительство освободил жителей от налогов на 4 года. В 1690 -х годах в городе насчитывается уже около сотни дворов. Основное занятие жителей - земледелие, и совсем мало - ковка, кушнирство, ткачество. В 1728 году был издан новый магдебургский привилегия, который подтверждался в 1733 году. Он давал право жителям Перемышлян производить водку и пиво для собственных нужд, а местным купцам торговать любым товаром. В 1758 году в городе произошла крупная пожар. Для восстановления города правительство освобождает жителей Перемышля от уплаты налогов на 3 года.

г. Перемышляны. (2002)
г. Перемышляны. (2002)

3.2. Новые времена

В 1772 году, после вхождения этих земель в состав Австрийской империи, Перемышляны продолжают оставаться небольшим провинциальным галицким городком. В середине XIX века в городе было 372 двора и около 3000 жителей. Основным владельцем Перемышля был Альфред Потоцкий, которому принадлежало 647 гектаров земли. Перемышляны входили в Золочевской округа, а после 1860 г. года становятся уездным центром.

Перемышляны были заселены в основном поляками. Хотя были и еврейская и украинская общины. В городе в конце XIX в. действовала одна польская школа и частная школа пчеловодства. В 1909 году через город была проложена железная Львов - Потутори ( Подгайцы) что положительно отразилось на экономике города. Перемышляны становятся одним из центров лесозаготовки.

После Первой мировой войны Перемышляны вошли в состав Польши. В течение августа-сентября 1920 г. город занимала Красная армия, но после разгрома красных конников под Варшавой, Польша закрепляет эти земли за собой в 1939 года. Затем Вторая мировая, немецкий оккупация и борьба УПА. Вплоть до начала 1950-х годов не было покоя на этой земле. В советские времена райцентр живет тихой провинциальной жизнью, которое продолжается и сейчас.


4. Костел святых апостолов Петра и Павла

Согласно данным Шематизив римско-католическую приход в городе был заложен в 1642 году, хотя метрические приходские книги велись с 1633 года. Записи львовского архиепископа Яна Прухницького за 1623. свидетельствуют, что первоначальный костел вместе с городом сожгли татары, а в протоколе визитации архиепископа Вацлава Сераковского от 1774. указано, что местный храм в начале XVIII ст. был уничтожен во время военных действий (документы и драгоценности забрали в Львовской кафедры, а часть имущества перенесли в доминиканского костела в Перемышлянах). Монастырь доминиканцев-обсервантов был основан примерно в середине XVII ст. при финансовой поддержке семьи Потоцких. Вероятно, именно тогда же монахи построили мощный оборонительный костел, который 1730 освятил архиепископ Ян Скарбек под титулом свв. апостолов Петра и Павла (вместе с 3 алтарями и 3 колоколами). 1774 году храм имел 5 алтарей: свв. апп. Петра и Павла, св.Фаддея, Матери Божьей Святого Розария, св. Доминика (в начале XIX в. заменили алтарем св. Николая), св. Винцента из Феррари. 1792 года после закрытия монастыря доминиканский костел перешел в распоряжение диецезиального духовенства.

Перемышлянская приход изначально принадлежала в деканат Дунаев, а с 1787 года - до Свиржа. В 1819-1869 гг настоятелем был о. Войцех Хилярський, а в 1870 - 1879 гг - О. Августин Пайонк. В 1885-1929рр. от 2 до более 4 тысяч прихожан (полтора десятка сел) находились под опекой настоятеля о. Зигмунта Бельского. После отделения в 1932 г. из Перемышлян прихода Волков четыре тысячи верующих в 1936 - 1939 гг обслуживал настоятель о. Петр Струшкевич. Приход имела 5 филиальных святынь.

Костел в с. Коросно [6], построен и освящен в 1912 г., сейчас находится в состоянии руины, как святыня в Пнятини (1928р.). Храм в Сивороги построили во II половине 30-х годов. В Ушковичи святыня существовала с 1870г., в 1935-1936гг. здесь построили костел, который в 1944 г. отдали христианам-евангелистам. С 1949 г. здание стали использовать в качестве колхозного склада, а 1992г. бывший костел [7] снова получила община христиан-евангелистов.

В 1945 г. о. Струшкевич и часть прихожан уехали в Польшу, костел закрыли (стал зернохранилищем), в 1950-1972 гг. здание храма принадлежала строительной организации "Мижколгоспбуд", затем - завода "Модуль". 13 декабря 1991 была зарегистрирована община верующих, которая сначала пользовалась кладбищенской часовней. Костел вернули только 6 сентября 1996 г., а 30.01.1997 г. его зарегистрировали как собственность общины. 1 апреля 1997г. архиепископ Марьян Яворский освятил храм. 16.05. 1997 г. римо-католикам передали четыре здания, прилегающие к костелу [1, 2, 3, 4, 5]. В 1998 году Перемышляны вошли в состав восстановленного Золочевского деканата. Сегодня в приходе, которую обслуживают отцы салезиане, относятся также села Глебович, Плетеничи и Погорельцы. Епископ Марьян Бучек, Игорь Седельник. (Львовской архиепархии латинского обряда. Иллюстрированная рассказ. T. 1 'Приходы, костелы и часовни ". Часть 1. Львов, 2004 [20.09.2004] Костелы и часовни Римско-Католической Церкви Украина: Перемышляны).


5. Выдающиеся люди

священник Емельян Ковч, мемориальная доска, г. Перемышляны. (2002)
  • Емельян Ковч, священник, мемориальная доска которому установлен в городе. Эта статья Натальи Кравчук с газете "Наше слово". Краткий отрывок из той статьи:

"Прежде чем о. А. Ковч стал в 1922 г. настоятелем греко-католической общины городка Перемышляны под Львовом, где опекал 20 лет до его арештування немецкими оккупантами в 1942 г., 4 года нес духовную услугу Босняцкий украинский, а затем во время И Мировой войны вернулся к своей Галиции (родился в Космаче на Гуцульщине), чтобы на развалинах империи, когда росли надежды на государственное освобождения и формировалась УГА, стать ее военным священником - капелланом, поскольку солдаты требовали духовной поддержки. Перемышляны - город трех национальностей. С появлением оккупантов в 1941 г. вынырнула проблема евреев - началось массовое истребление этой нации. Отец отважно и открыто защищал своих соседей, даже в экстремальных ситуациях делал все для их спасения. Так было в то время, когда немцы в колокольню, где верующие собрались на молитву, бросили бомбы, закрыли дверь и окружили дом Божий. Отец, даже на мгновение не задумываясь, вбежал в толпу и сильным голосом на немецком языке крикнул солдат, которые, на удивление, потерявшей ориентиры эпохи, отступили. Отец, о чем рассказывали очевидцы, при помощи других открыл подперта дверь, вбежал внутрь и начал вытаскивать хиреющих, приказывая им бежать. Это только один из эпизодов спасения, разными способами давал о. А. Ковч местным евреям. Довершением его героизма было то, когда он, отказавшись подписать заявление о том, что не будет помогать ближним, был арестован, а затем перевезен в концлагерь Майданек около Люблина. В экстремально бесчеловечных обстоятельствах священник служил всем людям духовной радостью, независимо от нации и вероисповедания. О милость и посвящение себя тем, которые оказались на смертном пути в лагере, свидетельствуют хотя бы такие слова из письма к родным, доставшийся за провода концлагеря: "... Здесь мы все равны - поляки, евреи, Украинской, латыши, эстонцы. Из всех присутствующих я здесь единственный священник ... Здесь я вижу Бога, единого и одинакового для всех, независимо от религиозных различий, существующих между нами. Возможно наши Церкви разные, но во всех них царствует тот же великий Всемогущий Бог. Когда я совершаю Службу Божью, все они вместе молятся. Молятся разными молитвами, но Бог не понимает всех языков? Они умирают по-разному, а я помогаю им переходить этот мост. Разве это не благословение? Разве это не величайший венец, Господь мог возложить на мою голову? "В Майданеке отец получил номер 2399 и для палачей стал безымянной лицом, поскольку здесь на стоимость человеческой жизни был один ответ: дым из трубы крематория, где и тело попало после смерти 25 марта 1944 г. в лагере погибло более 230 тыс. безымянных людей разных национальностей и разных вероисповеданий. И именно им чаще протягивал руку, утешал, крестил, причащал ... знал, что христианскими услугами сохранит в них человеческое достоинство. О отца Емельяна мир узнал только тогда, когда Папа Римский в 2001 г. во Львове провозгласил его блаженным за веру, за спасение человеческой жизни без страха в эти ужасные времена за собственную жизнь и жизнь семьи. Вслед за этим признанием Перемышляны одну из улиц назвали именем блаженного мученика отца О. Ковча ... "


Примечания


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам