Надо Знать

добавить знаний



Перикл


Мраморный бюст Кресила, римская копия, Британский музей

План:


Введение

Перикл ( греч. Περικλής , 495 до н.е. - 429 до н.е.) - государственный деятель, стратег, оратор и полководец в Древних Афинах. Период правления Перикла называют "Золотым веком Афин", признавая его эпохой наивысшего внутреннего расцвета Греции.


1. Ранние годы

Подробности жизни Перикла известны почти исключительно за работой Плутарха "Сравнительные жизнеописания". Он родился в филиала Акамантиды, дем Холарга. Как родительской, так и с материнской стороны, происходил из знаменитых семей и родов. Отец его, Ксантипп, который разгромил полководцев персидского царя в битве при Микале, был женат на Агариста, внучкой Клисфена, славен тем, что выгнал Писистратидов, смелыми действиями положил конец тирании, дал афинянам законы и установил государственный строй, который должен смешанной форме с целью обеспечить согласие и благосостояние граждан.

По преданию, Агариста приснилось, будто она родила льва. Через несколько дней появился на свет Перикл. Телесных недостатков он не имел, только голова была продолговатая и слишком велика по сравнению с телом. Поэтому он на всех статуях изображен с шлемом на голове. Очевидно, скульпторы не хотели изображать его некрасивым. Впрочем древнегреческие комедиографы называли его схинокефалом, т.е. "цибулиноголовим".

Перикл учился музыке, биологии, астрологии. Именно изучению астрологии, по мнению Плутарха, приписывается "высокое мышление и возвышенность речи". Истории известен такой случай: "Однажды, несмотря на то, что какой-то невоспитанный грубиян не унимался ругать его и оскорблять, Перикл целый день находился на площади, сохраняя все время молчания и заодно полагоджуючы какие-то неотложные дела. А вечером он спокойно пошел домой, хотя тот человек дальше преследовал его и поносил на все лады. Когда Перикл подошел к двери своего дома, уже хорошо стемнело. Поэтому он велел своему слуге взять фонарь и провести этот оскорбителя домой. "

В молодости Перикл боялся народа. Своим внешним видом он походил на Писистрата. Его приятный голос, живой и остроумный способ разговаривать смущали пожилых людей, настолько он напоминал язык Писистрата. Перикл также боялся стать жертвой остракизму, ведь был богатым, происходил из знатного рода, имел друзей среди влиятельных персон. Поэтому он сначала отказывался заниматься государственными делами, однако на войне отличался храбростью и не избегал опасностей.


2. Получение

Из-за смерти правителей, Перикл посвятил себя государственной деятельности, причем стал на сторону демократии : благосостояние массы бедняков он ставил выше выгоды кучки богатеев, хотя сделал это вопреки своей природе, отнюдь не демократической. Он опасался, чтобы его не заподозрили в стремлении к тирании. Также он видел, что Кимон признает аристократические взгляды и поэтому стал очень ценным для аристократов. Кроме того Перикл уступал Кимону богатством и средствами, которыми тот привлекал к себе бедноту. Так, Кимон ежедневно давал бесплатные обеды бедным афинянам, раздавал одежду пожилым людям, в своих имениях приказал снести заборы, чтобы каждый, кто пожелает, мог пользоваться тем, что там уродилось.

Перикл, фактически побежден этими кознями, по чьему-то совету обратился к раздаче государственных денег. Отпуском денег на зрелища, платой судьям, всякого рода наградами и раздачей денег Перикл быстро подкупил народные массе и воспользовался ею в борьбе с Ареопагом, членом которого он не был, потому что его не было ни разу избран жребием ни архонтом, ни полемарх, ни тесмотетом.

Эти должности с давних пор были выборными по жребию, и те, кто, пройдя проверку, занимавшие эти должности, становились членами Ареопага. Поэтому Перикл, добившись большого влияния в народе, умалил значение Ареопага. Так, согласно предложению Эфиальта (оратор Перикла), в Ареопага отнято право решать большинство судебных дел, а Кимон был изгнан как сторонник спартанцев и враг демократии, хотя по богатству и знатного происхождения он не уступал никому из граждан и еще и получил блестящие победы над варварами и наполнил городскую казну большим количеством денег. Таков был большое влияние Перикла в народе.

Согласно этому он изменил свой образ жизни. В городе можно было увидеть, как он ходил только по одной улице - той, что вела на площадь и в Раду. Он не посещал званые обеды и отказался от всякого товарищеского жизни, так что во время своей долговременной государственной деятельности не был на обеде ни у кого из друзей, за исключением того случая, когда женился его племянник.

Подобно этому Перикл устроил свои отношения с народом: чтобы не надоедать ему, он выступал редко, говорил не в любом деле и не всегда появлялся на Собрание. Однако обязательно участвовал в особо важных дел, а в остальных случаях действовал через своих друзей или подсылать других ораторов. Одним из них был Эфиальта, взорвавшего мощь Ареопаг. Он, по выражению Платона, щедро наливал своим гражданам цельное вина свободы. Попробовав ее, народ, будто норовистый конь, стал своевольничать и, как говорят комедиографы, "никого не хотел больше слушать и начал кусать Эвбею и бросаться на другие острова ".


3. Внутренняя политика Перикла

По преданию, когда противники Перикла выступили против чрезмерного расходования государственных средств, Перикл обратился к народному собранию с вопросом, много денег он потратил. Когда ему ответили, что очень много, он сказал: "В таком случае пусть эти расходы считаются за мной, а не за вами, но посвятни надписи на зданиях пусть содержат мое имя". В ответ на эти слова все, то восхищенные его великодушием, то ли из честолюбия, - сами желая прославиться этими сооружениями, - закричали, чтобы он все расходы покрывал из государственных денег и витратчав, ничего не жалея. Наконец в борьбе с Фукидидом Перикл оказался в опасности: дошло до того, что острака предстояло решить, кто из двух должен быть изгнанным. Периклу удалось изгнать Фукидида и разгромить вражескую партию.

Наконец под остракизм поджоги и Кимон, и Фукидид. Когда таким образом был полностью отстранен раздор, и в государстве воцарились единство и согласие, Перикл навязал свою власть Афинам и подчинил себе все, что принадлежало афинянам: взносы союзников, армия, флот, море. Он добился огромного влияния, которое простирался как на греков, так и на варваров, его власть наружу основывалась на поддержке покоренных племен, дружеских отношениях с царями и союзах с различными властителями.

Теперь Перикл стал другим, он больше не был послушным орудием народа, уже не уступал толпе. Вместо предыдущей мягкой, а порой немного и уступчивой демагогии, похожей на приятную и нежную музыку, начал проводить политику, подверженную аристократичниого и монархического строя, продолжал ее последовательно и непреклонно, имея в виду общее благо. Преимущественно он, убеждая и наставляя, вел за собой народ по воле самого народа. Однако случалось, что народ проявлял недовольство, тогда Перикл, идя против воли народа, вел его путем, полезным для государства.

Главными инструментами влияния Перикла на народ были надежда и время страх. Таким образом он может сдерживал слишком дерзкие идеи, то ободрял и утешал демос в унынии. Этим он доказал, что Платон прав, когда красноречие называет искусством управлять душами и что главная задача красноречия - правильно подходить к различным нравов и страстей, как к каким-то тонов и звуков души, требуют соответствующего прикосновения или удара. Впрочем причиной успехов Перикла была не только сила слова, а, по словам Фукидида, "слава его жизни и доверия народа к нему, поскольку он оказался неподкупным и бескорыстным". Хотя Перикл превратил Афины на крупнейший и богатейший город, и собственной политической мощью превзошел многих царей и тиранов, он однако не увеличил своего состояния, которые оставил ему отец, ни на драхму.

Суть власти Перикла определил Фукидид, а комедиографы прибегали к злостным насмешек над ним. Они называют друзей из его окружения новыми Писистратидов, а от самого Перикла требуют клятвы, что он думает стать тираном, указывая на то, что его высокое положение несовместимо с демократическим строем и слишком обременительно для него самого. Телеклид, например, говорит, что передали ему:

" Дани из городов, он мог связать или освободить,

И крепким забором окружить и снова его разрушить.
Покоренные ему: союзы, власть, сила, мир и счастье.

"

Такое положение не было следствием счастливого стечения обстоятельств, или удачного руководства государством, или благодарности народа за это. Перикл сорок лет стоял во главе государства, имея таких именитых современников, как Эфиальта, Леократ, Миронид, Кимон, Толмид и Фукидид. После падения и изгнания Фукидида он в течение не менее пятнадцати лет был непрерывно наделен единоличной властью, поскольку его ежегодно избирали стратегом. Несмотря на такую ​​власть Перикл остался неподкупным, хотя нельзя сказать, что денежные дела были ему безразличны. Перикл имел имение, которое он законно унаследовал от отца. Чтобы этот имение не змарнувався от его небрежности, чтобы не наносил ему хлопот и не отнимал времени ввиду его занятости, Перикл придумал такой способ заведование, который показался ему удобным и надежным. Весь годовой урожай с полей он продавал полностью, а потом все необходимое для ежедневного потребления покупал на рынке. Как и вообще в жизни, так и в питании он придерживался строгого порядка и бережливости. Это не нравилось его взрослым сыновьям и их женам, для которых Перикл не оказался щедрым. Сыновья сетовали на расписаны по дням и точно определены расходы. Женат Перикл был на Аспасии. Известно также, что его хозяйство добросовестно вел слуга Евангелий.

Все это резко противоречило взглядам Анаксагора (учителя Перикла, который позже стал его советником), который покинул свой ​​дом и оставил угодья необработанными под пастбища для овец. Впрочем, между жизнью философа-созерцателя и государственного мужа не было ничего общего: первый направляет свои мысли на прекрасное, не испытывая нужды ни в орудиях, ни во внешней помощи, для второго, которому приходится иметь дело с чисто жизненными потребностями, богатство не только становится просто необходимым ему самому, но и средством творить людям добро, как это было на примере Перикла, который помогал бедноте. О Анаксагора же существует такой перевод. Однажды, когда Перикл полностью был занят государственными делами, Анаксагор, уже глубокий старец, всеми забытый, лежал больной без присмотра. Он окутал голову плащом и задумал уйти из жизни, заморившы себя голодом. Перикл, узнав об этом, испугался и немедленно побежал к Анаксагора и стал горячо просить его, чтобы тот отказался от своего намерения и сжалился если уж не на себя, то хотя на него, кто в лице философа потеряет несравненного советника в государственных делах. Тогда Анаксагор отдернул лицо и с упреком сказал: "Перикле, когда кому нужен светильник, то наливает в него масло".


Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам