Надо Знать

добавить знаний



Период Асука


Imperial Seal of Japan.svg

План:


Введение

История Японии
Imperial Seal of Japan.svg
Древность
Палеолит
Период Дземон
Период Яей
Период Ямато
Период Кофун
Период Асука
Период Нара
Период Хэйан
Средневековья
Период Камакура
Период Муромати
Период Намбокутьо
Период Сэнгоку
Период Адзути-Момояма
Новое Время
Период Эдо
Период Мэйдзи
Период Тайсе
Современность
Период Сева
Период Хэйсэй
п ? в ? р

Период ?сука ( яп. 飞鸟 时代 - Асука дзидай) - эпоха в истории Японии ( 538 - 710). Второй подпериода эпохи Ямато. Назван по местонахождению тогдашнего политического центра страны в долине Асука (совр. префектура Нара). Особенностями эпохи является распространение буддизма, появление централизованного государства китайского образца, создание первого законодательного свода "рицурьо" и расцвет японской культуры под влиянием материковых философских и художественных идей.


1. Происхождение названия

Название периода происходит от местоположения столицы и дворцов императоров Японии Ⅶ - Ⅷ века в современном районе Асука префектуры Нара. Термин "период Асука" активно использовался искусствоведами и архитекторами для обозначения особенностей японской культуры Ⅶ - Ⅷ веков. С начала Ⅹ Ⅹ века он был использован историками для определения временного отрезка истории Японии, который начался с упадка культуры курганов и закончился установлением постоянной столицы в городе Хэйдзе (совр. город Нара).


2. Диктатура рода Сога

Старейшая сооружение мира - пятиярусная пагода храма Хорюдзи, построенная во времена принца Сетоку.

Принятие буддизма в стране привело к войне между большими родами Японии. Защитники традиционных верований, род Мононобэ, были разбиты родом Сога, активно способствовали распространению иностранного учения. Победа последних закрепила их политическое лидерство. Сога начали предоставлять жен императорском рода и, фактически узурпировали власть в стране. Пик их славы приходится на годы жизни Сога но Умако ( 551 - 626), главы рода Сога и влиятельного политика, который менял императоров на японском престоле по собственному желанию. С его помощью впервые трон заняла женщина - императрица Суйко ( 593 - 628).


2.1. Политика принца Сетоку

На время диктаторства рода Сога приходится деятельность принца-регента Сетоку ( 574 - 622). Он провел большое количество реформ, которые были направлены на создание централизованной исполнительной вертикали и распространение буддизма. Принц также составил в 604 году "первую японскую конституцию", которая называлась "Конституция семнадцати статей". Сетоку ввел китайский календарь, наладил транспорта сеть, заключил первые японские исторические хроники, которые не сохранились до сих пор, и построил много буддистских храмов. Он также регулярно отсылал посольства в китайской империи Суй. В одном из писем посольства, вместо старого названия страны Ямато, принц впервые употребил слово Япония (Хиномото, Ниппон).


3. Переворот Тайка

Большинство японских аристократических родов были недовольны диктаторством Сога. В 645 году оппозиция под руководством принца Нака но Оэ (будущего императора Тендзи) и Накатоми но Каматари (учредителя рода Фудзивара) уничтожили семью Сога и захватили власть в стране. Революционеры решили провести фундаментальные реформы - "обновление Тайка "(大化改新). Суть реформ заключалась в приближении японских политических и социальных стандартов к цивилизованным, то есть китайских.

Основой реформирования стало законодательство. Японцы переняли китайские гражданские (律, рицу) и административные (令, РЬО) законы и адаптировали их к своим потребностям, выработав базу для создания "правового государства" - рицурьо Кокка (律令国家).

Был создан централизованный властный аппарат во главе с императором и детально разработана исполнительная вертикаль и горизонталь. Ответственность за дела в стране нос правительство с министерствами, благоустраивались чиновниками из знатных семей.

Вся земля, вместе с теми, кто на ней проживал, провозглашалась собственностью государства, т.е. императора. Были составлены земельные кадастры. Население было записано в реестры косеки и налогообложению.

В результате административной реформы, страну разделили на 60 провинций, которые в свою очередь делились на уезды и села. В каждой провинции разместили региональную администрацию и военную дивизию.

За заслуги в перевороте Тайка, Накатоми но Каматари получил фамилию Фудзивара. Его потомки стали наиболее приближенным к императору аристократическим родом, и, фактически, управляли страной до конца 12 века. Принц Нака но Оэ, став императором Тендзи ( 626 - 672), впервые среди японских правителей принял титул тэнно (天皇, "небесного монарха", на Западе переводится как "император"). Его преемник, император Тэмму ( 631 - 686), продолжил реформаторскую политику своего предшественника, усилив роль монарха в системе власти.


3.1. Система рицурьо

Законодательные положения рицурьо (律令) были систематизированы и собраны в кодексы. Первым был заключен Кодекс Оми ( 668), названный по имени столичного дворца императора Тендзи. Второй, Кодекс Асука Кийомихара ( 689), был написан в резиденции императрицы дзиттэ ( 645 - 702). Полным изданием стал Кодекс лет Тайхо (大宝律令, Тайхо рицурьо), положения которого, с небольшими дополнениями, действовали вплоть до 1868 года. Считается, что гражданский кодекс рицу было скопировано с китайских образцов, а административный РЬО сильно переработано в соответствии с японских реалий.

Согласно Кодексу Тайхо, японский управленческая система возглавлялась правительством дайдзьокан (太政官), которому подчинялось восемь министерств. Среди них - центральное министерство, министерство церемоний, министерство гражданских дел, министерство императорского хозяйства, министерство юстиции, военное министерство, министерство народных дел и министерство финансов. Правительства также подчинялось ведомство религий - "правительство богов Неба и Земли", дзингикан (神祇官), который формально был независим от основного правительства. Ниже министерств стояли столичные служебные ведомства и администрации провинций. Несмотря на то, что китайское законодательство предусматривало отбор чиновников независимо от их социального происхождения, японские законы делали возможным карьеру только выходцам из знатных семей.

Кодекс Тайхо не уточнял функции императора, но определял его как неизменного главу государства. Именно это стало причиной долго существования института японских монархов, даже после потери ими реальной политической власти в средневековье.


4. Международные отношения

Бодхисатва в корейском стиле (период Асука. Токийский Национальный Музей)

К середине 7 века Япония активно участвовала в межгосударственных отношениях стран Восточной Азии. В частности, японские императоры проводили политику постоянного вмешательства в дела Корейского полуострова, на юге которого они владения. Японцы поддерживали королевство Пэкче в его борьбе за выживание с другими корейскими королевствами - Силла и Когуре.

Также, Япония очень ценила добрососедские отношения с китайской империей Тан, в формальной вассальной зависимости которой она находилась. С 600 по 659 года до западного соседа было отправлено семь посольств с дарами и данью.

Резким поворотом во внешней политике Японии периода Асука стало вмешательство китайской империи Тан в корейские дела. 660 года китайцы вместе с государством Силла уничтожили исконного союзника японцев - государство Пэкче. Уцелевшие остатки пекчеського королевского двора попросили военной помощи Японии, однако союзные японско-корейские силы были разбиты китайской эскадрой в 663 году в битве при Пекганг. В результате этого поражения Корейский полуостров был объединен государством Силла, а Японские острова оказались под угрозой китайского вторжения. Японцы прекратили активные внешнеполитические действия, бросив все силы на укрепление собственных владений на архипелаге. К Японии прибыли тысячи корейских беженцев, среди которых были первоклассные администраторы, художники и ученые.

Вскоре конфликт Тан между Силла за главенство на Корейском полуострове, заставил последнюю просить помощь японцев и признать себя вассалом японских монархов. Однако зависимость Силла от Японии завершилась с победой корейцев над Тан. Японский внешнеполитический курс на восстановление влияния в Корее провалился.

Японцы отказались от активной внешней политики. В 680 -х годах они восстановили сюзеренсько-вассальные отношения с империей Тан, но сохранили амбиции относительно Кореи, что отразилось в формировании японской концепции " Поднебесной ".


5. Культура

Период Асука ознаменовался сильным влиянием китайской и корейской культурной традиции на развитие японской культуры. Особенно это сказалось в сфере прикладного искусства, скульптуре, архитектуре, одежде.

Однако одновременно выработался оригинальный японский стиль. Так архитектурные ансамбли храма Хорюдзи, который был возведен принцем Сетоку в 607 году, не имеют аналогов Китае или Корее. А фрески в кургане Такамацудзука во многом отличаются от материковых образцов.

Период с 646 по 719 года сказался распространением так называемой "культуры Хакухо". Ее особенностями стало распространение реалистического отражения действительности в скульптуре, живописи и литературе.

Относительно литературы этого периода, то она отмечена расцветом двух жанров - синтоистский культовой поэзии норито и императорских приказов семмьо. Кроме того, наблюдался расцвет устного народного творчества: любовных, военных, обрядовых песен; мифов, сказок, легенд и т.д. [1]. Часть стихов поэтического сборника "Манъесю" ( 759) были составлены в этот период.


6. Основные события

  • 538 - Прибытие посольства из корейского государства Пэкче к Японии с предложением принять буддизм;
  • 540 - Создание первых реестров иммигрантов из Китая и Кореи;
  • 552 - Диспут между родами Сога и Мононобэ относительно целесообразности принятия буддизма;
  • 587 - Победа семьи Сога над родом Мононобэ в религиозной войне;
  • 588 - Интронация императора Сусюна;
  • 592 - убийство императора Сусюна наемниками Сога но Умако. Интронация императрицы Суйко. Установление диктатуры Сога;
  • 593 - Назначение принца Сетоку регентом;
  • 600 - Посольство китайской империи Суй;
  • 604 - Составление "Конституции Семнадцати статей";
  • 607 - Посольство китайской империи Суй; Первое употребление названия "Япония";
  • 645 - Переворот Тайка. Убийство Сога но и руки;
  • 646 - Объявление императорского эдикта "Обновление Тайка ". Начало политико-социальных реформ;
  • 663 - Поражение японских войск в битве при Пекганг. Свертывание активного внешнеполитического курса;
  • 670 - Составление общеяпонской реестра населения;
  • 681 - Составление законодательного кодекса Асука Кийомихара;
  • 694 - Перенесение столицы в Фудзивара-ке;
  • 701 - Составление законодательного кодекса Тайхо. Систематизация законов рицурьо;
  • 708 - Начало чеканки японской монеты;
  • 710 - Перенесение столицы в Хэйдзе-ке (совр. город Нара).

См.. также

Примечания

  1. Бондаренко И. Роскоши и нищета японской поэзии: японская классическая поэзия в контексте мировой и украинской литературы. - М.: Издательский Дом Дмитрия Бураго с. 469

Литература

  • Рубль В. А. Японская цивилизация: традиционное общество и государственность. - Киев: "Аквилон-Пресс", 1997. - 256с

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам