Надо Знать

добавить знаний



Период Дземон



План:


Введение

История Японии
Древность
Палеолит
Период Дземон
Период Яей
Период Ямато
Период Кофун
Период Асука
Период Нара
Период Хэйан
Средневековье
Период Камакура
Период Муромати
Период Намбокутьо
Период Сэнгоку
Период Адзути-Момояма
Новое Время
Период Эдо
Период Мэйдзи
Период Тайсе
Современность
Период Сева
Период Хэйсэй
п ? о ? р

Период Дзь?мон ( яп. 縄 文 时代, じょうもん じだい , Дземон дзидай) - период в истории Японии. Продолжалось с 11 тысячелетия до середины 1 тысячелетия до Р. Х.. По археологической периодизации истории стран отвечает мезолита и неолита. Характеризовался господством на Японском архипелаге культуры Дземон ( яп. 縄 文 文化, じょうもん ぶんか , Дземон Бунка, "культура шнуровой керамики").


1. Краткие сведения

"Горящая керамика" [1] средней суток периода Дземон (стоянка Уматака, Нагаока, Ниигата. Токийский национальный музей).

Эпоха, в течение которого в Японии использовалась шнурованные керамика, называется периодом шнуровой керамики или периодом Дземон [2]. Культуру этого периода называют культурой шнуровой керамики или культурой Дземон. От докерамического палеолитической эпохи период Дземон отличается появлением керамики, а также лука с стрелами. Вопрос о японском или иностранное происхождение дзьомонивськои керамики остается открытым [3].

Лук и стрелы пришли на замену палеолитическом копья. Они были первой механической оружием человека. Появление лука изменила способ охоты и повысила его эффективность на малых животных. Керамика же возникла в результате осознания человеком химической изменчивости веществ. Мягкая и пластичная глина во время длительного отопления превращалась в твердое посуда. Благодаря керамике люди научились варить и тушить пищу. Это способствовало обогащению рациона новыми продуктами и улучшению качества питания [3].

По состоянию на 1994 год, древним керамическим изделием на территории Японии считался "кувшин квасолеподибним орнаментом" [4], найденный в пещере монастыря Сенпукудзи (Сасебо, Нагасаки) [5] и датированный 11 тысячелетием до Р. Х. От этой временной точки видраховуюь начало периода Дземон, который длился 10 тысяч лет. В эту эпоху культура изготовления керамики распространились по всему Японскому архипелагу - от Хоккайдо до Рюкю [3]. На фоне других неолитических керамических культур древнего мира эта культура была уникальной для Японии [3].

Дзьомонивський керамике присуща локальная дифференциация, сходство стилей и временная протяженность. То есть, она делится на несколько региональных типов, развивающихся эволюционным путем и имели сходные между собой орнаментальные мотивы. Наибольшие различия в японском неолитической керамике наблюдаются в изделиях Западной и Восточной Японии. В свою очередь, в схиднояпоський керамике периода Дземон выделяют Северо-восточный и Кантоський типа. Последний также подразделяется на ряд локальных подтипов. Несмотря на региональные различия, все типы керамики Дземон имеют общие черты, что позволяет говорить о существовании на островах единой археологической культуры [3].

Точное количество стоянок периода Дземон неизвестна. По состоянию на 1994 год их приблизительное количество составляло 100 000 [3]. Это может свидетельствовать об относительно высокой для неолитических обществ плотность населения Японского архипелага [3]. К 1990-х годов большинство стоянок находилась в Восточной Японии, однако благодаря работе захиднояпонських археологов разница в количестве стоянок между Западом и Востоком сократилось. По мнению японского этнолога Кояма Сюдзи населения Японии в начале периода Дземон составляло 20 тысяч человек, в средней фазе - 260 тысяч человек, а в конце периода - 76 тысяч человек [6].


2. Периодизация

Для периода Дземон используется археологическая периодизация. Она базируется типологизации керамических памятников, возраст которых определяется радиоуглеродным методом. По этому методу период Дземон разделяют на 6 больших временных отрезков:

Периодизация периода Дземон
зародышевая сутки [7] 草创期,そうそうき, сосок около 11 000 - 7 500 лет до Р. Х. [8]
начальная сутки [7] 早期,そうき, соки около 7 500 - 4 000 лет до Р. Х. [8]
ранняя эпоха 前期,ぜんき, дзенки около 4 000 - 3 000 лет до Р. Х. [8]
средняя сутки 中期,ちゅうき, тюки около 3 000 - 2 000 лет до Р. Х. [8]
поздняя эпоха 后期,こうき, Коки около 2 000 - 1 000 лет до Р. Х. [8]
конечная сутки 晩期,ばんき, банки около 1 000 - 500 лет до Р. Х. [8]

Кроме этого общепринятой периодизации существуют другие варианты. Кереш предусматривает разделение периода Дземон на двое суток - раннюю и позднюю, пределом для которых выступает 3 - 2 тысячелетия до Р. Х. Во втором варианте периодизации выделяется четыре временные фазы: становление (11 - 4 тысячелетия до Р. Х.), развития ( 4 - середины 2 тысячелетия до Р. Х.), зрелости (конца 2 тысячелетия - начале 1 тысячелетия) и конца (середина 1 тысячелетия) [3]. Наряду с общими периодизация существуют локальные, которые учитывают особенности развития дзьомонивськои керамики только в определенных регионах.


3. Супильство

Предки носителей культуры Дземон прибыли до Японского архипелага в позднем палеолите. Вопрос их генезиса является дискуссионным в историографии. С конца 20 века отстаиваются теории Североазиатского и южноазиатского происхождения дзьомонивцив [9]. Их прямыми потомками считают айнов, рюкюсцев и северо-восточных яматосцив [10].


3.1. Хозяйство

Желуди - основная пищевая культура дзьомонивцив

Хозяйственную основу японского общества периода Дземон составляли охота, рыболовство и сбор растительных продуктов. Предполагается, что неолитическое население архипелага знало примитивное подсечно-огневое земледелие, а также смогло одомашнить диких кабанов [3].

На охоте дзьомонивци чаще использовали простые луки. Археологи находят остатки этого оружия преимущественно в торфяных слоях стоянок, расположенных в болотистых низинах. На 1994 год ученые обнаружат лишь 30 полностью сохранившихся луков [3]. Они изготавливались, как правило, с кочанная-тисовых видов деревьев и покрывались черным лаком. Наконечники стрел мастерились из твердого камня обсидиана [11]. В отличие от лука, копье употребляли редко. Остатки копий часто обнаруживают на Хоккайдо и Пивинчно-восточном регионе, однако они являются редкостью для региона Канто. В Западной Японии копья почти не встречаются. Кроме оружия на охоте также использовались собаки и волчьи ямы. Чаще обитатели Японского архипелага охотились на кабанов, оленей, диких уток и фазанов [3].

Рыбу и морепродукты дзьомонивци удили, гарпунилы или вылавливали рыбацкими сетями. С мушлевих насыпей, тогдашних свалок, ученые находят вудильни крючки, наконечники и малых гарпунов, рыбацкие пливци и грузики. Большинство этих орудий изготовлены из кости оленя. Их обнаруживают преимущественно в стоянках, расположенных на речных и морских побережьях. Эти орудия использовались в определенные времена года и были ориентированы на определенные виды рыб: бонитов, красных пагр, морских судаков и различные виды мушлевих. Удочки и гарпуны были индивидуальными орудиями, а сетки - коллективными. Особого развития рыболовство приобрело после средней эпохи периода Дземон [3].

Собирательство играло в хозяйственной жизни дзьомонивцив ведущую роль. Продукты растительного происхождения активно употреблялись в пищу уже с ранней эпохи периода Дземон. Большинство из них составляли твердые плоды деревьев, такие как каштаны, орехи и желуди, и клубни - батат и диоскорея. Их собирали осенью в больших количествах и складывали в плетеные из лозы корзины. Из желудей изготавливали муку на примитивных жернах и выпекали хлеб [12]. Часть продуктов сохраняли на зиму в неглубоких нескольких 1-метровых ямах, которые находились в границах поселений. Доказательствами существования таких ям являются стоянки средней эпохи Саканосита (Арита, Сага) и конечной эпохи Минами-Гатамаеике (Санйо, Окаяма) [3]. Кроме твердых плодов дзьомонивци потребляли водяные орехи, актинидии, плоды сапиндусив и афанантив, японский кизил, виноград, свидина. Зерна этих растений были найдены рядом с запасами твердых плодов на стоянке Торихама ( Вакаса, Фуке) [3]. Вероятно, дзьомонивци занимались примитивным сельским хозяйством, о чем свидетельствуют обнаруженные на местах их поселений остатки сельскохозяйственных культур - тыкв-глоток и золотистой фасоли [3]. Они также собирали китайский крапива и уртику, из которой изготовляли волокно для одежды [3].


3.2. Жилье

В течение всего периода Дземон обитатели Японского архипелага жили в землянках и полуземлянках [13], традиционных жилищах докерамического суток. Жилье было углубленным в землю, мало земляные стены и пол, а также каркас из древесных столбов, который поддерживал крышу из шкур животных, травы и хвороста. Дзьомонивськи землянки отличались по регионам. Больше всего их находят в Восточной Японии; меньше - в Западной [3].

Жилища начальной эпохи имели простую конструкцию. Они делились на прямоугольные или круглые в плане. Центром жилья был очаг, которое должно несколько типов: земляное [14], кувшинного [15] и каменный [16]. Первое изготовляли путем простого выкапывания неглубокой ямки в полу, в которой где жгли хворост и дрова, второе мастерили из нижней части горшка, которую вкапывали в пол, третье сооружали из гальки или мелких камешков, которыми облагались место для костра. Жилища регионов Тохоку и Хокурику этой эпохи отличались от остальных японских аналогов большими размерами. Начиная со средней эпохи они имели сложную конструкцию, которая предусматривала использование нескольких очагов в одном доме [3].


Shijimizuka Ruins (restored houses 1). Jpg Uenohara Jomon No Mori.jpg Sanno kakoi iseki.jpg SannaiTipi.jpg
стоянка Симидзука
( Хамамацу, Сидзуока)
стоянка Уенохара
( Кирисима, Кагосима)
стоянка Санно-какой
( Курихара, Мияги)
стоянка Саннай-Маруяма
( Аомори, Аомори)


Жилье дзьомонивцив было не только местом отдыха, но и пространством, тесно связанным с их мировоззрением и верованиями. После 3 тысячелетия до Р. Х. появился обычай зарывать при входе в землянку, что формы малого коридора, неповрежденные керамические кувшины или горшки. Предполагают, что в них составляла молочные зубы или плаценту новорожденных [3]. В некоторых домах размещали каменные фаллические палки секибо или ритуальные каменные помосты. В Центральной Японии и регионе Канто существовали землянки с вымощенной плоским камнем полом [17].

Среднестатистическая площадь дзьомонивського жилья составляла 20 - 30 м ? [3]. Обычно, в нем проживала одна семья из 5 человек и более. Доказательством такого количества жителей служит находка на стоянке Убаяма ( Итикава, Тиба) [18], где было обнаружено захоронение семьи в землянке - два человека, две женщины и один ребенок [3].

Существовали также большие здания, которые находят в Северной и Северо-центральной Японии. В частности, на стоянке Фудодо ( Асахи, Тояма) исследователи раскопали землянку, которая имела четыре очага и в плане напоминала эллипс длиной 17 м и радиусом 8 м. На стоянке же Сугисавадай ( Носиро, Акита) было обнаружено землянку такой же формы, длиной 31 м и радиусом 8,8 м. Точное назначение этих больших зданий неизвестно. Гипотетически они могли выполнять роль места собраний, кладовые или коллективной мастерской [3].


3.3. Поселение

"Зал собраний" в отреставрированном селении на стоянке Саннай Маруяма.

Несколько жилищ образовывали поселения. В начальную эпоху периода Дземон оно состояло из 2 - 3 землянок. В ранней эпохе количество домов увеличилось, что дает основания говорить о постепенном переходе дзьомонивцив к оседлому образу жизни. Жилища строили вокруг площади примерно на одинаковом расстоянии. Эта площадь была центром общественной и религиозной жизни поселения.

В историографии такой тип послений называют "круглым" [19] или "подковообразным" [20]. Они были традиционными на всей территории Японского архипелага начиная со средней эпохи периода Дземон. Неизвестно, были поселения временными или постоянными, однако известно, что их обитатели жили в них длительное время. Об этом свидетельствует преемственность керамических культурных стилей поселения, а также наслоение поселений раннего периода на поселение позднего [3].

Кроме жилых построек в состав поселения входили так называемые "здания на подпорках" [21]. Фундамент этих сооружений напоминал прямоугольник, эллипс или шестиугольник. Они не имели земляных стен, пола и очага и находились на столбах-подпорках. Ширина этих зданий колебалась в пределах 5 - 15 м. Они были самыми сооружениями вроде больших землянок пивничнояпонського типа. Назначение "зданий на подпорках" неизвестно [3].

Кроме оседлых поселений археологи также находят поселения, которые не имели дома и напоминают временные лагеря.


3.4. Захоронение

Жители Японии периода Дземон, обычно, хоронили покойников в мушлевих насыпях. Эти насыпи выполняли одновременно роль свалки и кладбища, и находились рядом с жилищами дзьомонвицив. По результатам археологических исследований на один насыпь начальной суток приходилось 1-2 захоронения, а на аналогичный насыпь позднего времени - более 30 [3]. В 1 тысячелетии до Р.Х. появились обширные кладбища, как в мушлевому насыпи на стоянке Йосиго ( Тахара, Айти) [22], где было найдено более 300 скелетов [23]. Материалы погребений свидетельствуют о переходе дзьомонивцив от кочевого к оседлому образу жизни, а также о постепенном росте населения древней Японии [3].

Большинство дзьомонивських захоронений относятся к скорченных трупокладень: руки и ноги умершего сгибали так, что его тело напоминало эмбрион, помещали в яму без гробы и закапывали. Известны также отдельные случаи вытянутого трупокладення, которые получили распространение с 3 тысячелетия до Р.Х. [3]. Начиная с конечной суток, рядом с трупокладенням появился обычай трупосожжения : обожженные кости конечностей умершего составляли в прямоугольник, а посреди него составляли череп и другие кости. Как правило захоронения были индивидуальными, однако существовали и коллективные могилы для родственников или детей. Самая коллективная могила периода Дземон, длиной 2 м с 15 трупокладеннямы, была найдена в мушлевому насыпи стоянки Миямотодай ( Фунабаси, Тиба) [3].

Кроме обычных ямных захоронений в мушлевих насыпях существовали и другие. В ряде стоянок археологи находят могильники, в которых покойники похоронены в ямах с каменным полом или в больших каменных гробах. Такой тип захоронения был привычным для Северной Японии в конечную сутки. На территории Хоккайдо традиционными были захоронения на отдельных крупных кладбищах за поселением с богатым погребальным инвентарем [3]. Помимо этого на всей территории тогдашней Японии существовал обычай хоронить мертворожденных, грудных малышей и умерших детей в возрасте до 6 лет в керамических кувшинах [24]. Изредка в таких горшках хоронили взрослых - их тела сжигали, а кости, после обряда мытья водой, вкладывали в посуду [3].


3.5. Обряды и верования

Источником о религиозные представления жителей Японии периода Дземон находится погребальный инвентарь. Его наличие свидетельствует, что дзьомонивци верили в существование души и загробной жизни. В состав такого инвентаря входили вещи, которые покойный использовал при жизни: расчески, серьги, браслеты, нашийни и нагрудные украшения, кольца и пояса. Чаще всего в дзьомонивських захоронениях встречаются раковины браслаты и пояса с олянячого рога. Первые изготавливались из крупных раковин глицимериса или Раппани, внутри которых открывали отверстие для руки и шлифовали до блеска, вторые мастерились с развилки оленьего рога и покрывались сложным орнаментом. Украшения должны не только эстетическую, но и ритуально-магическую функцию. Браслеты обычно носили женщины, а пояса - мужчины. Количество и багаство декора украшений указывали не на социальную, а половую или возрастную дифференциацию [3].

Среди дзьомонивцив поздней эпохи существовал инициационных обычай вырывания или спиливания зубов. За жизнь молодому человеку удаляли определенное количество резцов или клыки, что знаменовало о ее вхождении в группу взрослых. Способ и порядок вырывания зубов отличался во времени по регионам. Также бытовал обычай подпиливания четырех резцов верхней челюсти в форме малых трезубцев или двозубцив. Реализация таких операций требовала составляющая хирургических навыков [3].

Zuby jomon.jpg Figurine Dogu Jomon Mus?e Guimet 70608 4.jpg JomonStatue.JPG Sekib-u-1.jpg Magatama.png
Подпиливание зубов
( Тахара, Айти)
Мечи (слева) и секибо (справа)
(Абикоси, Тиба)
Магатама
( регион Канто)

Еще одним артефактом, связанным с религиозными представлениями дзьомонивцив, есть керамические женские статуэтки догу. Их иногда называют "дзьомониськимы венерами". Древнейший образец такой статуэтки был найден на стоянке Ханавадай ( Сакура, Тиба), датируемая ранним временем периода Дземон [25]. В зависимости от стиля исполнения догу классифицируют на несколько типов: плоские [26], цилиндрические [27], рельефные с ногами [28], с треугольными лицами [29], пугачеподибни [30], с окуляроподибнимы глазами [31]. Почти все статуэтки изображают женщин с большим, возможно беременным, животом. Как правило их находят в поломанном состоянии. Предполагают, что догу символизировали женское начало, семью, рождаемость и использовались в обрядах, связанных с культом фертильности. С этим же культом ассоциируются фаллические символы - каменные палки секибо, каменные мечи и ножи, которые олицетворяют мужское начало, власть, авторитет [3].

Дзьомонивци также изготавливали деревянные и каменные догу. Они играли роль амулетов-оберегов. Такую же роль должны кривоцвиты магатама, изготавливаемых из драгоценных камней и носились на шее. Кроме них жители древней Японии изготавливали керамические маски, назначение которых неизвестно [3].


4. Производство

Население периода Дземон производило каменные и деревянные орудия и изделия, использовали асфальт и технику лакировки в движении.

Примечания

  1. яп. 火焔土器,かえんでおき , Каен Доки.
  2. Японское слово Дземон означает "шнуровой орнамент". Это перевод словосочетания "cord marked pottery", которое использовал "первый исследователь" культуры Дземон Эдвард Мос для означання керамики со стоянки Омори. До Второй мировой войны синонимом "периода Дземон" был термин "каменный век".
  3. а б в г д е ж и к л м н п р с т у ф х ц ш щ ю я аа аб ав аг ад ае аж аи ак ал Период Дземон / / Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997.
  4. яп. 豆粒 文 土 器, とうりゅうもん , Торюмон Доки.
  5. Самая керамика Японии. Кувшин с квасолеподибним орнаментом / / История Сасебо. - Страница города Сасебо - www.city.sasebo.nagasaki.jp/rekisi/02/02_01.htm; Керамика из пещеры монастыря Сенпукудзи, Сасебо, Нагасаки - www.pref.nagasaki.jp/bunkaDB/bunkazai/pdf/00484.pdf
  6. 小山 修 三, 杉 藤 重 信. 縄文 人口 シミュレーション "/ / 国立 民族 学 博物馆 研究 报告. - 9 巻 1 号 - 1984. - Pp.1-39.
  7. а б Иногда зародышевая и начальная эпоха рассматриваются как один подпериодам периода Дземон.
  8. а б в г д е Датировка подано за Charles T. Keally. Jomon Culture - www.t-net.ne.jp/ ~ keally / jomon.html
  9. Рубль В. А., Коваленко А. Проблема этногенеза японского народа в современной японской историографии / / Восточный мир. - Киев: Институт Востоковедения НАН Украины, 2000. № 1 - С. 156-162
  10. 日本人 の 起源 / 埴 原 和 郎 著. - 东京: 角 川 书店, 1990.
  11. Свидетельством мощности лука дзьомонивцив является находка со стоянки Сидзимидзука ( Хамамацу, Сидзуока) - лопатка кабана, пробита каменным острием. (Период Дземон / / Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997).
  12. Впервые образец такой обгоревшего хлеба был найден на территории дзьомонивського жилья на стоянке средней суток Сори ( Фудзими, Нагано) (Период Дземон / / Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997.).
  13. яп. 竖穴 住居, たてあな じゅうきょ , Татэана дзюкьо. 竖穴 住居 ? 集 落 调查 の リサーチ デザイン / 小林 谦 一, セツルメント 研究 会 編. - 东京: 六 一 书房, 2008.
  14. яп. 地 床 炉, じしょう ろ , Дзисьо-ро.
  15. яп. 埋 瓮 炉, まい ようろ , Маййо-ро.
  16. яп. 石 组 炉, いしぐみ ろ , Исикуми-ро или яп. 石 囲 炉, いし が こ いろ , Исикуми-ро
  17. яп. 敷 石 住居, しきいし じゅうきょ , Сикииси дзюкьо. 敷石 住居 址 の 研究 / 山 本 晖 久 着. - 东京: 六 一 书房, 2002.
  18. Стоянка Убаяма / / Официальный сайт города Итикава - www.city.ichikawa.lg.jp/edu09/1531000004.html
  19. яп. 环状 集 落, かんじょう しゅうらく , Кандзьо сюраку.
  20. яп. 马蹄形 集 落 ,ばていけいしゅうらく, батей-кей сюраку.
  21. яп. 掘立て 柱 建物 , ほったてばしら たてもの
  22. Страница парка "Мушлевий насыпь Йосиго" - www.yoshigo.gr.jp / index.html
  23. Туристический справочник города Тахара, Айти - www.taharakankou.gr.jp/rekisi_kanko/rekisitanno/hist11.html
  24. В мушлевому насыпи стоянки конечной суток Нумацу ( Исиномаки, Мияги) было найдено 10 кувшинного захоронений детей, а на стоянке Йосиго ( Тахара, АйТи) - 35. (Период Дземон / / Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997).
  25. Догу, размером 4,9 си, выглядит безликой антропоморфной фигуры с гипертрофированными женскими грудями и ягодицами "Ханавадайська венера" ​​- nekomomochan.web.fc2.com/bi-nasu.html
  26. яп. 板状 土 偶, ばんじょう どぐう , Бандзьо догу. Пошерени в ранней и средней эпохе периода Дземон.
  27. яп. 筒形 土 偶, つつ がた どぐう , Цуцугата догу. Пошерени в ранней и средней эпохе периода Дземон.
  28. яп. 有 脚 立体 土 偶, ゆう きゃく り っ たい どぐう , Юкяку риттай догу. Часто в ранней и средней эпохе периода Дземон.
  29. яп. 山形 土 偶, やまがた どぐう , Ямагата догу. Пошерени в средней эпохе периода Дземон.
  30. яп. みみずく 土偶, みみずく どぐう , Мимидзуку догу. Пошерени в поздней эпохе периода Дземон.
  31. яп. 遮光 器 土 偶, しゃ こうき どぐう , Сякоки догу. Пошерени в конечной эпохе периода Дземон.

6. Источники и литература

  • (Яп.) Период Дземон / / Энциклопедия Ниппоника : в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997.
  • Рубль В. А. Японская цивилизация: традиционное общество и государственность. - Киев: "Аквилон-Пресс", 1997. (Рус.)
  • (Рус.) Рубль В. А. История средневекового Востока: Курс лекций: Учеб. пособие. - Киев: Лыбидь, 1997.
  • (Рус.) Рубль В. А., Коваленко А. Проблема этногенеза японского народа в современной японской историографии / / Восточный мир. - Киев: Институт Востоковедения НАН Украины, 2000. № 1 - С. 156-162
  • (Яп.) 绳 文 时代 / 镰 木 义昌 编. - 东京: 河 出 书房, 1965.
  • (Яп.) 縄 文 时代 研究 事 典 / 戸 沢 充 则 编. - 东京: 东京 堂 出版, 1994.
  • (Яп.) 縄文 時代 の 考古学 / 小 林达雄 著. - 东京: 学生 社, 1998.
  • (Яп.) 縄文 時代 の 日本 列島: 自然 と の 共生 / 东北 歴 史 博物馆 编 集. - 多 贺 城市: 东北 歴 史 博物馆, 2000.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам