Надо Знать

добавить знаний



Период Нара


Imperial Seal of Japan.svg

План:


Введение

История Японии
Imperial Seal of Japan.svg
Древность
Палеолит
Период Дземон
Период Яей
Период Ямато
Период Кофун
Период Асука
Период Нара
Период Хэйан
Средневековья
Период Камакура
Период Муромати
Период Намбокутьо
Период Сэнгоку
Период Адзути-Момояма
Новое Время
Период Эдо
Период Мэйдзи
Период Тайсе
Современность
Период Сева
Период Хэйсэй
п ? в ? р

Период Н?ра ( яп. 奈良 时代 - Нара дзидай) - эпоха в истории Японии ( 710 - 794). Началась с установления столицы государства в городе Хэйдзе-ке (совр. город Нара) и закончилась ее переносом в город Хэйан-ке (совр. город Киото). Особенностями эпохи является ускоренная китаизация японского общества, создание первых исторических хроник и расцвет культуры, в частности буддизма и поэзии.


1. Социально-политическое развитие

1.1. Новая столица

Главные ворота столицы Хэйдзе-ке - "Ворота Красного феникса" (реконструкция, Нара)

До принятия основного законодательного Кодекса лет Тайхо ( 701), существовал обычай переносить столицу на новое место, в связи со смертью императора. Реформирование японского общества начала 8 века способствовало образованию централизованной власти с эффективным административным аппаратом, нуждались для своей деятельности создание крупного и оседлого центра. Этим центром стала в 710 году новая столица Хэйдзе-ке (平城京. современный город Нара) в регионе Кинки. Хотя столица еще переносилась в 740 - 745 годах до городов Куни-ке (恭仁京, современный город Камо), Сигаракиномия (紫香楽宫, современный город Сигараки) и Нанива-ке (难波京, современный город Осака), она все равно возвращалась к Нара.

Хэйдзе-ке, или Нара, было первым японским городом, спроектированное по тогдашним китайскими цивилизационными стандартами. Ее прототипом стала столица китайской империи Тан, город Чанъань (长安). Нара образовывала большой четырехугольник, разделенный на правую и левую "столицы". Город также было разделено на десятки малых районов. В северной части столицы были сконцентрированы правительственные здания. Там же располагался императорский дворец. От него простиралась центральная магистраль города - "улица Красного феникса", доходящая до главных ворот города на юге. Населения Нары составило около 200 тысяч, среди которых 10 тысяч были заняты на чиновничьей службе.


1.2. Социально-экономические преобразования

Экономика периода Нара была государственно-плановой. Для повышения эффективности сбора налогов была разработана сетка дорог, которые вели в столицу. При дворе чеканили медную монету, которая впрочем имела более символическое чем утилитарное значение. Экономика имела натуральный характер. Уровень хозяйственной активности был высоким в столице, в то время как экономика регионов оставалась на примитивном уровне периода Кофун.

К середине 8 века появляется важная экономическая организация - поместья сьоен (荘园), которые с упадком государственного хозяйства постепенно становятся частными владениями аристократов и храмов. Их появление связывается с попытками центральной власти рационально использовать земли страны. Налаживание экономической системы привело самодостаточность региональных администраций.

Для увеличения прибыли государство поощряло разработку целинных земель, которые указом 723 года обещала отдать через три поколения в частную собственность тем, кто их обрабатывает. Однако желающих разрабатывать новые владения не было, поэтому власти разрешили "приватизацию целины" уже в первом поколении при условии уплаты налогов. Этим сразу воспользовались знатные роды и влиятельные буддистские монастыри, которые создали на необработанных землях мощную экономическую базу. Возникновения частного сектора, государство не контролировало, ослабило роль центральной власти, прежде императора, как единого финансово мощного лидера страны. Японское общество стало на путь олигархизации власти.


1.3. Политическая борьба

Особенностью периода Нара стало обострение борьбы между императором, аристократическими родами и буддистской церковью за власть. Хотя формальным главой страны оставался император, его реальное политическое влияние уменьшалось вместе с ростом частного сектора, который контролировали аристократы и буддийские монастыри. К середине 8 века последние попытались организовать переворот и свергнуть правящую династию, однако вмешательство семьи Фудзивара спасло императорский дом. Благодаря этому Фудзивара смогли времени поставлять японском монарху жен, и, тем самым, контролировать престоле и власть в стране.

Попытки императора Канму восстановить ведущую роль японских монархов в политике потерпели неудачу. Желая вырваться из под опеки буддистских монастырей, плотно облегали столицу Нара, император приказал в 784 году построить новую столицу в городе Нагаока-ке (长冈京). Однако в связи с затягиванием строительства, интригами аристократии и природными катаклизмами, план переноса столицы в Нагаока провалился. В 794 году Канму удалось перенести столицу в город Хэйан (совр. город Киото), однако ее возведение сильно ударило по императорской казны. Оставшись без финансовой опоры император заболел, вместо него реальная власть оказалась в руках аристократического рода Фудзивара.


2. Культура

Великий Будда Вайрочана в храме Тодайдзи ( Нара, 752)

В период Нара были составлены первые официальные исторические хроники " Кодзики "(古事记, 712) и " Нихон секи "(日本书纪, 720). Было также заключено поэтические антологии " Манъесю "(万叶集, 759) и " Кайфусо "(懐风藻, 751). В этот период также сформировались прототипы японских фонетических алфавитов хирагана и катакана.

Особенностью этой эпохи стала натурализация буддизма. Этому способствовала политика императора седьмой ( 701 - 756), который лично обратился в эту веру, провозгласив себя "слугой трех сокровищ - Будды, Закона и Общины". Буддизм был провозглашен "защитником государства", то есть определено как государственную религию. Для распространения веры была создана сеть монастырей и храмов кокубундзи (国分寺), которые разместились в всех 60 провинциях Японии. Цетром всех кокубундзи стал храм Тодайдзи (东大寺, "Великий Восточный Храм") в городе Нара, в котором поместили огромную бронзовую статую Будды Вайрочаны.

Обращение императоров в буддизм означало признание превосходства буддистской церкви над правящей династией. Монахи заняли немало высоких административных должностей. Буддисты даже попытались захватить власть в стране, пытаясь сделать монаха Докьо ( 700 - 772), фаворита императрицы Кокэн, новым императором. Однако аристократическая оппозиция во главе с родом Фудзивара помешала переворота и смогла устранить всех монахов из государственных должностей. Несмотря на интимные отношения Докьо с императрицей и опасности династии, которые они несли, Фудзивара отменили на будущее право женщин занимать престол японских монархов.

Период Нара был эпохой расцвета искусств. Большинство произведений до сих хранится в императорском хранилище Сьосоин на территории храма Тодайдзи. В коллекции имеются предметы из Персии и Индии, что свидетельствует об участии древних японцев в международной торговле по "шелковому пути".


3. Международные отношения

Японские императоры активно импортировали китайский государственно опыт через своих послов и стажеров к империи Тан. Япоськи студенты, среди которых преобладали буддистские монахи, учились в городах Чанъань и Лоян. Один из стажеров Абэ но Накамаро (阿 倍 仲 麻 吕) смог составить сложные экзамены по китайской классики и занять государственный пост в Китае. Он служил председателем завоеванного региона Аннам (совр. север Вьетнама) с 761 по 767 года. Однако большинство стажеров возвращалась домой, занимая высокие должности при японском дворе.

Несмотря на нормализацию отношений с китайским Тан после конфликта в середине 7 века, отношения японцев с корейским государством Силла оставались напряженными. Способствовало этому возникновения на территории современной Манчжурии государства Бохай ( 698 - 926), преемника уничтоженной силланськимы войсками северо-корейского государства Когуре. Япония и Бохай находились в союзе против Силла, однако тесные отношения последней с Тан мешали прямой агрессии союзников.

В целом, внешняя политика японцев периода Нара активной не была.


4. Основные события

  • 710 - Перенос столицы страны до Хэйдзе-ке (совр. город Нара)
  • 712 - Составление исторической хроники "Кодзики";
  • 720 - Составление исторической хроники "Нихон секи";
  • 743 - Основание храма Тодайдзи императором седьмым
  • 759 - Заключение поэтического сборника "Манъесю";
  • 784 - Перенесение столицы в Нагаока-ке;
  • 788 - Основание монахом Сайтьо жилья на горе Хией (прототип монастыря Энрякудзи).

Литература

  • Рубль В. А. Японская цивилизация: традиционное общество и государственность. - Киев: "Аквилон-Пресс", 1997. - 256с

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам