Надо Знать

добавить знаний



Период Эдо


Alex K Tokugawa mon.png

План:


Введение

История Японии
Alex K Tokugawa mon.png
Древность
Палеолит
Период Дземон
Период Яей
Период Ямато
Период Кофун
Период Асука
Период Нара
Период Хэйан
Средневековье
Период Камакура
Период Муромати
Период Намбокутьо
Период Сэнгоку
Период Адзути-Момояма
Новое Время
Период Эдо
Период Мэйдзи
Период Тайсе
Современность
Период Сева
Период Хэйсэй
п о р

Период Эдо ( яп. 江 戸 时代, え ど じだい , Эдо дзидай) - период в истории Японии с 1603 по 1867 год. Продолжался со времени основания сегуната Токугава до его ликвидации и реставрации прямого императорского правления.

Название периода происходит от города Эдо, главной резиденции сегунов и политически административного центра Японии 17 - середины 19 века. Этот период иногда называют периодом Токугава - по имени семьи сегунов.

Период Эдо характеризовался относительно стабильным и мирной жизнью японцев на протяжении 250 лет, расцветом самурайской и городской культур, запретом христианства и контактов с Западным миром.


1. Alex K Tokugawa mon.png Первая половина периода Эдо

1.1. Образование сегуната Эдо

1.1.1. Токугава Иэясу и сегунат в Эдо

Токугава Иэясу - основатель и первый председатель сегуната в Эдо.
Главный двор и Тэнсе замка Эдо, резиденции сегунов Токугава.

После смерти Тоетоми Хидэеси место Всеяпонской лидера занял его вассал Токугава Иэясу. Его земли находились в регионе Канто с центром в замка Эдо. В 1600 году (5 году Кейтьо), заручившись поддержкой многих самурайских обладателей, Токугава разбил в битве при Сэкигахара оппозицию с захиднояпонських дайме во главе с Исидой Мицунари.

В 1603 году Иэясу получил от императора пост великого сегуна - завоевателя варваров и основал новое сегунат Эдо с центром в своей резиденции. В 1615 году он ликвидировал бывший сюзеренивський род Тоетоми и окончательно утвердил власть своего самурайского правительства. Время существования этого правительства называют периодом Эдо ( 1603 - 1867).

Мощь сегуната держалась на его вассалы - хатамото и гокэнин, а также непосредственно подконтрольных владениях, которые составляли одну четвертую всех земель Японии. Самурайский правительство обладал монопольным правом во внешней политике и чеканке монеты. В правление 3-го сегуна Токугавы Иэмицу сформировался административный аппарат сегуната.


1.1.2. Отношения сегуна и дайме

Самурайские обладатели, которые имели земли с доходом более 10 тысяч коку, назывались дайме и находились в сюзеренсько - вассальных отношениях с сегуном. Между дайме, которых в Японии насчитывалось 300 человек, была установлена ​​иерархия в соответствии с уровнем близости к сегунского дома - родственники Токугавы ( симпан), древние вассалы ( фудай) и новые вассалы ( тодзама).

Для всех самурайских обладателей правительство издало "Законы для военных домов", по которым дайме не имели права без разрешения центра строить замки в своих землях и заключать друг между другом политические браки. Дайме, которые не придерживались этих запретов, избавлялись от своих владений, или переводились в менее доходные районы страны. Для контроля и поддержания финансового истощения самурайских обладателей сегунат создал систему чередующихся командировок, по которым дайме были через каждый год прибывать сегунского ставки в Эдо и жить там в течение года. Кроме этого, по распоряжению правительства, самурайские обладатели должны выполнять строительную и воинской повинности в пользу центра. Однако, несмотря на такой политический и финансовый груз, дайме имели полную свободу в управлении своими владениями. Эти владения, а также организация управления ими во главе с дайме назывались "вассальными странами" хан.

Кроме строгого контроля за регионами, сегунат ограничил права императорского двора, превратив его в зависимое от самурайского правительства управленческую систему. За "Запретами императору и куге", правительство Эдо обязывался финансово поддерживать двор, но одновременно ликвидировал его земельные владения в стране.


1.2. Внутренняя и внешняя политика сегуната

1.2.1. Зарубежная торговля и "японские городка"

Лицензированный корабль сюинсан 1634 года.
Штурм симабарських повстанцев. Тела христиан собранные в ямах.

Токугава Иэясу всячески поощрял торговлю. В 1604 году (9 году Кейтьо) по его приказу корабли западных дайме и купцов городов Сакаи и Нагасаки, которые торговали за границей, должны получали официальные лицензии - грамоты с красными печатями сюин (朱印), чтобы за морем их суда не путали с пиратскими. Лицензированные корабли назывались сюинсен, активно торговали на Тайване, Макао, и разных регионах Юго-Восточной Азии.

Многие японцев, которые отправлялись за границу, селились там, образуя первые японские торговые колонии, "японские городка" ниппон-мате (日本町). На начало 17 века количество заморских японцев составляла около 10 000 человек. Наиболее известным среди них был Ямада Нагамаса, который получил от Сиамского короля высокий чиновничий титул.


1.2.2. Ограничение торговли и запрещение христианства

На первых порах сегунат способствовал торговым отношениям с зарубежными странами и приветливо относился к христианства. Благодаря этому казна правительства пополнялось, а число японских христиан росло. Однако противостояние европейских стран на японском рынке, а именно необоснованные доносы и обвинения протестантских Англии и Голландии в адрес португальских и испанских купцов в попытках завоевать Японию, через распространение христианства, заставили самурайский правительство пересмотреть свой ​​внешнеполитический курс. В 1617 году (17 году Кейтьо) сегунат издал запрет на исповедание христианства и прибытия испанских судов в Японии. Постепенно были наложены ограничения на выезд японских торговых судов из страны. В 1635 году центральное правительство вообще запретило японцам покидать Японию или возвращаться к ней в случае пребывания заграницей.


1.2.3. Восстание в Симабара и политика сакоку

В 1637 году (14 году Канье) на острове Кюсю, полуострове Симабара, вспыхнуло восстание местных крестьян-христиан через жестокие гонения на веру и непомерные поборы властей. Лидером выступления стал 15-летний самурай Амакуса Токисада. Напуганный размахом и успехами повстанцев, сегунат выслал против них 120 тысячную армию и смог истребить их следующего года. События на Симабара подтолкнули правительство ускорить реализацию своего анти-христианского курса. Была установлена ​​система предписания населения к местным буддистских храмов, по которой все японцы в принудительном порядке должны регистрироваться в "журналах обновление веры" при региональных храмах, а во время командировок или переезда получать от них справки, о своей принадлежности к буддистской общины.

В 1639 году (16 году Канье) сегунат запретил португальским судам прибывать в Японию. Из всех европейских стран только Голландия, флот которой помог в подавлении христиан Симабара, получила разрешение самурайского правительства на торговлю. Японские власти переместила голландскую факторию с Хирадо до искусственного острова-резервации Дедзима в Нагасаки.

Такая политика сегуната направлена ​​на ограничение торговли, контактов с Западом и выезда японцев за границу получила название сакоку - политика "закрытой страны". Ее главной целью было стабилизация власти самурайского правительства через искоренение христианства в Японии. Частично изолировав страну, сегунат продолжал торговлю с азиатскими странами и Голландией, но под своим пристальным монопольным контролем.


1.3. Международные отношения во времена "изоляции"

1.3.1. Торговля в Дедзима

План искусственного острова Дедзима - единственное окно Японии в Европу.
Процессия корейского посольства в японском городе.

Дедзима в Нагасаки служила центром торговли с Голландией. Ее корабли привозили в Японию шелковые нити, ткани и книги по Китай, а также часы и учебники из Европы. Японцы экспортировали сначала сырье - медь и серебро, а потом начали вывозить керамику имарияки. Сегунат обязал председателя голландской фактории составлять "Описания нравов Голландии", благодаря которым узнал о событиях за рубежом. Хотя голландцы монополизировали торговлю Японии с Европой и Китаем, купцы последнего иногда прибывали в Дедзимы.


1.3.2. Отношения с Кореей, Рюкю и айнами

При жизни Иэясу были восстановлены отношения с Кореей, что прервались из-за вторжение армий Хидэеси в эту страну. Японию начали регулярно посещать корейские посольства, которые знакомили островитян с достижениями корейской культуры. Центром торговли между обеими странами стал японский остров Цусима, владение рода Со. По разрешения корейского правительства около 500 купцов этого острова имели свою факторию в южнокорейском городе Пусан.

В начале 17 века самурайский род Симадзу из владений Сацума-хан завоевал королевство Рюкю, заставив тамошний монарший род Се стать вассалом сегунов Токугава. Японцы сохранили древний, но формальный вассалитет Рюкю от китайской империи Цен, используя королевство как посредника в японо-китайской торговли. Центром японско-рюкюських отношений стала провинция Сацума.

Торговлей и обменом с айнскими "Землями Эдзо" ведали власти владений Мацумаэ-хан на юге Хоккайдо. Основными товарами экспорта айнов были морепродукты и кожи животных. Поскольку айны торговали также на северо-востоке Китая, через них в руках японцев попадало немало китайских товаров, особенно ткани и одежда получивший название "айнской парчи". Японцы не всегда торговали честно, что было причиной ряда айнских восстаний. Мощным из них было выступление под руководством Сякусяина.


1.4. Общество периода Эдо

1.4.1. Становая система

Самурайский доспех периода Эдо.
Вид японского села 18 века.

Японское общество 17 - 19 веков было разделено на сословия по профессиональному признаку. Традиционная историография выделяет четыре основных сословия - военных, крестьян, ремесленников и торговцев (士农工商, си-но-но-се), а новейшая несколько больше - самураи, крестьяне, мещане (ремесленники и торговцы), аристократы куге, священнослужители храмов и святилищ. Обществом управляли самураи-военные, которые отвечали за защиту страны и выполнения гражданских административных функций. Привилегией военного положения было разрешение иметь фамилию и два самурайских меча. В свою очередь, удержание власти военных возлагалась на плечи крестьян и мещан, производителей продукции и стимуляторов товарооборота, в виде налогов. Становая система позволяла поддерживать стабильность японского социума, в котором отдельные профессиональные группы дополняли друг друга. Она не имела наследственный характер и жестких границ, позволяя крестьянам и горожанам за выслугу становиться самураями, а самураям принимать в свои семьи детей из сельских или купеческих семей. Вне сословной системой находилась группа париев, так называемых "Неприкасаемых" или "Нелюдей", профессиональными занятиями которых были утилизация отходов, кожумьяцтво и уборки. Эта группа была объектом презрения представителей разных сословий.


1.4.2. Села

Японская экономика периода Эдо была полунатуральной и зависела от поставок дани рисом. Ее сбор проводили в селах местные чиновники - сельские головы нануси (名主) или сьоя (庄 屋), председателя пятерок и крестьянские делегаты, которые контролировали общинные пахотные земли, воды и горы, а также выполняли различные управленческие функции на селе. Большинство решений принимались коллегиально. Жители каждого села делились на пятерки, члены которых находились в круговой поруке, совместно платя дань и предотвращая преступления. Между пятерками одного села существовал обычай взаимопомощи.

Для стабилизации поставок дани рисом, сегунат запрещал продажу земли и ограничивал крестьян, сосредоточивая их только на полевых работах и ​​различных повинностях. Большинство сел платили налоги вовремя, считая это государственным долгом. Однако иногда, через непомерные поборы, крестьяне жаловались дайме или непосредственно сегуната, или, в крайнем случае, поднимали крестьянские бунты.


1.4.3. Города

В результате внедрения сословной системы и отрыва вассалов от земельных участков в провинции, самураи были переселены в призамкови города своих сюзеренов. Для обеспечения жизнедеятельности таких самурайских городков, к ним стали перемещаться ремесленники и купцы, которых стали называть мещанами. Власть накладывала на них денежные налоги на производство и перевозку. Наиболее богатые или известные горожане могли поступать в городскую управу и выполнять административную работу в городе.


1.5. Развитие экономики

1.5.1. Сельское хозяйство

Чайные поля в провинции Суруга.
Изготовление японской бумаги.

С наступлением мирной жизни японцы принялись активно развивать свое хозяйство. По приказам властей началось расширение старых и создание новых заливных полей, путем освоения целинных земель и проведения масштабных ирригационных работ у берегов рек и морей. За первые 100 лет существования самурайского правительства площадь всех пахотных земель возросла вдвое. Вместе с тем, увеличилась производительность труда благодаря появлению новых орудий - мотыги Битти и тисячозубои молотилки, а также использованию удобрений - сушеных сардин и рапсового масла. Широкий размах приобрело выращивание торговых культур - конопли, хлопка, чая, рапса, красителей индиго и сафлора.


1.5.2. Промышленность и транспорт

Подъем сельского хозяйства способствовал развитию промышленности и увеличению населения. В результате разрастания призамковая городов повысился спрос на древесину для строительства жилья, что дало толчок для техника и лесообработки. Также зародилось производственное рыбалка - в провинциях Ава и Симоса (современная префектура Тиба) вылавливали сардины, в Тоса (современная префектура Коти) - бонитов и китов, в "землях Эдзо" - Херингу и морскую капусту комбу. Наряду с этим, на побережье провинций Внутреннего японского моря получило развитие солеварництво. Вырос спрос на изделия мастеров-лакировщик в движении, гончаров и литейщиков.

Японские горняки открыли новые шахты золота на острове Садо (современная префектура Ниигата), серебра в районе Икуно провинции Сеццу (современная префектура Хего) и меди в местности Асио провинции Симоцуке (современная префектура Тотиги). Из этих металлов чеканилась монеты, которые были в обращении по всей Японии.

Сегунат уделял должное внимание развитию транспортной инфраструктуры. В Японии были оснащены пять дорог, главной из которых была Токайдо - путь с Эдо в Киото. На этих дорогах равномерно были сооружены гостинные дворы для отдыха путешественников. Также была создана эффективная почтовая система из гонцов хикяку. Кроме наземных путей приобрели большое значение водные, благодаря активной морской торговле между регионами.


1.5.3. Расцвет "трех городов"

В период Эдо города Эдо, Осака и Киото приобрели значение всеяпонских центров. Первое было резиденцией сегуна и административно-политическим центром страны. Оно считалось главным городом самурайского правительства. К началу 18 века Эдо, которое насчитывало миллион жителей, превратился в крупнейший городской центр тогдашнего мира.

Осака была городом купцов. К нему поступали разнообразные товары со всей Японии. Через этот город часто называли "кухней Поднебесной". Все владения хан имели в Осаке свои склады-усадьбы кураясики, из которых продавали местным купцам рис и особые товары из своих владений. Разнообразная продукция, стекались в этот город, перевозились впоследствии в Эдо на кораблях.

Киото был столицей Японии и культурным центром страны. Оно оставалось центром монархии и императорского двора. Город славился ремеслами, которые требовали высокой художественной подготовки мастеров - декоративная роспись, оружейничество, лакирование в движении.

Кроме этих трех городов особенно развились такие города как Нагасаки, Кагосима, Хиросима, Мацуяма, Нагоя, Канадзава, Мито, Сендай и другие. Также возникали новые поселки вокруг гостеприимных дворов и храмов.


1.6. Время Цунайоси и культура Гэнроку

1.6.1. "Гражданское правления" Цунайоси

Араи Хакусеки - выдающийся мыслитель периода Эдо.

На середину 17 века правления сегуната в Японии стабилизировалось. 5 сегун Токугава Цунайоси издал "Закон о сочувствии живым существам", за которым запрещал выбрасывать нежелательных младенцев и стариков из дома, а также убивать любых животных - от собак до насекомых. Сведя храм Юсимасейдо в честь Конфуция, он заботился о распространении конфуцианства в стране. Поскольку Цунайоси ценил науки, а не боевые искусства, его правление называют "гражданским".

Впрочем времена Цунайоси не были популярны в народе. За убийство собаки людей наказывали ссылкой на далекие острова, а любовь сегуна к религии истощила казну через постоянное строительство храмов и святилищ. После смерти Цунайоси, в правление 6 и 7 сегунов, их советник Араи Хакусеки отменил "закон о сострадании" и наладил финансовую систему страны.


1.6.2. Культура Гэнроку

Со второй половины 17 по начало 18 века, в годы Гэнроку, зародилась новая городская культура с центром в Киото и Осаке. Ее называют культурой Гэнроку.

В эти времена начали выходить иллюстрированные рассказы укие-дзоси, которые описывали повседневную жизнь горожан. Наиболее популярным издателем бестселлеров стал Ихара Сакусай. Японское кабуки трансформировалось из танца в театральное искусство. Кукольный театр нинге дзерури был реформирован драматургом Тикамацу Мондзаэмоном, который создал для него много лирических пьес. Вместе с тем новое развитие получила поэзия в лице Мацуо Басе, который повысил хайку до уровня искусства.

Korin Fujin Raijin.jpg
Ширма "Бог ветра, бог грома"
(Известная реплика работы Таварая Сотацу, выполнена Огата Корень.)

В изобразительном искусстве художник Огата Корин соединил традиционные приемы Таварая Сотацу с новыми веяниями. Его знаменитым шедевром является панно "ширма ласточкин цветов". Одновременно появился новый популярный жанр гравюр укие-э, основными темами которого стали обычаи и повседневность японского города. На этом поприще снискал славу художник Хисикава Моронобу.


1.6.3. Развитие наук

Лекция в чжусианськй школе для самураиив.

Во времена правления сегуната науки перестали быть достоянием элиты общества. Все чаще к ним привлекались представители мещан и крестьян. Главным учением в среде самураев стало конфуцианство, а точнее его течение - чжусианство, которое призывало подданных к верного служения и подчинения власти, а власть - к честной и преданной правления. Начиная со времен Токугавы Иэясу, который способствовал деятельности ученого Хаяси Радзана, чжусианство стало играть роль государственной идеологии. Под ее влиянием оформился кодекс самурайской чести бусидо. Кроме чжусианськои течения конфуцианства, в Японии была представлена ​​янминська течение в работах Нака Чуджо и других.

В естественных науках особенно отличились Миядзаки Ясусада, который выдал первую в Японии систематизированную работу по агрономии "Сборник произведений из сельского хозяйства" и Секи Такакадзу, самостоятельно изобрел способ решения уравнений и вычислил число пи. В целом, на конец 17 века уровень японских наук не уступал западным.


2. Alex K Tokugawa mon.png Вторая половина периода Эдо

2.1. Реформы Кьохо и политика Танума

Токугава Йосимуне.
Танума Окицугу.

2.1.1. Реформы Кьохо

С наступлением 18 века возросло производство риса и появился спрос на товары первой необходимости в городах. Денежная экономика проникла в японской деревни. Покупка орудий и удобрений, разведения технических и садовых культур стали нормой. Поэтому цены на рис упали, что породило хронический дефицит бюджета сегуната и ханов, финансы которых зависели от поставок натурального дани. В 1716 году (1 году Кьохо) 8 сегун Токугава Йосимуне начал ряд преобразований направленных на пополнение казны сегуната. Они получили название " реформы Кьохо" . Для уменьшения расходов, Йосимуне составил "Законы об экономии" расходов вассалов, а для увеличения прибыли, установил дополнительный налог рисом для ханов в пользу центрального правительства. Также, сегун стимулировал освоение целинных земель и поднял налоги.

Кроме этого, Йосимуне выдал " Утверждены положения о судопроизводстве" , в которых установил стандарты для рассмотрения судебных дел и позволил простолюдинам жаловаться на администрацию. В это же время были созданы первые городские пожарные службы в городе Эдо.


2.1.2. "Эпоха Танума"

После сегуна Йосимуне, который восстановил финансы правительства путем сосредоточения на натуральной экономике, его дело продолжил Танума Окицугу, высший чиновник сьогунативськои администрации. Он пытался пополнить казну не рисом, а деньгами, способствуя торговле и развитию промышленности. Танума официально признал монопольные права японских картелей кабунакама в обмен на уплату ими высоких налогов, а также инвестировал в освоение земель Хоккайдо. Несмотря на первоначальный успех его курса, Танума был впоследствии вынужден уйти в отставку. Вмешательство богатых купцов в политику вызвало распространение взяточничества в администрациях всех уровней и вызвало массовые протесты населения. В дополнение, мощное извержение вулкана Асаномаяма в 1783 году (3 году Тэмми), которое принесло засуху и голод, стала причиной многочисленных крестьянских восстаний. Времена правления Танума Окуцугу называют " временем Танума" .


2.2. Реформы Канси и Темпо

2.2.1. Реформы Канси и сутки Огосьо

Мацудайра Саданобу.
Восстание Осио. Осака в огне.

В 1787 году (7 году Тэмми) на должность Танума был назначен Мацудайра Саданобу. Он отрицал курс своего предшественника "обогащения через торговлю" и ставил в пример политику Йосимуне - "обогащение через сбережения". Мацудайра начал ряд преобразований, которые были направлены на реформирование японской деревни. Его курс получил название " реформы Канси" . Мацудайра силой возвращал крестьян на их родину из городов и ограничивал выращивание сельскохозяйственной продукции на продажу. Зато он стимулировал выращивания риса и возвел в селах склады для хранения на случай голода. Для спасения вассалов сегуната с ростовщической кабалы, Мацудайра отменил все их долговые обязательства, но заставлял самураев жить "экономно". В целом, реформы не решали проблем общества, а замораживали их, вызывая недовольство населения.

После Мацудайра, делами правительства начал заниматься 11 сегун Токугава Иенари. Он отменил политику сбережения и поддержку села, поведя курс на содействие торговле и развитию городов. Даже после своей прижизненной отставки с должности сегуна он продолжал удерживать все реальные властные рычаги в своих руках. Его правление часто называют "эпохой Огосьо", по названию его отставной резиденции и титула.


2.2.2. Голод и реформы Темпо

В первой половине 19 века Японию постигла ряд бедствий - декилькарични неурожаи и массовый голод. Сегунат не принял мер по спасению населения страны, а наоборот, приказал своим купцам скупать зерно и рис в провинциях для отправки в свою резиденцию в Эдо. Подобная позиция правительства вызвала протест не только среди простых людей, а также военнослужащих-чиновников высокого ранга. Так, в 1837 году (8 году Темпо) в Осаке вспыхнуло восстание Осио Хэйхатиро, чиновника местной управы, которое, хотя и было подавлено за один день, свидетельствовало, что сегунат теряет поддержку среди тех, на ком он держится - самураев.

В 1841 году (12 году Темпо) правительство под руководством высокопоставленного Мидзуно Тадакуни попытался исправить ситуацию. Был взят курс на восстановление села и подавления коммерции. Крестьянам приказали вернуться из городов в дома и выращивать рис, торговать которым запрещалось. В свою очередь акционерные общества купцов были распущены для сбивания высоких цен на продукты питания. Чтобы сосредоточить населения на производстве и сельском хозяйстве были изданы "законы о сбережения" и запрета на массовые гуляния, в том числе театр кабуки. Курс Мидзуно получил название "реформ Темпо", который продлился всего 2 года через свою непопулярность и неэффективность.

Вместе преобразования продолжались и в ханах. В частности захиднояпонськи Сацума-хан (современная префектура Кагосима) и Тьосю-хан (современная префектура Ямагути) смогли выйти из финансового кризиса путем привлечения к управлению талантливых самураев из низов и развития торговли. Получив богатство и создав новый управленческий аппарат, оба ханы стали влиятельными во всей Японии и получили силу противостоять центральному правительству.


2.3. Вмешательство иностранных государств

Памятник маме Риндзо, исследователю острова Карафуто, известном сегодня как Сахалин.

С конца 18 века в японских берегов стали часто появляться корабли иностранных государств, колониальных империй Запада. Японское правительство придерживался изоляционной политики "закрытой страны", отказываясь вступать в сношения с Европой или Америкой, с опаской относясь к ним.

В 1792 году (4 году Канси) посольство Российской империи во главе с Лаксманом предложило японцам заключить торговый договор, но сегунат отказался. В ответ русские атаковали японские поселения на юге Сахалина и Курильских островах. Из боязни перед иностранным вторжением с севера, самурайский правительство поставило под свой непосредственный контроль остров Хоккайдо, который к этому времени находился во владении Мацуэ-хан, и отправил исследовательские экспедиции под руководством Кондо Дзюдзо и Маме Риндзо до Сахалина и реки Амур с целью разведать потенциал агрессивного соседа.

Кроме России в Японию начали приставать корабли Великобритании, которая начала погоню за колониями в Азии. В 1808 году (5 году Бунка) британский корабль "Фентон" атаковал голландский факторию в Нагасаки, требуя его передачи и тем самым вовлекая японский нейтральный правительство в конфликты далекой Европы. Также японцев часто беспокоили суда США, которые требовали воды и топлива.

В ответ на агрессию и попрание японским законам сегунат издал в 1825 году (8 году Бунсей) "Закон об отражении иностранных кораблей", направленный на усиление береговой обороны и соблюдение курса изоляции. Против такой политики выступили ряд японских ученых-западников, такие как Такано Тьоей и Ватанабе Кадзан, которым был известен подлинный военный потенциал иностранных государств и возможные последствия для Японии в случае войны с ними. Однако центральное правительство подавило эту оппозицию.


2.4. Культура Кассе

Спектакль кабуки.

В середине 18 века город Эдо стало крупнейшим японским культурным центром страны, обогнав традиционные Киото и Осаку. Культура этого периода, сформировавшейся на основе городских обычаев Эдо, называют " культурой Кассе" .

В литературе того времени получили известность сатирические стихи сенрю и Кьок. Жители Эдо зачитывались комедийными рассказами " Путешествие по дороге Восточного моря" Дзиппэнся Икку и " Современные бани" Сикитэя Самбы, что высмеивали жизни японских простолюдинов. Также приобрел признание развлекательный историко-фантастическое произведение Кьокутея Бакина " Перевод о восьми собак Сатоми с юга Ави" . В поэзии прославились Йоса Бусон и Кобаяси Исса, которые также были художниками.

Театр кабуки, кукольный театр нинге-дзюрури, комедийные рассказы ракуго были на пике своей популярности. Дома куртизанок пользовались повышенным спросом. Практически каждый день проходили праздники посвящены сотням храмов и святилищ города Эдо. Среди простого люда также распространился обычай паломничества в синтоистский святилища Исэ и буддистских храмов Сикоку.

Конец 18 - первая половина 19 века стали "золотым веком" цветных гравюр укие-э. В эти времена прославились портретисты Китагава Утамаро и Тосюсай Сяраку и пейзажисты Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ. Их работы оказали значительное влияние на европейскую школу импрессионистов 2 половины 19 века.

The Great Wave off Kanagawa.jpg
ビードロ を 吹く 女. Jpg
"За волнами канагавського моря"
(Укие-э Кацусика Хокусая)
"Дуя в свистульку"
(Укие-э Китагава Утамаро)

В противовес мещанским разноцветным гравюрам, среди самураев оставался популярным традиционный монохромный живопись. Его традиции продолжали Ике но Тайга и Урагами Гьокудо.


2.5. Новые науки и идеи

Автопортрет 44-летнего Мотоори Норинага.
"Новый учебник анатомии" Сугиты и Маэно ( 1774).

С 18 века в Японии основательная начальное образование стало доступным для простолюдинов. На ряду с государственными и ханскими школами для самураев, существовали общественные школы тэракоя, куда принимали всех без сословных ограничений. Главными предметами были чтение, письмо и арифметика. В самурайских школах преподавали отдельно основы конфуцианства. В целом, уровень образованности и грамотности в Японии был одним из самых высоких в мире.

Среди новых наук было "страноведение" кокугаку и "голландознавство" рангаку. Первая занималась изучения японского уникальности и духа через японскую классику, а вторая - освоением достижений европейских точных и естественных наук.

Основы кокугаку были заложены Мотоори Норинага, который исследуя " Кодзики" выдвинул теорию "неизменности императорской династии Японии" (万世一系), обосновывая древность, уникальность и, соответственно, верховенство японской монархии в мире. Идеи кокугаку оказали значительное влияние на городское и сельское население страны, будучи частично инкорпорированными в японский националистический мировоззрение.

Толчком для развития рангаку стал разрешение 8 сегуна Йосимуне завозить и изучать любые европейские книги кроме религиозно-философской литературы. На их основе ученые Сугита Гемпаку и Маэно Рьотаку перевели и издали " Новый учебник анатомии" , а исследователь Хирага Генная самостоятельно изобрел электрогенератор. Центром рангаку был город Нагасаки, где находилась голландская фактория. Там немецкий врач и энциклопедист Франц Зибольд воспитал многих японских анатомов и врачей.

Кроме этого особого развития приобрела география. Так, исследователь Ино Тадатака, на основе своих наблюдений и знаний в области отечественной и заморской картографии составил первую точную карту Японского архипелага.

Начиная с конца 18 века в связи с постепенным приближением государств Запада в Японию, в стране вспыхнула дискуссия о том как защищать "божественные острова" от агрессивных иностранцев. Хаяси Хэй в "Беседах о войсках морских держав" советовал правительства придерживаться политики изоляции и укрепить город Эдо, поскольку хорошо оснащены флоты иностранцев могли легко захватить его. Ему вторил, Аидзава Сейсисай, который настаивал на изгнаны "варваров" и почитании монархии. С другой стороны, историк Рай Саньйо в своей популярной " Неофициальной истории Японии" ставил под сомнение способность самурайского правительства противостоять Западу и намекал на необходимость восстановления в стране прямого императорского правления.


2.6. "Открытие" Японии

2.6.1. Визит Перри

Неожиданное появление кораблей Перри в 1853. Японцы готовятся отразить незваных гостей.
Визит Перри в 1854 году с целью "открыть Японию".

В июне 1853 года (6 года Каей) небольшая флотилия США с 4 военных кораблей из 100 пушками на борту, под командованием командора Мэттью Перри прибыла в Японию, в бухту Урагава (современная префектура Канагава), рядом с Едоською заливом. Перри передал японской стороне ультимативное письмо президента США с требованием открыть японские порты. Сообщив сегунат, что прибудет в следующем году за ответом, командор вернулся на родину.

Самурайский правительство оказалось в смятении. Реальной вооруженной силы противостоять США он не имел, но старался придерживаться курса "закрытой страны". Главный ответственный за правительственные делами Абэ Масахиро провел общее собрание всех дайме Японии для выработки плана дальнейших действий, но эффективного решения найдено не было. Сами же собрания вызвали падение авторитета сегуната, добавив веры местным самураям в том, что важные политические вопросы следует принимать коллегиально, а не единоличным решением чиновников Эдо.


2.6.2. Японско-американский договор дружбы

В январе 1854 года Мэтью Перри второй прибыл со своей флотилией в Японию. В результате переговоров, сегунат согласился на требования США и в марте того же года подписал Японско-американский договор мира и дружбы. С курсом изоляции было покончено, Япония "открывала" себя Запада. По этому договору самурайский правительство предоставляло разрешение судам США входить в порты Симода (современная префектура Сидзуока) и Хакодате (современная префектура Хоккайдо), обязывался предоставлять им провизию и топливо, и позволял строительство консульства США в Симода.

В 1856 году новоназначенный генеральный консул США в Японии, Таунзенд Харрис, потребовал от японских властей подписания торгового договора между обеими странами. Чиновники сегуната раз не смогли проявить политической воли, расколовшись на сторонников и оппонентов заключения очередной сделки с иностранцами. В результате, обе группы обратились за арбитражем по этому делу к императорскому двору в Киото. Это был неслыханный шаг за всю 250-летнюю историю самурайского правительства, которому двор своего времени делегировал всю полноту власти. Такие действия сегуната еще больше подорвали его престиж в глазах населения, которое отныне видел киотского монарха единственным возможным спасителем Японии от "варварского порабощения".


2.7. Лобода оппозиция

2.7.1. Заключение неравноправных договоров

Победа японского силача над американским военным в соревнованиях в Иокогаме. Свидетельство превосходства японцев над "варварами".
Сацумсько-британская война. Обстрел британцами Кагосимы.

В 1858 году (5 году Ансе) сегунат, не дождавшись разрешения императорского двора, самовольно заключил Японо-американский договор о дружбе и торговле, по которому открыл для судов США еще 5 портов - Хакодате, Йокогама, Ниигата, Кобе и Нагасаки. Со подобные договоры подписали с Нидерландами, Россией, Великобританией и Францией. Эти договоры были неравноправными, поскольку японская сторона не могла судить иностранцев по своим законам, а также не имела права устанавливать пошлины на ввоз товаров из-за границы.


2.7.2. Движение "Уважайте Императора, выгоним варваров"

После подписания договоров среди японского населения, прежде самурайства, поднялся шквал критики на сегунат, который пренебрег мнением императора и капитулировал перед иностранными государствами. Сторонники политического курса за передачу полноты власти императору и поборники изгнания иностранцев объединились в одно движение " Уважайте Императора, выгоним варваров!" . Из-за резких антиправительственные заявления около сотни лидеров движения были арестованы и казнены по приказу главного чиновника сегуната, Ее Наосуке, который был ответственен за заключение договоров. Среди наказанных были известны на всю Японию мыслители - председатель Мито-хан Токугава Нариаки и ученый из Тьосю-хан Есида Сьоин. Эти репрессий против движения "Да здравствуют монарха, выгоним варваров" получили название " репрессии Ансе" .

Однако в 1860 году (1 году Маньен) произошел инцидент у ворот Сакурада, в котором Ее Наосуке был убит по дороге в Едоського замка. Это убийство нанесло сильный удар по престижу сегуната, а антиправительственная оппозиция получила новый приток сил. Ее центром постепенно становился захиднояпонський Тьосю-хан. Его управленцы Такасуги Синсаку и Кидо Такайоси, которые были учениками казненного Йосида Сьоина, наладили отношения с Киотским аристократами и обратившие многих аристократов императорского двора к оппозиционного движения.


2.7.3. Вооруженные конфликты с иностранными государствами

Вместе с Тьосю-хан влиятельной антиправительственной силой стало владения Сацума-хан. В 1862 году местные самураи зарубили британца, который нарушил местный обычай, пытаясь пробиться верхом через колонну японских воинов. Через этот инцидент вспыхнул сацумсько-британская война, в которой столица Сацума-хану была разрушена, а Великобритания получила немалую контрибуцию.

В связи с настойчивыми требованиями киотского двора "изгнать варваров" из Японии, 1863 года (3 года Бунка) сегунат отдал приказ всем ханам очистить страну от иноземцев. Пользуясь этим воины Тьосю-хан потопили иностранные торговые суда, зашедшие в порт Симоносеки, решив тем самым новую войну. В ответ следующего года, объединенная флотилия Великобритании, Франции, США и Нидерландов атаковала нападавших и захватила прибрежные районы их владений. Тьосю-хан проиграл эту войну, а иностранные государства, как и год назад, получили новые привилегии и контрибуцию.

Самураи из Тьосю-хан и Сацума-хан были единственными в Японии, кто ощутил на себе вооруженную превосходство Запада. Осознав, что политика "изгнание варваров" ведет к открытому вооруженному конфликту, в котором японцам не победить, они тайно перешли на позиции открытие страны иностранцам. Сацума-хан и Тьосю-хан начали закупать оружие у западных государств, продолжая традиционную критику сегуната.


2.8. Последние дни сегуната

2.8.1. Союз Сацума-хан и Тьюсю-хан

В конце 1863 года (3 году Бунка) для подавления антиправительственных сил во главе с Тьосю-хан, сегунат выгнал из императорского двора оппозиционеров и создал коалицию из ханов рода Токугава и Айдзу-хан. Правительство также смог приобщить к этой коалиции Сацума-хан, тем самым изоляционувавшы политических противников. В следующем году сегунат совершил карательный поход против Тьосю-хан и заставил его капитулировать. Однако вскоре самураи этого хану под руководством Такасуги Синсаку и Кидо Такайоси сбросили проправительственных ставленников и Тьосю вернулся на позиции лидера Всеяпонской оппозиции.

Takamori Saigo.jpg
Sakamoto Ryoma.jpg
Toshimichi Okubo 4.jpg
Сайго Такамори Сакамото Рем Окубо Тосимити

Между тем, политикой Сацума-хан начали руководить Сайго Такамори и Окубо Тосимити, которые начали перевооружение своих сил учитывая горький опыт сацумсько-английской войны. Они оставили правящую коалицию и перешли на позиции критики сегуната.

В 1866 году (2 году Кейьо), при посредничестве самурая с Тоса-хан, Сакамото Рем, был заключен тайный союз ханов Сацума и Тьюсю. Целью союза стало свержение сегуната и создание единой, унитарной, сильной Японии.


2.8.2. Ликвидация сегуната

Токугава Есинобу в замка Нидзьо объявляет своим подчиненным решения вернуть власть в Японии Императору.

В 1866 году обстоятельства сложились в пользу антиправительственных сил. Новым сегуном стал малоопытный Токугава Есинобу, вместо симпатика сегуната, покойного императора Коме, на трон взошел 14-летний император Мэйдзи.

Есинобу считал, что поддерживать жизнеспособность управленческой системы Японии в форме сегуната невозможно. Он планировал создать новый коллегиальный правительство из всех японских дайме во главе с императором, в котором род Токугава продолжал бы удерживать реальную власть в качестве премьер-министра. Исходя из этих помыслов, в октябре 1867 года Есинобу вернул должность сегуна и полноту политической власти японском Императору.

Оппозиционеры только этого и ждали. Сайго Такамори, Окубо Тосимити и Кито Такайоси, вместе с лидером дворовых аристократов Ивакура Томом, предложили императору сослать Есинобу и конфисковать все земли рода Токугавы. В результате этого, конце 1867 года было издано " Указ о реставрации Императорского правления" , за которым провозглашалось создание нового правительства во главе с императором, а идеалом государства определялась древняя унитарное и централизованное Япония 8 - 10 веков. Сегунат Токугава ликвидировался, а семья Токугава устранялась от управления страной. Вместе с уничтожением сегуната завершилась 260 -летняя эпоха Эдо и эпоха доминирования самураев в японском политической жизни. Для Японии наступали новые времена модернизации и империализма - период Мэйдзи.


3. Alex K Tokugawa mon.png Дополнительная информация

3.1. Смотрите также

3.2. Источники и литература

  • "国史大辞典" 15巻, 17册(Большой словарь истории Японии).东京,吉川弘文馆,1972-1997. 第 2 巻, P.330-339. (Яп.)
  • 北岛正元"江戸幕府の権力構造" (Китадзима Масамото. Структура власти Едоського сегуната).东京,岩波书店, 1964. (Яп.)
  • "徳川幕府事典" (Словарь сегуната Токугава).东京,东京堂出版, 2003. (Яп.)
  • "详说日本史" (Подробная история Японии. Учебник для высшей школы). 东京, 山川 出版社, 1997. P.149 - 236. (Яп.)
  • Рубль В. А. Японская цивилизация: традиционное общество и государственность. - Киев: "Аквилон-Пресс", 1997. - 256 с. (Рус.)
  • История Японии: Учебное пособие (тт.1, 2), ИВ РАН, 1999, т.1. (Рус.)

Ссылки

Избранная статья
Хорошая статья

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам