Надо Знать

добавить знаний



Период Яей



План:


Введение

История Японии
Древность
Палеолит
Период Дземон
Период Яей
Период Ямато
Период Кофун
Период Асука
Период Нара
Период Хэйан
Средневековья
Период Камакура
Период Муромати
Период Намбокутьо
Период Сэнгоку
Период Адзути-Момояма
Новое Время
Период Эдо
Период Мэйдзи
Период Тайсе
Современность
Период Сева
Период Хэйсэй
п ? в ? р

Период Яй?и ( яп. 弥 生 时代 - Яей дзидай) - эпоха в истории Японии (300 (900) г. до н.э. - 250 (300) г. по Р.Х.) По археологической периодизации истории стран Запада соответствует бронзовому и железном возрастам. Особенностями периода является появление на Японском архипелаге поливного рисоводства, социальной дифференциации и возникновения первых протогосударственного образований.


1. Происхождение названия

Кувшин периода Яей (первая половина 3 в.), Стоянка Кугахара, Токио

"Яей" является названием городка близ Токио (совр. специальный район Бункьо города Токио), где в 1884 году, во время раскопок, были найдены керамические изделия нового стиля, отличного от дзьомонивського. К началу 20 века подобная керамика была найдена почти по всей Японии. Ее датировка дало основания ученым утверждать о переходе Японского архипелага от периода Дземон к новой исторической эпохи, которую назвали в честь первой стоянки Яей, где были найдены артефакты нового периода. Также, археологическая культура этого периода получила название "культуры Яей".


2. Периодизация

Традиционная историография считает началом эпохи Яей 3-й век до Р. Х., а концом - 3-й век по Р. Х. Ее периодизация базируется на датировке и классификации керамических изделий данного временного отрезка. Он делится на три стадии - раннюю (3-1 вв. До Р. Х.), среднюю (1 ст. До Р. Х. - 1 ст. По Р. Х.) и позднюю (1-3 вв. По Р . Х.).

Однако ряд современных японских исследователей из Национального музея истории и этнографии указывают на вероятность начала периода Яей 500 годами раньше - в 9-м веке до Р. Х. Их доказательствами являются данные передатировки старой керамики "культуры Яей" старым радиоуглеродным методом и новейшим методом АСМ (акселератор спектрометрии масс).


3. Общие черты

Наблюдательная вышка городища Йосиногари периода Яей (реконструкция), Сага.

Начало периода Яей ознаменовался приходом на Японские острова новой, вероятно континентального происхождения, культуры. Ее особенностями были поливное рисоводство, использование гончарного круга и ткацкого станка, обработка металлов (меди, бронзы и железа) и строительство защищенных городищ. Пока точно неизвестно, эта культура, которую принято называть "культурой Яей", была занесена в Японии в результате миграций из Корейского полуострова и территории современного Китай, была развита туземцами Японских островов, которые импортировали некоторые "ноу-хау" с континента. Западные исследователи придерживаются "миграционных" теорий, в то время как в японские ученые популяризируют "автохтонные" концепции.

Первые стоянки культуры Яей расположены в Западной Японии на островах Кюсю и Хонсю. Классический пример - городище Йосиногари (совр префектура Сага). Археологи находят много укрепленных поселений с богатым археологическим материалом - керамическая посуда, бронзовые ритуальные изделия (украшения и колокола дотаку) и разнообразную металлическую оружие (мечи, наконечники стрел, наконечники алебард и копий). Историки считают, что перераспределение прибавочного продукта, полученного благодаря высоким, для первобытного общества, урожаям риса, привел к социальной стратификации Японского архипелага. Среди общинников выделилась зажиточная прослойка шаманов и военных. Появились первые рабы.

Преимущества нового способа хозяйствования над экономикой периода Дземон позволили культуре Яей течение 1 ст. до Р. Х. - 3 ст. по Р. Х. распространиться далеко на восток Японских островов (совр. префектура Аомори). Населения Кюсю, Хонсю и Сикоку резко возросло. Формирование ведущего слоя в общинах и рост избыточного продукта дали начало невиданным в предыдущий период военным конфликтам. Война дала толчок образованию "коалиций" общин, которые впоследствии развились в протогосударственные образования. Одним из таких образований была "Страна Яматай" во главе с "королевой" Химико.

Окинава и Хоккайдо не претерпели влияния культуры Яей. Там продолжали существовать пост-дзьомоеивськи традиции, заложила основы социального бытия рюкюсцев и айнов. Согласно периодизация истории этих двух островов не совпадает с периодизацией истории "центральных земель" (собственно Японии).


4. Свидетельство китайских источников

Самые ранние письменные свидетельства о жителях Японского архипелага датируются 57 годом по Р. Х. и находятся в "Книге Пизьнои Хань" (后 汉书). Там упоминается, что обладатель японской страны На получил от китайского императора золотую печать. Следующее сообщение о японцев во 275 годом находится в "Хрониках Вэй" (魏志), где описываются 30 стран Японского архипелага и "страна Яматай" . Японцев называли "Людьми Ва".

5. Вклад

В период Яей японское общество пережило "хозяйственную революцию", претерпело социальной стратификации и сформировало основы японской государственности. Последняя будет реализована в эпоху курганов в федеративном образовании Ямато.

6. Источники и литература

  • Рубль В. А. Японская цивилизация: традиционное общество и государственность. - Киев: "Аквилон-Пресс", 1997.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам