Период Джьомон

История Японии
Древность
Палеолит
Период Джьомон
Период Яйой
Период Ямато
Период Кофун
Период Асука
Период Нара
Период Хэйан
Средневековье
Период Камакура
Период Муромати
Период Намбокутьо
Период Сэнгоку
Период Адзути-Момояма
Новое Время
Период Эдо
Период Мейджи
Период Тайсе
Современность
Период Сева
Период Хэйсэй

Период Джь?мон ( яп. 縄 文 时代, じょうもん じだい, МФА : [D͡ʑomoɴ d͡ʑidai̯] ) - период в истории Японии. Продолжался с 11 тысячелетия до середины 1 тысячелетия до Р.Х. По археологической периодизации истории стран соответствует мезолита и неолита. В течение этого периода на Японском архипелаге доминировала культура Джьомон ( яп. 縄 文 文化, じょうもん ぶんか, МФА : [D͡ʑomoɴ bunka] ) Или Культура шнуровой керамики.


1. Краткие сведения

"Горящая керамика" [1] средних суток периода Джьомон (стоянка Уматака, Нагаока, Ниигата. Токийский национальный музей).

Эпоха, в течение которой в Японии использовалась шнурованных керамика, называется периодом шнуровой керамики или периодом Джьомон [2]. Культуру этого периода называют культурой шнуровой керамики или культурой Джьомон. От докерамического палеолитической эпохи период Джьомон отличается появлением керамики, а также лука с стрелами. Вопрос о японском или иностранное происхождение джьомонивськои керамики остается открытым [3].

Лук и стрелы пришли на замену палеолитическом копья. Они были первой механической оружием человека. Появление лука изменила способ охоты и повысила его эффективность на малых животных. Керамика же возникла в результате осознания человеком химической изменчивости веществ. Мягкая и пластичная глина при длительном отопления превращалась в твердое посуду. Благодаря керамике люди научились варить и тушить пищу. Это способствовало обогащению рациона новыми продуктами и улучшению качества питания [3].

По состоянию на 1994 год, древним керамическим изделием на территории Японии считался "кувшин с квасолеподибним орнаментом" [4], найденный в пещере монастыря Сенпуку ( Сасебо, Нагасаки) [5] и датированный 11 тысячелетием до Р.Х. От этой временной точки видраховуюь начало периода Джьомон, что длился 10 тысяч лет. В эту эпоху культура изготовления керамики распространились по всему Японском архипелага - от Хоккайдо в Рюкю [3]. На фоне других неолитических керамических культур древнего мира эта культура была уникальной для Японии [3].

Джьомонивський керамике присуща локальная дифференциация, сходство стилей и временная непрерывность. То есть, она делится на несколько региональных типов, развивающихся эволюционным путем и имели сходные между собой орнаментальные мотивы. Наибольшие различия в японской неолитической керамике наблюдаются в изделиях Западной и Восточной Японии. В свою очередь, в восточнояпонское керамике периода Джьомон выделяют Северо-восточный и Кантоський типа. Последний также делится на ряд локальных подтипов. Несмотря на региональные различия, все типы керамики Джьомон имеют общие черты, что позволяет говорить о существовании на островах единой археологической культуры [3].

Точное количество стоянок периода Джьомон неизвестна. По состоянию на 1994 год их приблизительное количество составляло 100000 [3]. Это может свидетельствовать об относительно высокую для неолитических обществ плотность населения Японского архипелага [3]. К 1990-х годов большинство стоянок находилась в Восточной Японии, однако благодаря работе захиднояпонських археологов разница в количестве стоянок между Западом и Востоком сократилась. По мнению японского этнолога Коямы Шюдзо населения Японии в начале периода Джьомон составляло 20000 человек, в средней фазе - 260 тысяч человек, а в конце периода - 76000 человек [6].


2. Периодизация

Для периода Джьомон используется археологическая периодизация. Она базируется типологизации керамических памятников, возраст которых определяется радиоуглеродным методом. По этому методу период Джьомон разделяют на 6 больших временных отрезков:

Периодизация периода Джьомон
зародышевая сутки [7] 草创期,そうそうき, сосок около 11 000 - 7500 лет до Р.Х. [8]
начальная сутки [7] 早期,そうき, соки около 7500 - 4000 лет до Р.Х. [8]
ранняя сутки 前期,ぜんき, Дзенкив около 4000 - 3000 лет до Р.Х. [8]
средняя сутки 中期,ちゅうき, чюки около 3000 - 2000 лет до Р.Х. [8]
поздняя сутки 后期,こうき, коки около 2000 - 1000 лет до Р.Х. [8]
конечная сутки 晩期,ばんき, банки около 1000 - 500 лет до Р.Х. [8]

Кроме этой общепринятой периодизации существуют другие варианты. Перешить предусматривает разделение периода Джьомон на двое суток - раннюю и позднюю, пределом для которых выступает 3 - 2 тысячелетия до Р.Х. Во втором варианте периодизации выделяется четыре временные фазы: становления (11 - 4 тысячелетия до Р. Х.), развития ( 4 - середины 2 тысячелетия до Р.Х.), зрелости (конца 2 тысячелетия - начале 1 тысячелетия) и конца (середина 1 тысячелетия) [3]. Наряду с общей периодизации существуют локальные, которые учитывают особенности развития джьомонивськои керамики только в определенных регионах.


3. Супильство

Предки носителей культуры Джьомон прибыли до Японского архипелага в позднем палеолите. Вопрос их генезиса является дискуссионным в историографии. С конца 20 века отстаиваются теории пивничноазийського и южноазиатского происхождения джьомонивцив [9]. Их прямыми потомками считают айнов, рюкюсцев и северо-восточных яматосцив [10].


3.1. Хозяйство

Желуди - основная пищевая культура джьомонивцив

Хозяйственную основу японского общества периода Джьомон составляли охота, рыболовство и сбор растительных продуктов. Предполагается, что неолитический населения архипелага знало примитивное подсечно-огневое земледелие, а также смогло одомашнивать диких кабанов [3].

На охоте джьомонивци чаще использовали простые луки. Археологи находят остатки этого оружия преимущественно в торфяных слоях стоянок, расположенных в болотистых низинах. На 1994 ученые обнаружат только 30 полностью уцелевших луков [3]. Они изготавливались, как правило, с головчатые-тисса видов деревьев и покрывались черным лаком. Острие стрел мастерились из твердого камня обсидиана [11]. В отличие от лука, копье употребляли редко. Остатки копий часто обнаруживают на Хоккайдо и Пивинчно-восточном регионе, однако они являются редкостью для региона Канто. В Западной Японии копья почти не встречаются. Кроме оружия на охоте также использовались собаки и волчьи ямы. Чаще жители Японского архипелага охотились на кабанов, оленей, диких уток и фазанов [3].

Рыбу и морепродукты джьомонивци ловили, гарпунилы или вылавливали рыбацкими сетями. С мушлевих насыпей, тогдашних свалок, ученые находят вудильни крючки, наконечники малых и больших гарпунов, рыбацкие плавники и грузики. Большинство этих орудий изготовлены из кости оленя. Их обнаруживают преимущественно в стоянках, расположенных на речных и морских побережьях. Эти орудия использовались в определенные времена года и были ориентированы на определенные виды рыб: Бонита, красных Пагр, морских судаков и различные виды мушлевих. Удочки и гарпуны были индивидуальными орудиями, а сетки - коллективными. Особое развитие рыболовство приобрело после средней эпохи периода Джьомон [3].

Собирательство играло в хозяйственной жизни джьомонивцив ведущую роль. Продукты растительного происхождения активно употреблялись в пищу уже с ранней эпохи периода Джьомон. Большинство из них составляли твердые плоды деревьев, такие как каштаны, орехи и желуди, и клубни - батат и диоскорея. Их собирали осенью в больших количествах и составляли в плетеные из лозы корзины. Из желудей изготавливали муку на примитивных жернах и выпекали хлеб [12]. Часть продуктов хранили на зиму в неглубоких нескольких 1-метровых ямах, которые находились в пределах поселений. Доказательствами существования таких ям есть стоянки средней эпохи Саканошита (Арита, Сага) и конечной эпохи Минами-Гатамаеике (Санйо, Окаяма) [3]. Кроме твердых плодов джьомонивци потребляли водяные орехи, актинидии, плоды сапиндусив и афанантив, японский кизил, виноград, свидина. Зерна этих растений были найдены рядом с запасами твердых плодов на стоянке Торихама ( Вакаса, Фукуи) [3]. Вероятно, джьомонивци занимались примитивным сельским хозяйством, о чем свидетельствуют обнаруженные на местах их поселений остатки сельскохозяйственных культур - тыкв-глоток и золотистой фасоли [3]. Они также собирали китайскую крапиву и Уртика, из которой изготовляли волокно для одежды [3].


3.2. Жилье

В течение всего периода Джьомон жители Японского архипелага жили в землянках и полуземлянках [13], традиционных жилищах докерамического суток. Жилье было заглубленным в землю, мало земляные стены и пол, а также каркас из деревянных столбов, который поддерживал крышу из кож животных, травы и хвороста. Джьомонивськи землянки отличались по регионам. Больше всего их находят в Восточной Японии; меньше - в Западной [3].

Жилища начальной суток имели простую конструкцию. Они делились на прямоугольные или круглые в плане. Центром жилья был очаг, которое имело несколько типов: земляное [14], кувшинных [15] и каменный [16]. Первое изготавливали путем простого выкапывания неглубокой ямки в полу, в которой где жгли хворост и дрова, второе мастерили из нижней части горшка, которую вкапывали в пол, третье сооружали из гальки или малых камней, которыми облагали место для костра. Жилища регионов Тохоку и Хокурику этой эпохи отличались от остальных японских аналогов большими размерами. Начиная со средней эпохи они имели сложную конструкцию, предусматривающую использование нескольких очагов в одном доме [3].

Shijimizuka Ruins (restored houses 1). Jpg Uenohara Jomon No Mori.jpg Sanno kakoi iseki.jpg SannaiTipi.jpg
стоянка Шимидзука
( Хамамацу, Шидзуока)
стоянка Уенохара
( Киришима, Кагошима)
стоянка Санно-какой
( Курихара, Мияги)
стоянка Саннай-Маруяма
( Аомори, Аомори)

Жилье джьомонивцив было не только местом отдыха, но и пространством, тесно связанным с их мировоззрением и верованиями. После 3 тысячелетия до Р.Х. появился обычай зарывать при входе в землянку, что формы малого коридора, неповрежденные керамические кувшины или горшки. Предполагают, что в них составляла молочные зубы или плаценту новорожденных [3]. В некоторых домах размещали каменные фаллические палки секибо или ритуальные каменные помосты. В Центральной Японии и регионе Канто существовали землянки с вымощенной плоским камнем полом [17].

Среднестатистическая площадь джьомонивського жилья составляла 20 - 30 м ? [3]. Обычно в нем проживала одна семья от 5 человек и более. Доказательством такого количества жителей служит находка на стоянке Убаяма ( Итикава, Тиба) [18], где была обнаружено захоронение семьи в землянке - два человека, две женщины и один ребенок [3].

Существовали также большие здания, которые находят в Северной и Северо-центральной Японии. В частности, на стоянке Фудодо ( Асахи, Тояма) исследователи раскопали землянку, имевшей четыре очага и в плане напоминала эллипс длиной 17 м и радиусом 8 м. На стоянке же Сугисавадай ( Ноширо, Акита) было обнаружено землянку такой же формы, длиной 31 м и радиусом 8,8 м. Точное назначение этих больших зданий неизвестно. Гипотетически они могли выполнять роль места сборов, кладовки или коллективной мастерской [3].


3.3. Поселение

"Зал собраний" в отреставрированном поселении на стоянке Саннай Маруяма.

Несколько жилищ образовывали поселения. В начальную эпоху периода Джьомон оно состояло из 2 - 3 землянок. В ранней эпохе количество домов увеличилось, что дает основания говорить о постепенном переходе джьомонивцив к оседлому образу жизни. Жилища строили вокруг площади на примерно одинаковом расстоянии. Эта площадь была центром общественной и религиозной жизни поселения.

В историографии такой тип послений называют "круглым" [19] или "подковообразным" [20]. Они были традиционными на всей территории Японского архипелага начиная со средней эпохи периода Джьомон. Неизвестно, были поселения временными или постоянными, однако известно, что их жители проживали в них длительное время. Об этом свидетельствует преемственность керамических культурных стилей поселения, а также наслоения поселений раннего периода на поселение позднего [3].

Кроме сооружений в состав поселения входили так называемые "здания на подпорках" [21]. Фундамент этих сооружений напоминал прямоугольник, эллипс или шестиугольник. Они не имели земляных стен, пола и очага и находились на столбах-подпорках. Ширина этих зданий колебалась в пределах 5 - 15 м. Они были самыми сооружениями вроде больших землянок пивничнояпонського типа. Назначение "зданий на подпорках" неизвестно [3].

Кроме оседлых поселений археологи также находят поселения, не имели домов и напоминают временные лагеря.


3.4. Захоронение

Жители Японии периода Джьомон обычно хоронили покойников в мушлевих насыпях. Эти насыпи выполняли одновременно роль свалки и кладбища, и находились рядом с жилищами джьомонвицив. По результатам археологических исследований на один насыпь начальной суток приходилось 1-2 захоронения, а на аналогичный насыпь позднего времени - более 30 [3]. В 1 тысячелетии до Р.Х. появились обширные кладбища, как в мушлевому насыпи на стоянке Йошиго ( Тахара, Айчи) [22], где было найдено более 300 скелетов [23]. Материалы захоронений свидетельствуют о переходе джьомонивцив от кочевого к оседлому образу жизни, а также о постепенном росте населения древней Японии [3].

Большинство джьомонивських захоронений относятся к скорченных трупокладень: руки и ноги умершего сгибали так, что его тело напоминало эмбрион, помещали в яму без гробы и закапывали. Известны также отдельные случаи вытянутого трупокладення, которые получили распространение с 3 тысячелетия до Р.Х. [3]. Начиная с последней суток, рядом с трупокладенням появился обычай трупосожжения : обожженные кости конечностей умершего составляли в прямоугольник, а посреди него составляли череп и другие кости. Как правило захоронения были индивидуальными, однако существовали и коллективные могилы для родственников или детей. Самая коллективная могила периода Джьомон, длиной 2 м с 15 трупокладеннямы, была найдена в мушлевому насыпи стоянки Миямотодай ( Фунабаси, Тиба) [3].

Кроме обычных ямных захоронений в мушлевих насыпях существовали и другие. В ряде стоянок археологи находят могильники, в которых покойники похоронены в ямах с каменным полом или в больших каменных гробах. Такой тип захоронения был привычным для Северной Японии в конечную сутки. На территории Хоккайдо традиционными были захоронения на отдельных больших кладбищах за поселением с богатым погребальным инвентарем [3]. Кроме этого на всей территории тогдашней Японии существовал обычай хоронить мертворожденных, грудных детей и умерших детей в возрасте до 6 лет в керамических кувшинах [24]. Изредка в таких кувшинах хоронили взрослых - их тела сжигали, а кости, после обряда мытья водой, вкладывали в посуду [3].


3.5. Обряды и верования

Источником о религиозные представления жителей Японии периода Джьомон находится погребальный инвентарь. Его наличие свидетельствует, что джьомонивци верили в существование души и загробной жизни. В состав такого инвентаря входили вещи, которые покойный использовал при жизни: расчески, серьги, браслеты, нашийни и нагрудные украшения, кольца и пояса. Чаще в джьомонивських захоронениях встречаются ракушки браслеты и пояса из оленьего рога. Первые изготавливались из больших раковин глицимериса или Раппана, внутри которых открывали отверстие для руки и шлифовали до блеска, вторые мастерились с развилки оленьего рога и покрывались сложным орнаментом. Украшения имели не только эстетическое, но и ритуально-магическую функцию. Браслеты обычно носили женщины, а пояса - мужчины. Количество и богатство декора украшений указывали не на социальную, а половую или возрастную дифференциацию [3].

Среди джьомонивцив поздней эпохи существовал инициационных обычай вырывания или спиливания зубов. При жизни молодому человеку удаляли определенное количество резцов или клыки, что знаменовало о ее вхождении в группу взрослых. Способ и порядок вырывание зубов отличался во времени по регионам. Также бытовал обычай подпиливания четырех резцов верхней челюсти в форме малых трезубцев или двузубца. Реализация таких операций нуждалась составляющая хирургических навыков [3].

Zuby jomon.jpg Figurine Dogu Jomon Mus?e Guimet 70608 4.jpg JomonStatue.JPG Sekib-u-1.jpg Magatama.png
Подпиливание зубов
( Тахара, Айчи)
Мечи (слева) и секибо (справа)
(Абикоши, Чиба)
Магатама
( регион Канто)

Еще одним артефактом, связанным с религиозными представлениями джьомонивцив, являются керамические женские статуэтки догу. Их иногда называют "джьомониськимы венерами". Древнейший образец такой статуэтки был найден на стоянке Ханавадай ( Сакура, Тиба), датируемая ранней эпохой периода Джьомон [25]. В зависимости от стиля исполнения догу классифицируют на несколько типов: плоские [26], цилиндрические [27], рельефные с ногами [28], с треугольными лицами [29], пугачеподибни [30], с окуляроподибнимы глазами [31]. Почти все статуэтки изображают женщин с большим, возможно беременным, животом. Как правило их находят в сломанном состоянии. Предполагают, что догу символизировали женское начало, семью, рождаемость и использовались в обрядах, связанных с культом фертильности. С этим же культом ассоциируются фаллические символы - каменные палки секибо, каменные мечи и ножи, которые олицетворяют мужское начало, власть, авторитет [3].

Джьомонивци также изготавливали деревянные и каменные догу. Они играли роль амулетов-оберегов. Такую же роль имели "кривоцвиты" магатама, изготавливаемых из драгоценных камней и носились на шее. Кроме них жители древней Японии изготавливали керамические маски, назначение которых неизвестно [3].


4. Производство

Население периода Джьомон производило каменные и деревянные орудия и изделия, использовало асфальт и технику лакировки Урус.

Примечания

  1. яп. 火 焔 土 器, かえん どき , Каен доки.
  2. Японское слово джьомон означает "шнуровой орнамент". Это перевод словосочетания "cord marked pottery", которое использовал "первый исследователь" культуры Джьомон Эдвард Мос для определения керамики со стоянки Омори. До Второй мировой войны синонимом "периода Джьомон" был термин "каменный век".
  3. а б в г д е ж и к л м н п р с т в ф х ц ш щ ю я аа аб ав аг ад ае вплоть аи ак ал Период Джьомон / / Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997.
  4. яп. 豆粒 文 土 器, とうりゅうもん , Торюмон доки.
  5. Старейшая керамика Японии. Кувшин с квасолеподибним орнаментом / / История Сасебо. - Страница города Сасебо; Керамика из пещеры монастыря Сенпуку, Сасебо, Нагасаки
  6. 小山 修 三, 杉 藤 重 信. 縄文 人口 シミュレーション 「/ / 国立 民族 学 博物馆 研究 报告. - 9 巻 1 号 - 1984. - Pp.1-39.
  7. а б Иногда зародышевая и начальная сутки рассматриваются как один подпериоде периода Джьомон.
  8. а б в г д е Датировка представлена ​​по Charles T. Keally. Jomon Culture
  9. Рубль В. А., Коваленко А. А. Проблема этногенеза японского народа в современной японской историографии / / Восточный мир. - Киев: Институт Востоковедения НАН Украины, 2000. № 1, - С. 156-162
  10. 日本人 の 起源 / 埴 原 和 郎 著. - 东京: 角 川 书店, 1990.
  11. Свидетельством мощности лука джьомонивцив является находка со стоянки Шиджимидзука ( Хамамацу) - лопатка кабана, пробита каменным острием. (Период Джьомон / / Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. - Токио: Шьогаккан, 1994-1997.)
  12. Впервые образец такого обгоревшего хлеба был найден на территории джьомонивського жилья на стоянке средней суток Сори ( Фудзими, Нагано) (Период Джьомон / / Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997.).
  13. яп. 竖穴 住居, たてあな じゅうきょ , Татеана джюкьо. 竖穴 住居 ? 集 落 调查 の リサーチ デザイン / 小林 谦 一, セツルメント 研究 会 編. - 东京: 六 一 书房, 2008.
  14. яп. 地 床 炉, じしょう ろ , Джишьо-р.
  15. яп. 埋 瓮 炉, まい ようろ , Маййо-р.
  16. яп. 石 组 炉, いしぐみ ろ , Ишикуми-ро или яп. 石 囲 炉, いし が こ いろ , Ишикуми-ро
  17. яп. 敷 石 住居, しきいし じゅうきょ , Шикииши джюкьо. 敷石 住居 址 の 研究 / 山 本 晖 久 着. - 东京: 六 一 书房, 2002.
  18. Стоянка Убаяма / / Официальная страница города Итикава
  19. яп. 环状 集 落, かんじょう しゅうらく , Кандзьо сюраку.
  20. яп. 马蹄形 集 落 ,ばていけいしゅうらく, батей-кей сюраку.
  21. яп. 掘立て 柱 建物 , ほったてばしら たてもの
  22. Страница парка "Мушлевий насыпь Йошиго"
  23. Туристический справочник города Тахара, Айчи
  24. В мушлевому насыпи стоянки конечной суток Нумацу ( Исиномаки, Мияги) было найдено 10 кувшинных захоронений детей, а на стоянке Йошиго (Тахара, Айчи) - 35. (Период Джьомон / / Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. - Токио: Шьогаккан, 1994-1997.)
  25. Догу, размером 4,9 си, выглядит безликой антропоморфной фигуры с гипертрофированными женскими грудью и ягодицами "Ханавадайська Венера"
  26. яп. 板状 土 偶, ばんじょう どぐう , Бандзьо догу. Пошерени в ранней и средней сутках периода Джьомон.
  27. яп. 筒形 土 偶, つつ がた どぐう , Цуцугата догу. Распространены в ранней и средней сутках периода Джьомон.
  28. яп. 有 脚 立体 土 偶, ゆう きゃく り っ たい どぐう , Юкяку риттай догу. Распространены в ранней и средней сутках периода Джьомон.
  29. яп. 山形 土 偶, やまがた どぐう , Ямагата догу. Распространенные в средней сутках периода Джьомон.
  30. яп. みみずく 土偶, みみずく どぐう , Мимидзуку догу. Пошерени в поздней эпохе периода Джьомон.
  31. яп. 遮光 器 土 偶, しゃ こうき どぐう , Сякоки догу. Распространены в конечной сутках периода Джьомон.

6. Источники и литература

  • Период Джьомон / / Энциклопедия Ниппоника : в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997. (Яп.)
  • (Рус.) Рубль В. А. Японская цивилизация: традиционное общество и государственность. - Киев: "Аквилон-Пресс", 1997.
  • (Рус.) Рубль В. А. История средневекового Востока: Курс лекций: Учеб. пособие. - Киев: Лыбидь, 1997.
  • (Рус.) Рубль В. А., Коваленко А. А. Проблема этногенеза японского народа в современной японской историографии / / Восточный мир. - Киев: Институт Востоковедения НАН Украины, 2000. № 1, - С. 156-162
  • (Яп.) 绳 文 时代 / 镰 木 义昌 编. - 东京: 河 出 书房, 1965.
  • (Яп.) 縄 文 时代 研究 事 典 / 戸 沢 充 则 编. - 东京: 东京 堂 出版, 1994.
  • (Яп.) 縄文 時代 の 考古学 / 小 林达雄 著. - 东京: 学生 社, 1998.
  • (Яп.) 縄文 時代 の 日本 列島: 自然 と の 共生 / 东北 歴 史 博物馆 编 集. - 多 贺 城市: 东北 歴 史 博物馆, 2000.