Надо Знать

добавить знаний



Перун



План:


Введение

Перун в Киеве

Перун - божество в древнерусской языческой мифологии, покровитель князя и дружины, вероятно, бог войны. Также, судя по лингвистических данных, бог-громовержец, бог грозы, грома и молнии.

Культ Перуна очень древнее. Считают, что за Владимира Перун был главным божеством Киевской государства и символом государственного единства. Идол Перуна стоял на одном из киевских холмов, он был деревянный, имел железные ноги, серебряную голову и золотые усы. Густынский летопись упоминает, что в руках он держал драгоценный камень: рубин или карбункул. Войско присягалося и божилось Перуном. В договоре 971 г. Святослав клялся именами Перуна и Волоса. Также он упоминается в договорах с Византией и киевскими князьями Олегом ( 907 г.), Игорем ( 945 г.)

Древние славяне верили, что гром-то его речь, а молния-взгляд, также они воспринимали гром и молнию, как небесное вспашка и сев. Считалось, что первый гром и дождь обладают очищающей силой и возвращают земли животворность. Таким образом, бог грома, дающим плодородие, стал также и покровителем браков.

Восточные славяне чествовали Перуна еженедельно в четверг (в Перунов день). В этот день девушки приходили к воде, а зимой-до места, где поклонялись богам, и пели вокруг костра песни о Перуна.

Весной Перуну выбирали "невесту" - Вниз.

Деревом, посвященным Перуну, был дуб. Константин Порфирородного в своих записках отметил, что русы во времени похода на Царьград приносили под большим дубом в жертву птиц, хлеб и мясо. Густинская летопись также свидетельствует, что Перуну приносили жертвы и поддерживали неугасимый огонь из дуба.

Его зельем была папоротник. По легендам, в ночь на Купала на куст папоротника мог упасть огонь Перуна и вспыхнуть ярким сиянием. Если смельчак сумеет овладеть жар-цветком, то знать все тайны мира, обладать чарами и будет вечно молодым.

Животное Перуна - кабан. Их приносили ему в жертву. Археологи временами находят куски окаменевшего дуба с втесанимы в них кабаньими челюстями.

С приходом христианства, функции Перуна взял на себя святой Илья, а также частично архангелы Гавриил и Михаил.


1. Атрибуты Перуна

Оружие Перуна: "громовая стрела" или "чертов палец" (камни-белемниты), копье-молния, меч или сабля, ритуальные топорики-топоры, палки. Когда Перун мечет камни и стрелы на землю, возникает гроза.

Передвижение: колесница Перуна, конь Перуна, колесо Перуна ("громовой знак", т.е. колесо с шестью спицами).

Священное дерево: дуб. В грамоте галицкого князя Льва Даниловича, датируемый 1202 г. и в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб, как один из границ:

" "... А от той горы до Перунова Дуба горе склон" "

Б. А. Рыбаков пишет: Дважды наука обогатилась находками настоящих священных дубов языческого времени. Первую находку сделано в 1909 г. В 8 км от устья Десны вблизи Никольского монастыря из воды был извлечен ствол дуба около 20 м длины. Дуб погиб сравнительно молодым - судя по годичным кольцам, ему было около 150 лет. В свое время в толщу ствола были врезаны и успели врасти в древесину четыре кабаньих челюсти, расположенные квадратом. Челюсти принадлежали молодым кабанам. Вторая аналогичная находка дубового ствола с кабаньими клыками была сделана в 1975 г., неподалеку от первого в Днепре, ниже устья Десны. На высоте 6 м от корней в ствол дуба были также вживлены 9 кабаньих челюстей, образующих фигуру квадрата со стороной 34 см. Нижняя часть ствола носит следы огня. Дата с С 14 - примерно середина VIII в. н. е.

Связующее звено: птицы, сидящие на ветвях мирового дерева.

День недели: четверг, в полабских славян он назывался "Перунов днем". То, что четверг в архаичной традиции соотносился с грозой, подтверждается устойчивым выражением в современном украинском языке "после дождичка в четверг".

Число: 4, 8, иногда 6 и 12.

Антропоморфный облик: немолодой разгневанный муж с черно-серебряным волосами и огненно-золотой клубьястою бородой, волосы Перуна уподоблялось грозовом облаке, огненно-рыжий цвет бороды Бога Грозы также не случаен. Статуя Перуна, которая когда-то стояла в Киеве, описана в летописи так: "Голова серебряная, ус злат". Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем - каменные топоры и наконец - золотая секира.

Зооморфный вид: Дикий тур (огромный, мощный лесной бык).

Ассоциации и посвящения: неугасимый огонь, в нижнем течении Днепра и верхнее течение Волхова, пороги - место битвы с Велесом, которому посвящена другая часть соответствующей реки. Кроме того, с Перуном связывались холмы и горы. Южнославянские топонимы, в которых отражены имя Перуна, по большей части являются названиями лесистых возвышенностей и гор. В Киеве и Новгороде идолы Перуна стояли на холмах. В Третьем Новгородской летописи, датируемой 988 годом, сохранилось название возвышенности Перынь, посвященная Перуну:

" ... И требища уничтожь и Перуна порубите, что в большом Новеграде стоял на Перыни "

Существование этого древнего святилища подтверждается археологическими раскопками, предпринятыми в середине XX века В. В. Седов.

20 июля (по православному календарю - 2 августа) - Перунов день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей. В иное время этот день собак и кошек в дом не пускали, чтобы не навести грозу - гнев Перуна.


2. Этимология имени божества

Ближайшая параллель со славянским Перуном - Балтийское обозначения грома perkons, литовское perkūnija (перькуния) - "гроза". Другие индоевропейские параллели: древнеиндийская - Парджанья, хеттских - пор в, греческое обозначения огня - pyr. Название Перуна восходит к образу индоевропейского громовержца, имевшего родственное наименование с основой * Per (k). В поздних летописях XVII века, например в Холмогорский, в рассказе о Волхов говорится, что "Перун" белорусской означает "гром". Слово "piorun" польском означает молнию. В силезском диалекте используется восклицание "Pieruna!" или "Jerunie!".


3. Близкие к Перуну боги других народов

В чешском церковном словаре XIII в. "Mater Verborum" Перун уподоблен Юпитеру. В многочисленных церковных поучениях против язычества, например, в "Слове и откровении святых апостолов" ( XIV в.), Перун выступает как "елинський бог" (намек на греческого Зевса). Часто просто отождествляется с Дивесом, невидимым верховным дневным божеством индоевропейцев, известным у балтов. Однако, в ближайшее божеством до Перуна является балтский Перкунас, распространенный от Пруссии до Волги. Некоторые финно-угорские народы позаимствовали название Перкунас для обозначения черта. Также у мордвы- эрзя громовержец именовался Пургин-паз. Следует упомянуть о непременный звьязкок с Богом Грозы - Тором соседей и родственников славян по индоевропейской семье народов Скандинавов. В индуистском пантеоне богов эквивалент Перуна - Громовержец Индра.


4. Источники сведений о Перуне

Прокопий Кесарийский в VI веке описывает веру славян:

" ... Они считают, что один только Бог, творец молний, ​​является обладателем над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. "

Перун упоминается в славянских летописях, в том числе и в договорах Руси и Византии (князя Олега - 907, князя Игоря - 945, князя Святослава - 971). Упомянутый в многочисленных поучениях против язычества, в "Слове о мздоимании" (список XVI века) ​​и в "Слове о покаянии" и др..

Сведения о культ Перуна содержатся в "Густинскому летописи":

" Во-первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший Бог, сотворенный на подобие человек, ему же в руках бяше камень многоценные аки огонь, ему же яко Богу жертву приношаху и огонь неугасающий зъ дубового древия неустанно сваях; аще бы случилось за нерадением "служащаго иерея когда это огня погаснуть, таковаго же иерея без всякого извет и милости убиваху. "

В поучениях против язычества "О идолов Владимировых" находим:

" Первым осанки началнийшаго кумира. Именемъ Перуна бога грома и молнии и облаков дождевых на холме высоком над Буричевим потоком подобию члвечку. Тулов его бе от дерева хитростне изсечен главу имущих слиянии от сребро уши Златы нозе железные. В руках же держаше камен по подобию Перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен ... "

Арабские авторы IX-XIII веков, описывающие славян и русов, передают много информации об их обычаях, не называя имен богов, с которыми они связаны. Арабы называют славян и часто русов "огнепоклонниками".

Византийские авторы X века Константин Багрянородный, Лев Диакон и др. рассказывают об обрядах росов.

Для реконструкции мифов о Перуна используются индоевропейские параллели и восточнославянский фольклор, в котором Перуна заменяют Илья, Егорий и другие христианские персонажи.

Археологические источники, такие как раскопки храмов, находки идолов, изучение захоронений и выявления почитаемых мест и предметов, позволяющих воспроизвести элементы культа, сравнить культы разных племен и богов.


5. История культа Перуна

Связь Перун-Велес известен и славян и балтов, поэтому зарождения культа Перуна стоит отнести к периоду балто-славянской общности, есть, как минимум, до I тысячелетия до н. е.

Согласно периодизации истории язычества, имеющейся в "Софийском временник", при переходе к железному веку и солнечному календарю происходит персонификация языческих божеств.

Культ славянского Перуна на Днепре существовал в основных своих чертах уже в период II-IV вв. Некоторые славянские идолы историки пытаются связать с черняховской археологической культурой, но отнести этих идолов к любым богов довольно трудно. Находки идолов говорят о том, что в целом к ​​VI веку процесс персонификации уже завершился. На кувшине IV века из села Ромашки (под Киевом) является календарный орнамент, в котором, по мнению Б. А. Рыбакова, обозначенное праздник Перуна в виде "колеса Юпитера".

В "Повести временных лет" говорится, что лишь поляне придерживаются верных языческих обычаев, а другие народы имеют обычаи "скотское". Это противопоставление говорит о том, что Перун был главным богом племени полян, тогда как другие восточные славяне большей степени уважали другие божества. Археологи связывают происхождение племени и имени полян с черняховской и пеньковская культуры. Современники называли носителей пеньковской культуры антами. Именно в период существования пеньковской культуры (ок. V-VII вв.) В антском среде происходит формирование слоя воинов-профессионалов, для которых Перун становится важнейшим из богов как покровитель войны. Прокопий Кесарийский называет верховным божеством славян и антов громовержца-мироправителей. К антского периода обычно относят основание в земле полян храма князя Кия, который, вероятно, был посвящен Перуну. Вместе с расселением славян и антов в VI-VII вв. культ Перуна распространился далеко на юг и на север, с ним были знакомы на западных и на северных окраинах будущей Руси.

Другим источником культа Перуна на Руси был культ Перкунаса, существовавший у балтийских славян.

Во главе поклонников Перуна в Прибалтике стоял верховный жрец Криве-Кривейтес. С этим титулом возможно связано происхождение названия племени кривичей. По легенде Кривое создал "большой кривой" - своего рода государственное объединение, в которое вошли балты и славяне. Славянские язычники восприняли и веру и религиозное подчинение Кривое. Кривое выступал как верховный жрец и его посох (украинское "каракуля") был символом власти.

В летописях Перун называется богом народа русь. Варяги-русь, продвигаясь из балтийских берегов на восток и на юг, шли под флагом Перуна. Так, под Псковом в X-XVII вв. стояло два идолы. Один из описания был в виде меченосца, поражающего копьем змея-молнией, а второй идол держал в руках крест. Первый идол, по мнению некоторых историков, изображает борьбу Перуна и Велеса. Второй, вероятно, посвященный солнечному божеству.

Характер деятельности русов, связанной с постоянными военными походами, способствовал закреплению за Перуном верховенства среди богов движении. Перун русов носил отчасти схожи с Полянским богом черты, но частично и отличался с ним. Общим для русов и полян оказался культ меча, а различия касались мифологии, служения и погребального обряда.

Попав с севера Руси в Киев, русы восприняли местный культ Перуна и уже в этом виде он стал формироваться как культ главного бога Руси. Руси исключили Купала, знак которого также прочитывается на ромашкинскому календаре, и идол которого, вероятно, стоял в храме Кия (в армянской легенде - идол Деметр), из окружения Перуна, но восприняли идею пантеона разнородных богов. Ближайшими к Перуна в этом пантеоне оказались солнечные небесные боги Хорс и Дажьбог, а связанными с Перуном божествами - Велес и Мокошь. Борьбу за признание Перуна верховным божеством начал князь Олег, продолжил Святослав, а завершил, активно в ней поучаствовав, Владимир.

Олег выступил как яростный противник христианства, скандинавского, финно-угорского и словенского язычества. Он поклонялся Перуну, "богу нашему", и по сообщениям В.Н. Татищева при появлении в небе кометы (в июле 912 года) принес много жертв. Велес в связке с Перуном выступал как "скотий бог", что трактуется не только как "бог скотоводства", но и "бог скота", есть те народы, живущие "по-скотски" (как пишет летописец), слов ' ян, не почитали Перуна и подчиненных русам.

При Святославе прошла новая антихристианская и античародийська волна репрессий. Византийцы описывают обряды, проводившиеся князем в июле 971 года. Владимир создал пантеон богов во главе с Перуном и храм в Киеве, пол которого был засыпан штукатуркой христианской церкви. Были принесены человеческие жертвы из числа христиан. Одновременно в Новгороде был поставлен идол Перуна, как выяснили археологи, на месте изображения местного словенского божества.

Вскоре после первой религиозной реформы Владимир провел крещение Руси. Идолов Перуна были свергнуты и брошены в реки с особыми ритуалами. При крещении было использовано сложившееся у славян и русов представление о верховного всемогущего Бога, мотивом крещения стала идея о идольский обман. Русы и поляне вовсе не меняли бога - менялась форма культа: идолы были отброшены как форма, через которую дьявол обманывал людей.

Этим можно объяснить быстрое исчезновение культа Перуна после крещения. Все сторонники Перуна в момент оказались сторонниками Бога и насильственно утвердили эту веру среди поклоняющихся Велесу и другим богам, которые не вошли в пантеон Владимира. Исключением стали лишь новгородские поклонники Перуна, оказавших сопротивление крещению. Место Перуна в украинском христианстве занял не только Бог (Бог-отец и Бог-дух), но и святые Илья и Георгий (народное - Юрий).


6. Реконструкция мифов о Перуна

М. Пресняков (1998). Перун.

Бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине горы, преследует своего змеевидного врага Велеса, живущего внизу, на земле. Причина их ссор - похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах - жены или дочери громовержца, Мокоши. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову, других животных и, наконец, в змея, прячась в дупло дуба. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа завершается освобождением скота и женщины, начинается дождь, приносящий плодородие. Он идет 40 дней, пока не похоронено тело змея. Петух возит землю для похорон.

Распространенным сюжетом является создание мира уткой, плавающей по бескрайнему мировом океана. В одних вариантах (русский, мордовский, марийский, волжско-булгарский) утка (гоголь) достает кусочек земли со дна первичного океана и творит земной мир.

"Перун есть мног", - утверждалось в одном древнерусском произведении XV в. Литовцы также считали, что Перкунаса много - 5, 7 или 9.

Ильин день в украинской народной традиции - один из самых "суровых" праздников. В этот день "даже пустая работа считается великим грехом и может вызвать гнев Ильи". "На Ильин день стогов не мечут, а то спалит грозой." "На Ильин день в поле не работают." "На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы или гадов, которым в этот день дана воля." "На Ильин день собак и кошек не пускают в дом." "На Ильин день дождь - будет мало пожаров; ветер - много." "Ильинская пятницу без дождя - пожаров много." "На Ильин день где-нибудь от грозы загорается." "Суеверные наши крестьяне уверены, что в этот день звери и гады выходят из своих нор и бродят по лугам и лесам. Скот, выпущенная на луг, бывает растерзана или ужаленный змеями. Они думают, что нечистые духи поселяются тогда в зверей и гадов, мстят скоту и людям и только гром в состоянии разогнать этих врагов. " Вместе с тем в народном календаре Ильин день связан с идеей восстановления жизненного цикла, физического и духовного очищения, исцеления от болезней.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам