Надо Знать

добавить знаний



Петр Могила


Петр (Могила)

План:


Введение

Петр Могила ( рум. Petru Movilă; 31 декабря 1596, Сучава - 1 января 1647, Киев) - молдавский боярин, украинский политический, церковный и образовательный деятель Речи Посполитой, архимандрит Киево-Печерского монастыря с 1627 года, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси с 1633 года, экзарх Константинопольского патриарха. Канонизирован Церковью 1996 года.


1. Биография

Петр Могила был выходцем из древнего молдавского боярского рода. [1 1] Он родился 31 декабря 1596 года в семье валашского и молдавского господаря Симеона Могилы и Семигородской княжны Маргарет. В 1607 году в результате борьбы за власть отец парня погиб. После смерти Симеона Могилы и после захвата в 1612 году Кантемиром Мурзой молдавско-валахийських владений, княжна Маргарет вместе с сыном были покинуть Молдавию и переехать на украинские земли Речи Посполитой, где их приняли родственники - князья Стефан Потоцкий, Самуил Корецкий и Михаил Вишневецкий.


1.1. Образование

Молодой Могила участвовал в победной Хотинской битве 1621 года против мусульманских завоевателей.

Начальное образование Петр Могила получил в Львовской братской школе, организованной в 1586 году для защиты и сохранения православной веры. Семейство Могил придерживалось православия и мало тесные связи с Львовским братством, постоянно помогая ему средствами и услугами в строительстве. Львов был неподалеку от тогдашних молдавско-валахийських владений Львовское братство, испытывая потребность в средствах, часто обращались к вере молдавских хозяев с просьбами о материальной помощи.

Дальнейшее образование Петр Могила получил в европейских университетах. Сначала он получил образование в Польской академии в Замостье, а затем учился в разных учебных заведениях Голландии и в Париже.

Петр Могила свободно владел греческой и латинском языках и довольно быстро овладел богословскую науку. По возвращении в Речи Посполитой он пошел на военную службу, участвовал в Цецорской битве 1620 года и Хотинской битве 1621 года.


1.2. Церковная карьера

Свято-Успенский собор Киево-Печерского монастыря.

Мало известно о периоде жизни Петра Могилы, начиная от его участия в Хотинской битве и к посвящению в сан Киево-Печерского архимандрита. Могила начал часто посещать Киев и принимать активное участие в делах православной веры. Киевский историк С. Голубев считает, что кроме православного воспитания этому способствовали и частые встречи Петра Могилы с митрополитом Иовом Борецким, его наставником еще во времена учебы в Львовской братской школе. Общение с Иовом окончательно завершило формирование взглядов Петра Могилы и, по сути, определило направление его дальнейшей жизненной деятельности.

В течение 1622-27 Петр Могила находился на послушании в одном из скитов Киево-Печерской Лавры, который находился на территории современного села Михайловка-Рубежовка под Киевом [2 1]. В 1625 году он принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре.

После смерти 21 марта 1627 года архимандрита Печерской лавры Захария Копыстенский, в декабре 1627 на эту должность был посвящен Петр Могила [1 2]. В это время ему исполнилось тридцать лет. В этом возрасте избрания на такую ​​высокую церковную должность осуществлялось ли не впервые. Очевидно, этому поспособствовало поддержка Борецкого и других влиятельных благородных семей, исповедовавших православную веру, предыдущее иночество Петра Могилы и его личное богатство. 1628 года польский король Сигизмунд III утвердил Могилу на этом посту.

Н. Костомаров так оценивал первые шаги Петра Могилы:

" Новый архимандрит сразу же обнаружил свою деятельность в пользу монастыря, завел надзор над священнослужителями в селах лаврских имений, малограмотных приказал учить, а упрямых и своевильних подвергать наказаниям: обновил церковь, не жалел затрат на украшение пещер, подчинил лавре Пустынно-Николаевский монастырь, основал Голосеевскую пустынь, построил за свой ​​счет при лавре богадельню для нищих и задумал завести при Печерском монастыре высшую школу. "

1.2.1. Издательская деятельность

Петр Могила прилагал все усилия, чтобы за время его архимандритства Киево-Печерская типография заняла выдающееся место как среди других типографий Украина и Беларуси, так и в общественной жизни в целом. За пять с половиной лет его настоятельства с лаврской типографии вышло 15 названий изданий. Среди них были и книги самого Петра Могилы. В 1628 году в Лавре были напечатаны переведенные Петром Могилой из греческого "Агапита диакон главизны поучительны" и "тред цветная", в которых объяснялись важность и значение церковных гимнов.

В 1629 году на Киевском помистному соборе был одобрен к изданию "Литургиарион" Петра Могилы. Он представлял собой служебник, исправленный архимандритом по греческим источникам и с его собственными догматическими и обрядовыми разъяснениями литургии. Это одна из самых значительных трудов Могилы, которая в течение более двухсот лет не теряла своего значения.

Кроме этого в собственноручных записях Могилы сохранился ряд канонов и церковных писнопинь, частично вошли в будущих лаврских изданий: это канон на причащения священников, канон на исход души, канон на создание мира и плач изгнанных из рая прародителей, канон покаянный, благодарственно песнопения в честь пресвятой Богородицы в связи с замечательным лишением ней Киево-Печерской обители от нашествия Ляская войска ( 1630) и другие. Эти небольшие произведения, написанные церковно-славянском языке, свидетельствуют о незаурядном литературном даровании Петра Могилы.


1.2.2. Дипломатическая деятельность

Герб Петра Могилы с "Требника" 1646 года. В верхней левой части герба - герб Молдавии, в левой нижней части - герб Валахии.
Собственноручная подпись Петра Могилы.

Жизнь и церковная служба Петра Могилы пришлись на сложное время в истории православной церкви в Украине. В 1596 году была подписана Брестская уния, в результате которой большинство православных епископов признала верховенство Папы Римского, а Киевская православная митрополия виднововила свое единство с Римско-Католической Церковью. Те православные иерархи и священники, которые не признали унии, фактически оказались вне закона. Верные и большинство монастырей также выступили против унии. Однако в осуществлении ее положений была заинтересованность светская власть, поэтому притеснения православных, которые не хотели признавать превосходство Рима, стали обычным явлением. Петр Могила считал чрезвычайно важным делом примирения всех православных - тех, которые признали унию, и тех, которые выступали против нее. Однако его действия, направленные на это примирение, вызвали неоднозначные оценки современников. Одни считали Могилу искренним поборником единства православия, другие - рукой королевской власти, тщится обратить православных в униатов и разорвать связи с восточными патриархами и Москвой [1 3].

29 июня 1629 года в Киеве должен быть созван помистний собор, предметом обсуждения которого должен был стать вопрос примирения униатов и православных. Но положительных последствий собор не дал.

Не оправдались надежды Петра Могилы на примирение церквей и на Львовском соборе. Но больному удар по его надеждах нанесла смерть Иова Борецкого. Весть о смерти своего наставника Петр Могила получил 16 января 1631 года, возвращаясь в Киев с освящения Ставропигийской церкви в Львове. Церковь была збудованоа Львовским братством с немалыми пожертвованиями Могилы.

Неудачи всех попыток по примирению церквей породили растерянность и безнадежность среди православных обоих течений - тех, кто признавал унию или выступал против нее. Как писал тогда ректор Киевской братской школы Кассиан Сакович :

" Мы - дети одного отца, сыновья одной матери, зачем разрываем согласие, зачем друг друга посылаем в ад, зачем друг друга виклинаемо! [2 2] "

После ознакомления с духовным завещанием Иова Борецкого Петр Могила вступил в Киевского братства и стал старшим братец, опекуном и основателем братства, монастыря и школы. Эта должность открывала ему путь к занятию митрополичьей кафедры, но митрополитом было наставлен Исайю Копинского.


1.2.3. Просветительская деятельность

Петр Могила посвятил значительную часть своей жизни развитию православного школьного и образования в Украине.

Петр Могила, будучи архимандрита, сплотил вокруг себя образованных людей. Осенью 1631 года на территории Киево-Печерской лавры он открыл первую школу. Преподавание в Лаврской школе велось латинском и польском языках, и создавалась она по образцу ведущих школ того времени - иезуитских коллегий. Всего в ней обучалось более ста учеников. Петр Могила хорошо осознавал значение образования в развитии общества и стремился основать в Киеве такие школы, которые отвечали бы потребностям времени и ни в чем не уступали бы подобным европейским учебным заведениям. Еще задолго до открытия школы, заботясь об опытных преподавателей, Петр Могила подбирал способных молодых людей и за свои средства отправлял их за границу на учебу.

Однако школьные дела не давались Петру Могиле легко. Сначала Печерский-лаврские иноки выступили против предоставления школе помещений. Могиле удалось уладить эту проблему, но, как только началось обучение, противники Могилы стали видеть в лаврской школе конкурента Киевской братской школе. Киевское братство и казачество подняли вопрос об объединении Киевской братской школы и лаврской. Их поддержал и новый митрополит Исаия Копинский. Петр Могила согласился объединить лаврскую школу с братской, при условии, что будет блюстителем и опекуном объединенного учреждения.

Лаврскую школу, объединенную в 1632 году с братской, впоследствии был преобразован в Киево-Могилянскую коллегию, которая была провозглашена правопреемницей Киевской Академии, основанной Ярославом Мудрым. Автор ?Истории Русов? по ​​этому поводу писал, что гетман Сагайдачный: "построил Братский Киевский монастырь на Подоле под распоряжением того же наказного гетмана Петра Жицкого, яко в архитектуре толкового; придал монастырю богатые села и восстановил в нем с помощью Митрополита Киевского Петра Могилы древнюю Киевскую Академию, основанную со времен последнего крещения Руси, но от нашествия на Русь татар скрытую по разным монастырям и пещерах. ".

Коллегия была организована по образцам иезуитских учебных заведений. Студенты изучали здесь три языка: греческий, латинский и церковнославянский, изучали богословие и светские науки. Среди выпускников этой коллегии была немало представителей элиты тогдашней Украине и Белоруссии [1 4].

На содержание коллегии и монастыря Могила записал две лаврские волости и подарил собственное село Познякивку, кроме того, оказывал денежную помощь как коллегии, так и учителям и ученикам. Учитывая быстрый рост числа учащихся в 1634 году был открыт филиал коллегии в Виннице, которую позже перенесли в Гоще на Волынь, где она просуществовала до конца 17 века, а 1636 года Могилой была основана коллегия в Кременце. С именем Петра Могилы связано развертывания православной системы высшего и среднего образования в Украине, копировала католические школы, пытаясь конкурировать с ними.

В апреле 1632 года умер король Сигизмунд III. По польским обычаем после смерти короля имел собраться так называемый конвокацийний сейм, на котором делался обзор деятельности предыдущего короля, обсуждались различные мнения и предложения относительно будущего королевства. Затем собирался елекцийний сейм, на котором избирался новый король.

В Прилуках было созвано большой казацкий Раду, которая избрала на сейм делегацию. Петр Могила был делегирован на сейм от имени митрополита Исаии Копинского и всего православного духовенства. На сейме он имел требовать отмены всевозможных актов, запрещавших православным строить церкви, открывать коллегии, типографии, возвращения епархий, церковных имений.

Владислав IV восстановил Киевскую митрополию и вернул православным отменены привилегии. Он поддерживал Могилу в попытках занять пост митрополита в Киеве.

Польский королевич Владислав, чтобы обеспечить себе большинство при голосовании, составил специальный мемориал, в котором предлагалось решить казацкие вопрос, отдать православным Киевскую митрополию, вернуть все ее имения, монастыри и даже львовское епископство. 8 ноября 1632 року Владислав був обраний королем і, зваживши на ситуацію, задовольнив прохання православного духовенства, видавши диплом, яким гарантував православним більші права і вигоди, ніж ті, що були зазначені в "Статтях для заспокоєння руського народу". Цим документом надавалася повна свобода переходу як з православ'я в унію, так і з унії у православ'я. Київський митрополит мав, як і раніше, висвячуватися від Константинопольського патріарха. Православним миторополитам поверталась Луцька єпархія, запроваджувалася нова у Мстиславі, а також заборонялося чинити всілякі образи православним людям.

Тут же, у Варшаві, митрополитом було обрано Петра Могилу.

12 березня 1633 року Владислав затвердив митрополитом Петра Могилу. Королівською грамотою Могилі віддавалася Києво-Софіївська церква, утримувалася за ним і Києво-Печерська архімандрія, доручався нагляд над Пустинно-Микільським монастирем. Невдовзі було отримане благословіння й патріарха константинопольського, причому патріарх надавав новому митрополиту звання "екзарха святого константинопольського трону".

У квітні 1633 року Петро Могила розіслав вірним православним грамоти, запрошуючи чільних представників громад прибути до Львова на його висвяту в чин митрополита. Місто це було обрано не випадково, адже тут його добре знали і поважали. Після двомісячного перебування у Львові Петро Могила наприкінці червня вирушив до Києва. Проте Ісая Копинський не вважав обрання Могили законним і подав скаргу королю. Тяжба тривала не один рік. В феврале 1637 року Петро Могила запросив Ісаю в Луцьк і там у присутності численного духовенства примирився з ним. Але Ісайя знову виступив проти Могили, заявивши, що той силою примусив його до примирення. До самої своєї смерті Копинськнй не давав спокою Могилі.


1.2.4. На посаді митрополита

Петро Могила з розпису в церкві Спаса на Берестові в Києві.

Після наставлення митрополитом Петро Могила з новою силою розгорнув сподвижництво у церковній, освітній, будівничій галузях та книгодрукуванні. Вся його діяльність була спрямована на відновлення повнокровного життя Православної Церкви. Новий митрополит висунув перед пастирями суворі, але справедливі вимоги. Стосувалися вони передовсім обов'язкової загальної і богословської освіти, ретельного дотримання канонічних правил. У своїх грамотах і посланнях Петро Могила щораз концентрував увагу священнослужителів на необхідність своїм життям і діяльністю служити прикладом для мирян, виконуючи заповіді Божі, невтомно піклуватися про паству, сумлінно оберігаючи своє достоїнство від найменших проступків.

У відомство православного митрополита Могили перейшли Софійський кафедральний собор у Києві та приписані до нього храми, Видубицький, Михайлівський, Пустинно-Миколаївський монастир і інші монастирі та храми. У 1634 році розпочалося відновлення Софійського собору, яке тривало впродовж десяти років. Митрополит наказав також розчистити з-під нашарувань землі залишки Десятинної церкви, під руїнами якої було віднайдено мощі святого рівноапостольного великого князя Володимира. Петро Могила за свої кошти відновив і стару Церкву Спаса на Берестові, для розпису якої запросив художників з Криту. Ними були відновлені також Трьохсвятительська і Михайлівська церкви Видубицького монастиря.

Важливою ділянкою активності митрополита Могили було впорядкування богослужбової практики і видавнича діяльність. Релігійні суперечки і контроверсії 17 століття вимагали чіткого і сучасного викладу основ православної віри. З цією метою у 1640 році Петро Могила скликав у Києві собор (8-18 вересня), на який запросив духовних і світських осіб, в основному членів братств. Наслідком цього собору стало затвердження й нове видання "Требника" (1646). До церковної історії він увійшов як "Требник Петра Могили" і довгий час служив православному духовенству всієї України, а згодм і Російської імперії. У Требнику були викладені не лише молитви і обряди, до нього були додані пояснення й настанови, як у тому чи іншому випадку слід себе вести та чинити, а також догматичні й обрядові пояснення літургії, написані одним з учнів Могили Тарасієм Земкою. Під керівництвом Петра Могили було здійснено перегляд та видання інших богослужбових книг. Одна з найвідоміших - це "Служебник" (1629, 1639). На церковному соборі 1642 року в Яссах, у присутності представників Руської, Грецької та Молдавської Церков, було розглянуто, виправлено і схвалено подане українськими богословами "Православне сповідування віри".

Під керівництвом Могили було складено перший православний Катехізис. Для його затвердження у 1643 році в Яссах був скликаний загальноправославний синод. Але оскільки з розглядом цього документу справа зволікалася, Могила видрукував короткий катехизис. Повний катехизис було видано вже після смерті Петра Могили в Європі грецькою, латинською та польською мовами. 1696 року його передрукували в Москві, коли він уже заслужив повагу всіх православних богословів західного світу. Довгий час катехизис Петра Могили виконував роль найповнішого викладу православної віри.


2. Літературна спадщина

Титульна сторінка "Требника" Петра Могили 1646 року
Пам'ятник Петру Могилі на території Києво-Печерської Лаври, 2008 рiк
Поштова марка Молдови, 1996 рiк

Петро Могила залишив майже 20 творів церковно-теологічного, полемічного, просвітницького, філософського та моралізаторського характеру. Він автор книг "Євангеліє" (1616), "Анфологіон" (1636), "Ефхологіон" (1646) та ін.

Помер Петро Могила 1 (11 січня) 1647 року, коли йому виповнилося лише п'ятдесят. На посаді митрополита він прослужив всього чотирнадцять років. 3(19) березня 1647 року тіло покійного, згідно з його волею, було перенесено й покладено у Великій церкві Києво-Печерської лаври. У 1996 році Петро Могила був першим, кого канонізували у святі Українські Православні Церкви усіх конфесій. Взагалі Петро Могила був канонізований усіма 15-ма автокефальними Церквами Вселенської Церкви (лише Російська Православна Церква канонізувала цього як місцевошанованого святого, тобто святого, якого шанують лише на певній території).

За несколько дней до смерти первосвятитель составил духовное завещание, объявляя Киево-Братскую коллегию первой наследницей своего имущества. Ей он завещал 81 тыс. злотых, все свое недвижимое имущество, драгоценности и библиотеку. К тому времени Петр Могила имел одну из богатейших библиотек. В ней произведения Сенеки, Горация, Цезаря, Цицерона, Макиавелли, трактаты Авиценны и др.. Наряду с богословской литературой соседствовали польские хроники, русские летописи, документальные сборники, хронографы. В его библиотеки также вошли книги, которые в свое время завещал Могиле Иова Борецкий.


2.1. Произведения

  • Книга попы, нарыцаемое золото ... - К., 1623. - ВР ЛНБ
  • Любомудрѣйшаго киръ Агапита диакон, блаженнѣйшему и благочестивѣйшему царю Иоустиниану ... главизны, поучителны, по краегранию еллинскы изложены, словенский же пръвое напечатаны. - K., 1628 (перевод М.)
  • Λειτνργιαριων ... си ест служебник от литургий Св. Василия, Иоанна Златоустаго и преждесвященных служений иереиских и диаконского повседневных нощных же и дневных в себѣ съдръжимых реченный. Благословение и исправлением преподобнѣйшаго господина и отца киръ Петра Могилы. - K., 1629
  • Предисловие / / Номоканон си ест законоправилник, Имея по сокращению правила святых апостол седми соборов и помѣстных нѣкиих. K сему и Вселенский учителей и преподобных отец, третие c болше исправлением изданный. - М., 1629
  • Антология, сирѣч молитвы и Поучение душеполезная. В душевную ползать спудеов и всѣх благочестивых любомолитвеник. Вкратцѣ собраная и благочиннѣ расположеная тщанием ... Петра Могилы. - М., 1636
  • Евангелие учителное (с благословения Петра Могилы). - М., 1637
  • Λιτθος albo kamen z procy prawdy cerkwie świątey prawosławney ruskiej na skruszenie faecznociemnej Perspektiwy albo raczey pazkwilu od Kassiana Sakowieza ... roku 1642 w Krakowie wydanego, wypuszczony przez pokornego ojca Euzebia Pimina. - K., 1644
  • Евхологион, альбо Молитвослов или Требник. - K., 1646 (2-е изд.: В 3 ч. - Канберра; ​​Мюнхен; Париж, 1988)
  • Ортодокс омология сирѣчь Православное исповѣдание католическия и апостолския церкве Восточный новопереведеся c еллиногреческого языка. - М., 1696 (в соавт. С Исаией Трофимович)
  • Катихисис сирѣчь исповѣдание православные вѣры католическия и апостолския церкве Восточный ... - К., 1712.

3. Увековечения памяти

4. Примечания и сноски

Примечания

  1. Фамилия Могила происходит от молдавского слова mohila, что означает "возвышение", "горбинка".
  2. В то время архимандрит Киево-Печерского монастыря находился под прямой юрисдикцией Константинопольского патриарха, а не Киевского митрополита, и носил титул "Великого архимандрита".
  3. В то время связи с Московским царством, а тем более с Московской патриархией были незначительными. Москву больше интересовало укрепления власти царя новой династии Михаила Романова, а не дела православных в соседней Речи Посполитой. Сама же Киевская православная митрополия считалась канонической территорией Константинопольского патриархата
  4. В 1991 году на месте Киево-Братской коллегии было открыто Киево-Могилянская академия, которая впоследствии получила статус национального университета "Киево-Могилянская академия".

4.2. Сноски


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам