Надо Знать

добавить знаний



Печенеги



План:


Введение

Печенеги (тур. Pe?enek (ler), венгерский. Besenyő (k), греч. Πατζινάκοι, Πετσενέγοι, Πατζινακίται, латин. Pacinacae, Bisseni) - объединение тюркских и других племен, впервые упоминается в 8 ст., раз этноним печенеги упоминается в венгерских источниках конца 14 в. - начале 15 в.


1. Происхождение и ранняя история

В 890-х годах печенеги переселились в северо-причерноморские степи вплоть до устья Дуная, вытеснив отсюда другие племена, в частности наиболее многочисленных угров.

2. Печенеги и Русь

Первое упоминание о печенегов в "Повести временных лет" относится к 915. Князь Игорь заключил с печенегами договор, после чего они перекочевали к границам Византии и Венгрии. В 920 князь Игорь совершил поход против печенегов, но в 944 они приняли участие в походе Игоря на Византию.

В течение первой половины 10 ст. нападения печенегов существенно не отразились на отношениях Руси с Византийской империей и мусульманскими государствами Каспия.

После падения Хазарского каганата количество печенегов в Северном Причерноморье значительно увеличилось.

В 968 состоялся их первый нападение на Киев. В 972 печенеги разбили около днепровских порогов жену князя Святослава Игоревича, который погиб в этом бою. Печенежский хан Куря сделал чашу из черепа Святослава.

После смерти Святослава Игоревича, в конце 10 - первой половине 11 в. печенеги усилили нападения на Русь. В 988 - 997 князь Владимир Святославич вел ожесточенную борьбу с печенегами. Интенсивно змицнючы южные границы своего государства, он построил ряд укрепленных замков по рекам Суле, Стугне и Трубежу. Летописец упоминает о том, что печенеги в 993 перешли Сулу и вступили в битву с женой Великого князя Киевского Владимира Святославича, но потерпели поражение. На месте победы Владимир заложил город Переяславец.

Нападения печенегов имели место и в 996 - 997, а в 1015 -19 они были вызваны войнами между сыновьями Владимира Святополком, (пользовался печенегов) и Ярославом.

Последний поход печенегов на Русь состоялся 1036, когда они потерпели сокрушительное поражение под Киевом от войска Ярослава Мудрого. В знак этой победы было построено Софийский собор. После этого печенеги почти не упоминаются в летописях.

В 10-11 вв. часть печенегов признала власть киевских князей, осела на русских землях, в частности в бассейне Рось. Последний раз они упоминаются в летописи 1168 в составе Черных клобуков.


3. Печенеги на Балканах и в Венгрии

4. Печенеги вместе с половцами

Часть печенегов, которая продолжала кочевать в причерноморских степях, с появлением половцев вошла в их племенного союза во второй половине 11 ст.

В конце 11 ст., Печенеги начали нападать на земли Византии. Для борьбы с ними византийский император Алексей И Комнин ( 1081 - 1118) использовал половцев, в результате чего были внезапно уничтожены более 30 тыс. печенегов.

5. Описание печенегов

По сообщению византийского автора Константина Багрянородного, в 8 в. печенеги делились на 6 округов (орд), во главе которых стояли "великие князья". В каждую орду входили 5 родов, возглавлялись "меньшими князьями". В Днепровско-днестровских ордах были известны имена ханов Чушки, куркуму, Ваицу и др..

Власть передавалась двоюродным братьям или их детям, что свидетельствует о пережитках матриархальных законов.

В середине 11 в. в степях между Днепром и Дунаем кочевали 13 печенежских родов. Известны верховные военачальники их Тирах и Кеген, захваченных на войне пленных продавали в рабство или отпускали на волю за выкуп.

Основным видом хозяйственной деятельности печенегов было кочевое скотоводство. Но в некоторых местах, где находились их родовые могильники, в частности, у Саркела, в Поросье, они переходили к полуоседлого образа жизни.

В ряде местностей открыто захоронение печенегов могильник 10-11 вв. был полностью раскопан у Саркела. Своих покойников они хоронили в глубоких ямах, куда клали оружие (прямолези сабли, луки со стрелами), серебряные украшения ремней, чучела лошадей, их черепа и конскую сбрую. Если воин погиб в походе, то родственники насыпали курган, куда клали чучело коня и вещи покойника.

Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан (начало 10 в.) описал подробно их внешний вид:

они были Темнолицый брюнетами и имели гладко бритые лица

.

По следам поселений половцев в средневековой Руси остаются такие топонимы, как села Печенюги ( Новгород-Северский район Черниговской области), Печенеги ( Чугуевский район Харьковской области), пгт Печенижин Коломыйского района Ивано-Франковской области, гора Печенега круг Чугуева.


6. Источники к истории печенегов

Черные клобуки (из тюркской "каракалпаки" - черные шапки) - название самоврядованого объединение, сложившееся не позже 1146 (впервые название черных клобуков встречается в Ипатьевской летописи) из остатков тюркских кочевых племен берендеев, торков, печенегов, коуив, турпеив, каепичив. Причиной объединения этих часто враждующих народов, не пренебрегали поживиться за счет друг друга (так называемая "Барантом" - орда, грабила орду) и все вместе - за счет Руси, была опасность с того самого степи в виде орд половцев.

Не в силах устоять против половцев, черные клобуки с разрешения киевских князей поселились на южных пограничных землях Руси, главным образом по рекам Роси, Роставици и Днепру. Начал формироваться черноклобуцкий союз еще до нападений половцев. Русские князья вели длительную борьбу с кочевниками и часто из походов приводили на Русь плен, расселяли на южных рубежах Древнерусского государства.

В начале X в., Под 915 г., "Повесть временных лет" сообщает: "... придоша Печенезы первое на Рускую землю и створиша миръ съ Игоремъ и доша къ Дунаю" [7. - С. 115]. Отношения, сложившиеся с соседями в дальнейшем, становятся более проблематичными и в течение многих десятилетий печенеги представляли собой грозную силу, беспокоила Русь.

Печенеги (беченегы тюркски, пацинакы - в западноевропейских и византийских хрониках) - объединение тюркских и других племен VIII - IX вв. в заволжских степях, авангард мощного движения тюркоязычных народов, хлынули в начале IX в. в восточноевропейские степи. В 968 г. первое нападение на Киев, 972 г. печенеги разбили около Днепровских порогов жену князя Святослава Игоревича, который погиб в бою. Со смертью князя нападения на Русь в конце X - первой половине XI в. усиливаются. О частых нападениях печенегов свидетельствует "Повесть временных лет" [1. - С 358 - 359]. Сокрушительное поражение печенеги получили под стенами древнего Киева от Ярослава Мудрого в 1036 г.: "Ярослав же выступ из града исполчы жену ... и сташа предъ городом, а Печенезе приступать начаша. И едва одолевъ к вечеру Ярославь, и побегоша Печенезы раздно". На месте славной победы русских был построен Софийский собор. Получив сокрушительное поражение печенеги потеряли свое господствующее значение, а их место в степи заняли торки (узы за византийским летописям, гузы - на Востоке).

Торки - тюркоязычные племена, которые составляли часть гузов, впервые упоминаются в трудах Гардизи и Константина VII Багрянородного (Х ст.). Последние проживали в бассейне Урал, на границе тайги и степи, где их соседями были печенеги, с которыми гузы враждовали. В середине X в. гузы покорили часть печенегов. В ходе принятия частью гузов мусульманства и доля племени, не захотела принимать новую религию, была вытеснена на запад и упоминается в русских летописях уже под названием торки. Во второй половине X в. торки выступают союзниками князей Святослава Игоревича и Владимира Святославовича. На стороне князя Святослава 963 г. торки воевали против Хазарского каганата. В 985 г. в составе русской дружины торки воевали против волжских булгар. В середине XI в. торки вытеснили печенегов и стали соседями княжеского государства расселившись в степях Южной Руси [3. - С 343]. Как и их предшественники, печенеги были падки поживиться за счет земледельческого населения. 1055 летописец вспоминает первый поход против торков: "... в то же лето идет Всеволод на Торкы зиме к воина и победи Торкы" [7. - С. 115].

В 1060 г. продвижение торков далее в Приднепровье было остановлено после разгрома их орд объединенными силами князей Ярославичей. В 1116 г. часть торков вместе с печенегами потерпела поражение от половцев и переселилась в пределы Руси. Торки разместились в бассейне реки Рось, где ими был основан поселок Торческ, и на Переяславщини (переяславские торки). До сегодняшних дней в топонимике сохранились следы пребывания торков на юго русских землях - реки Торец и Торч; Торское городище (вблизи Славянская Донецкой области) Торский путь вдоль реки Тетлигы [2. - С 344].

По мнению С. А. Плетневой, провести границу между печенегами, торками; берендеями, турпеямы и т. д. как в историческом, так и в археологическом плане сложно. Сведения об одном народе переплетаются с данными о других. Вещественные доказательства у всех народов почти одинаковы, захоронение и другие обычаи имеют незначительные различия, тем более, что последние смешиваются, исчезают или заменяются новыми, постоянно происходит при продвижении кочевников [14. - С 62].

По свидетельству средневекового историка Рашид-ад-Дина (XIV в.) получалось, что "с течением времени эти народы разделялись на многочисленные роды, так, что в разные времена из каждого отдельного возникали новые роды и каждое из своих причин и при случае получило свое имя или прозвище ".

В основе хозяйства черных клобуков лежало скотоводство, забезпечивало их почти полностью - давая одежду, жилье, еду, средство передвижения. Но для животных нужные пастбища и запасы воды, а все это могли дать степи пивднл Киевской Руси и поэтому они всегда влекли к себе кочевые народы. Соседство княжеского цивилизованного государства давало еще одну из сторон дохода - грабеж, возможность нажиться по продаже или выкупе или откупе пленных. Максимальное расширение территорий для выпаса скота и облавной охоты побуждало кочевников на путь завоеваний, поскольку ни один народ не отдавал своей земли добровольно, без сопротивления. Кочевники двигались, как туча, сметая все на своем пути, шло все население со своими стадами, башнями, женщинами и детьми, большим количеством воинов. Участие в войне было правом и обязанностью всех свободных. Феофилакт Болгарский так характеризует кочевников: "... жизнь мирное - для них беда, лучшие времена - когда они любую возможность для войны" "Киевский князь Изяслав Мстиславович 1151, готовясь защищать Киев вол князя Юрия Долгорукого, посылает младшего брата в Черных Клобуков за помощью: "И тако отрядиша Володимера брата своего по башни, с Торкы, и съ Коуы, и съ Берендъы, и с Печенъгы ... И Володимеръ приде съ всимы Черными Клобуки, и съ башнями и съ стады и скоты ихъ, и многое множество, и велики пакость створиша, оно ратники, а оно своъ, и монастыри оторгоша, и села пожгоша, и огороды вси посъкоша "[7. - С. 296].

Своеобразием кочевого мира является то, что вся организация орды носила военный характер. Каждый кочевник - воин с детства, что предопределяло массовость и хорошую организацию армии, подвижность больших конных масс и своеобразную тактику. Всю жизнь кочевников было военизированное, каждый, кто достиг совершеннолетия, физически полноценный человек, представлял собой профессионально подготовленного воина. Этому способствовали целеустремленность в традициях воспитания подрастающего поколения, военные упражнения на соревнованиях, массовые осадные охоты, постоянное участие в военных действиях. Оружие и конь весили для кочевника значительно больше, чем для земледельца. Все это в способствовало высокой мобильности кочевого общества.

Сравнительно несложная кочевое хозяйство, с которым справлялись женщины и дети, давало возможность освобождения от хозяйственной деятельности большого количества взрослого мужского населения. Достичь преимущество над оседлым населением кочевникам помогала подвижность и оперативность военных формирований, умение создавать многократную численное преимущество в надлежащем месте и в нужный момент. Военная и административная власть была неразрывной. Обе функции сосредоточены в руках одного лица. Фактически общественная организация и военная в черных клобуков, как и в других кочевых народов, имела разделение на десятки, сотни, тысячи, тумены во главе с вождями - военачальниками, которые занимали военную и гражданскую власть. В дальнейшем, с мнением С. А. Плетневой. социальная структура черных клобуков соответствовала структуре общества Киевской Руси, потому что они были вассалами русских князей и "гражданами" государства. Структура была следующей: верхушка кочевого общества - "лепшие мужи", князья, иначе бяки, которые были во главе рода. Верховным собственником черных клобуков были русские князья, которым они служили. Для пороских кочевников это были киевские стольные князья. В конце XII в. Поросья вместе со столицей черных клобуков Торческ становится одним из удельных владений киевских князей, которое отдавалось наиболее ловким и выдающимся в военном деле князьям для контроля над беспокойными вассалами. В Торческ утверждается княжеский стол и размещается руский гарнизон. Так, 1162 г. летопись называет Торческ князем Рюрика Ростиславовича, который выступил с Торческ против захватив Киев Изяслава Черниговского с "Берендея, и с Коуы, и с Торкы, и с Печенегы" [14.-С. 62].

В 1169 г. Торческ со всем Поросьем большой Киевский князь Мстислав Изяславич отдает своему дяде Владимиру [7]. Последнее летописное упоминание Торческ связана с битвой русичей с половцами под его стенами в 1234 г. Были в черных клобуков и другие города, имеет подтверждение в летописи, где под 1177 годом рассказывается, что половецкая орда, ворвавшись на Русь, "... взяша 6 городовъ Береньдиць "[7].

Возникновение этих городов на Руси, где жило славянское земледельческое население, было обусловлено оседанием кочевников и заинтересованностью последних в торговых отношениях с земледельцами. Оно началось еще задолго до XI в. и было следствием сложных условий жизни кочевников. В результате имущественного разграничения выделялись богатые племена, которые продолжали кочевать, а бедные оседали на земле. Летописец упоминает о башне торков и черных клобуков на границах Руси в Ипатьевской летописи под 1103, 1150, 1151 Жили черные клобуки не только в Поросье, были их положения вокруг других русских городов - Чернигова, Переяславля, Белой Башни. Есть сведения об их участии в междоусобных войнах на Волыни и Галичине. Проживая в пределах Руси, черные клобуки должны были нести сторожевую службу на рубежах государства, участвовать в походах против внешних врагов и поддерживать сторону киевского князя в междоусобных спорах. Однако полностью они не становятся верными вассалами киевского князя. Так, 1150 г. Черные клобуки отказывают в помощи Изяславу Мстиславовичу в его борьбе за великокняжеский киевский "стол" с галицким князем Владимиром, обращая внимание на превосходящие силы последнего. Не получив поддержки черных клобуков, князь Изяслав должен был оставить киевский "стол". Того же года, получив поддержку в других землях, для восстановления владения Киевом, князь организует поход и к его превосходящих сил присоединяются черные клобуки. В оживленной борьбе за Киев между Изяславом и Юрием Долгоруким черные клобуки чаще становятся на сторону первого. 1152 летопись свидетельствует об отправлении Изяславом своего сына Мстислава в поход против половцев "... съ полкы своими" и "съ всим Черными клобуки" [7. - С. 279].

В дальнейшем летопись во многих местах говорит об участии чорноклобукських войск в совместных походах с русскими князьями, но нередкими были случаи, когда они предавали своих сюзеренов. Так, во время похода 1192, черные клобуки отказались от боя, мотивируя это тем, что не могут воевать против своих "родственников". "Черные же клобуке не восхотеша ехать за Днепръ, бяхуть потому Сватово имъ седяще за Днепромъ близъ, и распревшеся и возвратишася восвояси".

Вместе с общей военной службой князьям, отдельные представители черных клобуков служили и индивидуально. Служба их носила специфический характер. Они выполняли то, что не могли сделать православные русичи. В 1015 г. повар "именем Торчин" зарезал своего князя Глеба Владимировича, в 1095 г. половецкий хан Итларь получил коварное приглашение к бане от отрока Мономаха Баидюка, 1097 Теребовельского князя Василька ослепил "Торчин именем Береньды" и многие другие.

Общая военная сила черных клобуков, по известным летописным свидетельствам, достигала в разные времена от 5 до 6 тысяч воинов. Так, 1185 чорноклобукський корпус под руководством Кундувдия преследовал половецкого хана Кончака. "Уведивъша же Кончака, бежавшей, послал по нет Кунътувдыя, въ 6000".

Характеризуя кочевые народы, С. Плетнева выделяет три типа воинов, с характерным и для чорноклобукського войска: первый тип - воины-лучники. входивших в легкой конницы и имели на вооружении лук, второй тип - конники, вооруженные копьем и саблей (лук и стрелы были обязательны для каждого кочевника), которые составляли тяжелую конницу, третий - богатые и знатные воины. Вони не складали окремих загонів, а виконували обов'язки військових начальників - баатурів. Роблячи висновок можна сказати, що військо чорних клобуків складалося з легко та важко озброєної кінноти.

У відкритому зіткненні чорні клобуки, як і інші кочівники, змалечку навчені їзді на конях та стрільбі з луків, прийняли тактику розсипного строю. Легка кіннота виснажувала противника в дистанційному бою, охопивши його стрій з фронту та флангів на відстань польоту стріли. Напад був стрімким, у разі невдачі застосовувався швидкий відхід, заманювання противника в засідки, удавана втеча з концентрацією сил 'для контрудару. Якщо противник починав нервувати, ламався його бойовий порядок, кочівники переходили в рішуч> атаку лавою, намагаючись зломити ворога першою атакою. Відступаючого ворога переслідували, знищуючи і беручи в полон. Якщо противник стійко оборонявся, кочівники вступали у ближній бій, навіть спішувалися, продовжуючи боротьбу в рукопашну. Тяжко озброєна кіннота вела атаку міцно зімкнутим строєм, використовуючи спис, піку, шаблю. Тіло воїна-кочівника від ударів захищала кольчуга, броня, в руках його був щит, на голові шолом.

Під час облоги міст особливої техніки для їх взяття чорні клобуки не мали і в основному осаджували невеличкі міста, брали їх тривалою облогою, змушуючи городян терпіти голод та спрагу. Городяни, не витримуючи голоді, здавалися, а місто розграбовувалося і знищувалося.

Роблячи висновки можна сказати, що чорні клобуки, знайшовши захист від половецької орди на південно-руських рубежах, частково осідаючи на землі, підпали під васальну залежність від руських князів, посіли своє місце у структурі княжого війська Київської Русі і мали свої специфічні задачі, а саме:

1. Захист Русі на кордонах зі степом від орд половців, коли кінне військо чорних клобуків успішно діє проти кінного війська половців, знаючи тактик} дій і маючи на озброєнні ті ж засоби ведення бою, що й останні.

2. Використання в міжусобних війнах, коли рухливе, маневрене, доволі численне військо чорних клобуків, дозволяло стрімким і нестримним ударом оволодіти ініціативою в бою, примусити противника до відступу, а то й безладної втечі.

3. Заглиблення на велику відстань у стан ворога, удари зненацька, створення перепон просуванню противника, примушення до бою у вигідних для себе умовах.

Все вище перераховане дозволяло успішно вести боротьбу з половецькими ордами, які турбували Русь, вирішувати внутрішні питання відносин між князями і тому завжди, готуючись до походу проти половців чи для вирішення своїх проблем, князі шукали підтримки серед ватажків чорних клобуків, роздаючи їм за вірну службу міста та землі.


Литература

  • 1. Довідник з історії України. В 3 т. - Т. 2. - К.: Генеза, 1995.
  • 2. Довідник з історії України. В 3 т. - Т. З. - К.: Генеза, 1999. 178
  • 3. Кирпичников А.Н Древнерусское оружие // Археология СССР. Свод археологических источников. - Выпуск ВІ-36. Л., 1971.
  • 4. Комнина Анна. Алексиада. - М., 1965.
  • 5. Костомаров Н. И. Исторические произведения. Автобиография. - К., 1990.
  • 6. Крип'якевич [., Гнатевич Б., Стефанів З., Думін О., Шрамченко С. Історія Українського війська [в 2 т.]. - Т.1. - К.: Варта, 1994.
  • 7. Летопись по Ипатскому списку. - СПб., 1871.
  • 8. Моргунов Ю. Ю. Древнерусские городища окрестностей летописного города Лохвица // Свод археологических источни ков. - 1988. № 2.
  • 9. Моця А. П. Кочевники Причерноморья на рубеже тысячелетий (венгры, печенеги, горки). Николаев, 1997.
  • 10. Плетнева С. А. Древности черных клобуков // Свод археологических источников. - Выпуск Е1-19. -М., 1973.
  • 11. Плетнева С. А. Закономерности развития кочевнических обществ в эпоху средневековья // Вопросы истории. - 1981. № 6.
  • 12. Плетнева С. А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // Материалы и исследования по археологии СССР. - М., 1958.
  • 13. Повесть временных лет. - М. -Л., 1950.
  • 14. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. - М. -Л., 1952. - Т. 1. - Кн. 1.
  • 15. Рыбаков Б.А Торческ - город черных клобуков // Сборник "Археологические открытия 1966 года". М., 1967.
  • 16. Рутківська Л. М. Степові кочівники та Київська Русь IX - X ст. // Український історичний журнал. - 1965.
  • Гайдай Л. Історія України в особах, термінах, назвах і поняттях.-Луцьк: Вежа, 2000.
  • Справочник по истории Украины.По ред. И.Подковы и Р.Шуста. - М.: Генезис, 1993.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам