Надо Знать

добавить знаний



Пещера Ласко


Изображение коня с Пещеры Ласко

План:


Введение

Пещера Ласко ( фр. Grotte de Lascaux ) В Франции - одна из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранением наскальных изображений. Ласко иногда называют "Сикстинской капеллой первобытного живописи ". Живописные и гравированные рисунки, находящиеся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в 18-15 тысячелетии до н. е. Долгое время их приписывали древней Мадленской культуры, но последние исследования показали, что они скорее относятся к более ранней Солютрейськои культуры.


1. География

Пещера расположена в историческом регионе Франции Перигор на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км юго-восточнее города Периге. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковых холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко - это "сухая" пещера. Слой непроницаемого мрамора защищает ее от пропитки воды и препятствует образованию кальцитовых отложений.


2. История

2.1. Открытие

Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками [1]. Они нашли узкий отверстие после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсала, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лаваля.

Специалист по истории первобытного общества Анри Брей, который скрывался в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейна, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуеном. А. Брей первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их [2]. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провел несколько месяцев на этом месте, изучая первоначальный живопись, который он отнес к Перигорськои культуры.

Несколько лет А. Брейли провел в Испании, Португалии и Южной Африке, а затем 1949 года вернулся во Францию ​​и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургонь. Он рассчитывал найти там захоронения, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений. А. Брей позже дал такое определение Ласко:

" Если Альтамира - столица пещерной живописи, то Ласко ее Версаль "

[3]))

В 1952 - 1963 годах по просьбе Брея Андре Глори провел новые раскопки на поверхности площадью 120 м ? и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описании значится 1900 наименований).

Затем наскальная живопись Ласко изучали Аннет Ламинг-Амперер, Андре Леруа-Гура и с 1989 к 1999 года - Норбер Ожуля [4].


2.2. Классификация

Пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции практически сразу после ее открытия, с 27 декабря 1940 года.

В октябре 1979 года Ласко вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими доисторическими стоянками и пещерами с наскальной живописью в долине реки Везер.


2.3. Туризм и проблемы сохранения

Доисторический инструмент, который обнаружил в Ласко археолог Андре Глори. Мадленской культура, около 15 тыс. лет назад

В 1948 году вход в пещеру был оборудован для туристических посещений, которых становилось с каждым днем все больше, что со временем стало угрожать сохранению наскальных изображений. Были проведены серьезные земляные работы, которые позволили изменить уровень и свойства почв в пещере. Кроме того, было установлено электрическое освещение и построены специальные лестницы, чтобы упростить доступ к "залы быков". Вход в пещеру был закрыт тяжелыми бронзовыми дверями.

В 1955 году было замечено первые признаки повреждения изображений. Они возникли вследствие избытка углекислого газа, появившийся от дыхания посетителей. Углекислый газ и водяные испарения вступили в реакцию со стеклянистой корочкой кальцитних солей, покрывавшей изображения и защищала их как слой лака [5]. В результате образовался хорошо растворимый гидрокарбонат кальция - Ca (HCO 3) 2, что разъедает и повреждает наскальные рисунки. В 1957 году в Ласко установили первую систему, которая должна была восстанавливать атмосферу и стабилизировать температуру и влажность. Однако посещение продолжались, и количество туристов увеличилось до 1 000 человек в день. В результате в день производилось около 2 500 литров углекислого газа и около 50 кг водяных паров, в то время как пещера имеет достаточно маленький размер - около 1 500 м ? [6]. А. Глори, который занимался в это время раскопками в Ласко, должен работать по ночам, чтобы не мешать потоку посетителей.

В 1960 году в Ласко появилась так называемая "зеленая болезнь": избыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение стали причиной распространения колоний водорослей на стенах пещеры. Затем обогащение среды диоксидом углерода стало причиной ?белой болезни", кальцитного покрова, осевший на стенах и на некоторых художественных произведениях. В 1963 году микроорганизмы продолжали быстро распространяться, несмотря на то, что была установлена ​​система озоновое фильтрации. В апреле 1963 года Андре Мальро, министр по делам культуры, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики.

В 1965 - 1967 годах системы, регулирующие тепловые и гигрометрични процессы, смогли, наконец, восстановить прежние условия циркуляции воздушных масс, которые ранее позволяли Ласко сохраняться в течение тысячелетий. Принцип этой статической охлаждающей системы заключался в естественном конвекции с целью конденсации водяных паров в определенном месте.

В начале 1970-х годов началось создание репродукции части пещеры. Она была открыта для широкой публики в 1983 году и получила название Ласко II.

В 2000 году аппаратуру по регулированию климатом в пещере заменили. Весной 2001 года Брюно Деплой и Сандрин ван Солина, служащие, уполномоченные следить за пещерой, заметили появление плесени в тамбуре пещеры. Грунт покрылся грибами Fusarium solani. Этот процесс был связан с установлением новой системы гидротермического регулирования. Штаммы Fusarium solani, появившиеся в пещере, были устойчивы к формальдегида, который использовался десятилетиями для дезинфекции подошв обуви посетителей. Грибы распространились на изображение, которые вскоре были покрыты белым слоем грибницы. Гриб существовал в симбиозе с бактерией Pseudomonas fluorescens, которая сводила на нет используемый до тех пор фунгицид. Поэтому его стали комбинировать с антибиотиком.

В 2002 году министерство культуры создало "Международный исследовательский комитет пещеры Ласко", который должен решить эту проблему. В 2006 года заражение было почти полностью подавлено, но каждые две недели специальная команда, одетая в защитные комбинезоны, должна вручную очищать стены от грибных волокон, поскольку они, несмотря ни на что, продолжают появляться вновь [7] [8] [9].

Пятнадцать лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и поставили уникальные наскальные изображения под угрозу исчезновения.

План пещеры Ласко.

3. Описание пещеры

Пещера Ласко относительно небольшого размера: совокупность галерей имеет длину примерно в 250 м при средней высоте 30 м. Расписная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.

Современный вход соответствует доисторическому, несмотря на то, что сейчас он снабжен системой тамбуров. Первоначальный вход должен быть несколько длиннее, но потолок в древние времена там рухнул и образовался скат, которым сейчас спускаются посетители пещеры.

Чтобы упростить описание, пещеру по традиции разделили на несколько зон, так называемых зал в определенной цветовой гамме. Эти образные названия, которые существуют сейчас, предложил А. Брей.

  • Первый зал - это "зал быков" или "Ротонда" ( фр. salle des Taureaux, Rotonde ): Длина - 17 м, ширина - 6 м, высота - 7 м.
  • "Зал быков? переходит в так называемый "осевой проход" ( фр. Diverticule axial ), Более узкую галерею, идущую в ту же сторону и имеет примерно такую ​​же длину.
  • С "зала быков? справа от "осевого прохода? можно попасть в "пассажа" ( фр. Passage ), Галерею длиной 15 м.
  • За "пассажем" находится "Неф" ( фр. Nef ), Он имеет большую высоту и длину 20 м.
  • Сам "неф" переходит в часть, где нет наскальных изображений, а за ним находится "кошачий лаз" ( фр. Diverticule des F?lins ), Узкий коридор длиной 20 м.
  • "Апсида" ( фр. Abside ) - Это круглый зал, который находится на востоке в месте соединения "прохода" и "нефа".
  • За "апсидой" находится "шахта" или "колодец" ( фр. Puits ). Чтобы попасть туда, необходимо спуститься на 4-5 м практически до начала нижней системы.

4. Археологические находки

Многие археологических находок было сделано Андре Глори при оборудовании тамбуров у входа в пещеру, и самих залов, а затем при методическая раскопках, которые были особенно плодотворными в "шахте". До археологических находок относятся предметы, сделанные из камня (403 орудия), с кости (28 орудий), растительного происхождения (113 фрагментов), украшения (10 раковин), многочисленные угольки и остатки красителей.

В "нефе" был найден светильники, красящие вещества и остатки пищи. В "апсиде" также было найдено большое количество важных предметов: острия копий, скребки, резцы и светильники. В "шахте" были обнаружены остатки красителей, острия копий, просверлени раковины и светильники.

Найденные красители изучались под электронным микроскопом. Черные красители соответствовали оксида марганца, а желтые, оранжевые и красные - оксида железа. Все они использовались в чистом виде без каких-либо минеральных примесей и без тепловой обработки [10].


5. Наскальные изображения

Сцена в "кошачьем лазе"
  • В "зале быков" находится самая живописная композиция Ласко. Ее кальцитовые стены плохо подходили для гравировки, поэтому были украшены живописными изображениями больших размеров: некоторые из них достигают 5 м в длину.

Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой. Двух зубров с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которой изображено нечто вроде рога, за что он и получил название "Единорог". На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и поэтому неразборчивым.

  • В "осевом проходе? также изображены быки и лошади, окруженные оленями и каменными баранами. На рисунке видно, что очертания коня, нарисованные марганцевым мелом на высоте 2,50 м от уровня земли. Некоторые животные изображены на потолке, словно они перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям, выполнение которых требовало строительства лесов, следует добавить многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники).
  • В "пассажи" много изображений было сильно повреждено, особенно через движение воздушных масс.
  • "Неф" насчитывает четыре группы фигур: отпечатки, черная корова, плавающие олени и и бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами, в том числе цветной плоскостью, разделенной на равные квадраты. А. Брей назвал их "Гербами". Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши или одежда из раскрашенных шкур.
  • "Кошачий лаз" обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих. Одно из животных, судя по всему, метит территорию. В эту галерею довольно сложно попасть, но там можно увидеть гравировки диких животных, выполненных в довольно примитивном стиле. В частности там есть лошадь анфас, довольно необычный пример палеолитического искусства, поскольку обычно лошадей изображали в профиль или с помощью приема "кривой перспективы".
  • В "апсиде" представлено около тысячи гравированных изображений, некоторые из них наложены на живописные рисунки. Здесь есть как животные, так и символы, в том числе одно изображение северного оленя в Ласко.
Изображение человека и бизона в "шахте"
  • В "шахте" находится одна из самых загадочных сцен Ласко: падающая человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражен дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображен продолговатый предмет, увенчанный фигурой птицы, возможно, это планка, которую привязывали к копья или гарпуна для усиления броска. На противоположной стене изображена лошадь. Кроме того, в этой композиции есть две группы интересных знаков:
    • Между человеком и носорогами - три пары точек (такие же есть в глубине "кошачьего лаза" и в отдаленной части пещеры).
    • Под изображением человека и бизона - сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике с песчаника, найденных неподалеку от этого места.

Скорее всего, в этой сцене различные предметы тесно взаимосвязаны, и притом не из-за близкого расположения животных и знаков на одной стене, как чаще всего бывает в палеолитической искусстве. Андре Леруа-Гура считает, что эта сцена отсылает к мифа, смысл и значение которого практически невозможно восстановить [11].


5.1. Художественные приемы

Среди художественных приемов, которые использовались первобытными художниками, следует отметить следующие:

5.2. Интерпретации

В пещере Ласко было найдено не очень много костяных и кремневых орудий: судя по всему, в пещере никогда не жили, ее в основном посещали ради наскальных изображений.

гравированный северный олень в "апсиде"

Животные, изображенные на стенах Ласко, - те же, что и во многих других пещерах с наскальными изображениями в Франко-Кантабрийские регионе: в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и горные бараны. Другие изображения животных встречаются реже и часто являются потенциально опасными для человека (например, медведи, носороги и крупные животные из семейства кошачьих).

Виды нарисованных животных не соответствуют, на которых охотились люди палеолита, которых они использовали в различных целях (ради мяса, шкур, костей и т. д.). Только гравированный северный олень (хотя такая интерпретация рисунка до сих пор вызывает сомнения), был определен как животное, чьи кости есть в пещере (более 88% из найденных).

Изображение оленя очень реалистичные, особенно позы животных, однако художники Ласко не стремились к исчерпывающему натуралистического изображения действительности: на рисунках отсутствуют растения и ландшафты, в отличие от многих других наскальных изображений.

Некоторые элементы рисунков имеют, бещперечно, символическое значение. Такая интерпретация касается трех пар точек, знашли в глубине "кошачьего лаза" и в "шахте" на границах изображений. Это касается и зазубренных символов, "гербов" и отдельных точек, расположенных в разных частях пещеры.

А. Леруа-Гуран считает, что пещера Ласко была святилищем, своеобразным культовым местом для людей того времени.


5.3. Датировка

Ласко является одной из первых палеолитических пещер, датировка которой определялось с помощью радиовуглеродного анализа, проведенного Уиллардом Либби. Этот метод был применен для анализа древесного угля, найденного в светильниках с "шахты". Первый полученный результат (15,5 тыс. до н. Э) свидетельствовал о частое посещение Ласко в эпоху мадленской культуры, однако этот результат был поставлен под сомнение А. Брейли, который считал, что наскальные изображения относятся к граветтськои культуры [12].

Впоследствии были проведены дополнительные анализы, результаты которых свидетельствовали все-таки о принадлежности памятника к мадленской культуры. Анализ был проведен на основе древесного угля, нахождения при раскопках А. Глори в "Пассаж" и "шахте". Этот уголь относилось к периоду ранней и средней мадленской культуры (ок. 17-15 тыс. до н. Н.э.).

В 1998 году было получено датировка ок. 18,6 тыс. лет до н. е.: был проведен радиоуглеродный анализ и масс-спектрометрия фрагмента дерева палки с "шахты"; результаты свидетельствовали о частые посещения пещеры в эпоху солютрейськои культуры [13]. Правда, остается открытым вопрос: с какой целью приходили люди того времени в пещеру: рисовать или любоваться уже нарисованным?

Непосредственное определение возраста живописных изображений и рисунков с помощью радиоуглеродного метода было бы возможно, если бы в росписях использовалось угля. Однако в Ласко нет таких изображений, все они были выполнены с помощью оксида марганца. Фрагменты красителей, осыпались со стен, были найдены во время археологических раскопок в различных культурных слоях : они дали возможность определить, что некоторые изображения были созданы в то же время, что и некоторые найденные предметы (кремниевые орудия, дротики, заостренные с помощью кости, светильники с жиром). Но такие предметы характерны как для мадленской, так и для солютрейськои культуры.

Ирму на сегодня нет точной датировки наскальных изображений Ласко. Хотя по мнению Н. Ожуля [4] существуют определенные доказательства, Ласко скорее относится к солютрейськои культуры:

  • наличие геометрических символов;
  • характерно изображение рогов зубров;
  • изображение человека напротив животные из семейства полорогих (в Рок-де-Авг ( фр. Roc-de-Sers ), Относящийся к солютрейськои культуры, есть фотография человека против овцебыка).

6. Ласко II

После закрытия пещеры для посещения туристами из-за проблем сохранения наскальных изображений в конце 1960-х годов. Национлаьний географический институт Франции (IGN) провел стерео-фотограметричну съемку всех расписанных поверхностей пещеры.

После этого общество, которое имеет в собственности Ласко, предложило сделать точную копию пещеры ("осевого прохода" и "зал быков"). Проект частично финансировался за счет продажи Ласко государству в 1972 году. В 1980 году работы были приостановлены, а затем продлен за счет департамента Дордонь.

Был построен бетонную постройку, внутри которой точно воспроизвели наскальные изображения выбранных частей Ласко, используя материалы съемки IGN. Воспроизведение наскальных изображений осуществила группа специалистов во главе с Пейтраль [14].

Копия Ласко, названная Ласко II, находится в 200 м от настоящей пещеры. Она была открыта для посещения 18 июля 1983 года. Некоторые другие репродукции живописи Ласко (олений фриз, два бизоны и черная корова с "нефа", сцена из "шахты") были выставлены в парке То ( фр. parc du Thot ) В нескольких километрах от Монтиньяка.


7. Галерея

  • Lascaux 03.jpg
  • Lascaux 04.jpg
  • Lascaux painting.jpg
  • Lascaus, Megaloceros.JPG

Примечания

  1. По одной версии они искали пропавшего собаку, по другой - подземный ход или сокровище.
  2. Breuil H. D?couverte d'une remarquable grotte orn?e, au domaine de Lascaux, Montignac (Dordogne) / / CR de l'Acad. des Inscr. et Belles-Lettres. S?ance du 11 oct. 1940. Р. 387-390.
  3. Эпиграф к статье Г. Збигнева - ec-dejavu.ru/l/Lascaux.html
  4. а б Aujoulat N. Lascaux - Le geste, l'espace et le temps. Seuil, 2004.
  5. Збигнев Г. ru / l / Lascaux.html Варвар в саду - ec-dejavu ... - М.: 2004. С.29.
  6. Roussot A. Breuil et Lascaux / / Lascaux, premier chef d'?uvre de l'humanit?. Les Dossiers d'Arch?ologie, 1990. № 152.
  7. Graff J. ,13005,901060515-1191806, 00.html Saving Beauty - jcgi.pathfinder.com/time/europe/magazine/article/0 / / Time. 2006. Vol. 167. № 20. Р. 36-42
  8. Lascaux toujours victime du Fusarium solani - www.hominides.com/html/actualites/lascaux-danger-fusarium-solani-0001.html, статья из Hominid?s. com
  9. Sire M.-A. Lascaux: la rechute - www.cndp.fr/revueTDC/879-73324.htm
  10. Chalmin E., Menu M., Pomi?s M.-P., Vignaud C., Aujoulat N. et Geneste J.-M. Les blasons de Lascaux / / L'Anthropologie, 2004. T. 108. Р. 571-592.
  11. Leroi-Gourhan A. Grotte de Lascaux / / L'art des cavernes - Atlas des grottes orn?es pal?olithiques fran?aises. Minist?re de la culture, 1984.
  12. Breuil H. Les datations par C14 de Lascaux (Dordogne) et Philip Cave (SW Africa) / / Bulletin de la Soci?t? Pr?historique Fran?aise. 1954. Т. LI, 11-12. Р. 554-559.
  13. Aujoulat N., Cleyet-Merle J.-J., Gaussen J., Tisnerat N. et Valladas H. Approche chronologique de quelques sites orn?s pal?olithiques du P?rigord par datation carbone 14 en spectrom?trie de masse par acc?l?rateur de leur mobilier arch?ologique / / Pal?o. 1998. № 10. Р. 319-323.
  14. Soutif M. Lascaux II, le nouveau chef d'?uvre / / G?o. 1983. № 51. Р. 42-58.

Литература

  • Norbert Aujoulat, Lascaux. Le Geste, l'Espace et le Temps, Seuil, 2004 ISBN 2-02-025726-2.
  • Georges Bataille, La Peinture pr?historique, Lascaux ou la naissance de l'art, Skira, 1994 ISBN 2-605-00044-3.
  • Henri Breuil, Quatre cent si?cles d'art pari?tal, Centre d'?tudes et de Documentation pr?historiques, 1952.
  • Collectif sous la dir. de Arl. Leroi-Gourhan et J. Allain, Lascaux inconnu, XII-e suppl?ment ? Gallia Pr?histoire, CNRS, 1979 ISBN 2-222-02178-2.
  • Collectif, sous la dir. de B.et G. Delluc, Le Livre du Jubil? de Lascaux 1940-1990, Soci?t? historique et arch?ologique du P?rigord, suppl?ment au tome CXVII, 1990, 155 p., Ill.
  • B. et G. Delluc, 2003: Lascaux retrouv?. Les recherches de l'abb? Andr? Glory, Pilote 24 ?dition, 368 p., Ill.
  • B. et G. Delluc, 2006: Conna?tre Lascaux, Sud Ouest, nouvelle ?dition enti?rement revue et tr?s augment?e, 80 p., Ill. plans et coupe.
  • B. et G. Delluc, 2008: Dictionnaire de Lascaux, Sud Ouest, Bordeaux. Plus de 600 entr?es et illustrations. Bibliographie (450 r?f?rences). ISBN 978-2-87901-877-5.
  • B. et G. Delluc, 2010: Lascaux et la guerre. Une galerie de portraits, Bull. de la Soc. historique et arch. du P?rigord, CXXXVI, 2e livraison, 40 p., ill., bibliographie.
  • A. Glory, 2008: Les recherches ? Lascaux (1952-1963). Documents recueillis et pr?sent?s par B. et G. Delluc, XXXIXe suppl. ? Gallia-Pr?histoire, CNRS, Paris.
  • T. Guiot-Houdart, Lascaux et les mythes, P?rigueux, Pilote 24 ?dition, 2004, 352 p. (Ill. coul. Et nb sch?mas).
  • Arl. Leroi-Gourhan et J. Allain (collectif sous la dir. De), Lascaux inconnu, XII-e suppl?ment ? Gallia Pr?histoire, CNRS, 1979 ISBN 2-222-02178-2.
  • Andr? Leroi-Gourhan, "Grotte de Lascaux", dans L'Art des cavernes. Atlas des grottes orn?es pal?olithiques fran?aises, Minist?re de la culture, 1984 ISBN 2-11-080817-9.
  • Lascaux, premier chef d'?uvre de l'humanit?, Les Dossiers d'Arch?ologie, № 152, septembre 1990.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам