Надо Знать

добавить знаний



Пе-8



План:


Введение

Пе-8 (другие обозначения ТБ-7 и АНТ-42) - советский четырехмоторный тяжелый бомбардировщик дальнего действия (иногда классифицируется как стратегический) периода Второй мировой войны. На протяжении всей Второй мировой войны Пе-8 был единственным современным бомбардировщиком своего класса, которые были в распоряжении ВВС СССР. Использовался в основном для стратегических бомбардировок тылов противника (в частности, Пе-8 бомбили Берлин, Кенигсберг, Данциг, Хельсинки).


1. История

1.1. Начало проектирования

Фрагмент настоящего чертежи АНТ-42

Проектирование самолета под рабочим названием "АНТ-42" было начато в июле 1934 года бригадой В.М.Петлякова ОКБ А. Н. Туполева. По своему назначению разрабатывается самолет был скоростным высотным тяжелым бомбардировщиком дальнего действия. В конце 1934 года, после нескольких уточнений, были определены требования к самолету. Скорость машины должна была составлять 400 км / ч, дальность полета - 1200-3800 км, грузоподъемность - 2 т, практический потолок - 12000 м.


1.2. Опытные машины

Испытания АНТ-42 дублер 26 июля 1938

Опытный экземпляр бомбардировщика, получившего обозначение АНТ-42, был изготовлен осенью 1936 года. Летные испытания, начавшиеся 26 декабря, подтвердили основные расчеты конструкторов. Тем не менее, коллектив продолжал совершенствовать новый самолет, готовя его к серийному производству. В июле 1938 года состоялся первый полет АНТ-42 дублер, конструкция которого была значительно переработана. В заключении по летным испытаниям обеих машин отмечалось, что во время полета на высоте 10000-11000 м самолет чуть уязвим для истребителей противника. Даже будучи полностью загружен топливом и бомбами, самолет быстро набирал максимальную высоту полета, легко выполнял виражи с креном до 50 в условиях, когда другие самолеты (в том числе истребители) могли трудом удерживаться на курсе, без выполнения любого маневра, даже на минимальной скорости. Высокая маневренность машины на высотах до 10000 м обеспечивала прицельное бомбометание и малую уязвимость для огня зенитной артиллерии. По результатам испытаний, НИИ ВВС принял решение немедленно начать массовый серийный выпуск АНТ-42 под обозначением ТБ-7.


1.3. Отзывы

  • Генерал-майор авиации П. Стефановский, летчик-испытатель ТБ-7 [1]
" Многотонный корабль своими летными данными превосходил на десятикилометровой высоте все лучшие европейские истребители той поры "
  • Генерал-майор авиации В. Шумихин [2]
" На высотах более 10 тысяч метров ТБ-7 был недосягаем для большинства истребителей того времени, а потолок 12 тысяч метров делала его неуязвимым и для зенитной артиллерии "
  • Авиаконструктор В. Шавров [3]
" Выдающийся самолет. На ТБ-7 впервые, раньше, чем в США и Англии, были подняты пятитонные бомбы "
  • Профессор Л. Кербер [4]
" Машина имела сильное оборонительное вооружение из 20-мм пушек и 12,7-мм тяжелых пулеметов. В большом бомбовом люке могли подвешиваться бомбы самых крупных калибров ... Недоступен на максимальной потолка своего полета ни зенитным пушкам, ни истребителям того времени, ТБ-7 был самым сильным бомбардировщиком в мире ". (ТУ - человек и самолет. С. 143)." Эпохальный самолет ... Сейчас мы имеем все основания утверждать, что ТБ-7 был значительно сильнее знаменитой американской летающей крепости Б-17 "
  • Джон В. Р. Тейлор [5]
" На высотах 26250 - 29500 футов его скорость превосходила скорость немецких истребителей Ме-109 и Хе-112 "
  • Вацлав Немечек [6]
" У этой машины было удивительно долгую жизнь. В пятидесятых годах все еще можно встретить отдельные образцы на полярных трассах, где их использовали для транспортировки грузов "

2. Серийное производство

Серийный бомбардировщик ТБ-7 № 4225 с дизельными моторами М-40

Производство двух первых опытных самолетов велось в Москве на заводе № 156 (ЗОК), для серийного производства был определен завод № 124 в Казани.

Несмотря на положительное решение комиссии по итогам испытания самолета, действительно массовое его производство так и не было организовано. Во многом это было связано с тем, что при создании ТБ-7 в ВВС СССР не было полной ясности в вопросе, насколько необходим армии тяжелый стратегический бомбардировщик. Еще одним затрудняет условием был тот факт, что на изготовление самолета уходило много дефицитного дюралюминия. Таким образом, самолет производился несколькими мелкими сериями. Общее количество изготовленных машин составило 93 шт (включая два прототипа).

В 1942 году, после гибели В. М. Петлякова, самолету было присвоено обозначение Пе-8.


2.1. Список производимых Пе-8

Год Серийный номер Комментарий Количество
1936 4201 Первый прототип 1
1938 4202 (385Д) Второй прототип (самолет-дублер) 1
1939-1940 4211 - 4214 4 АМ-34ФРНВ и 1 АЦН-2 (М-100А), переоборудованы АМ-35А 4
4215 АМ-35, переоборудованный АМ-35А 1
4216 4 АМ-34ФРНВ и 1 АЦН-2 (М-100А), переоборудованы АМ-35А 1
4217 - 4222 АМ-35, переоборудованный АМ-35А 6
4223, 4224 АМ-35А 2
4225 М-40, переоборудованный АМ-35А 1
4226 АМ-35А 1
4227 М-40, переоборудованный АМ-35А 1
42015 АМ-35А 1
1941 42025, 42035 М-40Ф, переоборудованный АМ-35А 2
42045 М-40Ф 1
42055, 42016
42026, 42036
42046, 42056
М-30 6
42066, 42076
42086, 42096
42106
М-30, переоборудованные АМ-35А 5
42017, 42027
42037
АМ-35А 3
1942 42047 АШ-82 1
42057, 42067
42077, 42087
42097, 42107
42018, 42028
АМ-35А 8
42038 АЧ-30Б 1
42048 АМ-35А 1
42058 АШ-82 1
42068, 42078
42088, 42098
42108, 42019
АМ-35А 6
42029, 42039 АЧ-30Б 2
1943 42049, 42059
42069, 42079
42089, 42099
42109, 42110
42210, 42310
АШ-82, с номера 42049 с новой носовой частью фюзеляжа 10
42410 АШ-82ФН, усиленной конструкции для использования 7000 кг бомб 1
42510, 42610
42710, 42810
42910, 421010
42111
АШ-82 7
1944 42211, 42311
42411, 42511
42611, 42711
42811, 42911
421011, 42112, 42212
42312, 42412
42512
АШ-82 14
42612, 42712 АЧ-30Б, особого назначения 2
42812, 42912 АЧ-30Б 2
Итого: (Включая 2 прототипа) 93

3. Описание конструкции

Почтовая марка СССР военных лет с изображением Пе-8

3.1. Фюзеляж

Конструктивно ТВ-7 (Пе-8) представлял собой цельнометаллический четырехмоторный среднеплан с гладкой обшивкой. Планер самолета был выполнен разборным. Крыло состояло из центроплана и обособленных консолей. Средняя часть фюзеляжа и центроплан выполнялись, как единое целое.

Размеры и конструкция самолета не менялись за время его существования. Размах крыла составлял 39,01 м, площадь его 188,68 кв.м, длина самолета 23,59 м, площадь горизонтального оперения 29,28 кв.м, вертикального 11,30 кв.м. Шасси с двухстоечный амортизацией, убирается в мотогондолы движением назад, колеса 1600 * 500 мм, хвостовое 700 * 300 мм, неприбиране. Позже основные колеса были заменены на 1660х585 мм и хвостовое на 770х330 мм.

Сверху носовой части находились кабины экипажа, снизу - радиста и механиков, под полом механиков располагался бомбоотсек для осветительных бомб. В большой грузовой палубой центроплана располагался основной бомбоотсек. Грузовая палуба могла быть использована для перевозки пассажиров или грузов. В носовой части фюзеляжа устанавливалась вращающаяся пулеметная башня. Установки оборонительного вооружения располагались также два в стрелковых установках за двумя центральными мотогондолами, в корме и в фюзеляже за задним лонжероном крыла. В кабине пилотов их места расположены одно за другим и закрыты продолговатым фонарем, немного сдвинутым к левому борту.

Самолет имел частичное бронирование, которое состояло из двух 9-мм бронеспинок сидений летчиков и небольших бронедеталей той же толщины для защиты штурмана и стрелков в мотогондолах.


3.2. Силовая установка

Пе-8 c моторами АШ-82, 1942 год

В качестве силовой установки на большинстве самолетов использовались четыре V-образных 12-цилиндровых карбюраторных двигателя жидкостного охлаждения АМ-35А по 1200 л.с. каждый.

Самолеты различных серий могли отличаться типом силовой установки. На первых серийных самолетах АМ-34ФРНВ, потом перешли на АМ-35 (на которых планировалось установить турбокомпрессоры, что, правда, не было сделано). Позже устанавливались двигатели АМ-35А, дизельные М-30 (впоследствии заменены на АМ-35А), М-82ФН и дизельные АЧ-30Б. В редких случаях использовались двигатели М-105 и АШ-82ФН (1946 г).

Интересно, что изначально самолет имел пять двигателей: пятый находился на фюзеляже и приводил в действие компрессор, нагнетающий воздух в двигатели маршевой группы. Таким образом решалась проблема повышения высотности самолета.

Также имели место попытки применения дизельных авиадвигателей М-40 конструкции А. Д. Чаромского. Двигатели имели мощность 1000 л.с. и оснащались винтами ВИШ-24. Однако работа двигателей была неудовлетворительной - время от времени они неожиданно останавливались на высоте из-за того, что регулирование подачи топлива делалась летчиком вручную по оборотам двигателей. Это приводило к остановке турбокомпрессоров и двигателей, а запустить их можно было только на малой высоте около 1500 м. Позже вместо М-40 были выпущены доработанные дизели АЧ-30Б, в которых был поставлен центробежный нагнетатель (ЦН). АЧ-30Б устанавливались на ряде ТБ-7 поздних серий, а самолеты, которые при выпуске двигатели М-40, впоследствии были переоснащены двигателями АМ-35А.

Радиаторы устанавливались в мотогондолах средних двигателей, по одному общему на два двигателя с одной стороны.

Топливная система включала 19 бензобаков, расположенных в фюзеляже, центроплане и крыле. По мере расходования топлива, баки заполнялись нейтральным газом, которые поступали из выхлопного коллектора. Баки сварные из АМц, протектировани сравнительно тонким слоем резины.

С бомбовой нагрузкой в ​​2000 кг, при полной заправке топливом максимальная дальность полета Пе-8 составляла:

  • С двигателями АМ-35А - 3600 км,
  • С М-40 или М-30 - 5460 км,
  • С М-82 - 5800 км.

В особых случаях дальность полета могла быть и больше. Например, для организации перелета Молотова в Англию и США в 1942 году (см. ниже), на самолет были установлены дополнительные баки и кислородные баллоны.


3.3. Вооружение

3.3.1. Бомбардировочное вооружение

Как правило, для бомбометания применялись бомбы ФАБ -250 и ФАБ -500 (250 и 500 кг соответственно). Также использовались ФАБ -1000 и ФАБ -2000 (1000 кг и 2000 кг соответственно), однако с этими бомбами периодически возникали проблемы - механизм не срабатывал, и приходилось освобождать замок сбрасывателя вручную. Максимальная бомбовая нагрузка Пе-8 составляла 4000 кг, однако даже в перегруженном состоянии самолет не терял своих основных показателей. Это позволило в 1943 году разработать специально для этого бомбардировщика 5000-килограммовую бомбу ФАБ -5000. При этом бомба не помещалась в бомбовый отсек полностью, поэтому самолеты, снаряженные ФАБ-5000, летали с открытыми створками бомболюк.


3.3.2. Оборонительное вооружение

Пе-8 обладал мощным оборонительным вооружением, которое состояло из двух 20-мм пушек ШВАК, размещенных в двух точках (сверху фюзеляжа и в корме машины), двух крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов УБТ, размещенных в задних частях поддвигательних гондол, и двух 7,62-мм пулеметов ШКАС, установленных в точке на носу машины. Вкупе с большой высотностью, столь значительное оборонительное вооружение позволяло экипажам Пе-8 выполнять полеты без истребительного прикрытия.

3.4. Дополнительное оборудование

Для длительных высотных полетов в самолете был запас кислорода: 20 восьмилитровым баллонов, 4 чотирилитрови и два переносных.

4. Официальные наименования самолета

Машина 42, или самолет 42
Внутреннее заводское наименование, именно так подписывались заводские документы по бомбардировщику. Это наименование сохранялось на документах вплоть до прекращения серийного производства. Цифра 42 означает порядковый код проекта принят в ЦАГИ.
АНТ-42
Первое официальное государственное название, представляет собой сокращение от имени Андрея Николаевича Туполева, руководителя ЦАГИ на тот момент. Исторически связывается с первым прототипом хотя на некоторых государственных документах это название указывается в контексте серийных машин.
ТБ-7
Армейское обозначение бомбардировщика. Под этим именем он был принят на вооружение, вся техническая документация предназначена для эксплуатации машин содержала это название. Это обозначение исторически связывается с самолетами выпущенными до первой половины 1941 -го года.
Пе-8
За создание и внедрение в серийное производство Пе-2 В.М. Петляков был реабилитирован и освобожден из заключения с полным восстановлением в правах и званиях, но в 1942 - м году погиб в авиакатастрофе. В честь погибшего конструктора ТБ-7 был переименован в Пе-8. Этим обозначением принято именовать все выпущенные самолеты, включая два прототипа.
"Петляков"
Этим именем самолет именовался летным и техническим составом.

5. Опытные машины на базе Пе-8

5.1. ТБ-7 № 42015

ТБ-7 № 42015 на летных испытаниях

В 1940 году был построен единственный вариант транспортно-десантного самолета. От серийных машин он отличался усиленным в районе центроплана планером и многочисленными приспособлениями для установки сидений десанта и перевозки грузов. Также самолет имел специальное оборудование, превращало его при высадке в командный пункт для пехотного командования. При этом планер самолета использовался для развертки стационарной антенны дальней связи. До самолета также прилагалась съемная десантная кабина, вмещает 12 десантников. Во время войны с самолета были удалены все специальное оборудование, и он эксплуатировался как обычный бомбардировщик.


5.2. Пе-8 ОН (особого назначения) № 42612, 42712

Пе-8 ОН № 42712, 1945 год

В 1944 году был спроектирован пассажирский вариант Пе-8 с салоном на 12 человек и трехместной спальной кабиной. От серийных бомбардировщиков самолет отличался отсутствием верхней пушечной установки и вертикальным оперением увеличенной площади с форкилем. На самолете использовались двигатели АЧ-30Б. Было построено два экземпляра, которые отличались друг от друга только цветом отделки салона. Пе-8 ОН предназначались для перевозки членов правительства и испытывались в апреле 1945 а. Сведений о применении этих машин по прямому назначению не сохранилось. Через некоторое время после войны оба самолета были переданы в полярную авиацию, получив при этом новые моторы типа АШ-82, где и прослужила до полного износа.


5.3. Пе-8 ЛЛ (летающая лаборатория)

ТБ-7 № 4218 после переоборудования в летающую лабораторию

После войны единственный уцелевший бомбардировщик первых серий, носивший номер 4218, был переоборудован в летающую лабораторию по испытаниям авиамоторов АШ-82ФН. У него была переделана носовая часть, на которую установили пять моторов Аш-82ФН, сразу за ним в фюзеляже оборудовали место для инженера-испытателя.


5.4. Пе-8, ракетоносная модификация

Пе-8 с крылатой ракетой 10-х

В конце 1944 года один самолет с моторами АШ-82ФН был переоборудован в качестве носителя крылатых ракет 10х конструкции В. Н. Челомея. Самолет принимал участие в программе испытаний этих ракет в Средней Азии в первой половине 1945 года. Впоследствии под ракетоносцы было переоборудовано еще 5 машин.


6. Тактико-технические характеристики

Следующие характеристики соответствуют модификации Пе-8 с двигателями АМ-35А.

Источник: Шавров В.Б., 1994 г.; Маслов М.А., 2009 г.

Основные характеристики

  • Экипаж : 8 ~ 12 человек
  • Длина : 23,59 м
  • Размах крыла 39,01 м
  • Высота : 6,20 м
  • Профиль крыла ЦАГИ-40
  • средняя аэродинамическая хорда: 5,35 м
  • Нормальная взлетная масса : 27 000 кг
  • Максимальная взлетная масса : 35 000 кг
  • масса полной нагрузки: 15 014 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 13 025 кг (максимальная)

Летные характеристики

  • Крейсерская скорость : 400 км / ч
  • посадочная скорость: 114 км / ч
  • Практическая дальность: 3 600 км
  • Нагрузка на крыло: 143,5 кг / м
  • Длина пробега: 580 м

Вооружение

  • Стрелково-пушечное : ** 2 20 мм пушки ШВАК (верхняя и хвостовая точка)
    • 2 12,7 мм пулемета УБТ (поддвигательние гондолы)
    • 2 7,62 мм пулемета ШКАС (носовая точка)
  • Боевая нагрузка: до 4000 кг
    • Мог использовать бомбы массой 5000 кг

Примечание. На самолетах также использовались двигатели воздушного охлаждения АШ-82ФН мощностью 1850 л.с. (1380 кВт) и авиадизели М-30, М-40 и ЭК-30.


Примечания

  1. " " Стефановский П. Триста неизвестных / илл. Ледериновий. - Москва: Воениздат, 1973. - С. 83. - (Военные мемуары).
  2. " " В. Шумихин Советская военная авиация, 1917-1941. - Твердый переплет, Обычный формат .. - Наука, 1986. - С. 218.
  3. " " Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. Материалы к истории самолетостроения .. - Твердый переплет, энциклопедический формат .. - Москва: Машиностроение, 1978. - С. 162.
  4. " " Следует в небе. Сборник воспоминаний о летчиках. - Мягкая обложка, Обычный формат. - Москва: Политиздат, 1971. - С. 202.
  5. " " John WR Taylor Боевая авиация мира: с 1909 по сегодняшний день - books.google.com / books? id = FggFPQAACAAJ & dq = Combat Aircraft of the World & hl = ru & source = gbs_book_other_versions_r & cad = 2 = Combat aircraft of the world: from 1909 to the present. - Putnam, 1969. - С. 592.
  6. " " Vaclav Nemecek История советской авиации с 1918 г. = History of Soviet Aircraft from 1918. - Willow Books, William Collins Sons & Co. Ltd .. - Лондон: 1986. - С. 134. - ISBN 0002180332
п о р Самолеты КБ Туполева
Пассажирские
Ту-104 Ту-114 Ту-124 Ту-134 Ту-144 Ту-154 Ту-204 Ту-214 Ту-334
Военные
Ту-2 Ту-4 Ту-14 Ту-16 Ту-20/Ту-95 Ту-22 Ту-22М Ту-28/Ту-128P Ту-126 Ту-142 Ту-160
Беспилотные
Ту-121C Ту-123 Ту-139 Ту-141 Ту-143 Ту-243 Ту-300
Экспериментальные
Ту-1 Ту-6 Ту-8 Ту-10 Ту-12 Ту-70 Ту-72 Ту-73 Ту-74 Ту-75 Ту-80 Ту-82 Ту- 85 Ту-91 Ту-93 Ту-96 Ту-98 Ту-102 Ту-105 Ту-107 Ту-110 Ту-116 Ту-119 Ту-125 Ту-155 Ту-156 Ту-206 Ту-216
Проекты
ПАК ДА Ту-244 Ту-330 Ту-324 Ту-334 Ту-344 Ту-404 Ту-414 Ту-444 Ту-2000
Серия АНТ
АНТ-1 АНТ-2 АНТ-3 "Пролетарий" АНТ-4 "Страна Советов" АНТ-5 АНТ-6 АНТ-7 АНТ-8 АНТ-9 АНТ-13 АНТ-14 АНТ-16 АНТ-17 АНТ-20 "Максим Горький" АНТ-21 АНТ-22 АНТ-23 АНТ-25 АНТ-26 АНТ-27 АНТ-29 АНТ-31бис АНТ-37 АНТ-40 АНТ- 42 АНТ-44 АНТ-46 АНТ-58 АНТ-68 АНТ-69
Website: www.tupolev.ru - www.tupolev.ru/Russian//
Red star.svg Самолеты советских ВВС времен Другої світової війни Russian Air Force branch insignia.svg
Винищувачі

І-15 | І-153 | І-16 | МіГ-1 | МіГ-3 | Як-1 | Як-3 | Як-7 | Як-9 | ЛаГГ-3 | Ла-5 | Ла-7

Бомбардувальники

Су-2 | Як-4 | СБ | Ар-2 | Пе-2 | Ту-2 | Іл-4 | Ер-2 | ТБ-3 | Пе-8

Штурмовики Літаки навчальні та тренувальні

Іл-2 | Іл-10

УТ-1 (літак) | УТ-2

Транспортні літаки та Планери Літаки розвідки

Лі-2 | Щ-2 | А-7 | Г-11 | КЦ-20

Р-5 | Р-10(ХАИ-5) | По-2 | МБР-2 | Бе-4 | Ж-7

Прототипи

І-28 (Як-5) | И-30 | І-180 | І-185 | І-250 | ІТП | ІС-1 | ДІС | БІ-1 | АНТ-58


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам