Надо Знать

добавить знаний



Письмо



План:


Введение

Нестор-летописец - киевский летописец и писатель агиограф, составитель Повести временных лет.

Письмо - знаковая система фиксации речи на плоскости с помощью условных графических элементов двух измерений для передачи информации на расстоянии и закрепления ее во времени. Первые попытки письменной фиксации мыслей и сообщений возникли еще в первобытнообщинном обществе (конец каменного века). [1] В Западной культуре под письмом чаще понимают только передачу языка в текстовом виде с помощью набора знаков или символов (известных как письменность). Изучают письмо как особую знаковую систему такие дисциплины, как то граматология, эпиграфика и палеография.

На письме могут использоваться абстрактные символы, отражающие фонетические элементы языка, как, например, в индоевропейских языках, или могут применяться упрощенные изображения объектов и понятий, как в восточноазиатских и древнеегипетских пиктографических письменных формах. Тем не менее, письмо отличается от иллюстраций, таких как наскальные рисунки и живопись, а также от несимвольних способов хранения языка на нетекстовых носителях, например, на магнитных аудиокассетах.

В Украина ежегодно 9 ноября в день памяти Нестора Летописца отмечается День украинской письменности и языка.


1. Способы записи информации

Британский писатель и историк Герберт Уэллс в работе "Краткая история мира ( англ. A Short History Of The World ) Утверждает, что письмо может "зафиксировать соглашения, законы, заповеди в виде документов. Оно обеспечивает рост государства до размеров, превышающих старые города-государства. Слово священника или короля и его гарантии могут выходить за рамки, очерченные его взглядом и голосом, и может воздействовать по его смерти " [2].


1.1. Виды письменности

Розеттский камень с выбитыми на нем тремя идентичными по смыслу текстами двумя на древнеегипетской языке - начертанными древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом, и одной из древнегреческих языков, койне.

Основные виды письменностей (методы записи речи) делятся на четыре категории: логографического, составляющие, буквенные и характеристические. Существует еще одна пятая категория - идеографическое письмо (символы идей), что впрочем никогда не развилась до представления уровня языка. Шестая категория - пиктографическое письмо, само собой недостаточно для представления языка, но часто составляет основу логографического систем.


1.1.1. Логографического письмо

Логограма есть запись знаков, отражающих отдельные слова или морфемы. Чтобы записать язык, требуется огромное количество логограмм, а чтобы изучить их, потребуется много лет. В этом проявляется главный недостаток логографического письма сравнению с алфавитным. Однако после того как такое письмо изучено, проявляется его главное преимущество - скорость чтения [3] Ни одна система письма полностью логографического: все они наряду с логограмамы имеют фонетические компоненты ("логосилабични" компоненты в случае китайского письма, клинописи и письмо цивилизации майя, где символ может обозначать морфему, состав или же морфему, и состав, "логоконсонантни" компоненты в случае иероглифов). Большинство таких письменностей содержат идеографические компоненты (китайские "радикалы", иероглифические "определители"). Например, в письме майя символ для "пливця", что произносится как "ка", применялся также для передачи состава "ка", в случае, когда необходимо было указать произношение логограммы, и в случае отсутствия самой логограммы.

Основная логографического система, применяемая в настоящее время, - это китайские иероглифы, используемые с некоторыми изменениями в разных языках Китай, Японии и в меньшей степени, в корейском языке Южной Кореи. Другой пример - классическое "письмо и". В китайском письме около 90% символов соединяются семантичним (смысловой) элементом, радикалом, с символом для обозначения произношения, называемый фонетическим элементом. Однако фонетические элементы дополняют логографического элементы, а не наоборот.


1.1.2. Слоговое письмо

Слоговое письмо является набор письменных знаков, передающих склады. Знак в складочном письме обычно отражает сочетание гласный - согласный, или просто один громкий звук. Однако в некоторых случаях знаки отражают более сложные составы (например, согласный-гласный-согласный или согласный-согласный-гласный). Фонетический связь складов не отражается графически. Например, состав "ка" может выглядеть совершенно непохоже на склад "ки", равно как и склады с одинаковыми гласными не будут похожи.

Слоговое письмо благоприятный приспосабливается к языкам с относительно простой структурой состава, такие как японский. Из других языков применяли слоговое письмо, можно привести микенское линейное письмо Б, письмо чероки и нджука, креольский язык Суринама на основе английского языка, а также язык ваи в Либерии. Большинство логографического систем имеют сильные компоненты. Эфиопское письмо, технически будучи алфавиту, имеет слиты согласные и гласные звуки, поэтому оно изучается как составное.


1.1.3. Алфавиты

Алфавит ( греч. ἀλφάβητος , От названий первых букв греческого алфавита - альфа и бета (вита), также азбука или азбука) - совокупность всех букв или составных знаков, принятых в письменности какого-либо языка и размещенных в определенном устоявшиеся порядки. Алфавиты возникли в среде. 2 тыс. до н. е. [1] В идеальном фонологической алфавите фонемы и буквы идеально соответствуют друг другу в обоих направлениях: при записи можно предположить написания слова, зная его произношение, и наоборот - при речи можно предположить произношение слова, зная его написания. Языки часто развиваются независимо от их систем письма. Письмо заимствуются для других языков, сначала не предназначенных, а потому и степень соответствия букв алфавита фонемам языка значительно варьируется от языка к языку и даже в пределах одного языка.

Иногда термин "алфавит" ограничивается системами отдельных букв для согласных и гласных, например, латинский алфавит, хотя абугиды и абджады тоже могут принадлежать алфавита. По этой причине греческий алфавит часто считается первым алфавитом в мире.


1.1.3.1. Консонантных письмо

В большинстве ближневосточных алфавитов отражаются только согласные звуки, гласные звуки иногда могут сказываться дополнительными диакритическими знаками. Это свойство возникла вследствие воздействия египетских иероглифов. Такие системы называются абджадамы, что в переводе с арабского означает "алфавит".


1.1.3.2. Консонантных-слоговое письмо

В большинстве алфавитов Индии и Юго-Восточной Азии гласные обозначаются через диакритические знаки или через замену формы согласного. Такое письмо называется абугида. Некоторые абугиды, вроде геез и кри, изучаются детьми как составляющие, поэтому их часто и причисляет к слогового письма. Однако, в отличие от настоящего слогового письма, они не имеют отдельных знаков для каждого склада.


1.1.4. Характеристический алфавит

Характеристический алфавит рассматривает строительные блоки фонем, входящих в состав языка. Например, все речевые звуки, произносимые губами ("губные" звуки) могут иметь какой-то общий элемент. В латинском алфавите это очевидно для таких букв, как "b" и "p", однако губной "m" совсем иного рода, и похожа внешне "q" обозначает не губной звук. В корейском фонематического письма хангыль все четыре губные согласные основаны на одинаковых составляющих элементах. Тем не менее, на практике корейский язык прививают ребенку как основанную на обычном алфавите, а характерные элементы, как правило, остаются незамеченными.

Как другой пример характеристического алфавита можно привести жестовый письмо, популярную письменность для многих языков жестов, в которой движения рук и лица представлены иконографическими знаками. Характеристические алфавиты распространены также в фантастических изобретенных системах, таких как тенгвар Дж. Р. Р. Толкина.


1.2. Материалы и средства для письма

На протяжении всей истории человечества для письма использовались многочисленные приспособления и материалы, включая каменные скрижали, глиняные таблички, восковые таблички, велено, папирус, пергамент, бумага, медные пластины, грифели, птичьи перья, чернила, кисти, карандаши и ручки и множество способов литографии. Существует гипотеза, что инки использовали узелки на нитях, известные как кипу, в качестве письменности [4].

Впоследствии широкое распространение в качестве инструментов для письма получили печатная машинка и различные формы текстовых процессоров. Также проводятся исследования, в которых сравниваются современные инструменты письма со старинными ручкой и карандашом [5] [6] [7] [8] [9].


2. Исторический влияние систем письменности

Тимпан с изображением письма, Дворец Томаса Джефферсона, верхний экстерьер главного входа, Вашингтон, архитектор Олин Уорнер, 1896 год

Историки делают разграничения между предысторией и историей письма: история определяется появлением письменности. Наскальные рисунки и петроглифы доисторических народов можно считать предшественниками письменности. Однако они не могут рассматриваться как письмо, потому что они не передают непосредственно язык.

Системы письменности всегда развивались и менялись в зависимости от потребностей людей, их использовали. Иногда форма, расположение и значение отдельных знаков также менялись с течением времени. Прослеживая развитие знаков письма, можно узнать о потребностях людей, которые их использовали, а также об изменении этих потребностей со временем.


3. История письма

Глиняная клинописная табличка, Лувр, Париж
Оба обрезанных конце Каламос.
Учетные знаки цивилизации долины Инда напоминающие по принципу месопотамские. Среди ученых нет единства относительно того, называть эти знаки письменностью или нет.
Древнеегипетская стела с надписью иероглифами и изображением Аменхотепа IV и Нефертити, молящихся к Богу Атона.

Письмо - расширение человеческого во времени и пространстве. В IV тысячелетии до нашей эры сложность торговых отношений и административного управления переросли возможности человеческой памяти, и письмо стало надежным способом учета и фиксации событий на постоянной основе [10]. Как в Месоамерике, так и Месопотамии и в Древнем Египте письмо развивалось через календари и необходимость учета товаров и записи общественных и естественных событий. Чаще письмо возникло в результате политической экспансии древних культур, которые требовали надежных средств передачи информации, поддержания финансовой отчетности, сохранению исторической памяти.

Письмо возникло по крайней мере в пяти или шести цивилизаций имели достаточно развитое сельское хозяйство и городскую жизнь. По оценкам ученых в Месопотамии письмо появилось около 3400 года до н. н.э. (по другим данным - 3150 года до н. н.э.), Древнем Египте - около 3250-3200 года до н. е., на острове Кипр - около 2200 года до н. е., на острове Крит - бизько 1900 года до н. е., в Древнем Китае - около 1400 года до н. е. и в Мезоамерике - около 1200 года до н.э. [11]. Всего по происхождению первичные письменности можно объединить в три основные группы: Месопотамия, Китай и Месоамерика. Египетские иероглифы, несмотря на их своеобразие, по мнению ученых, развились под влиянием месопотамского клинописи [12]. Эти первые пять или шесть систем письма стали основой для всех известных сегодня писемностейref> Fabienne Lemarchand, Les Cahiers de Sciences & Vie, n 107, октябрь 2008. .

Недавний развитие исторической пиддисциплины "исследования письменности" ( англ. litteracy studies ) Несколько раз приводил к переоценке датировок появления письма. Так, по мнению некоторых исследователей, Индская письмо, датируемой III тысячелетием до н. е. не является собственно письменностью. Другие исследователи не согласны с этим, поскольку считают, что такая трактовка опирается на представление о современном письмо и не соответствует тогдашним реалиям. Так история письма зависит от представлений и концепций о языке, отношений между устным и письменным вещанием и опирается частности на философию языка.

Сейчас считается, что древнейшей системой письма является месопотамский клинопись. Происхождение письма в Месопотамии объясняют следующим образом:

Торговые сделки между удаленными районами требовали фиксации договоренностей в контракте. Контракты выглядели полых шаров из глины, в которых хранились небольшие глиняные фигурки, символизирующие количество определенного товара. Глиняная фигурка могла иметь вид шара, конуса или цилиндра. В этих фигурок прилагались формы, обозначавшие сами предметы торговли. В случае рекламации глиняный шар была скреплена печатью, разбивалась и имеющиеся там фигурки сравнивались с количеством товара.

Со временем торговые операции усложнялись, так хотя сама система учета с помощью глиняных шаров сохранилась, и произошла существенная модификация: снаружи, на свежей глине шаров начали наносить знаки, символизирующие товары и их количество. Для нанесения этих знаков пользовались специальной тонкой палочкой, которая сейчас в исторической литературе называется "Каламос" (от греч. κάλαμος ). Один край Каламос был острый срез, а другой - закруглен. Такой палочкой было удобно отображать на глине угол, круг или конус зимволизувалы первобытные глиняные фигурки.

Очевидно, со временем система записи еволюционавала, и стали использовать глиняные таблички, обе стороны которых использовались для учетных записей. Ученые предполагают, что формы круга и цилиндра было опущено, а клинопись развился через модификации формы угла.

В других цивилизациях письмо могло развиться другим путем, а именно - из знаков ( идеограмм), имевшие религиозную символику или обозначали элементы природы. В такой системы одна графема могла обозначать целое слово, представлявшее отдельный предмет, или один состав, или же система письмо могло быть чисто фонетической (одна графема соответствует одному звуку речи).

Ученые предполагают, что уже в бронзовом веке и в начале железного века в Египте, Китае, а также на острове Крит один знак мог в зависимости от контекста обозначать отдельную идею, отдельный предмет или отдельный склад. В отличие от Месопотамий в этих культурах носителем информации была не глина, а папирус (см. свиток), а со временем и другие виды бумаги или кожи ( пергамент). Надписи также наносились на стены, на скульптуры и на металлические изделия, например на украшения из драгоценных металлов.


См.. также

Примечания

  1. а б Энциклопедия "Украинский язык", 2-е издание. Киев, 2004.
  2. HG Wells A Short History Of The World - books.google.com.ua / books? id = Rjo6foqhjP0C & pg = PA41 & lpg = PA41 & dq = put agreements, laws, commandments on record. It made the growth of states larger than the old city states possible. The command of the priest or king and his seal could go far beyond his sight and voice and could survive his agreements, laws, commandments on record. It made the growth of states larger than the old city states possible. The command of the priest or king and his seal could go far beyond his sight and voice and could survive his death & f = false. - Kessinger Publishing, 2004. - 240 с. - ISBN 9781419103292
  3. Frank Smith Writing AND The Writer - books.google.com.ua / books? id = Gs8UHwudhBwC & lpg = PP1 & dq = Smith, Frank. "Writing and the writer & pg = PP1 # v = onepage & q & f = false. - Routledge, 1994. - С. 142. - ISBN 9780805814224
  4. The Khipu Database Project - khipukamayuq.fas.harvard.edu / index.html (Англ.)
  5. Daniel Chandler: Do the write thing?, Electric Word, v.17, 1990, pp. 27-30 (Англ.)
  6. Daniel Chandler: The phenomenology of writing by hand, Intelligent Tutoring Media, v.3 (2/3), 1992, pp. 65-74 (Англ.)
  7. Daniel Chandler: Writing strategies and writers 'tools, English Today: The International Review of the English Language, v.9 (2), 1993, pp. 32-80 (Англ.)
  8. Daniel Chandler: Who needs suspended inscription?, Computers and Composition, v.11 (3), 1994, pp. 191-201 (Англ.)
  9. Daniel Chandler: The Act of Writing: A Media Theory Approach, Prifysgol Cymru, Aberystwyth, 1995 (Англ.)
  10. Robinson, 2003, p. 36 (Англ.)
  11. Находка в 1999 году Каскахальськои стелы заставила ученых пересмотреть общепринятое датирование зарождения письма в Мезоамерике.
  12. Peter T. Daniels, "The First Civilizations", in The World's Writing Systems, ed. Bright and Daniels, 1996, p.24

Литература

  • Добиаш-Рождественская О. А. История письма в средние века. - 2 изд .. - М. - Л.: 1936.
  • Дьяконов И.М. К возникновению письма в Двуречье / / Государственный Эрмитаж. Труды Отдела Востока. - Л.: 1940 Т. 3.
  • Юшманов Н. В. Ключ к латинском письменностях земного шара. - М. - Л.: 1941.
  • Шампольон Ж. Ф. О египетско Иероглифически алфав, пер. с франц .. - М.: 1950.
  • Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем .. - М.: 1961.
  • Frank Smith Writing AND The Writer - books.google.com.ua / books? id = Gs8UHwudhBwC & lpg = PP1 & dq = Smith, Frank. "Writing and the writer & pg = PP1 # v = onepage & q & f = false. - Routledge, 1994. - С. 142. - ISBN 9780805814224
  • Geoffrey Sampson Writing Systems: A Linguistic Introduction - books.google.com.ua / books? id = tVcdNRvwoDkC & lpg = PP1 & dq = Writing & pg = PP1 # v = onepage & q & f = false. - Stanford University Press, 1990. - 236 с. - ISBN 9780804717564
  • John DeFrancis Visible Speech: the diverse oneness of writing systems - books.google.com.ua / books? id = hypplIDMd0IC & lpg = PP1 & pg = PP1 # v = onepage & q & f = false. - University of Hawaii Press, 1989. - 306 с. - ISBN 9780824812072
  • J. Marshall Unger Ideogram: Chinese characters and the myth of disembodied meaning - books.google.com.ua / books? id = fRqKreZFVTYC & lpg = PP1 & pg = PP1 # v = onepage & q & f = false. - University of Hawaii Press, 2004. - 196 с. - ISBN 9780824827601
  • Florian Coulmas Writing Systems: an introduction to their linguistic analysis - books.google.com.ua / books? id = kmKLxzTnL9IC & lpg = PP1 & dq = Writing & pg = PP1 # v = onepage & q & f = false. - Cambridge University Press, 2003. - 270 с. - ISBN 9780521787376
  • Florian Coulmas The Blackwell Encyclopedia Of Writing Systems - books.google.com.ua / books? id = y3KdxBqjg5cC & printsec = frontcover & source = gbs_atb # v = onepage & q & f = false. - Wiley-Blackwell, 1999. - 640 с. - ISBN 9780631214816
  • Powell, Barry B. 2009. Writing: Theory and History of the Technology of Civilization, Oxford: Blackwell. ISBN 978-14051-6256-2
  • Rogers, Henry. 2005. Writing Systems: A Linguistic Approach. Oxford: Blackwell. ISBN 0-631-23463-2 (hardcover) ISBN 0-631-23464-0 (paperback)
  • Ankerl, Guy Global communication without universal civilization. - С. 59-66, 235s. - Geneva: INU Press, 2000. ISBN 2-88155-004-5.
  • Robinson, Andrew "The Origins of Writing" in David Crowley and Paul Heyer (eds) Communication in History: Technology, Culture, Society (Allyn and Bacon, 2003).
  • Falkenstein, A. 1965 Zu den Tafeln aus Tartaria. Germania 43, 269-273
  • Haarmann, H. 1990 Writing from Old Europe. The Journal of Indo-European Studies 17
  • Calvet Louis-Miruel, Histoire de l'criture, Hachette, 1996, (rd. de 1998), ISBN 2-01-278887-4
  • Josphe Chignier, Les systmes d'criture: un savoir sur le monde, un savoir sur la langue, d. Centre rgional de documentation pdagogique, 1990, ISBN 2-86621-136-7
  • James Fvrier, Histoire de l'criture, d. Payot, 1995, ISBN 2-228-88976-8
  • Marcel Cohen, Jrme Peignot, Histoire et Art de l'criture, Bouquins, Robert Laffont, ISBN 2-221-10225-8
  • Anne-Marie Christin, "Histoire de l'criture, de l'idogramme au multimdia", Flammarion, 2001, английский перевод 2002, арабский перевод Bibliotheca Alexandrina, 2005, 432 p. 400 ill.
  • Simone Breton-Gravereau et Danile Thibault, L'aventure des critures: matires et formes, d. Bibliothque nationale de France, 1998, ISBN 2-7177-2059-6

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам