Надо Знать

добавить знаний



Пит Мондриан


Piet Mondrian 2.jpg

План:


Введение

Пит Мондриан ( нидерл. Piet Mondriaan ; Полное имя Питер Корнелис Мондриан ( нидерл. Pieter Cornelis Mondriaan , МФА : [Pit mɔndrija ː n] ), От 1912 года - Mondrian * 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды - 1 февраля 1944, Нью-Йорк, США) - нидерландский художник, один из зачинателей и проводников абстракционизма в мировом искусстве

Искусство Мондриана во многом повлияло на современные живопись, архитектуру и дизайн.


1. Из жизни и творчества

Дом в Амерсфорте, где родился Мондриан, сейчас музей

Питер Корнелис Мондриан родился 7 марта 1872 года в Амерсфорте вблизи Утрехта ( Нидерланды). Он был вторым ребенком в семье директора христианской начальной школы [1].

В 1892 - 97 годах [2] учился в Государственной академии искусств в Амстердаме (одна из предшественниц Академии Ритвельда).

Начинал Мондриан преподавателем рисования в начальной школе. Ранние его работы выполнены в манере старых голландских мастеров ("Лесной ручей", 1888), хотя все видчутнишим становился влияние импрессионизма. Популярность молодому художнику собственно и принесли не академические программы, а так называемые "вечерние пейзажи". В сумерках, в лучах закатного солнца Голландия - ее дюны, деревья, мельницы - предстает в мондрианивських картинах этого этапа загадочно-поэтической (Вечер на берегу Гейна" 1906). Один из первых критиков творчества Мондриана заметил, что его пейзажи "переворачивают душу, трогают до самых ее глубинных уголков".

В 1911 году в Амстердаме Мондриан принял участие в Международной выставке современных художников, где были представлены также кубистические произведения Пабло Пикассо, Андре Дерена, Жоржа Брака. Познакомившись с работами кубистов, Мондриан и сам начал экспериментировать с формами, упрощать их. По-разному сочетая плоскости изображаемых предметов, он добивался впечатления структурной, ритмической ясности ("Пейзаж. Деревья", 1911/1912).

В 1912 году художник переехал в Париж, где в знак начала новой жизни окончательно изменил написание собственной фамилии на "Мондриан". Годы Первой мировой войны провел на родине, активно продолжая писать. Постепенно из его работ исчез даже намек на реальную форму. Композиции серии "Море" ( 1914) по сути уже были абстрактными. Впечатления от бликов света на морском плесе художник выразил механическим чередованием горизонтальных и вертикальных штрихов, иногда крестообразно пересекающихся.

В 1915 году Мондриан сблизился с архитектором, скульптором и живописцем Тео ван Дусбург, с которым у 1917 году стал одним из основателей группы "Стиль" ( нидерл. De Stijl ) - Объединение художников и архитекторов, куда входили архитекторы Якоб Ауд, Геррит Ритвельда, скульптор Жорж Вантонгерло и другие художники. Целью группы "Стиль" было создание форм, очищенных от всего случайного и произвольного. Архитекторы отказались от замкнутой коробки здания и заменили ее комплексом взаимосвязанных объемов. Свои теоретические взгляды "Стиль" стремился распространить и на другие области искусства, предлагая везде и всюду следовать порядок, простоту и ясность.

В первом же номере журнала "стилистов", названного по имени АРТГРУПП, Мондриан опубликовал свою статью "неопластицизма в живописи" - так появился термин "Неопластицизм". В этой и в других теоретических работах (например, в книге "Искусство и жизнь. Новое искусство - новая жизнь", 1931) художник утверждал, что гармонию мира можно отразить только с помощью прямоугольных абстрактных композиций.

"Композиция красного, желтого, синего и черного" ( 1930)

Этот нефигуративной направление Мондриан скрупулезно и последовательно развивал в Франции, куда переехал в 1919 году (и проживал до 1938 года). В его тогдашних, так называемых "ярких полотнах" насыщенные цветом гладкие плоскости укладываются в жесткую черную сетку, что создает впечатление сияния, мерцания цвета ("Композиция красного, желтого, синего и черного", 1930). Своими цветными "решеткой" мастер оформил также интерьер собственной парижской мастерской.

В 1930-х годах художник разрывал или удваивал черную линию, стремясь к более резких контрастов. При этом в отличие от "ярких" работ он ограничивался двумя, а чаще одним цветом ("Композиция с синим", 1937). В конце десятилетия жил в Великобритании.

Все это время, несмотря внимание публики к неопластических работ Мондриана и регулярное участие художника в выставках, средства к существованию ему давали акварельные натюрморты с цветами. Только за 10 лет практикования в абстракции эти полотна Мондриана стали находить спрос в арт-покупателей.

Однако настоящее материальное благополучие, успех и славу "знаменитого иммигранта" Питу Мондриана удалось получить лишь незадолго до смерти, за океаном - в США, куда художник перебрался в 1940 году. В 1942 году с успехом прошла его первая в жизни персональная выставка.

В американский период своего творчества Мондриан работал над обсяжнимы композиций, в которых попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов ("Нью-Йорк-сити", 1941/42, "Бродвей буги-вуги", 1942 г.), "Победа буги-вуги", 1943). Теперь линии, будто пидкоряюючись ритмам джаза и буги-вуги, дробятся маленькими цветными квадратиками, черная сетка уже не было обязательным.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал всего несколько месяцев, и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото-и кинопленке, стало как последней работой мастера, этот "Стенопись" демонстрировался спустя на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Паулу, Берлине.

Пит Мондриан умер 1 февраля 1944 года от воспаление легких.


2. Перечень работ

(Перечень является неполным)

  • Molen Mill ( 1908)
  • Avond ( 1908)
  • Chrysanthemum ( 1908)
  • Windmill by the Water ( 1908)
  • Landscape ( 1909)
  • The Red Tree ( 1909 - 1910)
  • Amaryllis ( 1910)
  • Evolution ( 1910 - 1911)
  • The Red Mill ( 1910 - 1911)
  • Gray Tree ( 1911)
  • Horizontal Tree ( 1911)
  • Still Life with Ginger Pot I ( 1911)
  • Still Life with Ginger Pot II ( 1912)
  • Apple Tree in Bloom ( 1912)
  • Trees ( 1912 - 1913)
  • Scaffoldings ( 1912 - 1914)
  • Composition No. II; Composition in Line and Color ( 1913)
  • Ocean 5 ( 1915)
  • Composition III with Color Planes ( 1917)
  • Composition with Color Planes and Gray Lines 1 ( 1918)
  • Composition with Gray and Light Brown ( 1918)
  • Composition with Grid VII ( 1919)
  • Composition: Checkerboard, Dark Colors ( 1919)
  • Composition A: Composition with Black, Red, Gray, Yellow, and Blue ( 1920)
  • Composition with Black, Red, Gray, Yellow, and Blue ( 1920)
  • Tableau I ( 1921)
  • Lozenge Composition with Yellow, Black, Blue, Red, and Gray ( 1921)
  • Composition with Large Blue Plane, Red, Black, Yellow, and Gray ( 1921)
  • Composition with Red, Yellow and Blue ( 1921)
  • Composition with Blue, Yellow, Black, and Red ( 1922)
  • Composition # 2 ( 1922)
  • Lozenge Composition with Red, Black, Blue, and Yellow ( 1925)
  • Lozenge Composition with Red, Gray, Blue, Yellow, and Black ( 1925)
  • Composition with Red, Yellow and Blue ( 1927)
  • Fox Trot; Lozenge Composition with Three Black Lines ( 1929)
  • Composition with Yellow Patch ( 1930)
  • Composition with Yellow ( 1930)
  • Composition with Blue and Yellow ( 1932)
  • Composition No. III Blanc-Jaune ( 1935 - 1942)
  • Rhythm of Straight Lines ( 1935 - 1942)
  • Rhythm of Black Lines painting) ( 1935 - 1942)
  • Composition blanc, rouge et jaune or Composition in White, Black and Red ( 1936)
  • Vertical Composition with Blue and White ( 1936)
  • Abstraction ( 1937 - 1942)
  • Composition No. 8 ( 1939 - 1942)
  • Painting # 9 ( 1939 - 1942)
  • Composition No. 10 ( 1939 - 1942)
  • New York City I ( 1942)
  • Broadway Boogie-Woogie ( 1942 - 1943)
  • Place de la Concorde ( 1943)
  • Victory Boogie-Woogie ( 1943 - 1944)

Примечания

  1. " " Deicher, Susanne (1995). Piet Mondrian, 1872-1944: Structures in Space. Cologne: Benedikt Taschen. ISBN 3-8228-8885-0. - С. 93 (Фр.)
  2. " " Мондриан Пит / / Украинская Советская Энциклопедия. - 2-е издание. - Т. 7. - Киев, 1982. - С. 107

4. Источники, ссылки, литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам