Плакат

Реклама печатной продукции 1910 года.
Леон Бакст. Афиша для благотворительного базара кукол, 1899, хромолитография

Плакат ( нем. Plakat , фр. placard - Объявление, афиша, от plaquer - наклеить, лат. placatum - сообщение, свидетельство) - разновидность графики.


1. Общая характеристика

Произведение искусства, разновидность тиражируемой графики. Лаконичное, броское, чаще цветное изображение с кратким текстом, выполненное, как правило на большом листы бумаги, изготавливается из рекламной, информационной, учебной целью. Современный плакат - это чаще полиграфическое исполнение художественного оригинала. Основные требования к плакату следующие: плакат должен восприниматься на большом расстоянии, быть заметным на фоне других средств визуальной информации. Плакат - красочное рекламное издание большого формата.


2. Исторические предшественники

Историческими предшественниками современного плокату считают гравюры Германии начала 16 в. большого размера в сутки Крестьянской войны. Их называли тогда "летучие листки", потому что они агатацийну роль.

С развитием театрального искусства в Западной Европе распространение получила театральная афиша (театральный разновидность плаката), имевший обычно текст объявления о предстоящей представление. Афиша получила широкое распространение в 19 веке, когда к ее созданию привлекли литографию. Наряду с текстами стали появляться и изображения, что повышало визуальные и влиятельные характеристики плакатов.


3. Воздействия

Плакат и афиша оказали значительное влияние книжной иллюстрации и станковой графики, прошедшей до 19 века огромное историческое развитие. Широкие возможности усовершенствованной техники цветной литографии добавили афишам и плакатам яркости, цветовой насыщенности. Плакат начал служить также рекламе товаров буржуазного производства, тогда как афиша была сосредоточена на событиях культурных, художественных, театральных, благотворительных.

  • Швейные машинки Зингер

  • Реклама какао

  • Рекламный плакат фильма "Броненосец Потемкин"


4. Приближение к искусству

"В жертву Интернационалу" плакат ОСВАГ, Харьков, 1919 г.


В конце 19 века плакат пережил настоящее подъема. Делать плакать не считали непрестижным ремеслом талантливые мастера многих стран Западной Европы и США. Особенно яркие образцы созданы во Франции, имевшая честь страны художественной инициативы в 19 веке. К созданию плакатов обратился значительная прослойка интернациональных художников -

Чрезвычайной было количество художников 20 века, обратилась к созданию плакатов и через спрос торговых фирм, и через агитационную нашествие политических партий различной направленности.


5. Плакат в Российской империи

Свой расцвет в короткую сутки экономического подъема на рубеже 19 - 20 веков пережил плакат и в Российской империи. К созданию плакатов звернултся русские художники, специализирующиеся на книжной гравюре, гравюре станковой и живописи. Это выделили буржуазный российский плакат в особое звено со значительной художественной стоимости. Русские художники хорошо знали достижения мастеров плаката Западной Европы и через посещение Парижа, и через выставки. Одна из первых выставок плаката прошла в городах Российской империи уже в 1897 году в столичных Петербурге, Москве, Киеве, куда привозили плакаты Анри Тулуз Лотрека и Альфонса Мухи. Ничем не хуже были плакаты и афиши русских мастеров, к созданию которых обращались -


6. Коллекции плакатов и музеи

Реклама очередной выставки Эрмитажа


Уже плакатная продукция Тулуз-Лотрека стала вещами колекционнимы. Ряды коллекционеров афиш и плакатов все время росли и из-за дешевизны предметов коллекционирования, и через их художественную ценность как для частных лиц, так и для театральных, а позднее и художественных музеев.

  • Театральные афиши и плакаты собирал Театральный музей имени Бахрушина через специфику своего музейного учреждения.
  • Коллекционером плакатов (и тиражной графики вообще) был художник Ларионов Михаил Федорович (1881 - 1964). Его коллекция не пропала и после смерти. По завещания ее тоже передали в состав Третьяковской галереи.
  • Свою значительную коллекцию тиражной графики (афиш и плакатов) давно формирует Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
  • Плакаты и афиши известных художников - лоты на художественных аукционах.
  • Возникли первые музеи, специализированные только на плакатах (Польша, Россия и т.д.).

Источники


См.. также