Надо Знать

добавить знаний



План действий по членству в НАТО



План:


Введение

Саммит НАТО, 2002

План действий относительно членства в НАТО (ПДЧ НАТО) ( англ. Membership Action Plan (MAP) ) - Является программой действий для стран-кандидатов в члены организации. Согласно статье 10 Североатлантического договора НАТО остается организацией открытой для приема новых стран. ПДЧ принято 24 апреля 1999 года на саммите НАТО в Вашингтоне, США.

План действий относительно членства в НАТО, который реализуется на основе индивидуального диалога со страной кандидатом, разработан с целью подтвердить четкий курс и обязательства относительно дальнейшего расширения НАТО путем внедрения программы мероприятий, направленных на содействие странам-претендентам в их подготовке к возможному будущему вступлению в НАТО как НАТО.

ПДЧ является программой для претендентов, где предлагается перечень мероприятий, из которого они могут выбрать именно те, которые, по их мнению, является наиболее рациональными с точки зрения содействия их подготовке. Каждая страна-претендент наполняет план "своим" содержанием, "своими" обстоятельствами, теми или иными действиями, которые необходимо осуществить. Активное участие в механизмах программы "Партнерство ради мира" (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) остается существенно важным для стран-претендентов, желающих далее углубить свое военно-политическое привлечение к деятельности Альянса.

Любое решение относительно приглашения страны-претендента начать с Альянсом переговоры о присоединении к НАТО будет приниматься в каждом конкретном случае странами-членами НАТО согласно пункту 8 Декларации Мадридского (1997 г.) саммита и Декларацией Вашингтонского саммита. Участие в Плане действий относительно членства в НАТО, что должно происходить на основе самодифференциации, не означает существования ни любого массового разложения по принятию таких решений, ни гарантии членства. Эту программу нельзя считать перечнем критериев для членства.


1. Страны ПДЧ

На сегодня странами, присоединившимися к выполнению плана действий относительно членства является:

  1. Республика Македония Македония (апрель 1999)

Намерены присоединиться к ПДЧ:

  1. Грузия Грузия
  2. Украина Украина [1]
  3. Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина
  4. Черногория Черногория

2. Внедрение Плана действий относительно членства в НАТО

План действий относительно членства в НАТО, который является фактическим проявлением политики открытых дверей, состоит из пяти разделов, а именно:

  • I. Политические и экономические вопросы
  • II. Оборона / Военные вопросы
  • III. Вопрос ресурсов
  • IV. Вопросы безопасности
  • V. Правовые вопросы

В каждом из этих разделов ПДЧ определены вопросы, которые могут быть предметом обсуждения (список не является исчерпывающим), и освещаются механизмы, с помощью которых можно лучше осуществлять подготовку к возможному членству. Перечень вопросов, определенных для обсуждения, не представляет собой набор критериев для получения членства; этот перечень рассчитан на то, чтобы охватить все те проблемы, которые определят для себя сами страны-претенденты как вопросы, они хотят рассмотреть.

От каждой страны-претендента потребуется разработать годовую национальную программу подготовительной деятельности к возможному будущему членству с определением задач и целей подготовки и где бы содержалась конкретная информация о мерах, принимаемых, ответственных за это органов, а там, где это целесообразно, также график работы по конкретных аспектов такой подготовки. Страны-претенденты, когда сочтут нужным, смогут модернизировать эту программу. Программа формировать основу, с помощью которой со стороны Альянса можно будет проследить прогресс, достигнутый странами-претендентами и обеспечения обратной связи.

Встречи будут проходить по формуле 19 +1 [2] в Североатлантическом совете и других органах, а также, если это будет целесообразно, в рамках Группы НАТО по вопросам международного персонала и военных полномочных представителей НАТО.

Обратная связь и советы по Плану действий относительно членства в НАТО будет обеспечено с помощью механизмов, в основе которых будут лежать формулы, действующие сейчас для стран-партнеров, а именно: встречи по формуле 19 +1 [2] и семинары в рамках Группы НАТО. Эти семинары будут проводиться, когда целесообразно, с целью обсуждения отдельных вопросов Плану действий относительно членства в НАТО.

Группу НАТО, как всегда, возглавит помощник Генерального секретаря, помощник директора международного военного штаба, начальник управления или его представитель. Группа НАТО будет работать в тесном контакте с соответствующими органами НАТО относительно предоставления советов странам-претендентам. С течением времени и по мере приобретения опыта будут отработаны необходимые процедуры. Страны-претенденты должны подавать письменные заявления на проведение семинаров помощнику Генерального секретаря (или его личной помощнику), который будет нести ответственность за внедрение ПДЧ и за разработку календарного плана встреч под общим руководством и при координации Политического комитета высокого уровня (или в его расширенном составе).

Ежегодно Альянс готовить отчет для отдельных стран-претендентов, предоставлять обратную связь, где внимание будет сосредоточено на сдвигах, достигнутых в сферах, охваченных ежегодным национальным программам стран-претендентов. Этот документ станет основой обсуждения на встрече Североатлантического совета со страной-претендентом. С помощью этого отчета можно будет определить сферы дальнейшей деятельности, однако вопрос о том, брать ли на себя обязательства по дальнейшей деятельности, оставаться на усмотрение самой страны-претендента.


2.1. Политические и экономические вопросы

Странам-претендентам будет предложена возможность обсудить и обосновать свое желание и способность взять на себя обязательства по Вашингтонскому договору (1949 года) и соответствующими положениями исследования по вопросу о расширении НАТО. Будущие члены должны соответствовать базовым принципам, изложенным в Вашингтонском договоре, таким как демократия, свобода личности и другим соответствующим положениям, изложенным в преамбуле к Вашингтонскому договору.

От стран-претендентов также ожидается, что они будут:

  • а) решать международные споры мирным путем;
  • б) демонстрировать приверженность принципам верховенства закона и прав человека;
  • в) решать мирным путем межэтнические конфликты и внешние территориальные споры, в том числе и претензии относительно невозьеднаних земель и спорные вопросы внутренней юрисдикции, в соответствии с принципами ОБСЕ и с целью стремление к установлению добрососедских отношений;
  • г) установить надлежащий демократический и гражданский контроль над своими вооруженными силами;
  • д) воздерживаться от угрозы применения силы или, собственно, ее применение каким-либо образом, не отвечает целям ООН;
  • е) содействие развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов и благодаря содействию укреплению стабильности и благополучие;
  • е) оказывать далее полную поддержку и участвовать в работе Совета евроатлантического партнерства и в программе "Партнерство ради мира";
  • ж) демонстрировать приверженность делу укрепления стабильности и благополучия через соблюдение принципов экономической свободы, социальной справедливости и ответственности за охрану окружающей среды.

Кроме того, от стран-претендентов ожидается, что после присоединения они:

  • а) совмещать свои усилия для коллективной обороны и сохранения мира и безопасности;
  • б) поддерживать эффективность НАТО путем распределения обязанностей, расходов и доходов;
  • в) возьмут на себя обязательство добросовестно прилагать усилия для достижения консенсуса по всем вопросам;
  • г) возьмут на себя обязательство активно участвовать в консультативном процессе Альянса и в процессе принятия решений по политическим вопросам и вопросам безопасности, касающиеся НАТО;
  • д) возьмут на себя обязательство сохранять открытость соответствии с Вашингтонским договором и деклараций Мадридского и Вашингтонского саммитов.

Ожидается, что страны-претенденты опишут, каким образом происходят изменения в их политике и на практике и насколько эти изменения отражают вышеприведенные рассуждения (в пунктах 1,2), а также изложат свои взгляды и подтвердят свою готовность и способность соблюдать все другие положения, является результатом накопленного НАТО опыта, в частности Стратегической концепции, развития европейской безопасности и обороны в рамках НАТО, Основополагающего акта Россия - НАТО и Хартии Украина - НАТО.

Ожидается, что страны-претенденты ежегодно предоставлять информацию о состоянии своей экономики, в том числе главные макроэкономические и бюджетные данные, а также соответствующие результаты развития экономической политики.

Странам-претендентам будет предложено представить письменное изложение своих соображений в Группу НАТО, который затем будет передан непосредственно странам-членам НАТО для оказания ими своих комментариев. После надлежащих консультаций в НАТО Группа НАТО созывает совещание для обсуждения представленного материала и соответствующих политических вопросов. Такие собрания должны проводиться ежегодно; по взаимной договоренности можно собрать дополнительные сборы.

Ежегодно будут проводиться заседания Политического комитета высокого уровня (в расширенном составе) для обеспечения непосредственной обратной связи между странами - членами НАТО и странами-претендентами в индивидуальном порядке.


2.2. Оборонные и военные вопросы

Возможность стран-претендентов внести свой вклад военного характера в коллективную оборону и в выполнение новых задач, стоящих перед Альянсом, а также их готовность взять на себя обязательства по постепенному усовершенствование своей обороноспособности составят те факторы, которые будут учитываться при определении их пригодности для членства в НАТО. Широкомасштабная участие в оперативных мероприятиях программы "Партнерство ради мира" является важной составляющей этого процесса, поскольку это позволит дальше углубить политические и военные связи стран-претендентов с Альянсом, способствуя их подготовке к участию во всех видах новых миссий. Новые члены должны быть готовы к распределению функций, рисков, обязанностей, выгод и затрат, связанных с коллективной безопасностью и коллективной обороной. Следует предусмотреть их присоединения к стратегии НАТО в соответствии с положениями, изложенными в Стратегической концепции и в других заявлениях стран-членов на уровне министров.

После присоединения стран-претендентов в НАТО предполагается, что они:

  • а) согласятся с подходом к вопросам безопасности, очерченным в Стратегической концепции;
  • б) выделят вооруженные силы и ресурсы для обеспечения коллективной обороны и выполнения других своих задач;
  • в) будут должным образом участвовать в военной структуре;
  • г) будут должным образом принимать участие в планировании коллективной обороны НАТО;
  • г) будут должным образом участвовать в работе учреждений НАТО;
  • д) оказывать и впредь полную поддержку программе "Партнерство ради мира" и развития сотрудничества с партнерами, которые не являются членами НАТО;
  • е) стремиться осуществления стандартизации и достижения оперативной совместимости.

Последующие меры разработаны с целью оказания помощи странам-претендентам в развитии боеспособности их вооруженных сил, в частности путем усиления их совместимости, с целью обеспечения их способности содействовать эффективности НАТО и таким образом демонстрировать свою пригодность для будущего членства. По возможности эти меры разработаны на уже существующих инициативах.

  • а) Согласно существующим процедурам ПРМ, страны-претенденты смогут делать запросы на разработку адаптированных к их потребностям индивидуальных программ партнерства для того, чтобы лучше сосредоточить свое участие в ПРМ именно на существенно важных вопросах относительно членства в НАТО. В рамках каждой Индивидуальной программы партнерства будут выделены, как существенно важные для стран-претендентов, отдельные направления общего, и странам-претендентам будет предложено представить надлежащей приоритетности именно этим направлениям сотрудничества.
  • б) проводиться ежегодные встречи с участием стран-претендентов в "Клиринговой палате" по формуле 19 +1 (Справочно: по количеству членов в 1999 году; сейчас это 26 +1) с целью содействия координации двусторонней и многосторонней помощи и достижения максимальной взаимной эффективности, чтобы лучше помочь этим странам в подготовке к членству.
  • в) В рамках общей структуры расширенного и адаптированного Процесса планирования и обзора сил и в соответствии с процедурами этого процесса планирования контрольных показателей по конкретным направлениям по непосредственно тех стран, которые готовят свои военные структуры и ресурсы к возможному членству в Альянсе, осуществляться совместно со странами- претендентами. Страны-претенденты будут проходить процесс аналитической проверки по продвижению в запланированных показателей.
  • г) Эти запланированные показатели будут устанавливаться на основе консультаций каждой страны-претендента с НАТО и могут применяться к любой составляющей их вооруженных сил, а не только исключительно к тем силам, которые заявлены для участия в программе "Партнерство ради мира".
  • г) Министерские директивы в рамках Процесса анализа и планирования в (PARP) охватывать те подходы и конкретные меры, которые могут прибегать страны-претенденты в контексте Плана действий относительно членства в НАТО, чтобы подготовить свои вооруженные силы к возможному членству в НАТО.
  • д) Для того, чтобы страны-претенденты имели возможность получить больше информации и данных по широкому кругу вопросов, например, относительно общей политики в области обороны, ресурсов, текущих или запланированных расходов на оборону, они смогут воспользоваться смотровой отчетом, который будет готовиться в рамках Процесса планирования и обзора сил.
  • е) Свидетельством прозрачности этих действий является то, что согласно положениям Процесса планирования и обзора сил страны-претенденты будут поощряться к распространению своих собственных документов, посвященных процессу планирования и обзора сил среди других стран-претендентов на членство в НАТО, в дополнение к распространению этих документов в странах-членах НАТО. Кроме того, страны-партнеры будут также поощряться к тому, чтобы приглашать, в частности, других претендентов на членство в НАТО для участия в процедуре аналитического обсуждения по поводу осуществления намеченных целей.
  • е) Страны - претенденты будут приглашаться к наблюдениям и участия в отдельных, четко определенных этапах учений, проводимых исключительно с участием сил НАТО, когда Североатлантический совет примет решение сделать такие учения открытыми соответствии с ныне действующих процедур. При определении приоритета будет, прежде всего, учитываться соображения относительно обеспечения эффективности таких учений.
  • ж) Любые дальнейшие средства оценки НАТО вооруженных сил стран-партнеров при проведении под руководством НАТО операций по поддержанию мира и при определении результативности участия стран-партнеров во время учений и операций в рамках НАТО / ПРМ будут также использованы для оценки степени оперативной совместимости для определения диапазона боеспособности вооруженных сил стран-претендентов. Если такие средства оценки будут распространены и на те вооруженные силы, которые не вовлечены в операции по поддержанию мира, то эти средства будут также использованы для оказания помощи этим странам-претендентам.
  • з) Целесообразным может стать применение моделирующих технологий для военных учений и отработки процедур.

2.3. Вопрос средств

Ожидается, что новые члены выделят достаточную сумму бюджетных средств на то, чтобы быть в состоянии выполнить все те обязательства, вытекающие из возможного членства. Через национальные программы в странах-претендентах должны быть созданы необходимые структуры по вопросам планирования и выполнения таких оборонных бюджетов, которые бы определенным приоритетам в сфере обороны и предусматривали соответствующие схемы обучения для ознакомления персонала с существующими в НАТО практикой и процедурами с целью подготовки к возможной в будущем участия в работе структур Альянса.

После присоединения стран-претендентов ожидается, что они:

  • а) выделят достаточно бюджетных средств на выполнение обязательств, которые стоят перед Альянсом;
  • 6) создадут национальные структуры, решать вопрос о таких бюджетных средств;
  • в) принимать участие в мероприятиях НАТО на условиях совместного финансирования по согласованным долями расходов;
  • г) принимать участие в работе структур Альянса ( постоянное представительство в штаб-квартире НАТО, военное представительство в структуре командования НАТО; надлежащее участие в работе учреждений НАТО).

Через существующие механизмы, в том числе через те, что действуют в рамках ПРМ, из-за возможных стажировки и учебные курсы, через рабочие семинары с участием Группы НАТО по просьбе стран-претендентов им будет предоставлено:

  • а) советы по развитию их национальных структур, процедур и механизмов для решения вышеуказанных проблем и обеспечения условий для максимально эффективного использования расходов на оборону;
  • б) помощь по вопросам подготовки персонала, необходимого для комплектования этих структур и для работы в НАТО и его учреждениями.

2.4. Вопросы безопасности

От стран-претендентов ожидается, что они после присоединения введут достаточные средства безопасности и процедуры для обеспечения защиты наиболее секретной информации в соответствии с политикой НАТО по вопросам безопасности информации.

По просьбе стран-претендентов могут проводиться соответствующие курсы по безопасности персонала, физической безопасности, защиты документов, промышленных секретов и системы ИНФОСЕК (INFOSEC). Гарантируется возможность разработки индивидуальных программ для стран-претедентив. Комитет по вопросам безопасности и специальные комитеты НАТО могут высказывать свои пожелания встретиться с претендентами никогда, если они сочтут это необходимым или полезным.


2.5. Правовые вопросы

Для обеспечения исполнения обязательств относительно членства в НАТО страны-претенденты должны с надлежащими правовыми механизмами и соглашениями, которыми руководствуется НАТО для обеспечения сотрудничества в своей структуре. Это должно предоставить странам-претендентам возможность тщательно проанализировать свое внутреннее законодательство относительно его совместимости с нормативными положениями НАТО. Кроме того, страны-претенденты должны быть надлежащим образом проинформированы о формальный юридический процесс, предшествующий членству.

  • а) По завершении надлежащих процедур новые члены присоединяются к:
    • Североатлантического договора [3].
  • б) Получив приглашение, новые члены должны присоединиться к:
    • (И) Соглашения, заключенного сторонами Североатлантического договора о статусе вооруженных сил [4]
    • (Ii) Протокола о статусе Международного военного штаба, созданного в соответствии с Североатлантическим договором [5]
  • в) Ожидается, что новые члены присоединятся к таким сделкам:
    • (И) Соглашение о статусе НАТО, национальных представителей и Международного штаба [6];
    • (Ii) Соглашение о статусе миссий и представителей третьих стран в НАТО [7].
  • г) Ожидается, что новые члены присоединятся к таким технических сделок:
    • (И) Соглашение между сторонами Североатлантического договора о защите информации [8];
    • (Ii) Соглашение о взаимном обеспечении секретности изобретений, связанных с обороной и на которые были поданы заявки на патентование [9];
    • (Iii) Соглашение НАТО о передаче технической информации в целях обороны [10].
  • г) Чтобы разрешить в перспективе доступ к информации системы АТОМАЛ (ATOMAL), должно быть предусмотрено, что новые члены присоединятся к:
    • (И) Соглашения о сотрудничестве относительно информации по атомной энергии [11];
    • (Ii) Административных механизмов реализации соглашения [12].
  • д) Внутреннее законодательство стран-претендентов должно быть как можно сумиснишим со всеми механизмами и с практикой их применения, которыми руководствуется сотрудничество в НАТО.

Рабочие семинары, проводимые Группой НАТО, предусматривающие информирование по правовым вопросам и дискуссии относительно тех мер, которые необходимо будет осуществлять. Страны-претенденты смогут предоставить информацию о существующих механизмов и мероприятий, которые необходимо будет внедрять с целью присоединения к этим соглашениям, в частности относительно того, существуют ли какие-либо конституционные или юридические барьеры на пути их внедрения.

Страны-претенденты смогут также предоставить информацию по поводу того, может внутреннее законодательство, и каким образом, стать препятствием на пути их непосредственной и полной интеграции в Североатлантический союз. Соответственно возможен обмен информацией и опытом по этому вопросу может происходить со всеми странами-претендентами.


Примечания

  1. Ющенко, Тимошенко и Яценюк подписали заявление о НАТО - novynar.com.ua/politics/17825
  2. а б по количеству членов в 1999 году; сейчас это 26 +1
  3. Вашингтон, 4 апреля 1949
  4. Лондонское соглашение о статусе сил, Лондон, 19 июня 1951
  5. Парижский протокол, Париж, 28 августа 1952
  6. Оттавская соглашение, Оттава, 20 сентября 1951
  7. Брюссельская соглашение, Брюссель, 14 сентября 1994
  8. Брюссель, 6 марта 1997
  9. Париж, 21 сентября 1960
  10. Брюссель, 19 октября 1970
  11. С - М (64) 39 - Основная соглашение
  12. С - М (68) 41, 5-я редакция

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам