Надо Знать

добавить знаний



Платон


Plato Silanion Musei Capitolini MC1377.jpg

План:


Введение

Платон ( греч. Πλάτων ; 427 до н.е. - 347 или 348 до н.е.) - древнегреческий мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом основоположник европейской философии; глава философской школы, известной как Академия Платона.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Платон происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни Афины (род его отца Аристона происходил от мифического царя Кодра [2], среди предков матери, Периктионы, законодатель Солон, один из "Семи мудрецов") [3], после победы спартанцев в Пелопоннесской войне дядя Платона, Хармид, стал одиним из десяти ставленников Лисандра в Пирее в 404-403 годах [4], Критий - один из "Тридцати" тиранов в Афинах) в разгар Пелопоннесской войны, когда Древние Афины вели соперничество с аристократами Спарты за гегемонию над эллинскими государствами. При рождении назван Аристокл в честь деда. Свое прозвище получил уже в зрелом возрасте, что переводится с древнегреческого языка как "широкий". По одной из версий, Платону дали такое имя как синоним широких взглядов на мир, выделяли большого афинянина [5].

Мальчиком Платон обучался у лучших афинских учителей: риторику он постигал с Дионисием, музыку - с Драконтом, гимнастикой занимался с Аристокл с Аргоса [6]. Некоторое время слушал софиста гераклитивськои ориентации Кратила. Кроме того учился у живописцев и трагиков, поскольку последние считались наставниками всей Эллады. В юные годы и сам Платон составлял дифирамбы богу Дионису, увлекался комедиями Аристофана и Софрона, даже сочинял на них эпиграммы. В 408 до н. е. 20-летний Платон в Афинах, где собирался участвовать в соревнованиях авторов трагедий, случайно перед театром Диониса на склоне Акрополя услышал Сократа, который вел беседу с афинянами. Эта встреча перевернула его мировоззрение: изящные искусства отошли на второй план, уступив место философии (он даже сжег все свои ранние поэтические произведения), отказался от политической карьеры. Платон стал одним из самых преданных учеников Сократа и до самой его казни оставался в числе постоянных собеседников. Хотя современники отмечают, что Платон всю жизнь отличался крайней застенчивостью и замкнутостью.


1.2. Платон и Сократ

После смерти Сократа в 399 до н.е. Платон едет в Мегары к Евклида, у которого теперь собирались афинские Сократу ученики ( Socratici viri). Позже отправился в долгое путешествие [7]. Сначала 387 до н.е. посещает Южную Италию, Локри Епизефирськи - родину древнейших записанных законов Залевка (с Локр происходит пифагореец Тимей, именем которого назван знаменитый диалог Платона, путешествие вообще задумывалось прежде всего ради знакомства с пифагорейцами). На Сицилии в Сиракузах он знакомится с Дионом, приближенным тирана Сиракуз Дионисия I. По возвращении из Сицилии 387 до н.е. побывал в Северной Африке, в Кирене, откуда происходил математик Феодор, который в свое время учил математике Сократа; посетил также Египет, где вел беседы с жрецами, научился магии в финикян, в Иудеи познакомился с древними учениями, в Вавилоне изучал астрономию. Путешествуя, Платон не раз подвергался опасности. Однажды даже почти был продан в рабство - его выкупил и освободил один из жителей Эгины.


1.3. Академия Платона

Вернувшись в Афины, Платон приобрел на северо-западной окраине города дом с садом, где основал свою знаменитую философскую школу. Вся эта местность, где когда-то располагалось святилище богини Афины, находилась под покровительством героя Академа. Как гласит легенда, последнем эту землю завещал полумифический царь Аттики Тесей. Так 385 до н. н.э. возникла Платоновская академия, в которой, по замыслу самого Платона, должны воспитываться истинные мудрецы, назначение которых - управлять государством [8]. Ученики Академии учились неизвестным ранее наукам: диалектике, аналитике, методологии, философии, индуктивным и дедуктивным методам познания.

С возникновением Платоновской школе произошел переворот в глубинах греческой цивилизации. С одной стороны, Платону дорогой мир чувственный, созерцательный, с другой - он равнодушен к идеальному, той единственной реальности, которую душа может познать только умозрительно. К Академии Платона, в частности, относились: племянник Платона Спевсипп, ставший во главе Академии после его смерти; Ксенократ - третий схоларх Академии; знаменитый математик и астроном - Евдокс Книдский, остававшийся во главе школы во время второй поездки Платона в Сицилию. В 366 до н.е. в Академии появляется Аристотель и остается до смерти Платона [9].

Приобщившись к мудрости великих народов, Платон вырос в глазах современников и как наставник молодежи, и как личность. Он отказался от сократовской иронии и привычки ходить по улицам, начиная разговора с первым прохожим. При этом он не принял превосходства пифагорейцев с их строгими правилами не допускать к себе посторонних. Доброжелательность Платона была настолько притягательный, что учащимися Академии становились и женщины, переодетые в мужскую одежду. Занятия в Академии дважды прерывались в связи с поездками в Сицилии по просьбе Диона Сиракузского в 367-366 и 361 годах до н. э Стремясь привнести мудрый начало в политику, проверить свою теорию на практике, 60-летний философ пытался реформировать государственную власть с помощью философии. Именно так было в Сиракузах: сначала правления Дионисия Старшего, а затем - Дионисия Младшего. Однако попытки Платона остались тщетными, и он убедился, что тирания навсегда останется глухой к философии.

Остаток жизни Платон посвятил философским и научным занятиям в Академии и работе над своими "Диалоги". Умер Платон в 347 до н.е. в возрасте восьмидесяти лет, в день своего рождения. Его похоронили в саду Академии. Значение Платона и его влияние на мировую философию подчеркнул английский философ и математик 20 века Альфред Уайтхед: "Наиболее надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собой лишь ряд примечаний к Платону. [10].


2. Основные философские взгляды

Опираясь на достижения пифагорейцев и современных ему математиков, Платон строит свою философскую систему, создавая три мира: мир вещей, который постоянно меняется, мир идей ( эйдосов) - вечный и неизменный и, в промежутке между ними - математические объекты.

Будучи сторонником гераклитивськои натурфилософии и восприняв ее постоянную изменчивость, Платон считал, что все в природе возникает и уничтожается - значит, не может быть действительного знания, потому чувственный мир изменчив. Поэтому он выдвигает теорию "Идей" ( эйдосов), которые являются предельным положением вещей, познаваемых только с помощью математических объектов при стремлении получения истинного знания.

Платон был основателем того, что позже получило название идеализма. Его взгляды сформулированы в мифе о пещере с "Государства". На взгляд Платона истинные ценности бытия образуют особый позафизичний мир - Гиперурания. Этот мир составляют бестелесные прообразы, образцы, проекты, идеи, эйдосы вещей, животных, людей, добродетелей и ценностей. Эйдосы никем и ничем не рождены, существуют вечно, они неизменны и нерушимы. Кажущийся мир, доступный чувством, образуется при воплощении эйдосов в хаотичной, протекающей переменной хоре (материи). Мир, который мы знаем - это только тени мира эйдосов [11].


3. Произведения

Платон
Платон в Академии

До нас дошло 36 произведений Платона, выданных и разбитых Трасилом Александрийским, придворным астрологом императора Тиберия, на 9 тетралогий. Росповсюдженою на сегодняшний день является следующая классификация:

  • Процесс и смерть Сократа
    • "Апология" : Защитная речь Сократа перед присяжными
    • "Критон" : Неудачная попытка уговоры Сократа к бегству
    • "Федон" : О философии и смерть, а также бессмертие души
  • Диалоги с софистами
    • "Протагор" Можно ли научить добродетели?
    • "Ион" : Знания и умения рапсодов (публичных чтецов стихотворений)
    • "Гиппий Меньший": Знание хиппи о добродетели
    • "Гиппий Больший": Знание хиппи о человечности
    • "Евтидем": О мудрости Сократа и софистов, а также силу риторики
  • Диалоги, связанные с конкретными лицами, темами и понятиями
    • "Лахет": Каким образом дети могут стать мужчинами, которые придерживаются добродетелей
    • "Хармид": Циломудристь и познания блага (добра)
    • "Евтифрон": О сути благочестия и объективной истины
    • "Лисид": О дружбе и (Платоновская) любовь
    • "Алкивиад I": Каким образом Алкивиад может стать хорошим государственным мужем
    • "Горгий": О смысле молитвы
    • "Кратил": О значении языка
    • "Менексен": Речь Сократа в честь павших в бою
  • Идейно-критические диалоги
    • "Парменид" О бытии идей
    • "Теэтет" О четырех стремление определить знания как понятие, которые заканчивают апорично
    • "Софист" О сути софистов
    • "Политик" Искусство и формы государственного управления
    • "Филеб" О благо (добро) и как его достичь
  • Письма (13 листов)

Начиная с конца 17 в., Корпус текстов Платона, подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их истинности и хронологии. Из переданных Трасилом Александрийским произведений следующие расцениваются современной философской наукой как, не написаны Платоном: "Клитофонт", "Пислязаконня", "Минос", "Алкивиад II", "Феаг", "Соперники" и "Гиппарх". Сомнительными по оригиналости также диалоги "Алкивиад I", "Гиппий Меньший" и "Ион". Среди писем Платона седьмой считать более менее достоверным. Одним из возможных объяснений существования произведений-фальшивок может послужить то, что в древние времена имена известных людей использовались для распространения собственных идей. Другое объяснение, которое предоставляется ниже - указанные диалоги написаны учениками Академия при сотрудничестве Платона.


4. Литературная деятельность Платона

Свои размышления о государстве Платон в неизвестной нам форме обнародовал еще до 392 (когда были поставлены Женщины в народном собрании" Аристофана, содержащие пародию на проект платоновского государства). Писать он начал в распространенном в начале 390-х гг жанре судебной речи. В центре "Апологии Сократа" (392) - первом законченном тексте Платона дошедший до нас - проблема несовместимости индивидуальной добродетели и существующего государственного устройства. Он пишет также речи, вошедшие потом в диалоги "Менексен" "Федр", "Пир". Постепенное оформление школы Платона" во 2-й половине 380-х годов позволило ему найти адекватную литературную форму - диалоги. Свои диалоги, как отмечает Ницше, Платон писал не с целью обучения или воспитания, а только для того, что человек, изучала их, смогла их вспомнить (возможное объяснение можно найти в диалоге Федр). В своих диалогах он, в большинстве случаев, заставлял Сократа дискутировать с различными оппонентами на определенные темы.

Первый такой диалог, продолживший тему справедливости и государства, - "Протагор"; тема политики объединена здесь с темой воспитания. После этого Платон, завершив "Пир", пишет Федона, начинает работу над "Государством", (уже как над перечисленных диалогом), создает "Евтидема", "Хармид" и "Лисида". Все эти диалоги рассчитаны на широкий круг слушателей.

Однако, параллельно с этим (начиная примерно с Федона) в Платоновской Академии обсуждаются отдельные темы, имеющие интерес преимущественно для членов кружка (в Федоне - четыре доказательства бессмертия души). В русле этой тенденции появляются диалоги "Менон" (где подчеркивается значение математики), "Кратил" (с его учением о природе имени) и "Теэтет", где впервые декларируется переход к прямой драматической форме диалога.

С начала 380-х годов в Академии развивается (при участии или под влиянием самого Платона) литературное творчество других членов платоновского кружка, которые также пишут либо диалоги, в основе которых лежит перевод ("Соперники", "Эриксий"), или прямая драматическая форма ("Клитофонт", "Лахет", "Алкивиад I", "Феаг", "Гиппий Меньший", "Ион", "Евтифрон"). Такие тексты, созданные Платоном и его школой к началу 360-х годов.

Платон и Сократ. Средневековая фреска

Между второй и третьей сицилийскими поездками Платон завершает "Государство", начинает "Законы" и пишет диалог "Парменид". После третьей сицилийской поездки у Платона возникает замысел монументальных трилогий, однако осуществить удается их только частично: "Тимей", "Критий" (не завершен), "Гермократ" (не написан), "Софист", "Философ" (не написано). Сократ перестает быть ведущим участником беседы ( "Тимей" - монолог пифагорейца Тимея о создании мира и человека, "Критий" - монолог Крития об Атлантиде), а в "Законах" Сократа вообще нет. Единственный традиционный сократический диалог этого периода - "Филеб" (под именами Филеба и Протарха Платон ввел Евдокса и Аристотеля). С гибелью Диона (в 354) связано написание VII Письма - первой в европейской литературной традиции автобиографии.

Одновременно неизвестные нам ученики Академии пишут Гиппия Большего", "Гиппарха", "Сизифа", "Миноса", "Демодока" и ряд писем, а также "О добродетели" и "О справедливости". Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании философа (поскольку душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме воспитания и образа жизни"), Парменидовское противопоставление мира подлинного бытия и закона миру становления и мнения; убеждение в необходимости воспитывать людей" (берущих начало от софистов и Сократа), а также внимание к происхождению государства и права.


5. Учение о душе и государстве

Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые Возничего ( умом). Когда визничему удастся утихомирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытия. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врача тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных ( "Федр").

Трем началам души - вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели : рассудительность, мужество и мудрость. Их согласование дает справедливость как в отдельной человеческой души, так и в государстве, устроенная по аналогичным представлениям: в ней работают ремесленники, их защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы ( "Государство"). Поэтому душа и государство должным работать при правильно построенном педагогическом процессе: его граждане получают благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре - элементарное музыкальное, а благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным способностям должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению первооснов, или настоящего блага, (оно является благом каждого отдельного существа, государства и мира в целом), и позволяет справиться с искусством законодателя и судьи. В отличие от них мнимые искусства, или негодные умения (рассмотрены в "Горгии") вредят телу (кулинарное и косметическое искусства) и душе ( софистика и риторика).

В зависимости от основного принципа, заложенного в государстве, она может быть правильной ( монархия и аристократия) или неправильным ( тимократия, олигархия, демократия, тирания). Идеалом государства служит жизнь прежних поколений при Кроноса, когда родом людей управляло божество посредством демонов, которые пасли отдельные группы людей, и не было ни войн, ни конфликтов, но все имели возможность философствовать ("Политик"). Но Платону, жившего "в царстве Зевса, приходится в " Законах" , во-первых, рассмотреть типы государственного устройства, исторически существовавшие ( Спарты, Крита, Илиону, дорийцев, Лакедемона, Персии, Аттики) и, во-вторых, продумать подробное законодательство. При этом три основные начала души рассматриваются теперь как нити, за которые божество дергает людей-марионеток ради непонятной последнее цели. Платон тщательно регламентирует воспитание, начиная с детского возраста, подчеркивает наличие не только добрых, но и злых побуждений в индивидуальной человеческой души, постулируя существование злой души для мира в целом. В результате он дает детально продуманную систему наказаний и полностью отрицает индивидуальную инициативу, не санкционированную законом.


6. Иерархия бытия

"Республика" Платона, издания 1713 года

Парменидовское противопоставление широго бытия и мира становления разработано Платоном в виде ряда иерархических структур. В " Пире" рассмотрена иерархия красоты, уводящая нас от плотской красоты к красоте души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе, выше которого только благо и к которому причастны все прочие виды прекрасного. В " Федоне здешней земле (подобию) противопоставлена ​​истинная (образец-парадигма). В " Государстве" бытия, ум-образец, идея в качестве прекрасного подчинены благу, которому в чувственном мире соответствует Солнце. В "Тимее" благой Демиург, тождественный со сферой ума-парадигмы, представляет область нетварного вечного бытия, творит (рождает) мировую душу и поручает богам создание отдельных душ, осуществляя тем самым переход к сфере становления и времени.


7. Критерий и метод познания

Критерий, позволяющий правильно ориентироваться в мире чувственных данностей, Платон задолго до Канта формулирует так ... не во впечатлениях заключается знание, а в умозаключениях о них, потому что, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же - нет" ("Теэтет"). Ни ощущения, ни правильные мнения, ни объяснения их не дают еще знания как такового, хотя и необходимы для подступа к нему. Над ними стоит рассудочная (дискуссионная) способность, а ее превосходит, созерцающий подлинное бытие. Этой иерархии познавательных способностей соответствуют: имя, словесное определение, мысленный образ вещи (т. е. возникающее в нас представление о ней), или ее идея, независимое от нас бытие которой мы изначально предполагаем.

В " Парменид" Платон обсуждает проблемы, возникшие в ходе школьных дискуссий относительно онтологического статуса идей и их познавательной функции. Неясно, например, у каких вещей-подобий есть идеи-образцы, у которых нет (например, когда речь идет о грязи, мусоре и т.д. . п.). Далее, вещи не могут приобщиться ни к идее в целом, потому что тогда они раздробят ее, ни к ее части. Многие вещи должны быть причастны сразу нескольким противоположным идеям. Наконец, идеи соотносятся с идеями и как таковые подобны одна другой, а не вещам; точно так же и вещь может быть подобна другой вещи, но никак не идее. Поэтому обладая опытом вещей, мы ничего не сможем сказать об идеях, а от идей никак не перейдем к вещам.

В " Парменид" Платон говорит о необходимости сохранить идеи и диалектику как основной метод упражнения в философии. В "Кратиле" диалектиком называется тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы, в " Государстве" - кто "постигает понятия каждой сущности", но в чем состоит этот метод и как постигаются эти сущности, остается неясным. В "Софисте" и "Политике" Платон разрабатывает метод разделения рода до неделимых далее видов, в "Филеби" - метод смешения, при котором все, что предполагает "больше" или "меньше", рассматривается как то или иное сочетание беспредельного и предела. Отсутствие строгой системы рационального знания все более остро ощущалось и в Академии и самим Платоном, и он не мог победить в споре с Аристотелем, что подверг все эти методы сокрушительной критике, проанализировали всю сферу языковых выразительных средств и создавшим соответствующие науки (топику, аналитику, риторику, учение о языковом выражении и категориях). При этом победа Аристотеля была всего лишь одним из явлений школьной жизни Академии при жизни ее первого схоларха.


8. Историческое значение

Платон четко продумал и письменно зафиксировал два своих грандиозных проекта: идеальное государственное устройство и законодательство, которому вряд ли когда-нибудь выпадет удобный случай для осуществления" (" Законы" ). Созданная им философская школа, которую он противопоставил софистическим и риторическим школам, - единственная, просуществовавшая до конца античности (закрыта эдиктом Юстиниана в 529). Платоники продолжали непрерывно учить вплоть до 10 века в Карах (в Месопотамии, недалеко от Эдессы). Тем самым платонизм сохранил реальные достижения античной философии не только для западного средневековья и Византии, но и для арабо-мусульманской традиции, обеспечив единство всей европейской мысли.


Примечания

  1. Plato biography, St. Andrews University - www-history.mcs.st-andrews.ac.uk/Biographies/Plato.html
  2. Diogenes Laertius, Life of Plato, III
    * D. Nails, "Ariston", 53
    * U. von Wilamowitz-Moellendorff, Plato, 46
  3. Diogenes Laertius, Life of Plato, I
  4. WKC Guthrie, A History of Greek Philosophy ", IV, 10
    * AE Taylor, Plato, xiv
    * U. von Wilamowitz-Moellendorff, Plato, 47
  5. Diogenes Laertius, Life of Plato, IV
  6. Diogenes Laertius, Life of Plato, IV
    * W. Smith, Plato, 393
  7. McEvoy James. Plato and The Wisdom of Egypt - Philosophical Journal. - 1. - (1984) (2). Просмотров: 2007-12-03.
  8. Huntington Cairns, Introduction to Plato: The Collected Dialogues, p. xiii.
  9. "Biography of Aristotle" - www.gradesaver.com / classicnotes / authors / about_aristotle.html. ClassicNote. GradeSaver LLC . http://www.gradesaver.com/classicnotes/authors/about_aristotle.html - www.gradesaver.com / classicnotes / authors / about_aristotle.html . Проверено 2007-12-03 .
  10. Process and Reality p. 39
  11. Г.И. Волынка, В.И. Гусев, Н.Г. Мозговая, И.В. Огородник, Ю.А. Федив История философии в ее связи с образованием. - Киев: Каравелла, 2006. - ISBN 966-8019-46-6

Источники

  • Richard Mervyn Hare Plato - books.google.com.ua / books? id = lxcBfcaav2AC & printsec = frontcover & dq = Richard Mervyn Hare Plato - Oxford: Oxford University Press, 1982. - 82 с. - ISBN 019287585X
  • AE Taylor Plato: the man and his work - books.google.com.ua / books? id = sb8KR_jVAy0C & printsec = frontcover & dq = Richard Mervyn Hare Plato + ISBN & hl = ru & source = gbs_similarbooks_s & cad = 1 # v = onepage & q & f = false. - London: Methuen & Co, 2001. - 574 с. - ISBN 0-486-41605-4

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам